мимика и жесты. Проект 2. Язык мимики и жестов
Скачать 62.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский Государственный институт искусств им. З. Исмагилова» Проект по предмету «Психология» на тему «Язык мимики и жестов» Авторы проекта: студенты 1 курса факультета ХРАХ,ДАХ и Композиции Уфа 2022г. Содержание Мимика, жесты и традиции 1.1 Голос 1.2 Жесты 1.3 Внешний вид: одежда, поза 1.4 Мимика Вывод Литературные источники Введение Сегодня перед лицом новых, общечеловеческих проблем (глобальных, гуманитарных) значимость диалога неизмеримо возрастает. Общность бытия разных регионов, стран, культур, общее проблемное поле не означает их следования одним и тем же стандартам, социальным, экономическим, культурным. Общность формируется из сочетания разных региональных, этнокультурных объединений. Форма этой общности вырабатывается в ходе и посредством диалога или полилога между ними. Интерес к речевому акту в целом, включая как акт выражения, так и намерения говорящего и его воздействие на слушающего, предполагает рассмотрение речевого акта как события речевого общения, т.е. активного социального взаимодействия. К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога, специалиста в области невербалики. Эта проблема общества начала изучаться только в начале шестидесятых годов, а общественности стало известно о невербальном общении только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Но даже сегодня большинство людей всё ещё не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в жизни человека. В «язык» телодвижений входят мимика и жесты. МИМИКА (от греч. mimikos — подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре — важный элемент актерского искусства или движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. ЯЗЫК ЖЕСТОВ (язык кинетический, язык линейный), система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами и т. п. или движение рукой или другое телодвижение, что–нибудь выражающее или сопровождающее речь. Решительный, выразительный, энергичный жест. Язык жестов (линейный язык, передающий сообщение посредством жестов). Театр жестов (пантомима). Например, открытая протянутая ладонь при рукопожатии у самых разных народов мира символизирует дружелюбие, искренность и отсутствие агрессивных намерений. Особенно важно знать особенности невербального общения для правильного восприятия немого кино. Существует гипотеза, что родоначальниками невербальной коммуникации стали Чарли Чаплин и другие актёры немого кино. В XX веке наиболее влиятельной являлась работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени ученые обнаружили более 1000 невербальных знаков и сигналов. Также эту проблему изучал Альберт Мейерабиан, который определил, что передача информации между собеседниками происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7%, за счёт звуковых средств (тон голоса, интонация звука) на 38%, и за счёт невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичное исследование и установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал для передачи межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, с помощью одного взгляда можно понять, как расположен к тебе человек. Это можно увидеть по глазам, по жестам и по позе. Так же не мало важную роль могут сыграть глаза. Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, утверждает Бердвиссл, что подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает человек в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот. Также Бердвиссл научился определять, каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент речи. Ежедневно мы пользуемся десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле и не всегда отдавая себе в том отчет, что они способны передавать о нас гораздо больше информации другим людям, чем слова. Удивительно, что порой не каждый из нас понимает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос. Изучение семиотической системы невербального общения не только способствует взаимопониманию между людьми – носителями одной культуры и языка, но и разных культур и языков. Актуальность данной работы заключается в крайне высокой роли невербального общения и необходимости его глубокого исследования в условиях глобализации мира. Проблематика данного исследования заключается в неправильном понимании людьми жестов и мимики в процессе невербального общения. Цель исследования – изучить особенности невербального общения среди представителей как одной, так и разных национальностей, а также определить правильные толкования жестов и мимики. Задачи: Исследовать роль мимики и жестов в процессе общения. Провести сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Выявить психологические закономерности соответствия человека и мимики и жестов. Определить, как используется человеком семиотическая система невербального общения на практике. Провести сравнительный анализ символики мимики. Мимика, жесты и традиции В разговоре всех людей всегда присутствуют жесты. Это стало так распространено, что порой мы не замечаем этого. Но в каждой стране свои жесты и своя мимика. Если говорить про британцев, то они очень скупы на жесты. Они стараются не прикасаться друг к другу и тщательно сохраняют при разговоре дистанцию размером с вытянутую руку. К нашему большому удивлению британцы поместили на проспектах авиакомпаний, осуществляющих зарубежные рейсы, следующее предупреждение: "Будьте осторожны - ваша жестикуляция может поставить вас в двусмысленное положение". Многие русские при разговоре помещают руки в карман. Но и это, оказывается, тоже может создать проблему: в Аргентине человеку, сунувшему руки в карманы брюк, полицейский может указать на неприличное поведение. В Германии, при разговоре дистанция с вытянутую руку маловата. Немец отступит при этом еще на полшага. В Италии, напротив, итальянец на полшага приблизится к вам, а человек, живущий в Саудовской Аравии, постарается общаться так, чтобы дышать вам прямо в лицо. Как обиду и вызов воспримет грек поднятие руки с открытой в его сторону ладонью, а американец, в свою очередь не будет так зол. В Японии не следует подтягивать на публике ремень. Это могут воспринять как начало харакири. Грек, турок и болгарин, говоря "да", покачивают головой из стороны в сторону, что для большинства европейцев означает "нет". А североамериканские индейцы сопровождают свою речь особыми плавными жестами, которые могут обогащать сказанное дополнительным смыслом или придавать словам прямо противоположное значение. Американцы считают на пальцах, отгибая их от кулака, а, не загибая их, как мы. Но если у нас чаще всего принято загибать пальцы, начиная с мизинца, то японец, сначала загибает большой палец, а после пяти начинает обратный процесс. Указательный палец у виска означает "глупость" во Франции, "ум" в Голландии и "живи своим умом" в Великобритании. Когда француз, немец или итальянец считает какую-либо идею глупой, он выразительно стучит, себя по голове, а если немец шлепнет себя по лбу открытой ладонью, то это может означать: "Да ты с ума сошел!" Кроме того, немцы, так же как американцы, французы и итальянцы, имеют обыкновение рисовать указательным пальцем спираль у головы, что означает: "Сумасшедшая идея..." И напротив, когда англичанин или испанец стучит себя по лбу, всем ясно, что он доволен, и не кем-нибудь, а собой. Несмотря на то, что в этом жесте присутствует доля самоиронии, человек все-таки хвалит себя за сообразительность: "Вот это ум!" Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, то это означает, что он по достоинству оценил ум собеседника. Но если же палец укажет в сторону, то это означает, что у того не работает голова. Немцы часто поднимают брови вверх в знак восхищения чьей-то идеей. Такое же поведение в Англии будет расценено как выражение скептицизма. Дотрагиваясь пальцем до века, итальянец выразит свою доброжелательность: "Я вижу, ты славный парень". В Испании этот жест означает сомнение в правдивости ваших слов, а для француза это - "болтун ты, братец!" Если англичанин намерен кого-то проучить, он поднимает два пальца, сложенные вместе, что означает "Ну я тебе покажу!". А в США тот же жест воспримет как "Мы с тобой хорошая команда" или "Нас с тобой водой не разольешь!" Типичный жест итальянцев - ладонь в форме лодочки - означает вопрос, призыв к объяснениям. А аналогичный жест в Мексике - призыв заплатить за информацию: "Ничего тебе не скажу бесплатно". "Рога", образованные из указательного пальца и мизинца, служат итальянцам для того, чтобы "отвести дурной глаз", француз посчитает, что его хотят обозвать рогоносцем. Совсем неприличный жест (выставленный вверх средний палец руки) стал известен благодаря кино почти на всех континентах. Но во Франции и наш отечественный "кукиш" имеет такой же смысл. Поднятый вверх большой палец руки в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии имеет три значения. Обычно этот жест используется при “голосовании” на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение – “все в порядке”, а когда большой палец резко выбрасывается вверх – это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство. Когда итальянцы считают от одного до пяти, этот жест представляет цифру “1”, а указательный палец – “2”. Если считают американцы и англичане, указательный палец означает “1”, а средний палец – “2”; в таком случае большой палец представляет цифру “5”. Поднятие большого пальца руки в сочетании с другими жестами используется также как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-нибудь вас хочет “раздавить пальцем”. V-образный знак пальцами Этот знак очень популярен в Великобритании и Австралии и здесь имеет оскорбительную интерпретацию. Во время второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак “V” для обозначения победы, но при этом рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же рука будет повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение. В большинстве стран Европы тем не менее V-жест в любом случае означает “победу”. Вы пожимаете друг другу руку. Помните, что один и тот же жест может иметь разные нюансы, которые полностью изменяют его характер. Рукопожатие - вещь обычная. Мужчины обычно крепче жмут руку, чем женщины, но внутренние убеждения и взгляды играют при этом чуть ли не определяющую роль. Если представитель так называемого сильного пола придерживается либеральных воззрений, относится к подвиду "интеллигентов очкастых", то у него, скорее всего, будет вялое, дряблое, маловыразительное рукопожатие. Но если женщина исповедует либеральную философию жизни, то у нее, напротив, может быть бульдожья хватка. Знать о тонкостях искусства рукопожатия стоит всем, кто собирается на собеседование со своим потенциальным работодателем. Полезно познакомиться и с классификацией рукопожатий, составленной Ником Айлзом, экспертом одного из лондонских институтов, который выделяет четыре основных типа: "костоломный", "мокрая рыба", "масонский" и а-ля Билл Клинтон". Костоломный: есть любители прессовать вам руку с таким отчаянным энтузиазмом, словно они выжимают белье. Возможный диагноз - у них внутренняя неуверенность в себе, требующая ее чем-то компенсировать. Мокрая рыба: потная ладонь, которая способна у вас "вызвать озноб". Масонский знак: любое хитроумное перебирание пальцев, что эксперт Айлз не рекомендует делать ни при каких обстоятельствах. И, наконец, стиль бывшего американского президента США, который имеет привычку в момент рукопожатия класть свою левую руку на правую руку своего собеседника - чуть выше локтя. У него немало подражателей, но в основном среди политиков. Обычно такой жест сочтут за излишнюю фамильярность. Это лишь самая малость примеров и сравнений разных стран мира (в частности Европы). Ниже следует основные этапы характеристики: •голос; •жесты; •сравнение жестов; •внешний вид, одежда, поза; •мимика. 1.1 Голос невербальный общение мимика жест ГОЛОС – совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих у человека в результате колебания эластичных голосовых связок. В образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости). Большинство людей обращают огромное внимание на голос. Голос может быть высоким, средним и низким (бас). Темп и интонация тоже играют большое значение при разговоре. К примеру, интонация может быть деловой (официальной), бытовой (неофициальной) и т.д. С помощью одной только интонации голоса в речи можно передать вопросительный характер высказывания, не используя какие-то дополнительные грамматические средства. По тону, интонации, с которой была высказана просьба, можно сказать, насколько важна эта просьба для собеседника, и является ли это просьбой сделать дружеское одолжение или скорее похожа на приказ. Например, выражение "Привет" может быть произнесено с множеством различный интонаций и иметь, соответственно, совершенно разный смысл: это может быть дружеское приветствие, а может значить: "как ты этого не понимаешь". В голосе выражается эмоциональное состояние человека: радость, грусть, раздраженность и т. п. 1.2 Жесты ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ – это одна из важнейших категорий невербального общения. Их настолько много, что ни один человек не сможет перечислить все жесты. Ниже перечислено только несколько групп жестов. Копирование движений Если один человек копирует элементы языка тела другого (одновременно кладут ногу на ногу, подпирают голову рукой, сжимают руки и т. д.), есть вероятность того, что один из собеседников или оба настроены на лирический лад. Когда человек подражает другому человеку, это свидетельствует о том, что он хочет на него быть похожим. Раскачивание с пятки на носок Эти телодвижения сигнализируют о том, что человек испытывает нетерпение или беспокойство. Взрослые люди раскачиваются с пятки на носок в минуты волнения, когда им неловко, и они хотят успокоиться. Такое поведение не редкость и у детей: это их способ подбодрить себя и восстановить душевное равновесие. Если подобным образом ведут себя взрослые люди, окружающим это не нравится, потому что это их отвлекает. Они не могут собраться и сосредоточиться на том, что пытается им сказать человек, который раскачивается. Ерзанье. Когда люди не находят себе места, они тем самым сообщают о себе множество информации. Они нервничают, и тогда это признак того, что они не хотят здесь больше находиться. Они заламывают руки или переминаются с ноги на ногу, что свидетельствует о волнении или раздражении. Когда человеку неловко, он постоянно делает какие-нибудь движения, чтобы чувствовать себя лучше. Когда людям неловко, у них повышается температура, они буквально ощущают жар в груди. Поэтому, когда кто-то ерзает, он посылает сообщение о том, что ему неловко или его что-то беспокоит. Возможно, человек солгал или хочет уйти от людей, в обществе которых он в данный момент находится. Наклон головы Голова, склоненная набок, сигнализирует о том, что человеку интересно, и он готов выслушать то, что вы намерены сказать. Он сосредоточен на ваших словах, и вам удалось полностью завладеть его вниманием. Резкое движение головой Услышав то, что им пришлось не по душе, люди часто делают головой резкое движение в сторону от говорящего. Скорее всего, это бессознательная реакция, призванная создать преграду между человеком и источником дискомфорта. Кивание Людям, постоянно кивающим, когда говорит собеседник, нравится всем угождать. Обычно они испытывают горячее желание нравиться. Их манера как бы говорит: "Я соглашаюсь со всем, что вы говорите, а вы должны меня за это любить". Как правило, это неуверенные в себе люди, которые опасаются того, что их отвергнут. Когда человек качает или вертит головой, это означает, что он выражает сомнение или несогласие с тем, что было сказано. Он может качать головой, пытаясь проанализировать сказанное и решить, какую позицию должен в этом случае занять. Почесывание головы означает, что человек смущается или в чем-то не уверен. Обычно это хорошо видно. Этот жест в большинстве случаев дополнительной мимикой. К примеру, искривлением губ. Пожимание плечами Когда люди пожимают плечами, это означает, что они говорят неправду, неискренни или им все безразлично. Также это можно расценить, как "не знаю", "не уверен" или "что-то мне не верится". Человек, который лжет, обычно пожимает плечами очень быстро. В этом случае это делается абсолютно непроизвольно и означает нечто совершенно иное, нежели безразличие или отсутствие заинтересованности. Человек как бы сообщает, что говорит неправду. Если человек поднимает плечи, но не пожимает ими, а оставляет их в таком положении, то он показывает свою беззащитность. Это движение часто делала Мэрилин Монро, чтобы подчеркнуть свою сексуальность и готовность к общению. Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника. Жесты защиты (оборонительные). Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего. Жесты оценки. Они выражают задумчивость и мечтательность. Например, жест "рука у щеки" – люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы – ниже рта (позиция "подождем-посмотрим"). Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают (позиция "это замечательно!"). Наклоненная голова – жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены, значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает преподаватель. Почесывание подбородка (жест "хорошо, давайте подумаем") используется, когда человек занят принятием решения. Жесты с очками (протирает очки, берет в рот дужку очков и т. п.) – это пауза для размышления, обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос. Расхаживание – жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы – жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности, напряженной мысли. Жесты скуки. Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелканье колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд ("Я смотрю на вас, но не слушаю"). Жесты ухаживания, "прихорашивания". У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев ("в вашем присутствии я чувствую себя уютно"), у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз и др. Жесты подозрения и скрытности. Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону – показатель скрытности. Ноги или все тело обращены к выходу – верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем – знак сомнения (другие разновидности этого жеста – потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз). Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве. Жесты готовности. Руки на бедрах – первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя – человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти). Жесты перестраховки. Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы – переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как сесть. Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности – медленное и изящное поднятие руки к шее. Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями); тесно оплетенные, напряженные руки – жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха), руки тесно сжимают одна другую – значит, человек попал в "переделку" (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него); поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу. Жесты доверчивости. Пальцы соединены наподобие купола храма (жест "купол"), что означает доверительность и некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный). Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом – сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним. Жесты нервозности. Покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство), локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук ото рта на стол), позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя. Жесты самоконтроля. Руки заведены за спину и сильно сжаты. Другая поза – сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники (типична для ожидания приема у зубного врача). Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями. 1.3 Внешний вид: одежда, поза Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения. В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация — стремление доминировать или, напротив, подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый — подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей). О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию. Внешний вид — то, как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения. Хороший внешний вид зависит от характеристик: •опрятный и чистый внешний вид; •свободное естественное поведение; •грамотная речь; •достойные манеры; •спокойная реакция на похвалу и критику; •харизма. 1.4 Мимика Ещё одна главная черта в невербальном общении. На примере мы взяли небольшой тест: С помощью данного несложного теста вы можете поупражняться в своем умении читать по лицам. Определите, какое чувство выражает лицо на каждом из 12 рисунков. Правильные ответы (таковыми считаются исходные по смыслу с приводимыми ниже определениями): Всем известное выражение неоднозначности, растерянности. Угрюмость. Выражение заинтересованности. Недовольство. Грусть, печаль, расстроенность. Удивление. Незаинтересованность. Полная противоположность жесту по номером 9. Злость. Нахмуренные брови говорят о очень рассерженном состоянии. Радость, некоторое удивление заинтересованность. Печаль. Выражение задумчивости. Озабоченность и волнение. Выводы Таким образом, исследовав проблему мимики и жестов, можно сделать следующие выводы: мимика и жесты являются семиотической (знаковой) системой невербального общения, различной в разных национальных культурах; экстралингвистические причины (т.е. государство, в котором живет человек, политическая обстановка, социальное положение и т.д.) оказывают большое влияние на восприятие жеста и мимики; немаловажен культурологический аспект восприятия семиотической системы невербального общения, поскольку культура, история, традиции народа важны для формирования менталитета человека; большинство людей (ок.90%) хорошо интерпретируют мимику и жесты, но редко используют эту информацию в реальной жизни; проблема невербального общения крайне актуальна в условиях глобализации мира и требует глубокого исследования. Литература Голд Сабрина. Новейшее руководство по расшифровке жестов, поз, мимики. – М., 2007. Как читать человека? Жесты. Позы. Мимика. Компьютерная книга. – 2005. Нелсон Одри, Голант Сюзанн. Язык мимики и жестов. Что это такое. – Спб, 2003. Нэпп Марк,Холл Джудит. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. – М., 2007. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. – М., 2003. Равенский Н.Н. Искусство читать человека: черты лица, фигура, жесты, мимика. – М., 2005. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. – Спб.: Дом Гуттенберг, 1997. Степанов С. Язык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда. – М., 2000. Тумаркин П.С. Жесты и мимика в общении японцев. Лингвострановедческий словарь-справочник. – М.: Русский язык, 2001. Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов. – М., 2007. Хомич Е.О. Язык мимики и жестов. – М., 2008. Хьюбер Ч. Первое впечатление. Язык мимики и жестов. – М., 2007. |