Период просвещенного абсолютизма Екатерины II. Введение Просвещенный абсолютизм на страницах
Скачать 178.5 Kb.
|
Заключение. В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах. Расширение привилегий дворянства, укрепление феодального землевладения, развитие крепостного права привело к обострению противоречий между крестьянами и помещиками, которые вылились в антикрепостнические выступления крестьян, казаков, работных людей конца XVIII века. Размах борьбы заставил правительство немедленно реагировать и провести ряд мероприятий, укреплявших силу, гибкость и карательные функции самодержавно-крепостнического аппарата. Ряд реформ Екатерины ІІ проведённый в стране, был направлен на усиление абсолютизма и его надёжный оплот – дворянство, передав в их руки весь административно-политический аппарат управления. Именно в период правления Екатерины ІІ произошло дальнейшее развитие и усиление абсолютной монархии в России, через дальнейшее развитие бюрократии и усиление централизации государственного аппарата. Начатый Петром І процесс подчинения церкви государству, получил своё логическое завершение при Екатерине. Вследствие секуляризации церковь стала полностью зависимой от государства, теперь даже с экономической точки зрения. Однако, позиция российского абсолютизма по отношению к религии и церкви не была однозначной. Религия явилась мощной опорой самодержавия. Правительству и его идеологам приходилось думать и о подчинении церкви своей политике и одновременно об идеологическом укреплении церкви, повышении её морального авторитета. Пока в России сохранялись феодальные отношения, сохранялись экономические, социальные и политические основы для существования церкви и религиозной идеологии. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей. Господствующий класс в процессе и в результате «примерки» к общественному сознанию освободительных идей выработался особенный тип вольтерьянца-крепостника, знающего новинки просветительской литературы Запада, восхищающегося свободой античных республик, конституционными порядками Англии и Голландии, сочувственно следящего за борьбой народа Соединенных Штатов, осуждающего торговлю неграми в Америке, но непримиримо враждебного к самой мысли о признании человеческого достоинства принадлежащих ему крепостных, предоставлении им хоть каких-нибудь прав, ослаблении его господской власти и собственности на людей. Если официальной доктриной «просвещенного абсолютизма» были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм: «Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот», – поучала Екатерина II своих высших сановников. В самом общем виде, итоги политики просвещенного абсолютизма можно свести к следующему: укрепилось и модернизировалось самодержавие, оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права, зародились понятия свободы и прав личности. Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений. Список использованной литературы.
|