СРС история кымбат. Взаимоотношения Ногайской Орды с прилегающими государствами с Казахским ханством, с европейскими государствами и др
Скачать 36.07 Kb.
|
СРС По истории Казахстана На тему: Взаимоотношения Ногайской Орды с прилегающими государствами: с Казахским ханством, с европейскими государствами и др. Студент :Тенгизбай кымбат ИЗ ИСТОРИИ НОГАЙСКО-КАЗАХСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XVI-XIX ВВ. Политические связи Казахского ханства (образованного в сер. XV столетия) с Ногайской Ордой имеют большое научное значение. Взаимоотношения этих двух ведущих стран в регионе влияло на международное положение в Юго-Восточной Европе и Центральной Азии. Как же развивались отношения ногайцев с казахами в XV–XVI столетиях? После ухода шейбанидов с подвластными им «кочевыми узбеками» с территории нынешней Северной и Центральной части Казахстана в Мавераннахр (начале XVI в.) в восточных землях Дешт-и Кипчака формируется новая политическая обстановка. Кочевья ногайцев и казахов приходят в соприкосновение. Так, используя междоусобную борьбу в Ногайской Орде, казахский хан Хакк-Назар (1538 – 1580 гг.) привлек на свою сторону многих ногайских мурз и присоединил земли по левобережью Яика. В 1568 г. посланный Москвой к ногайцам посланник С. Мальцев отмечал, что «казацкие орды Акназара-царя и Шигая-царевича, и Челыма-царевича, а с ними 20 царевичей приход был в Ногай и бой был» Часть ногайских территорий перешла под власть казахского хана. После присоединения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств к России, политические и торгово-экономические связи между Россией, ногайцами и Казахским ханством расширились. Огромное значение в развитии торговых связей стали играть как сухопутные караванные пути, так и судоходный маршрут по Каспийскому морю. Торговые маршруты, проходившие через Большие Ногаи и Казахстан, связывали Европу с Центральной Азией и Ближним Востоком. Необходимо указать, что в ногайском героическом эпосе, как и казахском, отражены исторические события тех времен. Так, в эпических произведениях «Ер-Таргын», «Кубыгул», «Алпамыс», «Ер-Косай» и др. повествуется о совместной борьбе ногайцев, казахов, узбеков, каракалпаков и др. против ойратских захватчиков. Затем прежние взаимоотношения между ними трансформируются, что отражается на изменении задач их внешнеполитической деятельности, особенно в последней четверти XVI столетия в период внутренних трудностей Казахского государства, когда политический распад вновь угрожает единству казахского народа и их независимости. В последнем десятилетии XVI столетия в истории казахов начинается новый этап, развиваются и расширяются международные отношения казахов с Россией. В то же время, основной акцент Казахского ханства во внешней политике переключается на северо-восток и юг. Здесь кочевья казахского населения начинают оспаривать передвинувшиеся на современную территорию Северо-Восточного, Юго-Восточного и Северного Казахстана калмыцкие (ойратские) племена. В середине XVI в., вследствие внутренних и внешних причин, Ногайская Орда распадается на Большие и Малые Ногаи. Об отпадении ногайских владений и включении их к казахам, сообщал в 1557 г. в российскую столицу князь Исмаил: «Да племянники ж мои от нас отстали ныне за Яиком, а приложилися х Казатцкому царю, со мною завоевалися, да надо мною времени ищут». Особенность этой волны перехода части улусных людей ногайских биев к казахам состоит в том, что племенные коллективы откочевывали недалеко от своих прежних пастбищ. Настроение в Ногайской Орде, неодобрение мурзами политического курса бия Исмаила были главными причинами, по которым часть выходцев из ногайских подразделений поддерживали западную политику казахских правителей, а затем влились в состав этнически очень родственных к ним казахов. Возможно, что к казахам в основном влились многочисленные ногайские племена алшынов. Исторические предания казахов указывают, что с приходом многочисленных алшын возникла необходимость в племенной реорганизации и при казахском правителе Хак-Назаре оформилось деление казахского народа на 3 союза с перераспределением пастбищ. Алшыны составили Младший жуз. Эта крупная реформа помогла народу сильно возвыситься, а хан Хак-Назар в 70-е гг. XVI столетия стал оспаривать у ногайских биев и мурз не только яицкие, но и поволжские пастбищные земли. Происходившие на рубеже XVI–XVII столетий кровавые усобицы окончательно истощили людские резервы Больших Ногаев и привели в конце в неспособность в дальнейшем противостоять наступлению ойратских племен. Если правитель Большого Ногая Исмаил в середине XVI столетия имел постоянное войско численностью до 200 тыс. человек, то бий Иштерек при условии объединения всех сил Большого Ногая мог выставить в начале XVII в. лишь 60 тыс. войско.Это красноречиво говорит о значительном уменьшении численности населения Большого Ногая в этот период. Необходимо указать, что наряду с уходом людей нередким был и их захват в результате походов. Осенью 1604 г. бий Иштерек подчеркивал свое нежелание идти на дальнейший поход в Крымское ханство тем, что «в те деи поры только без них на их улусы придут Казыев улус или Казацкая Орда, или калмаки, – и улусы их разорят, и жены и дети их поемлют». Следует отметить, что казахские переходы в ногайские объединения были также многочисленны. Это касается двух периодов: первый – конец 20–30-х гг. в., а второй – 81-82 гг. XVI в. В 1535 г. князь Ногайской Орды Шейдяк (Сейид-Ахмед) отмечал: «Казатцкой царь Хозя Махмет царь с пятьюнатцатью сынми у нас живет, триста тысячь моих казаков». Летом 1581 г. в России получили известие о том, что «многие из Казатцкие Орды люди разошлися по иным землям, и в Ногай, и в Бухары». Но развитие Большого Ногая было таким, что оно не смогло закрепить за собой ни ногай-казахов, ни казахов, которые ранее не входили в состав ногайских владений, и не только лишилась их снова, но потеряла свои родовые объединения. В своем послании от мая 1578 г. в Россию князь Большого Ногая Урус стремился показать давность спора с казахскими правителями, ссылаясь на XIV столетие: «А с Акназаром царем и с его отцом с Урусом царем наш прадед Едиги князь от тех мест и по ся места в недружбе в великой бывали. Таковы они недруги наши». Но исторические реалии были таковы, что после периода противоборства бия Эдиге с ханом Урусом и его наследниками не раз ногайское и казахское политические союзы действовали совместно. Необходимо отметить, что внук Эдиге Ваккас способствовал приходу к власти над узбекско-казахскими племенными объединениями шейбанида Абу-л-Хайра, наследники которого вели с казахским народом длительную ожесточенную борьбу. Бий Ваккас, как правитель Ногайского государства, был союзником хана Абу-л-Хайра и находился в вассальной зависимости от него. Ваккас использовал силы объединенных племен Дешт-и Кипчака для сохранения независимости своего владения в борьбе с правителями Большой Орды. В «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» о Ваккасе указывается, что бий «дважды стал для хана причиною того, что он овладел троном Саина. Он много рубил саблей и снискал хану славу. В век Бахтийар-султана и Ваккас-бека этот улус стал процветающим, он наслаждался привольной жизнью, называя их «благодетелями». Некоторое время князь Ваккас поддерживал выступления удельного владетеля Мустафы против хана Абу-л-Хайра. Но немного позже в 1446 г. Ваккас участвовал в походе хана Абу-л-Хайра на города, находившиеся в рассматриваемое время под властью Могулии-Сыгнак, Аркук, Ак-Курган, Сузак и Узгенд. Как пишет Масуд ибн Усман Кухистани, бию Ваккасу был отдан Узгенд. Следует отметить, что распад очень непрочного государства «кочевых узбеков» у Абу-л-Хайра был ускорен откочевкой казахских султанов Кирея и Джанибека со своими родственными объединениями во второй пол. 50-х гг. XV столетия на юго-восток. В западных регионах обособились ногайские мурзы. Необходимо указать, что сына хана Абу-л-Хайра, правившего недолго, поддерживало незначительное количество населения. В борьбе за наследство хана Абу-л-Хайра ногайские и казахские владетели приняли активное участие, вероятно, согласовывая свои действия. К числу «врагов» правителя Шайх-Хайдара, воевавших его владения, документальные данные относят сибирских правителей Сайидек и Ибрагима (Ибака), ногайских князей Ваккаса, Мусу и Ямгурчи, казахских правителей Джанибека и Кирея. В тот период, когда правитель Большой Орды Ахмат привел свои воинские силы, сибирский хан Ибрагим убил Шайх-Хайдара. В данный период видно, что противоречие между ногайскими князьями и мурзами, которые придерживались разной политической ориентации, продолжались. Потомок Абу-л-Хайра Мухаммед Шейбани был принят правителем Астраханского ханства Касимом и ногайским князем Темиром, внуком Эдиге. В связи с этим правитель Большой Орды Ахмат, бий Ваккас и сибирский хан Ибак, объединившись, осадили г. Астрахань и заставили Шейбани уйти в Туркестан. Вначале 1470 г. в Туркестан «пришел врагом Кирей хан». Шейбани был вынужден уйти в Бухару. Когда через два года Шейбани вновь появился со своим войском в Дешт-и Кипчаке, а ногайский владетель Муса принял его в свой улус, казахский правитель Бурундук с 50 тыс. войском выступил против мирзы Мусы, но, потерпев поражение в бою был вынужден отступить. Необходимо подчеркнуть, что это первый со времен Эдиге и хана Уруса зафиксированный документальный источник о столкновении ногайцев с казахами. Этот факт означал, что совместная борьба ногайских и казахских владетелей за наследство Абу-л-Хайра завершилось и с этого времени начинается уже политическая борьба между Ногайской Ордой и Казахским государством. В общем, почти целый век – с конца XIV в. до конца XV в. ногайцы и казахи племена находились в мирных взаимоотношениях между собой. Ногайский владетель Муса, хотя и породнился с Абу-л-Хайром, выдав дочь за Суйунч-Ходжа-хана, с сыном Абу-л-Хайра, после совета с мурзами высказал нежелание сделать Шейбани полновластным правителем в Деште. Вероятно, этим самым ногайский мурза Муса хотел избежать напряженных дальнейших отношений с казахскими ханами. Ногайский мурза Муса владел не всеми ногайскими владениями. В Ногае часто происходили междоусобицы. Так, по генеалогическим преданиям казахов, ногайский бий Ваккас был убит своим двоюродным братом Куджашом, а Куджаш – детьми бия Ваккаса Мусой и Ямгурчи. Польский путешественник М. Меховский также указывает об убийстве Ваккаса, хотя делает неверные хронологические замечания. В 1492 г. бий Ваккас еще встречается как «князь» в документах Посольского приказа, а в 1494–1495 гг. бием называется уже Муса. О столкновениях бия Мусы с Куджашом есть данные у Абу-л-Гази. После поражения от мурзы Куджаша бий Муса обратился за помощью к хорезмскому султану Буреке (Берке). В период одной неожиданной военной операции «Куджаш-мирза был схвачен, а султан велел убить его. Жители были ограблены, остальные покорились». Следует отметить, что ногайцы, жившие близ Сыр-Дарьи, в 80-е гг. XV в. поддерживали казахов в их борьбе с шейбанидами. Когда Мухаммед Шейбани занял города Узгенд и Сыгнак, воинские силы хана Бурундука, сыновей Джанибека султанов Касима и Адика, Хамза-бека из мангитского племени «три месяца осаждали Сыгнак, каждый день два раза сражались, потеряли много своих людей и, не будучи в состоянии что-либо сделать отступили». Через год, весной хан Бурундук, все дети Джанибека и ногайцы – объединившись, начали войну с шейбанидами и правители Сыгнака Садр Ислам-Кази, Чикмак-Йузбеги, Сиддык-шейх вынуждены были отдать город казахам. Затем, как указывает источник «Бурундук-хан, сыновья Джанибека, все мангыты – все собрались, объединились с Мухаммад Мазид-тарханом, сорок дней осаждали» Аркук. Хамза-бек с 4 тыс. человек осадил крепость Узгенд. При казахском правителе Бурундуке, а особенно при хане Касиме, казахи имели мощное политическое объединение. Когда кочевые узбеки ушли в Центральную Азию, казахский этнос стал единственным соперником ногайцев в Аральском крае. Первое выступление правителя Бурундука против ногайцев закончился для казахского хана неудачно, следующий – вынудил ногайские улусы откочевать на запад. Казахский правитель Бурундук, один раз занял г.Сарайчик, сделав его своей резиденцией. Эпохой завоевательных экспансий Казахского государства было правление хана Касима (1512–1520 гг.). При нем казахи дошли почти до Урала, сделав центром владение Синей Орды. Кроме них, в состав Казахского ханства были присоединены восточные кочевья ногайцев и племен, живших в западных регионах Моголистана. При правителя Касиме казахи вновь завладели г.Сарайчиком. В 1519 г. ногайское население жаловалось, что «им тесно от казацкой орды». Архивные источники указывают о вытеснении в 1519 г. ногайских владетелей на Правобережную Волгу действиями казахов, в связи с чем территория казахов доходила до г. Астрахань. После смерти казахского правителя Касима в Казахском ханстве началась борьба за власть между его наследниками. Воспользовавшись междоусобицей, ногайцы вынудили вытеснили казахов уйти из г.Сарайчика, и казахи откочевали далеко на восток. Согласно «Сборника летописей», один из близких родственников братьев Касима, Джадик-хан «был убит вместе с одним из сыновей своих на Ильян-тюбе, сражаясь с Шигим-мурзою» (то есть, еще до 1521 г.). Племянник Касима Булат-султан (сын его брата Усяк-хана) «вместе с сыновьями своими погиб в борьбе с ногайцами». В период правления хана Тагира (1523–1532 гг.) территория казахов значительно сократились, и население сильно уменьшилось. Близкие родственники упрекали хана Тагира: «У тебя в Узбекистане из-за мангитов (ногайцев) дела не ладятся: прежде было у тебя людей десять лаков (миллион); а теперь вследствие войн с мангитами число их уменьшилось до четырех лаков (400 тыс.); противиться ты не в силах». Затем и население из этих 400 тыс. стало покидать хана Тагира. Автор «Тарихи-Рашиди и Мухаммед Хайдар» увеличение численности казахов в Моголистане в 932 г.х. (1526 г.) объясняет тем, что их из Узбекистана вытеснили в этот период ногайские мурзы. Летом-осенью 1525 г. и весной следующего года ногайские владетели организовали нападения на казахские земли и одержали ряд решающих побед над казахскими ханами. Освещая события того периода, Мухаммед Хайдар указывал: «…Тахир-хан находился в Узбекистане, но сложившиеся там обстоятельства вынудили его идти в Могулистан». Отмечая дальше он еще более точен: «…В связи с выступлением мангытов узбеки-казахи не имели больше возможности оставаться в Дешт-и Кипчаке. Они прикочевали в Могулистан. Их было двести тысяч человек». Следует отметить, что ногайский князь Ших-Мамай в конце 20-х гг. XVI столетия не вел завоевательную политику по отношению казахских правителей, так как его, возможно, больше занимали события в Казанском ханстве. Будучи тестем казанского правителя Сафа-Гирея, Муса отправил зятю на помощь своего старшего сына во главе ногайского ополчения, когда в 1530 г. русские войска подступили к стенам г. Казани. Но весной 1531 г., после свержения с престола Сафа-Гирея и приходу к власти противников ориентации на «крымцев и ногаи», дочь князя Ших-Мамая была выслана к родителям. Необходимо указать, что в середине 1530 г. ногайцы приняли немалое участие в окончательном военном разгроме Казахского ханства. Весной 1535 г. бий Ногайской Орды Сейид-Ахмед писал российскому государю: «Казатцкий царь Хозя-Махмет (Ходжа-Махмет –Д.К.) с пятнадцатью сынами у нас живет, триста тысяч моих казахов». В том же 1535 г. казахские войска осаждали г. Ташкент. «Для борьбы с общим врагом, – отмечал В.В. Бартольд, – Рашид (хан Моголистана Сеид-Рашид) заключил союз с узбеками Мавераннахра, также враждовавшими с казахами из-за набегов последних на Ташкент; кроме того, на казахов с северо-запада нападали мангыты (ногайцы). Эти сведения «Тарихи Рашиди» подтверждаются также сообщением русского посланника Д. Губина 25 сентября 1536 г. Следует отметить, что поход казахов на г. Ташкент закончился безуспешно. В 1536 г. ногайский владетель Юсуф организовал крупное выступление против казахов и разбил их. Новым казахским правителем становится ставленник ногайцев. Ногайский правитель бий Сейид-Ахмед в 1538 г. указывал «Шурина своего Ханбулат-солтана царем чиню». В 1537 г. правитель Моголистана Рашид объединившись с узбеками Мавераннахра и ногайцами нанес казахам сокрушительный удар, при котором погибли хан Тугум, сын Джадик-султана, и с ним около 40 султанов. Полное поражение казахов привело к дальнейшему смещению ногайских кочевий на восток и утверждению власти ногайских мурз над рядом казахских владений. Ших-Мамай кочевал на Сыр-Дарье. Необходимо указать, что не полно отражены в документальных источниках ногайско-казахские взаимоотношения между 1538–1548 гг. Сообщения русских посланников указывают о внутренних распрях в Ногайской Орде, о раздорах междоусобицах между ногайскими мурзами, членами огромной бийской семьи. Поэтому во время этой смуты большое количество ногайцев перекочевало к казахам. Силы Казахского государства начали расти. К тому же, появление калмыцких племен в регионе ослабило казахов и заставило их искать соглашения с ногайцами. Вероятно, казахские ханы, в том числе султаны, имевшие владения на западе, оставались в зависимости от ногайских мурз, и, возможно, принимали участие в различных внешнеполитических акциях Ногайского государства. Союзнические отношения Ногайской Орды с Казахским ханством сохранялись при правлении бия Юсуфа (1549–1554 гг.), так как он, в связи с вмешательством в дела Казани, а затем борьбой с Исмаилом, был заинтересован в спокойствии восточных пределов своего государства. Русский посланник И. Федцов, приехавший в Москву 3 октября 1549 г. отмечал, что приходят на ногайские владения из Ургенча потомки бывшего ногайского князя Сейид-Ахмеда, отгоняют многочисленные стада, а «от других стран им, ногайцам, войны нет». На востоке в период правления бия Исмаила обособилась часть Ногайской Орды, кочевавшая между Эмбой и Сыр-Дарьей, в ближайшем соседстве и соприкосновении с казахским населением. Здесь находился удел бия Ших-Мамая, как о том указывал уже польский автор XVI в. М. Герберштейн. Юрт этот получил позже название Алты улу («шесть сыновей») от стоявших во главе ее 6 сыновей бия Ших-Мамая («Шесть братов Ших-мамаевы дети»). «А Шихмамаевы дети Касай-мирза с братьею кочуют на реке Сыре к Казацкой орде, ибо к Волге их Юсуф-князь кочевать не перепустил», – так сообщал служилый татарин Кадаш Кудинов, приехавший в Российскую столицу из Ногайской Орды в ноябре 1549 г., вскоре после смерти бия Ших-Мамая. После убийства князя Юсуфа Ших-Мамаевы дети неоднократно выступали против бия Исмаила. Кочуя за Эмбой, наследники Ших-Мамая сохраняли независимость и отказывали в подчинении ногайскому бию. Передвижения ногайских владений на восток на территорию казахов, особенно усилилось в годы голода и разрухи (1557–1559 гг.). Как отмечал исследователь П.П. Иванов, «в своем дальнейшем продвижении в среднеазиатские степи ногаи должны были в конце концов столкнуться с казахами, переживавшими во второй половине XVI в. эпоху политического подъема». Ногайские владетели отмечали об отпадении подразделений от Большого Ногая и присоединении их к казахам. Так, в 1557 г. правитель Ногайской Орды жаловался русскому царю Ивану IV: «да племянники ж мои… ныне за Яиком, и приложилися к Казатцкому Царю…». В это время при казахском правителе Хак-Назаре, восстановившем былое могущество Казахского государства, «территории от Эмбы до Аральского моря и Сыр-Дарьи снова находятся под контролем казахов». Немалую роль в осложнении отношений между Большими Ногаями и Казахским ханством в конце 60-х гг. XVI столетия играла их позиция по сибирскому престолу. Кучум, захватив власть в Сибирском ханстве в 1563 г., находился в дружественных отношениях с Бухарским ханством, а с ногайскими владетелями установил династические связи: сына и наследника Али женил на дочери князя Большого Ногая Дин-Ахмеда, а дочь выдал замуж за Акмурзу. Распространение власти казахского правителя Хак-Назара на территорию нынешней Северной и Северо-Западной части Казахстана натолкнулось на противодействие не только Сибирского ханства, но и ногайцев. Необходимо отметить, что вновь основным направлением внешнеполитической деятельности казахских правителей стало соперничество между казахами и ногайцами за обладание западноказахстанскими территориями. Последствием этого явления стал большой поход казахов на ногайцев, предпринятый силами 3 владетелей: хана Хак-Назара, Шыгай-султана и Джалым-султана. Вероятно, уже тогда ставилась задача ликвидации господства ногайцев на территории современного Западного Казахстана, расширения пастбищ казахов до Яика (Урала). В наказе Ф. Мясоедову, отправленному в конце февраля 1569 г. с посольством к королю Польско-Литовского государства Сигизмунду-Августу, отмечается о походе казахов 1568 г. против ногайцев: «А сее осени приходили на ногайские люди Казатцкие Орды царь, и царь и великий князь, воеводы астороханские ногайским людем давали царя и великого князя стрельцов, и ногайские люди и стрельцы казатцких людей побили наголову и царевича у них убили». В 1569 г. русский посланник С. Мальцев, посланный в Большие Ногаи к бию Урусу, сыну Исмаила, описывал поход казахов: «Казатцкие Орды Акназара Царя и Шигая Царевича и Челыма Царевича, а с ними 20 Царевичев приход… на Нагаи, и бой». Российский посланник в султанскую Турцию в 1570 г. И. Новосильцев, отвечая на вопрос кафинского беглярбея (наместник султана) Касим-бея о ногайских мурзах, говорил: «Нагайской Тинехмат князь и мирзы все государю нашему послушны – куды им государь велит на свое дело идти, и нагайские люди на государеву службу ходят, а государь Тинехмата князя и мирз жалует и от недругов их обороняет – приходил на них недруг их Ак-Назар, царь Казацкие Орды, со многими людьми, и нагайские люди с государя нашего людьми казатцких людей побили и царевича не одного убили». В 1577 г. российские посланники, прибывшие из Больших Ногаев, отмечали, что хан Хак-Назар совершил поход, на этот раз на пастбища Ак-мурзы, и Бек-мурзы, сыновей Ших-Мамая, и угрожал бию Дин-Ахмеду захватить его владения между Яиком и Волгой. «Да сказывал, Государь, татарин Иллибабаев, что приходили сее весны Казачьи (т.е. Казахской) орды люди на Ак-мирзу да на Бек-мирзу, а у них отогнали многия стада, да у них же взяли пять человек. И они, Государь, отпустили пятого человека к Тинехмату-Князю и к Урус-мирзе, и велели им говорите, что де царь наш Акак-Назар (Хак-Назар) с Царем и великим Князем в миру и с Таксицы (Ташкентцы) и с Юргенцы в миру же, а нашему де Царю Акак-Назару вас воевати, по Яике и по Волге не дать кочевати…». В начале 80-х гг. XVI столетия, в связи с гибелью во время междоусобиц казахского правителя Хак-Назара в условиях междуцарствия и военных вторжений на него, Казахское государство ослабело. Ногайский князь Урус писал: «…Казатцкой Акназар царь и Чалым царевич померли, и яз для улусов их шти мурз со мною ратью послал тот улус взять». О масштабах ногайских нападений неоднократно извещали из Большого Ногая. Так, князь Урус в письме, доставленном в российскую столицу в конце лета 1581 г. служилым татарином У. Айдаровым, отмечал: «…Сего лета из Казатцкей Орды привели ко мне двадцать тысяч людей, а которые козаки там осталися и те побежали на Иртнш (Иртыш) на реку». В конце XVI в. все чаще происходят столкновения и казахов с передвинувшимся на территорию Восточного, Северного и Юго-Восточного Казахстана калмыцкими племенами – ойратами. Ногайский мурза Келмагомет в 1587 г. писал в Москву, что «собирается воевать калмаков». В этих условиях острота противоречий между ногайцами и казахами исчезает. Со временем, очевидно, сохранялось то положение во взаимоотношениях Больших Ногаев с Казахаским ханством, которое в начале 1594 г. в Россию посланник казахского правителя Тевекелля Кул-Мухаммед в беседе с пленником России султаном Ураз-Мухаммедом охарактеризовал так: «… с ногаи со шти браты в миру, и с Тинехматовыми детьми да с Урусовыми – ни так ни сяк». Еще в 1604 г., при царе Б. Годунове, «Алтыульский улус» (как и «Казыев улус») рассматривался в российской дипломатической переписке как самостоятельная Орда, не подчиненная ни казахам, ни России, ни бию Большого Ногая Иштереку. «Третий Ногайский Улус, именуясь Альтаульский, занимал степи в окрестностях Синего моря, или Арала и находился в тесной связи с Бухарией и со Хивою: Иштерек должен был также склонить его Мурз к подданству Российскому. Многочисленный документальный материал подтверждает, что в конце XVI в. Казахские земли были заняты ногайцами. В 1604 г. бий Большого Ногая Иштерек писал астраханскому воеводе С. Годунову: «Как Исмаил убил Юсуфа князя и Смаил князь с мурзами и улусными людьми учали кочевать по Яику и за Яиком, по Иргизе и по Сыр реку…». В 1582 г. шейбанид Абдулла-хан II в погоне за правителем Ташкента и Туркестана Баба-султаном, который спасся бегством к ногайцам, отправился на север со среднего течения Сыр-Дарьи, из района городов Йассы, Сауран, Сыгнак, пересек р. Сары-су, дошел до гор Улуг-таг, т.е. Улу-Тау, и прошел вдоль них на север. Но при этом Абдулла-хан II нигде не встретил казахское население. Часть казахских родовых объединений в это время находилась на его стороне. Во главе с правителем Шигаем и его сыном султаном Таваккулом они вошли в состав войска Абдаллаха и приняли участие в этом походе. Маршрут военной экспедиции в земли ногайцев указывает сам за себя. По «Шараф-наме-йи-шахи» – это центральная часть Казахстана. И действительно, войска Абдаллаха искали ногайцев в этом районе, к северо-востоку от Аральского моря, около озера Ак-Куль, и некоторых находившихся там же пунктов. Именно здесь они обнаружили небольшие отряды сторонников Баба-султана, которые ушли, как указывается в «Шараф-наме-йи шахи», к ногайцам. В начале XVII столетия войска ойратских тайш получили решительный отпор со стороны объединенных отрядов казахов, ногайцев и узбеков. В одном источнике за 1623 г. сообщается, что ойраты «воюют де ныне с алтыновыми людбми и с мугальцы, и с бухарцы, и с ногайцы и промеж де собою у тайшей войны есть, и им де от ал(тын)овых людей и от мугальцев, и от бухарцев, и от ногайцев теснота великая для того под сибирские городы прикочевали». В это же время происходит отделение калмыков (торгоутов) во главе с тайшой Хо-Урлюком от основной массы ойратов и откочевка их на Волгу. Дальнейший распад Большого Ногая способствовал присоединению отдельных, возможно, довольно многочисленных, ногайских подразделений, к Казахскому ханству и смешению их с казахами. «При таких условиях, – отмечал известный востоковед П.П. Иванов, – массовое организованное передвижение в Среднюю Азию ногайских владений должно было смениться разрозненными переходами отдельных незначительных групп, присоединившихся к казахским родам и действовавших заодно с ними. Этот процесс перехода к казахам носил, по-видимому, весьма значительные размеры, особенно усилившиеся после гибели одного из важнейших ногайских князей Ормамбета (внука Исмаила) в конце XVI в.». Восточная группа ногайских владений, которой управляли дети Ших-Мамая, «алтыульцы» растворились, возможно, в составе казахов так называемого «Младшего жуза», владения которого простирались впоследствии от Яика и Эмбы до Иргиза и Аральского моря, охватывая земли, когда-то населенные ногайцами. Вначале Младший жуз носил название Алшын – «по имени племени алшын, ранее входившего в состав ногайского улуса». Таким образом, мы попытались кратко проследить историю политических взаимоотношений между Ногайской Ордой (с середины XVI в. – Большие Ногаи) с Казахским ханством в рассматриваемый период. По причине борьбы за кочевья, выгодные пастбищные и торговые пути, политическое влияние на соседей, с начала XVI в. Ногайская Орда и Казахское ханство вступают в этап устойчивого политического противоборства, что не исключало мирные отношения между этими двумя государствами, которые существовали, несмотря на столкновение их интересов, продолжительное время. Необходимо отметить, что в период появления ойратов в Поволжье в 20-30-е гг. XVII в. стали временем большой миграции ногайского населения на территорию Казахстана. Присутствие ногайского этноса особенно было заметно в Западном Казахстане, где до конца XIX в. сохранялись этнические группы «ногай» и «мангыт». Кроме того, младший жуз казахов расположился на бывшей территории Ногайской Орды. Ведя борьбу против ойратских тайш, казахи младшего жуза считали, что помогают в борьбе ногайцев за возвращение родных земель. Так, казахский бий Тлеуберген в 1750 г. указывал: «На сих-де наших кочевьях прежде нас кочевали ногайцы, которые были наши прадеды, токмо от своего непослушания и несогласия получили себе разорение и гибель, и кочевьях их остались все пусты». Осенью 1741 г. посланники казахского хана Абдулхаира, находясь в столице Российского государства, вели переговоры с турецким послом, выразив желание принять османское подданство и перекочевать на территорию Порты. Возможно, речь шла о территории Крыма и Кубани, где казахи планировали объединится с ногайцами. Естественно, это вызвало недовольство российского правительства. Так, весной 1742 г. поручик Д.Гладышев отмечал: «Киргис-кайсацкой один Мунияк-батыр сказывал… что-де нам нечево таиться, ежели паче чаяния зюнгорцы будут киргис-кайсаков разорять, то они, киргис-кайсаки, намерены на Кубань идти для того, что кубанцы, приезжая их к себе зовут. И хотя для лучшаго о сем совета киргисцы в Кубань посылали от себя посланцов, только нижняя калмыки, перенимая, их побивали». В 1757 г. калмыцкий тайша Дондук-Даши известил астраханского губернатора, что казахи собираются перекочевать в Северо-Западный Кавказ, в частности на Кубань, чтобы объединится с ногайцами. После присоединения Прикубанья к России на повестку дня встал вопрос о прочном и окончательном закреплении России в этой области Северного Кавказа. Для этого решено было переселить кубанских ногайцев в Уральские степи. Ногайцы должны были заселить малолюдный и разоренный после крестьянской войны во главе с Е.Пугачевым край. Кроме того, часто происходили миграции небольших групп ногайского населения на территорию Казахстана. Так, в 1745 г. в Казахстан переселилось 25 семей (138 чел.) карагашских и кундровских ногайцев из Нижнего Поволжья. На требования российской администрации выдать беглых ногайцев, казахи категорически отказались. В 1776 г. казахскому правителю Нуралы-хану о принятии в свое подданство с коллективным прошением обратилось общество карагашских ногайцев Нижнего Поволжья. Очень тесное переплетение истории и культуры получают между собой ногайцы и казахи на Нижней Волге. Так, в составе северо-западных казахов в середине XVIII века образовалась группа, ногайского происхождения, получившая название «нугай-казак». Как отмечает известный астраханский ученый В.М. Викторин: «Возникновению данной общности способствовала политика Российской империи по переселению ногайцев из Предкавказья в «в казахскую степь, к их исконной родине». В эту группу, прежде всего, вошли представители салтанаульцев – крымские ногайцы, переселенные в Южный Урал, под Оренбург. Но к ним могли присоединиться, «в частности кундровская группа, а другие – прийти сюда после отхода калмыков в Джунгарию». Действительно, в эти степи стремились и другие ногайцы. Так, в 1774 г. в связи с общим неустройством быта ногайцев-карагашей в Красноярском уезде Астраханской губернии возникла даже угроза их бегства в казахские степи, о чем рапортовал управляющий над ними капитан-мулла Абдулла Жангуршин. Необходимо отметить тот факт, что к середине и концу XIX в. «ногай-казак» был не собственно род, а «группа родов». Его подразделения: кояс, уйсин, костамгалы и казан-кулак – стали пониматься как самостоятельные букеевские «ру». В 1829 г. было подсчитано 500 юрт «ногайского» рода, в 1888 г. – уже 2 тыс. юрт. Перепись 1926 г. учла только по Уральскому округу Казахской автономии (Таловская, Джанибекская, Урдинская и Азгарская волости) 5696 хозяйств, где глава-мужчина из группы «ногай». А проживали такие семьи и на территории Нижне-Волжского округа. С момента присоединения Букеевской орды в 1801 г. устанавливаются более тесные отношения ногайцев-карагашей с казахами. Вопросы разграничения земель между ними обстоятельно рассмотрены в статье известного исследователя Э.Ш. Идрисова. Интересным аспектом ногайско-казахских взаимоотношений является факт того, что в состав Букеевской орды были включены представителей ногайцев-карагашей. По данным ученого из Казахстана Н. Курумбаева причиной появления ногайцев-карагашей в Букеевской Орде является приглашение их ханом Джангиром для постройки домов в Ханской ставке. Приближенность ногайцев-карагашей к казахским ханам, а также возможные близкие родственные отношения, подтверждают надгробные стелы, расположенные на одном холме с могилой хана Жангира. Возможно, они могли входить в состав рода «туленгут», выполнявшего функцию охраны хана, о чем указывает тот факт, что у них была идентичная тамга. На границе Астраханской области Российской Федерации с Атырауской областью Казахстана расположено ногайское село Малый Арал и соседнее казахское село Байбек, где наблюдается тесное переплетение ногайской и казахской культур, а также языков, что в итоге способствовало тесным брачным отношениям жителей этих населенных пунктов. В свое время казахский султан Букей Нуралиев и ногайский проповедник Сеид Баба имели тесное духовное общение при жизни, а после смерти на их могилах, расположенных у села Малый Арал, был устроено святое место, как дань уважения этим людям. Таким образом, к 40-м гг. XVI в. Ногайская Орда, в основном, решила казахскую проблему, политически доминируя на значительной части территории нынешнего Западного Казахстана. В 70-х гг. XVI в. Казахское ханство, сместив акцент своей внешнеполитической деятельности на запад и северо-запад, доминирует над ногайцами, угрожая ей захватом Волго-Яицкого междуречья. Отношения с казахами стали в это время сильно беспокоить Больших Ногаев. К середине 80-х гг. XVI в. на первый план во внешней политике сильно ослабленного внутренними неурядицами Казахского ханства выдвинулись казахско-калмыцкие (ойратские) отношения, и Казахское государство, в основном, прекращает активную наступательную политику за возврат земель и владений, отошедших к Большим Ногаям во время нестроения 1580–1582 гг. У правителей Большого Ногая в этот период ногайско-казахские отношения также отступают на второй план, так как они должны были защищать свои владения как от калмыцким племен, так и от действий волжских и яицких казаков, вытесняемых русскими властями все дальше на восток. |