Главная страница

Я с. повзик пожарная тактика переработанное и дополненное издание Рекомендовано Главным Управлением Государственной противопожарной службы для учебных заведений пожарно технического профиля как учебное пособие


Скачать 3.32 Mb.
НазваниеЯ с. повзик пожарная тактика переработанное и дополненное издание Рекомендовано Главным Управлением Государственной противопожарной службы для учебных заведений пожарно технического профиля как учебное пособие
Дата15.03.2023
Размер3.32 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаychebnic_pojarn_tactic.doc
ТипУчебное пособие
#992565
страница18 из 53
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   53

НХ-1

.'fyf'



В

<3^-

г-IX-

i Ж

1



tt

Г

1 i rftl

/

vt

CLttat.

166

нению огня способствуют
системы вентиляции, воз-
душного отопления и конди-
ционирования воздуха. По
мере развития пожара при
открытом портальном про-
еме огонь из зрительного
зала более интенсивно рас-
пространяется на сцену, а
также может распростра-
няться через открытые две-
ри в другие смежные поме-
щения (рис. 8.12, “а”). При
закрытом портальном про-
еме огонь интенсивнее рас-
пространяется на перекры-
тия. В условиях пожара воз-
можна деформация металли-
ческих конструкций и обру-
шение подвесного перекры-
тия. Огонь может распрост-
раняться в пустотах под по-
лом. Это приводит к интен-
сивному задымлению зри-
тельного зала и к быстрому
распространению огня по


вентиляционным каналам (рис.8.12,“а”,“б”).

Развитию пожаров в зрительной части здания цирка способствует большой объем самого помещения, большое количество конструкций из горючих материалов, мебели, амфитеатров, трибун и ярусов, а также пустот в конструкциях и развитой системе вентиляции. При возникновении пожаров возможно сильное задымление, быстрое распространение огня и обрушение конструкций. Пожары в цирках могут возникать в подсобных посещениях, где содержатся животные. Быстрое задымление и повышение температуры в этих помещениях нередко приводит к гибели ценных цирковых животных. Пожары в кинотеатрах чаще всего происходят в киноаппаратных. Огонь может быстро распространяться по кинопленке, конструкциям из горючих материалов и системе вентиляции киноаппаратной. В этих условиях могут выделяться токсичные продукты сгорания и проникать в зрительный зал.

Тушение пожара в зрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы. Статистика

А

Рис 8.12 Схема развития пожара в зрительном зале:

а) при закрытом портальном проеме;

б) при открытом портальном проеме.

167




показывает, что пожары в театрах происходили во время представлений, когда в театре находились зрители, причем ряд пожаров сопровождался массовой гибелью людей. При пожарах в зрелищных учреждениях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники.

Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарную охрану, закрывают декоративный занавес и опускают огнезащитный, при необходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара. Представители администрации прерывают представление, под благовидным предлогом просят зрителей покинуть зал, включают полный свет, музыку, открывают все выходы и задействуют обслуживающий персонал согласно плану эвакуации зрителей. При этом необходимо в кратчайшее время освободить зрительный зал и направить людей в безопасные места.

Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет степень угрозы их жизни выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки.

При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проводить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, чтобы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может вызвать панику среди зрителей.

Разведку пожара в районе колосников, в трюмах и на чердаке зрительного зала осуществляют группами с помощью звеньев или отделений ГДЗС.

Эвакуация зрителей.

Руководитель тушения пожара обязан в кратчайший срок организовать и провести эвакуацию людей, а также принять меры к предотвращению паники. Если по прибытии на пожар эвакуация зрителей проходит спокойно, то РТП принимает меры к полному их удалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал. Основные силы и средства подразделений в этих случаях используют для спасания людей из задымленных помещений и тушения пожара. Если на пожаре нет опасности зрителям и к моменту прибытия пожарных подразделений эвакуация их не начиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой ликвидации пожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допустить возникновения паники.

168




Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала создалась реальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации и проведения спасательных работ. В первую очередь эвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, где возможно быстрое проникновение продуктов сгорания и резкое повышение температуры.

Если среди зрителей появились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет для организации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных подразделений расставляют по путям эвакуации для организации спокойного выхода людей. Наиболее опытных работников пожарной охраны направляют для пресечения паники. Для этой цели используют электромегафоны и другие средства звуковой связи, а также подают стволы на тушение видимых зрителям очагов горения. Одновременно с этим РТП вместе с группами пожарных осматривает задымленные помещения, балконы, ярусы и другие места, где могут находиться люди, потерявшие сознание.

При пожарах в зрелищных учреждениях боевое развертывание во всех случаях не должно нарушать нормальной работы по эвакуации и спасанию людей. По прибытии на пожар пожарные автомобили устанавливают на ближайшие водоисточники со стороны сцены и прокладывают рукавные линии к служебным входам. Боевое развертывание проводят через служебные входы, не занятые эвакуацией людей. Одновременно с подачей стволов от пожарных машин часть личного состава выделяют для работы со стволами от внутренних пожарных кранов.

При боевом развертывании используют сухотрубы, наружные пожарные лестницы, автолестницы.

Основные и запасные пути эвакуации могут быть использованы для введения сил и средств на тушение при отсутствии людей в зрительном зале или после окончания их эвакуации.

Тушение пожаров в сценической части.

При пожаре в трюме огнетушащие средства вводят через ближайшие входы, непосредственно в трюм для тушения, а также на защиту планшета сцены, чтобы не допустить распространения огня по декорациям на колосники, а затем на защиту других смежных помещений. При наличии входов в трюм с боков сцены стволы подают по двум направлениям одновременно. При этом действия сил и средств направляют на обеспечение сохранности механизмов поворотного круга и подъема декораций. Чтобы не допустить распространения огня на сцену, одновременно вводят стволы на защиту планшета сцены. При этом подвесные декорации поднимают вверх с планшета сцены, особенно над местом горения, удаляют декорации и бутафорию, вскрывают участки сцены для ввода стволов в очаг горения.

169




Тушение пожаров в трюме затрудняется сильным его задымлением, отсутствием освещения, наличием электрических устройств под напряжением.

При развившихся пожарах в трюмах для их тушения принимают воздушно­механическую пену средней кратности. Расчет количества генераторов и их подачи для тушения аналогичны тушению пожаров в подвалах. Для тушения пожаров в трюмах можно также использовать воду и растворы смачивателей.

Боевые участки при пожарах в трюмах можно организовывать непосредственно в трюме, на планшете сцены и со стороны зрительного зала.

При пожаре на планшете сцены и отсутствии противопожарного занавеса в первую очередь на тушение вводят стволы РС-70 и лафетные со стороны зрительного зала. Одновременно вводят стволы на защиту колосников и карманов сцены, а затем на защиту проемов в смежные помещения и трюм. Количество стволов для тушения определяют исходя из интенсивности подачи воды, равной 0,2-0,3 л/(м2 с). Основной задачей при тушении пожара на планшете сцены является ликвидация горения на планшете и защита зрительного зала и колосников.

На защиту колосников вводят стволы РС-70 от пожарных машин по боковым лестничным клеткам или наружным пожарным лестницам, или от внутренних пожарных кранов.

Для введения стволов на колосники чаще всего выделяют звенья или отделения газодымозащитников, которые обеспечивают их работу от галерей и с рабочих площадок. Боковые карманы чаще всего защищают водяными завесами дренчерных установок или водяными струями от внутренних пожарных кранов.

Загоревшиеся подвесные декорации для тушения спускают на планшет сцены, а негорящие подымают вверх к колосникам. Для выполнения этой работы привлекают обслуживающий персонал театра или работников местной пожарной охраны. В этих случаях могут организовываться боевые участки по защите зрительного зала, по тушению пожара на планшете сцены и защите колосников и трюма.

Если пожар возник на планшете сцены при отсутствии противопожарного занавеса и в зрительном зале находятся люди или сил и средств пожарных подразделений недостаточно для защиты зрительного зала от огня, то открывают дымовые люки. При этом резко снижается опасность быстрого задымления и распространения огня в зрительный зал. Дымовые люки открывают после локализации пожара для удаления дыма со сцены и из прилегающих помещений, а также для окончательного проветривания здания.

При пожаре на сцене, когда портальный проем защищен противопожарным занавесом, основные силы и средства вводят со стороны боковых лестничных клеток и карманов на планшет сцены, а также на защиту колосников. Резервные стволы вводят на защиту трюма и для дополнительного охлаждения огнезащитного занавеса со стороны зрительного зала. Для этой цели используют внутренние пожарные краны. При этом интенсивность подачи воды для охлаждения занавеса

170


должна быть не менее 1 л/(м2 с). Для тушения пожара на планшете сцены подают стволы А и лафетные.

Во всех случаях при развившихся пожарах на сцене проводят разведку и при необходимости вводят стволы на защиту зрительного зала.

При тушении пожаров в колосниках стволы вводят по лестничным клеткам и наружным пожарным лестницам, имеющим выходы на рабочие площадки и галереи, а также по автсшестницам и коленчатым автоподъемникам. Резервные стволы вводят на защиту покрытия из горючих материалов и чердачного помещения зрительного зала, а также на планшет сцены для тушения падающих горящих декораций и занавесей.

При наличии на галереях и рабочих площадках стационарно установленных пожарных стволов и внутренних пожарных кранов их используют в первую очередь. При этом расстановка стволов должна быть такой, чтобы обеспечить тушение струями воды по всей горящей площади колосников.

Для подачи стволов на планшете сцены используют внутренние пожарные краны. С планшета сцены эвакуируют все декорации и бутафорию, а подвешенные декорации и занавесы спускают на нланшет сцены и удаляют в безопасное место. При невозможности эвакуировать мебель и бутафорию их защищают от огня и проливаемой воды брезентовыми покрывалами и другими подручными материалами.

В зависимости от обстановки боевые участки можно организовать на колосниках, на планшете сцене, а также на покрытии и чердаке зрительного зала.

Тушение пожара в зрительном зале.

При пожаре в зрительном зале в первую очередь стволы вводят в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, а затем для защиты других помещений. При наличии противопожарного занавеса его опускают и интенсивно охлаждают. При отсутствии противопожарного занавеса первые стволы РС-70 и лафетные стволы вводят так, чтобы не допустить распространения огня на сцену. Количество стволов для тушения пожаров в зрительных залах и подсобных помещениях определяют из интенсивности подачи воды, равной 0,15 л/(м2 с). Для защиты подвесных перекрытий из горючих материалов подают резервные стволы с ярусов и балконов, а также на чердак зрительного зала. При этом особое внимание Уделяют снижению температуры в чердаке, чтобы не допустить обрушения перекрытия. Проверяют вентиляционные системы, системы воздушного отопления, принимают меры к прекращению их работы, а пои необхопимог-г" вскрывают воздуховоды и сборники для предотвращения uu^iuiu Распространения огня.

При пожаре под полом зрительного зала в местах наиболее интенсивного Распространения огня снимают и удаляют кресла, вскрывают пол и вводят ство­лы на тушение. Для тушения пожара под полом, а также для предотвращения

171




быстрого распространения
огня в пустотах и вентиляцион-
ных каналах используют воз-
душно-механическую пену
средней кратности.


При пожарах на чердаке
над зрительным залом в пер-
вую очередь вводят стволы-
распылители в места наиболее
интенсивного распростране-
ния огня, а затем на покрытие,
чтобы вскрыть его. Водяные
струи подают на защиту ферм
и соединительных узлов пере-
крытия, чтобы не допустить их
деформации и обрушения.


При пожаре в зрительном
зале боевые участки можно со-
здавать со стороны сцены и
смежных помещений со зри-
тельным залом, а также на чер-
даке.


Тушение пожаров в зре-
лищных учреждениях связано
с работой пожарных подразде-
лений на высотах и в сильно
задымленных помещениях. В
этих случаях РТП обязан при-
нимать меры по защите лично-
го состава от отравления про-
дуктами сгорания. При работе
на планшете сцены и в трюмах
следует предупреждать несча-


стные случаи от падения подвесных декораций и противовесов, которые при па-
дении пробивают планшет сцены и уходят в трюм. В зрительных залах возмож-
ны обрыв и падение люстр и лепных украшений. При угрозе обрушения колос-
ников и покрытия сцены или подвесного перекрытия зрительного зала личный
состав выводят в безопасные места. Места обрушения конструкций, люки в план-
шете сцены, места работ на чердаке освещают прожекторами, а при необходимо-
сти выставляют пост из пожарных для предупреждения об опасности. По реше-
нию РТП может быть назначено лицо для наблюдения за поведением конструк-


Рис 8.13 Схема расстановки стволов при тушении пожара на сцене:

1-производственные помещения, склады и артистические комнаты ; 2- сцена;

3- малый карман; 4-большой карман;

5- зрительный зал; 6-фойе; 7- вестибюль.

172


ций на пожаре и принятия необходимых мер безопасности. При тушении пожа­ров следует отключать электрические сети, не сосредоточивать людей на под­весных перекрытиях и в местах возможных их обрушений.

Тушение пожаров в цирках и кинотеатрах.

При тушении пожаров в цирках РТП обязан организовать эвакуацию людей и животных. При достаточном количестве сил и средств эвакуацию людей и животных осуществляют одновременно. При недостатке сил и средств вначале эвакуируют зрителей, а затем животных. При пожарах в цирках особенно быстро может возникнуть опасность для людей. В зрелищной части пожар тушат стволами РС-70 и лафетными. В первую очередь стволы вводят на защиту путей эвакуации. Прокладывают рукавные линии и вводят стволы через служебные входы, чтобы не мешать нормальной эвакуации зрителей.

При тушении пожаров в зрелищной части проводят вскрытие деревянных конструкций, вентиляционных каналов, чтобы не допустить распространения огня на покрытия. Для тушения и защиты покрытия снизу вводят стволы РС-70 и лафетные. Для подачи стволов используют ярусы и балконы.

При возникновении пожара в подсобных помещениях цирков стволы подают на защиту зрительного зала и на его покрытие. Одновременно с введением стволов эвакуируют животных в клетках и других приспособлениях с помощью обслуживающего персонала в безопасные места, во двор цирка.

Тушение пожаров в кинотеатрах осуществляется стволами РС-70 и РС-50, которые вводят через служебные входы со стороны вестибюля. Зрителей эвакуируют по двум направлениям: из зрительного зала через эвакуационные выходы непосредственно наружу, а из вестибюля и других помещений зрителей, ожидающих сеанс, через основные входы из кинотеатра. При этом одновременно с эвакуацией зрителей проверяют киноаппаратные и другие места, где люди могут потерять сознание при вдыхании продуктов сгорания кинопленки. Состав разведки должен иметь с собой КИПы.

В клубах и домах культуры эвакуируют людей и тушат пожары так же, как и в театрах, не имеющих противопожарного занавеса. Особенностью организации и проведения спасательных работ является то, что люди могут находиться не только в зрительном зале, но и в помещениях, предназначенных для работы различных кружков.

  1. 1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   53


написать администратору сайта