москва. Москва третий рим. Введение Концепция Москва Третий Рим
Скачать 28 Kb.
|
Тема 34 Введение Концепция «Москва – Третий Рим» сложилась в XVI веке. Надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами, Византия пошла на соглашение о переходе в Православной церкви под власть Папы Римского в 1439 году на Флорентийском саду в Италии была подписана церковная уния. Однако в 1453 году Константинополь – Второй Рим – все же был завоеван. Флорентийскую унию Русь не признала и сочла крушение Византийской империи небесной карой за предательство Православной веры. Москва стала третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить миру свет православия. На протяжении многих веков вокруг Москвы собирались русские земли, создавая собой могучее Российское Государство. В основе идеологии Третьего Рима лежит представление о Богохранимом и Богоизбранном Городе, призванном осуществить историческую миссию и тем выполнить Божественную Волю. В русской трактовке эта идея имела глубоко христианскую основу: мировой миссией Богоизбранной Руси стало сохранение Православной Церкви. А наивысшей целью – Небесный Иерусалим – грядущее Небесное Царствование, достичь которого невозможно вне Церкви. Государство же трактовалось как оплот Православной церкви , Христианская держава, оберегающая своей властью и силой православие. Церковь же являлась не только целью, но и основой исторического существования России. «Москва – третий Рим», политическая концепция XVI века в России, обосновывающая историческое значение Москвы, как политического и церковного центра Российского Государства. Концепция «Москва - третий Рим» изложена в характерной для средневековья религиозной форме, утверждающей, что исторической наследницей Римской и Византийской империй, которые пали, по мнению основателей идеи, из-за предательства «истинной веры», является Московская Русь – «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»). Свое начало теория берет в середине XV века, «Москва — третий Рим» была сформулирована в начале XVI века в посланиях псковского монаха Филофея к Московскому Великому князю Василию III Ивановичу. |