Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

  • НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

  • НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • контрольная работа по проф. этике. К.р Проф. этика. Введение содержание нравственного мира человека


    Скачать 56.14 Kb.
    НазваниеВведение содержание нравственного мира человека
    Анкорконтрольная работа по проф. этике
    Дата31.03.2023
    Размер56.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаК.р Проф. этика .docx
    ТипРеферат
    #1029028


    ПЛАН

    Введение …………………………………………………………………… 3

    1. Содержание нравственного мира человека ………………………….. 5

    2. Нравственные качества человека ……………………………………… 8

    3. Нравственные типы личности …………………………………………. 10

    Заключение ………………………………………………………………… 23

    Список используемой литературы ………………………………………. 25

    ВВЕДЕНИЕ

    Выбранная мной тема, на мой взгляд, актуальна сегодня, потому что наше общество переживает не только экономический, но и духовный кризис, результатом которого является то, что набор ценностей, заложенных в сознании, прежде всего детском и молодежном, во многом деструктивен с точки зрения развитие личности, семьи и государства.

    В обществе исчезают представления о высших ценностях и идеалах. Оно становится ареной эгоизма и нравственного хаоса. В политике, экономике, социальной сфере и межнациональных отношениях духовно-нравственный кризис усугубляет кризисные явления.

    Научные знания о нравственности, законах ее возникновения и развития необходимы каждому полицейскому для того, чтобы квалифицированно проводить обучение и воспитание, укреплять дисциплину и морально-психологическую готовность подчинённых к выполнению своего конституционного долга по обеспечению экономической и национальной безопасности страны.

    Нравственный облик человека - это совокупность личностных качеств человека, которые позволяют ему совершать определенные виды действий, т.е. вести себя определенным образом. Основываясь на этих действиях, мы делаем вывод о социальной значимости и ценности человека.

    Нравственные нормы отвечают любым потребностям общества. Они вырабатываются обществом спонтанно на основе культурных традиций и обычаев и, по сути, являются ограничением человеческого произвола в интересах самого же человека. Человек является нравственным, культурным, если он осознал необходимость действовать в соответствии с требованиями морали, т.е. нравственные нормы и ценности, свойственные конкретному историческому моменту, стали его личным убеждением.

    Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Горелов А. А., Гусейнов А. А., Дусенко С. В., Зеленкова И. Л., Кондрашов В. А., Косых М. П., Разин А. В., Смирнов Г. Н. и др.

    Целью данной работы является изучение основных черт нравственной личности, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

    - Рассмотреть содержание нравственного мира человека;

    - Исследовать нравственные качества человека;

    - Охарактеризовать нравственные типы личности.

    Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.


    1. СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

    Нравственностью называют совокупность норм, идей, предписаний о добре и зле, свободе и ответственности, долге, совести, правильном и неправильном, вине, чести и достоинстве человека. Названная совокупность нравственных качеств выражается в поведении человека, группы людей, в обществе, во власти, в государстве, но ещё вписана в психологию личности, группы, общества, власти, государства. Нравственность всепроникающе, но она прямо не закреплена в законе, ее носителем является моральная норма, поэтому законы должны быть нравственными, то есть они не должны противоречить морали и основываться на ней. Это не всегда так, встречаются и безнравственные законы, например, гитлеровские «нюрнбергские» законы, многие советские. Только в межличностном общении может возникнуть и существовать нравственность, поскольку ее природа социально-психологическая. Теснейшим образом она связана с психологией личности, психологией народов и рас, с групповой психологией, а также биологией человека. Нравственность не только регулирует поведение, интимную, профессиональную и общественную жизнь человека, не только его отношение с другими людьми, в том числе отношения по поводу производства, распределения и потребления материальных и духовных благ, но еще призвана обеспечить его выживание как биологического вида. Те, которые отрицают нравственность, обречены на вымирание.

    Нравственный мир человека - это целостная система элементов, охватывающая нравственную культуру человека. Понятие нравственная культура состоит из двух понятий- «культура» и «нравственность», в своем сочетании они подчеркивают, с одной стороны, важность морали как наиболее чувствительного показателя культуры, с другой - собственно культуру, насыщающая мораль высокой духовностью. Анализ нравственного потенциала культуры, путей и средств усвоения ею нравственного опыта поколений предполагает, прежде всего, рассмотрение понятий этики, нравственности, морали, выяснение их места в системе культуры и их роли в жизни человека и общества.

    Структуру нравственной культуры личности составляют:

    а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

    б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

    в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и другие);

    г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

    Другими словами, «золотое правило» нравственности рекомендует: «относись к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

    Это также может быть выражено другими суждениями. Но каждый человек понимает этот принцип по-своему.

    Один моделирует его только в семейные отношения, другой - в неформальные межличностные отношения, третий - в профессиональные и сервисные. Таких вариантов может быть много. Тем не менее, ценность и смысл этого правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

    Совесть, честность, доброта- эти понятия, всегда много значили для человека. Без них немыслима идея морали и нравственный идеал. Во все времена люди превыше всего ценили верность долгу, любовь к Родине, духовную чистоту и бескорыстную помощь. Человек прошел долгий и чрезвычайно трудный путь в своем духовном развитии.

    Однако высшим выражением развития человеческого духа всегда было, прежде всего, нравственное сознание в его наиболее гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Другими словами, историческое становление личности можно рассматривать и как формирование ее нравственного сознания - специфического и уникального способа осознания человеком своего места в мире, в обществе, своих отношений с другими людьми.


    1. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

    Помимо положительных качеств, есть и отрицательные качества: зависть, гнев, властность, лживость. При низкой степени нравственности такие поступки рано или поздно начнут казаться допустимыми, а может быть, даже предпочтительными. Чтобы этого не допустить, необходимо, прежде всего, следить за собой и своими действиями, поступками.

    Такое поведение поможет определить сильные и слабые стороны и наметить курс на самосовершенствование. Но это только первые шаги к улучшенной версии себя.

    Рассмотрим нравственные качества личности:

    1). Ответственность. Человек должен помнить о том, что его деятельность и даже ее отсутствие приводят к конкретным последствиям. Такая черта присуща чаще всего зрелым личностям, которые отличаются независимостью и обладают чувством собственного достоинства. В конце концов, тем, кто привык к тому, что другие решают за них все их проблемы, будет довольно трудно нести ответственность за свои собственные действия.

    Ответственность зависит от воспитания. Ребенок, зная о правилах и запретах, понимает, что если он их нарушит, то будет наказан. Взрослым уже сложнее развить это свойство.

    2). Гуманизм. Это высокое морально-нравственное качество, без которых было бы гораздо труднее жить в обществе. Они включают в себя сопереживание, заботу. Но трудность в том, что вызвать эти чувства намеренно практически невозможно, так как они просто возникают сами собой. Кроме того, довольно трудно любить всех вокруг. Но если вы посмотрите на окружающих вас людей, проявите интерес к их жизни, понаблюдаете за ними, любовь станет оправданной.

    3). Верность. Сегодня это качество в большой цене. Его проявление подразумевается не только по отношению к любимому, но и по отношению к самому себе, к собственным обещаниям. Если человек хочет, чтобы его ценили и уважали, то он должен сдержать свое слово.

    4). Дисциплина. Это пример морального качества человека, когда необходимо соблюдать все установленные социальные нормы, чтобы не наткнуться на санкции со стороны государства. Но в психологии существует также понятие девиантной личности. Такой человек не может соблюдать законы и вести себя прилично.

    5). Честность. Прежде всего, вы должны быть открыты для себя. Ведь жизнь в "розовых очках" в наше время чревата нехорошими последствиями. Но прежде чем доверять другим, будьте очень осторожны. Стоит убедиться, что перед вами честный человек. В противном случае вы просто облегчите ему поиск ваших слабых мест.

    Нравственные установки аналогичны правовым. Они также формируют действия людей, но они не фиксируются в письменной форме, а просто известны всем.

    Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.

    1. НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

    Рассмотренные пять качеств - это скорее координаты, ориентиры нравственной жизни человека. Важно подчеркнуть, что в обществе очень мало чистых, ярко выраженных типов. Каждый человек несет в себе частичку героя, потребителя, конформиста, в определенных ситуациях проявляющего черты аристократа.

    Правонарушения и преступления совершаются из разных побуждений, и поскольку мотивы поступка основаны на мировоззрении, интересно классифицировать правонарушения с точки зрения нравственных типов.

    Один и тот же поступок может иметь разные этические мотивы: воровство с целью получения прибыли ("потребитель"), участие в группе "за компанию" ("конформист"), грабеж из соображений идеала ("герой" Робин Гуд) или для удовлетворения амбиций (хитроумные комбинации персонажей в фильм "Ва-банк"). Соответственно, профилактика правонарушений должна основываться на этических соображениях, соответствующих конкретной аудитории.

    В любом случае, многообразие человеческих проявлений, приобретая определенную структуру, открывает возможность для личностного роста в направлении сознательного принятия этих проявлений, то есть для развития толерантности, а в других случаях — для сознательного неприятия, недопустимости. Осознание и осмысленность своих и чужих действий становится способностью, помогающей человеку быть гибким в быстро меняющемся мире, превращать непримиримые конфликты в диалог, находить гармонию с миром и самим собой .

    Тип "потребитель". Давайте начнем с самого простого и наименее нравственного типа личности. Он широко распространена, ее логика понятна даже ребенку. Мораль, по его мнению, - это институт в обществе, который позволяет индивиду достичь счастья. Это полезно и приятно во многих отношениях. Как в примитивной схеме воспитания: веди себя хорошо — получишь конфетку. Бескорыстие морального типа является невыносимо сложной идеей для такого мышления. Человек этого типа надеется найти в морали средство получения той или иной жизненно важной "конфетки". Именно поэтому его условно называют "потребительским" типом. Такой человек считает, что выгода - это главный, а главное, единственный мотив поведения. Следовательно, моральные поступки также являются одной из разновидностей полезных. Они должны вести к цели, к успеху, к приобретению всевозможных благ и, в конечном счете, к счастью. Стремление к счастью является главной ценностью для этого типа нравственной личности.

    Ориентация «потребителя», естественно, индивидуалистична. Каждый «потребитель» стремится к счастью в одиночку, но понимая, что блаженствовать одному неуютно, он начинает размышлять и заботиться о счастье других людей. Если я достиг успехов в жизни, мне хочется поделиться своим рецептом с другими людьми — пусть им тоже будет хорошо (типичный пример тому — творчество Д. Карнеги и другие пособия типа «Как заработать миллион», «Как выйти замуж».) Общий принцип морали таков: стремись к своему счастью в той мере, в какой это не мешает ближнему стремиться к его счастью. Если последнее ограничение отсутствует, то бесконтрольное личное процветание превращается в аморальное хапужничесгво и агрессию по отношению к людям.

    Желаемое счастье понимается «потребителем» как достижение денег, славы, семейное благополучия и т.д. а это всё ценности социальные. Действительно, «потребитель» хочет приобрести как можно больше для себя, но только в обществе и благодаря его помощи эти мечты могут сбыться. Вот почему такой человек может быть социально полезным, приятным в общении, прекрасным семьянином. Этот тип активен и деятелен, потому что ему нужно всего этого добиться. Это означает, что от него могут исходить яркие идеи и прогрессивные преобразования. Для активного человека на первый план в морали выходят не мотивы, а поступки. Сложная моральная мотивация, как уже упоминалось выше, здесь не нужна. Его решимость основана на убежденности в своей правоте.

    Какому источнику моральных правил доверяет такой человек? Прежде всего, самому себе. Применение общих правил зависит от ситуации, в которой он находится. И это второй источник нравственности. А поскольку жизненные ситуации разнообразны, то и правила морали не постоянны, а довольно относительны. В жизни такой релятивизм может опуститься до полной безнравственности. Когда все нормы приличия забыты, ситуация и личная выгода позволяют легко притеснять права других людей.

    Конечно, для людей с другим типом моральной организации потребительская модель может быть представлена как «мещанская», «деловая» или «хищническая». В ответ на эти обвинения «потребитель» может предъявить свои собственные моральные достоинства. Пусть идеалы не такие высокие, но они воплощаются в жизнь; пусть мы не очень бескорыстны, но наша жизнь налажена и мы не впадаем в антисоциальные крайности; пусть мы несколько эгоистичны, но мы заботимся о потребностях человека и не мучаем его невыполнимыми требованиями.

    За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной принадлежности, прагматика по стилю мысли, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Главной ценностью людей «потребительского» типа является счастье, мотивом— польза, ориентациями: индивидуализм, релятивизм, социальность и активность.

    Тип «конформиста». Люди с возвышенным мышлением считают конформизм пороком, союзником всего зла, компромиссом с несправедливостью мира. Но посмотрим вокруг: добродетель подавляющего большинства основывается на хорошем согласии с окружающей средой. Оставьте таких людей без поддержки общественного мнения — они собьются с «истинного пути», так как не в состоянии самостоятельно поддерживать моральные ориентиры. Типичный пример этого - молодой юноша, приехавший из деревни в город и « и пустившийся во все тяжкие» без присмотра. Тот, чья мораль зависит от одобрения или осуждения других, легко поддается влиянию. В нем плохо воспитаны самостоятельность морального духа, внутренняя убежденность и чувство личной ответственности за совершенные поступки. Казалось бы, здесь отсутствуют важнейшие признаки нравственного поведения. Однако давайте посмотрим на человека такого типа в привычных для него условиях.

    Главной ценностью «конформистского» типа является чувство общности с окружающей средой. Будь то родная деревня, класс или просто круг знакомых, именно социальная группа является источником моральных норм и идей для такого человека. Если в окружающей среде укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает хорошо воспитанным. Может быть, даже с чрезмерной строгостью. Высокие идеалы, забота о репутации, верность христианским добродетелям — так вырисовывается, «приличное общество» всех времен и народов. Она основана на широко распространенном общественном мнении, когда каждое правонарушение приводит к огласке. Наказание должно быть незамедлительным: «откажись от дома», «не подавай руки», «я с тобой не играю». Страх перед тем, что скажут другие, вовсе не случаен. Этот страх смешон для развитой личности, но добиваться такой самодостаточности от всех и вся — бесполезное начинание.

    Мало того, что личность здесь социально ориентирована, ее устремления носят коллективистский характер, а не индивидуалистический, как у «потребителя». Личному счастью предпочитается всеобщее согласие, приспособление к господствующим ценностям считается лучшим путем нравственного совершенствования, а главный мотив поведения — быть как все. А потому, раз последующие поколения поступают, как и предыдущие, складываются мощные традиции, которые придают устойчивость нравам.

    «Конформистский» тип нравственной личности может в равной степени развиваться и среди дворянства, и среди крестьянства, и в любой другой среде. С точки зрения сознания этот человек пассивен, потому что все нормы были выработаны давным-давно до него. Но при внутренней пассивности критерием нравственности являются действия и поступки. Поведение предписывается обычаем, грань между моральным и привычным может быть почти стерта. Достойное поведение становится синонимом хорошего, а моральное непохожесть изгоняется. Если «потребительский» тип наивно верит, что все люди одинаковы, то «конформистский» тип хочет, чтобы все были одинаковыми — такими, как он. Отсюда — нетерпимость к другим нравственным системам, но достаточная снисходительность к нарушителю в его окружении. Если только он нарушает правила, но и не отвергает сами нормы. Грешник может покаяться и снова будет принят "в лоно". Нет более страшного зверя, чем инакомыслящий. Идеи, на которых держится мораль, считаются не подлежащими обсуждению. Вот почему мотивы особо не выясняются: предполагается, что есть один правильный мотив. Это представление для бесхитростных душ, которые не знают о борьбе одинаково нравственных мотивов, о "глубинах" и "пропастях" души, о ее бесконечном самообмане. Итак, главной моральной ценностью «конформистского» типа является коллективное счастье. Такая социальная ориентация предполагает любовь к традициям, приспособление к ним, желание поступать как все, ориентацию на поступки в сочетании с непоколебимой верой в основы морали.

    «Аристократический» тип. Название говорит само за себя. Аристократизм первоначально считался достоинством, передаваемым по наследству. И раз ты от рождения принадлежишь к сословию, которое выше других, то честь его нельзя ронять. Знать может обеднеть, попасть в долги, быть свергнута революцией, но чувство своей «особости», которая не зависит от переменчивости земной судьбы, остается.

    Чувство собственного достоинства, которое невозможно отнять, является отличительной чертой нравственной аристократии. Известно, что его находили у венецианского гондольера или разбойника не реже, чем у напудренного придворного или рыцаря. Такими «аристократами» могут быть и люди артистического мира. Принадлежа к искусству, они всегда чувствуют себя возвышенными над простыми смертными. Они могут быть учеными или философами, горцами и даже нищими. В этих кругах каждый должен быть личностью, причем достаточно яркой. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением, а только перед самим собой.

    Мораль особых социальных групп противостоит повседневным нравам их эпохи. А нравственная личность «аристократического» типа выступает против любых социальных условностей и правил, если они не соответствуют ее совести. Такие личности непременно асоциальны. Нет, он не обязательно будет грабителем или даже просто нарушителем порядка. Но его мораль будет странной, непохожей. Его собственной моралью. Естественно, эта ориентация индивидуалистична по своей сути. Из всех специфических черт морали «аристократический» тип воплощает в себе (выпячивает) все, что связано с автономией нравственной личности, самостоятельностью воли, свободой выбора.

    Свобода — вот основная нравственная ценность этого типа. Потому отсутствие счастья или привычного социального положения не могут сломить человека с аристократическим духом. Была бы возможность оставаться самим собой. Свобода по отношению ко внешним условиям делает «аристократа» несколько равнодушным к нравам окружающей среды. Если социальная среда и кажется этому типу недостаточно нравственной, он не стремится преодолеть ее косность, а предоставляет самой себе, пока она не посягает на его личную свободу. Это пассивный в поведенческом отношении тип. Он обожает свой внутренний моральный мир и действует сообразно своим убеждениям, не интересуясь практическими последствиями.

    «Аристократ» эгоцентричен и поэтому вполне терпим к взглядам и слабостям других людей. То, чего он не позволяет себе, он снисходительно позволяет другим. Они «неполноценны», чего от них требовать. Ничья низость не может поколебать идеалы. Их также не могут поколебать идеологические нападки, которых так боятся «конформисты».

    Что является источником морали для «аристократического» типа нравственной личности? Как ни странно, это тоже традиция, но не социальная, внешняя, ритуальная, а духовная традиция. В своих действиях «моральный аристократ» сохраняет свое достоинство, стремясь не уронить идеал, который видят только люди духа. Его мотивы представляют собой не правила среды, а своего рода «мораль в целом», которая стала моей. Мотив здесь выглядит как «внутренний голос» то ли Бога, то ли гения, то ли самого сокровенного «Я», которому нужно повиноваться, если не хочешь потерять себя.

    Внутренний голос совести - надежный источник моральных правил. Но мы не должны забывать, что это может ввести в заблуждение. «Аристократ» полон духовных переживаний и стремлений, но их источник кажется ему иррациональным. Так что мораль делается сродни искусству, для этого тоже нужно быть особо одаренной, творческой личностью.

    Итак, главная нравственная ценность «аристократического» типа — это свобода быть самим собой, для этого он индивидуалистично сосредоточен на внутреннем мире, мотивах поведения, чистоте идеалов, следует духовным традициям. Поэтому же при общей асоциальной ориентации он пассивен по отношению к общественной среде, толерантен, а иногда и равнодушен.

    «Героический» тип. Герой, по определению, всегда борется с обстоятельствами. Это могут быть исторические события, люди, идеи. Дело в том, что в глазах героя они недостаточно нравственны, и он хочет преобразовать эти обстоятельства. Подобно "аристократу", "герой" выделяется на фоне социальной среды. Но он противостоит ей не пассивно, а активно, причем наступательно. Он не хочет примиряться с миром таким, какой он есть. И не потому, что задеты его личные интересы. «Герой» противостоит всему, что не выдерживает сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра. А поскольку в мире почти ничего не идеально, то, начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, ему потом приходится бороться со всем миром. Но это не смущает «героя». Чем больше врагов, тем сильнее энтузиазм. Если противников много, это означает, что он борется с чем-то значительным, делает важное дело. Если он выступает против зла, значит, он добрый.

    В этом месте личность «героического» типа подстерегает первая опасность — влюбиться в борьбу ради самой борьбы. Зла так много, что не нужно церемониться. Поэтому для «героя» проблема целей и средств стоит наиболее остро. Как бы в пылу борьбы не было потеряно главное — идея, ради которой всё затевалось.

    Эта идея играет ведущую роль в нравственном сознании личности «героического типа». Это вообще идейный человек. В отличие от всех предыдущих, где теории были задействованы как бы задним числом, чтобы оправдать интуитивно занятую жизненную позицию, здесь рациональная аргументация является ведущим мотивом поведения. И этим мотивам придается чрезвычайное значение. Конечно, «герой» - человек действия, но нравственный смысл для него имеют не столько события, сколько их объяснение. А врагом морали будет любой, кто делает то же самое, что и сам «герой», но по другим причинам. Терпимость - это не героическая добродетель.

    Какого же рода идеи очаровывают нравственное сознание «героя»? В первую очередь — это поиск справедливости. Справедливость — основная моральная ценность этого типа нравственной личности. Счастье и смысл жизни постигаются в борьбе за нее, и свобода личности состоит в том, чтобы поставить себя (добровольно!) на службу этой идее. Как бы ни понимал каждый конкретный человек, в чем состоит справедливость, ясно, что это понятие относится не столько к внутреннему миру личности, сколько к общественным взаимосвязям. Потому личности «героического» типа — это люди социально ориентированные. Мысль о служении обществу встречается здесь обязательно. Но, в отличие от «конформиста», «герой» интересуется не текущими, а перспективными задачами. Он стремится к тому обществу, которое должно быть в соответствии с идеалом справедливости.

    «Герой» очень остро чувствует разницу между тем, что есть, и тем, что должно, потому что у людей этого типа чрезвычайно развито чувство долга. И если мы понимаем, что напряженный долг является неотъемлемой чертой морали, то становится ясно, что этот тип воплощает специфику морали с наибольшей силой. Это «самый нравственный» тип. Иногда даже гиперморально, когда человек забывает, что помимо моральных ценностей существуют и другие, совсем не аморальные ценности. Человеку, исполненному долга, все остальные кажутся недостаточно совершенными.

    Если нравственное развитие возможно, то оно совершается благодаря этим людям. Что бы охраняли «конформисты» и «аристократы», если бы «герои» не искали новых путей? Нравственное сознание давно погрязло бы в пучине самодовольства. Героическая нравственная личность открывает не только новые пути, но и новые идеи. Размышление о нравственных проблемах стимулирует героические ориентации нравственного сознания. Недаром в юности почти все — герои, пока идет поиск и формирование своего «я». Мало того, что «герой» всегда «неудобен», вносит дискомфорт в существование окружающих и беспокойство в их умы. Он далеко не всегда прав и по большому моральному счету. Очень много зависит от идеи, которой такой человек предался. Идея «героя» всегда возвышенная и благородная, но конкретных теорий справедливости много, и горе, если одна окажется примитивной, не учитывающей сложность и многогранность мира. Тогда «герой» окажется фанатиком от морали и на деле будет разрушать те основания нравственности, которые собирался поддерживать.

    Однако личное благородство людей этого типа не вызывает сомнений. Если они ошибаются, то искренне ошибаются. Поэтому такие люди неизменно вызывают восхищение. Каждая эпоха гордится своими героями. Другие могут не всегда соглашаться с ними в отношении конкретных действий и решений. Однако даже враги признают высокое моральное достоинство такого человека, которого нельзя отнять. В этом «герой» подобен «аристократу». Он есть он: человека можно убить, но уничтожить в нем мораль невозможно. Потому что его источник находится вне досягаемости земных властей.

    «Героический» тип личности встречается не только у социальных реформаторов, иначе таких людей было бы мало. Как говорится, «в жизни всегда есть место подвигу». Самые простые действия обычного человека могут быть осуществлены на основе сложных мотивов и высоких ценностей. Итак, «героический» тип нравственной личности считает справедливость главной ценностью, занимает активную и социально заинтересованную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные мотивы поведения и их идеологическую поддержку, в целом обладает высоконравственной ориентацией.

    «Религиозный» тип. Это название, как и предыдущие, очень условно. Даже атеисты могут принадлежать к «религиозному» типу. В свою очередь, верующие могут вести нравственную жизнь «героического», «конформистского» и даже «потребительского» типа. Люди исполняют одни и те же христианские заповеди, руководствуясь самыми разными мотивами. Но чаще всего «религиозный» тип личности встречается у людей, которые искренне верят. Чувство, что я хожу под Богом и исповедую мораль перед лицом Бога, является основой мировоззрения. В глубине своей души я могу общаться с Творцом Всего Сущего, сокровенное «Я» может напрямую соприкасаться с высшими ценностями и смыслами. К нравственности приходят индивидуально, а не коллективом. Его источником не может быть общество, моральный закон выше социального.

    Закон смысла жизни имеет сверхъестественное происхождение в том плане, что он выше всякой конкретной жизни. Для человека «религиозного» типа Бог не обязательно диктует конкретные заповеди, ведь заповеди — это нормы, которые и люди могут изобрести. И вообще в морали свободная личность всякий раз решает задачу самостоятельно и в детальных предписаниях не нуждается. Бог поддерживает моральный миропорядок в целом, хранит его тайну. Он дает личности возможность причаститься к тайне смысла жизни, благодаря чему можно не только знать смысл, но и переживать его.

    Главная нравственная ценность «религиозного» типа нравственной личности — смысл жизни. Все нормы, принципы, идеалы — вторичны. Это частности по сравнению с чувством своей неслучайности в мире, в бытии в целом. Чувство гармонии Божьего творения, где каждая былинка имеет свое назначение, переходит здесь в учение о предназначении человека. Учения могут быть самые разные: христианские и буддийские, ортодоксальные или лично изобретенные. Все они находят источник нравственности вне человека и общества. Она оказывается укорененной в закономерностях более фундаментальных, чем земные. Называются ли они Богом, законом кармы, законом Космоса или иначе, не имеет существенного значения. Выходя мыслью и чувством за пределы только человеческого, личности такого типа выходят и за пределы только морального. Обычная нравственность здесь сама собой разумеется, но «мораль для людей» считается ограниченной и в общем-то несовершенной.

    Если «герой» считает мир несовершенным, он стремится преобразовать его. «Верующий» же считает мир неисправимым и стремится сам выйти за его пределы. Отрешенностью от земных правил жизни люди «религиозного» типа раздражают всех остальных, поскольку их действия не имеют видимого резона. Мотивом поведения выступает сильное моральное чувство, сродни любви. Недаром любовь предлагается христианством как универсальный способ отношения к миру. Это редкий и сложный мотив. Излишне говорить, что рациональное обоснование поступков не играет здесь особой роли. Аргументы подбираются в свете общей линии, которая может выглядеть со стороны как догма. Однако против догматичности верховного идеала говорит его жизненность и жизнеспособность. Словно личность земная получает от верховного идеала всякий раз конкретный совет. «Верующий» скажет, что нравственные решения даются путем откровения или озарения. Как и «аристократу», ему слышится внутренний голос, голос совести. Но он знает источник этого голоса.

    Несмотря на озабоченность духовным, внутренней жизнью, мораль личности «религиозного» типа отнюдь не созерцательна. Мораль должна устанавливать не новые способы мышления, а новые способы жизни. Люди этого типа ведут очень простую жизнь. Их жизнь не аскетична, но неприхотлива в личном плане. Они активны и деятельны по отношению к другим, но они понимают, что любая деятельность не является самоцелью, и что она не может изменить глобальные законы Вселенной. Поэтому их практичность, в отличие от «потребительской», не направлена на личную выгоду. А может быть, он вообще не преследует особой выгоды. Своими действиями они поддерживают только самые высокие ценности в иерархии мира.

    Естественно, тот, кто способен увидеть «подобие Божие» в самом последнем маленьком человеке, обладает поистине безграничной терпимостью к человеческим слабостям как в области мыслей, так и в области действий. Это не презрительная терпимость «аристократа» и уж точно не безразличие. Это понимание относительности всей человеческой истины и, следовательно, относительности заблуждения; понимание того, что злые поступки происходят главным образом от слабости, а злые мысли происходят от глупости, а не от естественного зла. Для «верующего» нет врагов, нет «низших», нет «чужих». У него обостренное чувство морального мировоззрения.

    Итак, «религиозный» тип личности исповедует мораль, где ведущей ценностью является смысл жизни, мотивом - любовь к человеку и чувство высшего единства с людьми и миром. Это внесоциальная, но активная личность, чье мировоззрение выходит за рамки чисто морального и руководствуется опытом ценностей высшего порядка.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итог своей работы, хочу сделать вывод, раскрывающий задачи, поставленные в начале работы. Нравственный мир относится к такому качеству личности, как независимость, способность выбирать, что делать в той или иной ситуации. И в более широком смысле, какую жизненную стратегию выбрать.

    Нравственность предполагает, в конце концов, выбор человеком того или иного поведения, того или иного поступка. Если есть ситуация выбора. Нравственные качества - это такие черты характера, которые формируются в процессе теоретического мышления человека, способствуют его самоопределению и умению придерживаться объективной позиции, отходя от субъективной оценки.

    Нравственные качества - это такие личностные установки, которые регулируют поведение личности в рамках взаимоотношений с другими членами общества. Система ценностей основана на чувствах и эмоциях, одобренных в обществе. Каковы нравственные качества:

    • Милосердие.

    • Сострадание.

    • Чувство собственного достоинства.

    • Чувство стыда за совершенные отрицательные поступки.

    Одним из главных регуляторов поведения человека является совесть – чувство моральной ответственности перед другими людьми и обществом в целом за совершенные поступки. Степень проявления совести отражает уровень способности личности самостоятельно определять моральные обязанности и осуществлять моральный самоконтроль за своими действиями.

    Формирование нравственных ценностей происходит под влиянием многих факторов – воспитание, личный пример пользующейся авторитетом личности, нормы этики, проповедуемые в обществе. Личности с детских лет внушают представление о положительных поведенческих моделях. Список правил практически безграничен.

    Перечень правил меняется в зависимости от уровня нравственного и духовного развития родителей. В некоторых случаях, когда моральные нормы отдельного родителя деформированы, могут содержаться установки, противоречащие общепринятым моральным принципам. Прививая ребенку моральные ценности, родители приводят примеры, воплощающие положительное и отрицательное поведение.

    В заключении хочу ещё раз напомнить о чертах, положенных в основу описания основных нравственных типов личности. Это высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье, справедливость. Это возможные источники морального закона: общество, Бог или сам человек. Это значимость мотивов или действий, идей или чувств, простых норм или высоких идеалов. Это приверженность долгу или привычке, индивидуализму или коллективизму, социальной или внесоциальной ориентации. Это активная или пассивная жизненная позиция, нетерпимая или толерантная, прагматическая или специфически моральная. Комбинации этих признаков отражают многообразное и строение самой нравственности.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Горелов, А. А. Этика / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. - М.: Флинта, МПСИ, 2016. - 416 c.

    2. Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. - 480 c.

    3. Дусенко, С. В. Профессиональная этика и этикет / С.В. Дусенко. - М.: Академия, 2015. - 224 c.

    4. Зеленкова, И. Л. Этика / И.Л. Зеленкова. - М.: ТетраСистемс, 2018. - 352 c.

    5. Золотухина-Аболина, Е. В. Этика / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.: Феникс, 2015. - 528 c.

    6. Кондрашов, В. А. Этика. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. - М.: Феникс, 2018. - 512 c.

    7. Косых, М. П. Этика. Учебно-методические материалы / М.П. Косых. - М.: Философский факультет СПбГУ, 2015. - 152 c.

    8. Основы этических знаний / Под редакцией М. Росенко. - М.: Лань, 2017. - 224 c.

    9. Профессиональная этика / В.М. Артемов и др. - М.: Проспект, 2017. - 208 c.

    10. Разин, А. В. Этика: Уч. / А.В.Разин - 4-е изд., перераб. и доп.-М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-416 с.-(ВО: Бакалавриат)(П) / А.В. Разин. - Москва: ИЛ, 2016. - 714 c.

    11. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений. Учебник / Г.Н. Смирнов. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 272 c.


    написать администратору сайта