Главная страница
Навигация по странице:

  • Что говорилось о боге в Конституции до поправок

  • Позиции и мнения

  • Позиция КС РФ

  • Какой можно сделать вывод

  • Бог в Конституции РФ. Взаимоотношение церкви и государства в свете конституционной реформы 2020г


    Скачать 19.11 Kb.
    НазваниеВзаимоотношение церкви и государства в свете конституционной реформы 2020г
    АнкорБог в Конституции РФ
    Дата11.06.2022
    Размер19.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБог в Конституции РФ.docx
    ТипЗакон
    #585530

    Взаимоотношение церкви и государства в свете конституционной реформы 2020г.

    В январе 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, внес законопроект в государственную думу о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. Среди прочих поправок в законопроекте также внесена поправка в статью 67, которую предлагается дополнить словами: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». В России 1 июля 2020 года состоялось "всенародное голосование": процедура, предложенная Владимиром Путиным для внесения поправок в Конституцию страны. Закон о поправках, в котором в общей сложности около двухсот дополнений и уточнений, уже принят Госдумой и подписан президентом, но, как и обещал Путин, вступил в силу только после одобрения жителями России. С предложением внести в Конституцию России упоминание о Боге выступил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Общими усилиями и молитвами мы будем содействовать тому, чтобы такая возвышенная идея, каковой является вера в Бога, которая формирует нравственность и личную, и общественную, и политическую, чтобы она присутствовала в том числе и в нашей Конституции», — заявил патриарх на торжественном приеме по случаю одиннадцатой годовщины своей интронизации. Глава РПЦ сослался на то, что Бог уже упоминается в гимне России, а потому он не видит причин, почему соответствующее упоминание не может появиться и в Конституции. «Большинство российских граждан верят в Бога. Я говорю не только о православных — я говорю также о мусульманах и о многих других», — добавил патриарх.

    Что изменилось


    "Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство". Так звучит пункт второй статьи 67.1Конституции РФ. Раньше этой статьи в законе вообще не было: она вклинилась между 67-й статьей о территории Российской Федерации и 68-й статьей о государственном языке. Помимо "идеалов и веры в Бога" в ней идет речь о том, что Россия – правопреемник и правопродолжатель Советского Союза.

    Что говорилось о боге в Конституции до поправок

    Ничего. Бог ни со строчной, ни с заглавной буквы в Основном законе не упоминался. В статье 14 Конституции России говорится и продолжает говориться даже после внесения поправок: "Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". А также: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

    Позиции и мнения


    Именно статью 67.1 эксперты называли "аттрактивной" – то есть вписанной в закон для того, чтобы привлечь на участки 1 июля как можно больше людей.

    "Эта поправка очень хорошо укладывается в такой правоконсервативный поворот, который мы наблюдаем в российской политике где-то с 2012 года, и логически продолжает целую серию идей: например, связанных с законом о защите чувств верующих и так далее", – говорит религиовед Константин Михайлов.

    По мнению эксперта, бог в Конституции – это пример формирования "гражданской религии", идея которой сформулирована в трудах американского исследователя Роберта Беллы. "Речь идет о том, что светская идеология начинает втягивать в себя религиозные символы, образы и концепции. Речь идет не собственно о боге, а о "памяти о боге". Это выражается не только в Конституции: например, храм Вооруженных сил недавно открытый. Есть ли в нем что-то православное – большой вопрос. А доля государственной идеологии в нем, безусловно, очень велика, но она передается нам в такой вот религиозной форме", – объясняет Михайлов.

    Религиовед полагает, что авторы поправки про "идеалы и веру в Бога", доставшиеся от предков, хотели угодить и христианам, и мусульманам, хотя в других поправках заметен "явный перекос в сторону русского народа, русской культуры, такой колониалистский аспект". За бортом при этом остаются те, кто не сохраняет веру предков в монотеистического бога: "Буддисты, например, или атеисты оказываются не отвечающими духу нашей новой Конституции. Я уже не говорю о последователях шаманизма или более экзотических верований вроде неоязычества. Этой поправкой они превращаются, скажем так, в людей второго сорта".

    Упоминание бога в Основном законе страны открывает возможности для прихода религии в государственную сферу, говорит Константин Михайлов: "Россия – светское государство, но если наш моральный и конституционный долг – сохранять веру предков, не следует ли из этого, что нужно внести религию в школьную программу? В университетскую? Не следует ли внедрить иконостасы в государственных учреждениях? Не брать ли с людей, как в царские времена, справку о прохождении причастия?"

    По словам сопредседателя рабочей группы по подготовке предложений о поправках к Конституции Павла Крашенинникова, упоминание о Боге в основном законе нецелесообразно. Он отметил, что если Бог есть в душе, «то он есть, независимо от того, будет ли он прописан в тексте закона».

    Противники поправки, а это, в основном, атеисты и материалисты, убеждены в опасности такой консервативной реформы: якобы поправки в целом ведут к реанимации формулы «за Веру, Царя и Отечество», к застою, к клерикализму и т.п.

    Позиция КС РФ

    "Включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (ч.2 ст. 67.1), не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности", - говорится в заключении КС РФ, которое опубликовано в понедельник на его официальном сайте. Отмечается, что включение в текст этого положения призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности.

    Включение в конституцию указания о вере в Бога не означает отказа от светского характера государства и не ставит граждан в неравное положение, установил Конституционный суд РФ.
    Какой можно сделать вывод?

    Исходя из приведённых выше различных мнений по данному вопросу, можно сделать вывод, что формулировка данного положения по сути своей ставит вопрос об однозначности Конституции Российской Федерации: она не выражает интересы народа по этому вопросу. Именно всего народа, а не какой-то части.

    Дополнение Конституции таким положением является не более, чем политическим ходом, направленным на основной электорат действующих сил. Именно поэтому оно вызвало такой общественный резонанс.

    Абсурдно, но на примере этой поправки можно заметить проявление старого, но не устаревшего высказывания, сформулированного ещё в 19 веке Ф. Лассалем, о том, что ‘действительная конституция страны – это фактическое соотношение сил, действующих в стране” и что она “тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил”.

    В Конституции нет ничего божественного, это нормативно-правовой акт и никакой романтики. Он должен быть четким, структурированным и обоснованным. Для «веры в Бога» есть другая литература.


    написать администратору сайта