политический режим. Введение понятие политический режим от лат
Скачать 38.8 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Понятие «политический режим» (от лат. regimen, от фр. regime – управление) появилось в научном обороте во второй половине XX в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике. Следует, однако, отметить, что, несмотря на наличие большой теоретической базы исследований и практического опыта различных стран, многие аспекты этой проблемы не имеют единого решения ни в западной, ни в отечественной политической науке. В научной литературе существует большое количество определений политического режима. Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период»1. Можно сказать, что политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы1. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Цель данной работы – исследовать вопрос политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно: раскрыть понятие политического режима; раскрыть понятие и основные черты видов политического режима; исследовать основные виды политических режимов. Основным методом достижения поставленных целей является изучение учебной литературы по политологии и конституционному праву отечественных и российских учёных. Понятие политического режима Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов1. Политический режим – это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом2. Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества3. Характер политического режима зависит от следующих моментов: - от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций); - степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; - процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей; - состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций. Основные формы правления следующие: Автократия – самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента) 2. Аристократия – власть знати, привилегированного большинства знатных (лучших) людей 3. Плутократия – власть богатых, господство в обществе «денежных мешков». 4. Тимократия – власть привилегированной верхушки состоятельных людей. 5. Теократия – власть церкви и духовенства. 6. Геронтократия – власть старейшин, старшего поколения людей. 7. Демократия – народовластии, власть всего народа, широких слоев общества. 8. Охлократия – власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям. 9. Монархия – власть одного правителя – монарха (шаха, султана, короля и пр. 10. Олигархия – власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.). 11. Полиархия – власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии, при которой на действия правительства заметно влияют различные общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и пр.) 12. Анархия – отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе 13. Диктатура – неограниченная власть одного лица (диктатора), группы лиц, политической партии и т.д. 14. Бюрократия – чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)1. Важно заметить, что в реальной жизни многие из этих форм могут накладываться друг на друга. В частности, хорошо «уживаются» вместе теократия и монархия. Иногда, к сожалению, совместимы теократия и диктатура, демократия и анархия и т.д. Кроме того, иные из перечисленных здесь форм в какой-то мере тавтологичны, т.е. повторяют друг друга и обозначают весьма схожие ситуации правления в обществе. Все же многообразие типов государств по политическому режиму сводится обычно к трем формам: тоталитарной, авторитарной и демократической. Главные различия между ними – в характере власти и степени обеспеченности прав и свобод граждан. Тоталитарное государство Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ веке. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Теория тоталитаризма складывалась в 40-50х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма – работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы. Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели особого успеха. Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий1. Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индокринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры- монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чело сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности»1. Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок- появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитраной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания , утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной1. В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал «новый промежуточный» класс – многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены национал-социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической партии. Общие предпосылки тоталитаризма следующие: 1. Индустриальная стадия развития; 2. Нарастание рациональности и организованности в жизни общества; 3. Появление монополий и их срастание с государством; 4. Этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; 5. Массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; 6. Эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; 7. Психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и одиночество; 8. Острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; 9. Появление многочисленных маргинальных слоев. Суть тоталитарного государства в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены. 3. Авторитаризм Авторитаризм характерен как для обществ, прощающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты: 1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.) 2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. 3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. 4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. 5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. 6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы1. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии. Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это-монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения. Если взять теперь наше отечество, то Россия, по мнению исследователей, во все времена в той или иной мере «грешила» авторитаризмом. Яркие примеры-правление царя Ивана Грозного (1530-1584), императоров Петра Великого (1672-1725), Николая 1 (1796-1855) и др. Не случайно некоторые полагают, что российский народ по своей природе нуждается в авторитарной власти и любит авторитарных вождей. Широкая распространенность и устойчивость авторитарного режима (во многих случаях переход от авторитаризма к демократии оказывался неудачным) в большинстве современных стран порождает вопрос об истоках авторитаризма, причинах его сохранения и воспроизводства. К таковым относятся: а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию активного воздействия населения на политическую систему; в) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; г) экономическая отсталость; д) неразвитость гражданского общества; е) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. Экономическая отсталость и слабость гражданского общества, а значит и неразвитость механизмов саморегуляции общества обусловливают расширение и увеличение функциональной нагрузки на государство. Это означает, что государство вынуждено брать на себя те функции, которые общество в силу своей слабости выполнить не в состоянии. Таким образом, помимо своих специфических функций государству приходится осуществлять административное вмешательство в экономику и ее регулирование, заниматься распределением материальных благ и экономических ресурсов, поддерживать национальную культуру и образование. Неразвитостъ рыночных отношений и частной собственности ставят личность в жесткую экономическую зависимость от государства1. Авторитаризм содержит в себе определенные реформаторские возможности. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов политического выражения общественных интересов. В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. 4. Демократия В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Существуют три конкретные модели народовластия. Рассмотрим их. Так, античная демократия, которая сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в охлодемократию, или охлократию, – власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.) такой тип управления обществом основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого сладкоголосого и крикливого демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности. Другой негативный опыт «коллективистской» модели народовластии дала социалистическая демократия в бывшем СССР и в других странах. Она по существу представила собой псевдодемократию (демократию на словах), поскольку означала полное подавление отдельной личности коллективом, обществом, государством, господствующей политической партией и официальной идеологией. Человек был лишен возможности реально влиять на формирование и действие властей1. Однако и «индивидуалистическая» и либеральная демократия, нацеленная на максимально неограниченную личную свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад общества и на практике может стать олигархо- или анархо-демократией или, еще хуже, – тем и другим вместе. В частности, олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь добавляется та или иная доза олигархии- обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков. В свою очередь, анархо-демократия представляет подчас безвластие; когда на фоне соблюдения тех или иных демократических процедур (например, выборов власти) в обществе фактически правят вседозволенность, беззаконие, преступность. Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует какой-то «чистой», идеальной демократии, и любая ее модель имеет свои плюсы, и минусы. Как бы то ни было, но наиболее развитые современные общества возглавляются демократическими государствами. Их суть в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых. Важнейший принцип демократии состоит в том, что источником власти в обществе является народ. Это означает, что народ непосредственно участвует в самоуправлении, в разработке и принятии законов, решений (путем их открытых обсуждений, формулирования, одобрения на референдумах и пр.) – прямая демократия; либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их – представительная демократия1. Обе эти системы имеют свои плюсы и минусы. Так, прямая демократия из-за недостаточной политической грамотности и настроя на сиюминутную выгоду избирателей, из-за их эмоциональной неуравновешенности и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей подчас ведет у принятию неоптимальных решений. Кроме того, проведение опросов и референдумов сложно и дорого стоит. Представительная демократия (репрезентативная) в этом плане более рациональна, поскольку управлением занимаются относительно небольшие группы профессионалов. Но тут есть и ряд недостатков: в межвыборный период народ в основном отстранен от власти, есть опасность отрыва народных избранников от рядовых граждан, проявлений бюрократизации, коррупции, работы на собственные интересы и т.д. Второй важный принцип демократии – выборность основных органов государства. Он предполагает действие в обществе специальных юридических норм (избирательного права), регулирующих участие граждан в выборах, их право избирать и быть избранными в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых общественными организациями выборов1. Следующий демократический принцип – подчинение меньшинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако наряду с этим меньшинство всегда вправе иметь и отстаивать свое особое мнение. Четвертый принцип – самый главный для демократии. Это – гарантия основных прав и свобод для каждого члена общества и равноправие граждан. Главный он потому, что демократия – не самоцель. Она нужна лишь как средство обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе, зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен или страдает? Наконец, еще одна существенная черта демократии – открытый характер общества. Характерные черты открытого общества: - это общество со свободной конкурентной и рыночной экономикой, интегрированной в остальной хозяйственный мир; - это общество с самобытной национальной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена с культурами других стран; - это общество, в котором уважают и соблюдают права людей, поощряют развитие гражданского общества; - нет запретов на честную и полную информацию; - нет закрытых социальных элит; успех каждого зависит от его личных усилий и трудолюбия. Опыт многих стран показывает, что демократия успешно развивается лишь в тех обществах, которые готовы к ней материально, интеллектуально и психологически. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение данной работы можно сделать следующие краткие выводы. Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве. Характер политического режима зависит от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций), степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы. Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью. Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Авторитарный режим по своим качественным признакам во многом схож с тоталитарным режимом. В то же время авторитарное государство отличают такие недемократические признаки, как: - неограниченная власть (диктатура) одного лица (вождя, монарха, военачальника, президента) или группы лиц (военной хунты; - недопущение (или строгое ограничение и контролирование) политической оппозиции; - жесткий контроль политической сферы общества (госбезопасность, охрана установленного порядка, внешняя политика, оборона); - опора на силу и принуждение к повиновению властям (на армию и другие «силовые» структуры); - отстранение граждан от реального влияния на власть и ограничение их прав и свобод. Понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». Суть демократического государства в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых. Демократия представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. Существует прямая демократия – народ непосредственно участвует в самоуправлении и принятии законов и представительная демократия – народ выбирает своих представителей в органы власти, контролирует и сменяет их. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Монографии, учебники, учебные пособия Бельский В.Ю. Политология: схемы, таблицы: учебно-методическое пособие. Москва. 2013. Бетанов И.О. Политология: краткий курс лекций: учебно-методическое пособие. Гомель. 2018. Борисов Л.П. Политология: учебное пособие. Москва. 1996. Василенко И.А. Политология: учебник. Москва. 2018. Горелов А.А. Политология: конспект лекций: учебное пособие. Москва. 2013. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. Москва. 2016. Кравченко А.И. Политология: учебник. Москва. 2015. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие. 2005. Мухаев Р.Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие. Москва. 2015. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России. Москва. 2014. Политология, Часть 2 / Под общ. ред. проф. Ю.А. Северова. Тула. 1994. Решетников С.В. Политология: учебник для вузов. Минск. 2004. Соловьев А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии: учебник. Москва. 2012. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. №7. 1 Политология, Часть 2 / Под общ. ред. проф. Ю.А. Северова. Тула. 1994. С. 67. 1 Решетников С.В. Политология: учебник для вузов. Минск. 2004. С. 48. 1 Василенко И.А. Политология: учебник. Москва. 2018. С. 56. 2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие. 2005. С. 182. 3 Борисов Л.П. Политология: учебное пособие. Москва. 1996. С. 51. 1 Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник. Москва. 2016. С. 72. 1 Кравченко А.И. Политология: учебник. Москва. 2015. С. 134. 1 Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. №7. С. 197. 1 Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России. Москва. 2014. С. 186. 1 Бетанов И.О. Политология: краткий курс лекций: учебно-методическое пособие. Гомель. 2018. С. 143. 1 Бельский В.Ю. Политология: схемы, таблицы: учебно-методическое пособие. Москва. 2013. С. 103. 1 Соловьев А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии: учебник. Москва. 2012. С. 144. 1 Мухаев Р.Т. Политология: конспект лекций: учебное пособие. Москва. 2015. С. 128. 1 Горелов А.А. Политология: конспект лекций: учебное пособие. Москва. 2013. С. 150. |