Язык программирования Rust
Скачать 7.02 Mb.
|
Листинг 16-15: Использование типа Arc для обёртывания Mutex , теперь несколько потоков могут совместно владеть мьютексом Код напечатает следующее: Мы сделали это! Мы посчитали от 0 до 10, что может показаться не очень впечатляющим, но это позволило больше узнать про Mutex и безопасность потоков. Вы также можете использовать структуру этой программы для выполнения более сложных операций, чем просто увеличение счётчика. Используя эту стратегию, вы можете разделить вычисления на независимые части, разделить эти части на потоки, а затем использовать Mutex , чтобы каждый поток обновлял конечный результат своей частью кода. Обратите внимание, что если вы выполняете простые числовые операции, существуют более простые типы, чем Mutex , предоставляемые модулем std::sync::atomic стандартной библиотеки . Эти типы обеспечивают безопасный многопоточный атомарный доступ для примитивных типов. В этом примере мы решили использовать Mutex с примитивным типом, чтобы сосредоточиться на том, как работает Mutex Сходства RefCell Вы могли заметить, что counter сам по себе не изменяемый (immutable), но мы можем получить изменяемую ссылку на значение внутри него; это означает, что Mutex use std::sync::{Arc, Mutex}; use std::thread; fn main () { let counter = Arc::new(Mutex::new( 0 )); let mut handles = vec! []; for _ in 0 10 { let counter = Arc::clone(&counter); let handle = thread::spawn( move || { let mut num = counter.lock().unwrap(); *num += 1 ; }); handles.push(handle); } for handle in handles { handle.join().unwrap(); } println! ( "Result: {}" , *counter.lock().unwrap()); } Result: 10 обеспечивает внутреннюю изменяемость, также как и семейство Cell типов. Мы использовали RefCell в главе 15, чтобы получить возможность изменять содержимое внутри Rc , теперь аналогичным образом мы используем Mutex для изменения содержимого внутри Arc Ещё одна деталь, на которую стоит обратить внимание: Rust не может защитить вас от всевозможных логических ошибок при использовании Mutex . Вспомните в главе 15, что использование Rc сопряжено с риском создания ссылочной зацикленности, где два значения Rc ссылаются друг на друга, что приводит к утечкам памяти. Аналогичным образом, Mutex сопряжён с риском создания взаимных блокировок (deadlocks). Это происходит, когда операции необходимо заблокировать два ресурса и каждый из двух потоков получил одну из блокировок, заставляя оба потока ждать друг друга вечно. Если вам интересна тема взаимных блокировок, попробуйте создать программу Rust, которая её содержит; затем исследуйте стратегии устранения взаимных блокировок для мьютексов на любом языке и попробуйте реализовать их в Rust. Документация стандартной библиотеки для Mutex и MutexGuard предлагает полезную информацию. Мы завершим эту главу, рассказав о типажах Send и Sync и о том, как мы можем использовать их с пользовательскими типами. Расширенная многопоточность с помощью типажей Sync и Send Интересно, что сам язык Rust имеет очень мало возможностей для многопоточности. Почти все функции многопоточности о которых мы говорили в этой главе, были частью стандартной библиотеки, а не языка. Ваши варианты работы с многопоточностью не ограничиваются языком или стандартной библиотекой; Вы можете написать свой собственный многопоточный функционал или использовать возможности написанные другими. Тем не менее, в язык встроены две концепции многопоточности: std::marker типажи Sync и Send Разрешение передачи во владение между потоками с помощью Send Маркерный типаж Send указывает, что владение типом реализующим Send , может передаваться между потоками. Почти каждый тип Rust является типом Send , но есть некоторые исключения, вроде Rc : он не может быть Send , потому что если вы клонировали значение Rc и попытались передать владение клоном в другой поток, оба потока могут обновить счётчик ссылок одновременно. По этой причине Rc реализован для использования в однопоточных ситуациях, когда вы не хотите платить за снижение производительности. Следовательно, система типов Rust и ограничений типажа гарантируют, что вы никогда не сможете случайно небезопасно отправлять значение Rc между потоками. Когда мы попытались сделать это в листинге 16-14, мы получили ошибку, the trait Send is not implemented for Rc . Когда мы переключились на Arc , который является типом Send , то код скомпилировался. Любой тип полностью состоящий из типов Send автоматически помечается как Send Почти все примитивные типы являются Send , кроме сырых указателей, которые мы обсудим в главе 19. Разрешение доступа из нескольких потоков с Sync Маркерный типаж Sync указывает, что на тип реализующий Sync можно безопасно ссылаться из нескольких потоков. Другими словами, любой тип T является типом Sync , если &T (ссылка на T ) является типом Send , что означает что ссылку можно безопасно отправить в другой поток. Подобно Send , примитивные типы являются типом Sync , а типы полностью скомбинированные из типов Sync , также являются Sync типом. Умный указатель Rc не является Sync типом по тем же причинам, по которым он не является Send . Тип RefCell (о котором мы говорили в главе 15) и семейство связанных типов Cell не являются Sync . Реализация проверки заимствования, которую делает тип RefCell во время выполнения программы не является поточно- безопасной. Умный указатель Mutex является типом Sync и может использоваться для совместного доступа из нескольких потоков, как вы уже видели в разделе «Совместное использование Mutex между несколькими потоками» Реализация Send и Sync вручную небезопасна Поскольку типы созданные из типажей Send и Sync автоматически также являются типами Send и Sync , мы не должны реализовывать эти типажи вручную. Являясь маркерными типажами у них нет никаких методов для реализации. Они просто полезны для реализации инвариантов, связанных с многопоточностью. Ручная реализация этих типажей включает в себя реализацию небезопасного кода Rust. Мы поговорим об использовании небезопасного кода Rust в главе 19; на данный момент важная информация заключается в том, что для создания новых многопоточных типов, не состоящих из частей Send и Sync необходимо тщательно продумать гарантии безопасности. В Rustonomicon есть больше информации об этих гарантиях и о том как их соблюдать. Итоги Это не последний случай, когда вы увидите многопоточность в этой книге: проект в главе 20 будет использовать концепции этой главы для более реалистичного случая, чем небольшие примеры обсуждаемые здесь. Как упоминалось ранее, поскольку в языке Rust очень мало того, с помощью чего можно управлять многопоточностью, многие решения реализованы в виде крейтов. Они развиваются быстрее, чем стандартная библиотека, поэтому обязательно поищите в Интернете текущие современные крейты. Стандартная библиотека Rust предоставляет каналы для передачи сообщений и типы умных указателей, такие как Mutex и Arc , которые можно безопасно использовать в многопоточных контекстах. Система типов и анализатор заимствований гарантируют, что код использующий эти решения не будет содержать гонки данных или недействительные ссылки. Получив компилирующийся код, вы можете быть уверены, что он будет успешно работать в нескольких потоках без ошибок, которые трудно обнаружить в других языках. Многопоточное программирование больше не является концепцией, которую стоит опасаться: иди вперёд и сделай свои программы многопоточными безбоязненно! Далее мы поговорим об идиоматичных способах моделирования проблем и структурирования решений по мере усложнения ваших программ на Rust. Кроме того, мы обсудим как идиомы Rust связаны с теми, с которыми вы, возможно, знакомы по объектно-ориентированному программированию. Возможности объектно- ориентированного программирования в Rust Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это способ построения программ. Объекты, как программная концепция, были введены в язык программирования Simula в 1960-х годах. Эти объекты повлияли на архитектуру программирования Алана Кея, в которой объекты передают сообщения друг другу. Чтобы описать эту архитектуру, он ввёл термин объектно-ориентированное программирование в 1967 году. Есть много конкурирующих определений ООП, и по некоторым из этих определений Rust является объектно-ориентированным, а по другим — нет. В этой главе мы рассмотрим некоторые характеристики, которые обычно считаются объектно-ориентированными, и то, как эти характеристики транслируются в идиомы языка Rust. Затем мы покажем, как реализовать шаблон объектно- ориентированного проектирования в Rust, и обсудим компромиссы между этим вариантом и решением, использующим вместо этого некоторые сильные стороны Rust. Характеристики объектно-ориентированных языков В сообществе разработчиков нет согласия относительно того, какие особенности языка делают его объектно-ориентированным. На Rust повлияли многие парадигмы программирования, включая ООП; например, в главе 13 мы изучили вещи, пришедшие из функционального программирования. С некоторыми оговорками, ООП языки обладают некоторыми общими характеристики, а именно объектами, инкапсуляцией и наследованием. Давайте посмотрим, что означает каждая из этих характеристик, и поддерживает ли её Rust. Объекты содержат данные и поведение Книга «Приёмы объектно-ориентированного проектирования. Шаблоны проектирования» (1994), называемая также «книгой банды четырёх», является каталогом объектно-ориентированных шаблонов проектирования. Объектно-ориентированные программы определяются в ней следующим образом: Объектно-ориентированные программы состоят из объектов. Объект объединяет данные и процедуры, которые работают с этими данными. Эти процедуры обычно называются методами или операциями. В соответствии с этим определением, Rust является объектно-ориентированным языком: в структурах и перечислениях содержатся данные, а в блоках impl определяются методы для них. Хотя структуры и перечисления, имеющие методы, не называются объектами, они обеспечивают функциональность, соответствующую определению объектов в книге банды четырёх. Инкапсуляция, скрывающая детали реализации Другим аспектом, обычно связанным с объектно-ориентированным программированием, является идея инкапсуляции: детали реализации объекта недоступны для кода, использующего этот объект. Единственный способ взаимодействия с объектом — через его публичный интерфейс; код, использующий этот объект, не должен иметь возможности взаимодействовать с внутренними свойствами объекта и напрямую изменять его данные или поведение. Инкапсуляция позволяет изменять и реорганизовывать внутренние свойства объекта без необходимости изменять код, который использует объект. Как мы обсудили в главе 7, мы можем использовать ключевое слово pub чтобы решить, какие модули, типы, функции и методы в нашем коде должны быть публичными; по умолчанию все остальное является приватным. Например, мы можем определить структуру AveragedCollection , которая имеет поле, содержащее вектор значений типа i32 . Структура также может иметь поле содержащее среднее значение в векторе, так что всякий раз, когда кто-либо захочет получить среднее значение элементов вектора, нам не нужно вычислять его заново, Другими словами, AveragedCollection будет кэшировать рассчитанное среднее значение для нас. В примере 17-1 приведено определение структуры AveragedCollection : Файл: src/lib.rs Листинг 17-1: структура AveragedCollection содержит список целых чисел и среднее значение элементов в коллекции. Обратите внимание, что структура помечена ключевым словом pub , что позволяет другому коду её использовать, однако, поля внутри структуры остаются недоступными. Это важно, потому что мы хотим гарантировать обновление среднего значения при добавлении или удалении элемента из списка. Мы можем получить нужное поведение, определив в структуре методы add , remove и average , как показано в примере 17-2: Файл: src/lib.rs Листинг 17-2: Реализация публичных методов add , remove и average структуры AveragedCollection pub struct AveragedCollection { list: Vec < i32 >, average: f64 , } impl AveragedCollection { pub fn add (& mut self , value: i32 ) { self .list.push(value); self .update_average(); } pub fn remove (& mut self ) -> Option < i32 > { let result = self .list.pop(); match result { Some (value) => { self .update_average(); Some (value) } None => None , } } pub fn average (& self ) -> f64 { self .average } fn update_average (& mut self ) { let total: i32 = self .list.iter().sum(); self .average = total as f64 / self .list.len() as f64 ; } } Публичные методы add , remove и average являются единственным способом получить или изменить данные в экземпляре AveragedCollection . Когда элемент добавляется в list методом add , или удаляется с помощью метода remove , код реализации каждого из этих методов вызывает приватный метод update_average , который позаботится об обновлении поля average Мы оставляем поля list и average приватными, чтобы внешний код не мог добавлять или удалять элементы непосредственно в поле list ; в противном случае поле average может оказаться не синхронизировано при изменении list . Метод average возвращает значение в поле average , что позволяет внешнему коду читать значение average , но не изменять его. Поскольку мы инкапсулировали детали реализации структуры AveragedCollection , мы можем легко изменить такие аспекты, как структура данных, в будущем. Например, мы могли бы использовать HashSet вместо Vec для поля list . Благодаря тому, что сигнатуры публичных методов add , remove и average остаются неизменными, код, использующий AveragedCollection , также не будет нуждаться в изменении. У нас бы не получилось этого достичь, если бы мы сделали поле list доступным внешнему коду: HashSet и Vec имеют разные методы для добавления и удаления элементов, поэтому внешний код, вероятно, должен измениться, если он модифицирует list напрямую. Если инкапсуляция является обязательным аспектом для определения языка как объектно-ориентированного, то Rust соответствует этому требованию. Возможность использовать или не использовать модификатор доступа pub для различных частей кода позволяет скрыть детали реализации. Наследование как система типов и способ совместного использования кода Наследование — это механизм, с помощью которого объект может быть унаследовать элементы из определения другого объекта, то есть получить данные и поведение родительского объекта без необходимости повторно их определять. Если язык должен иметь наследование, чтобы быть объектно-ориентированным, то Rust таким не является. Здесь нет способа определить структуру, наследующую поля и реализации методов родительской структуры, без использования макроса. Однако, если вы привыкли иметь наследование в своём наборе инструментов для программирования, вы можете использовать другие решения в Rust, в зависимости от того, по какой причине вы изначально хотите использовать наследование. Вы могли бы выбрать наследование по двум основным причинам. Одна из них - возможность повторного использования кода: вы можете реализовать определённое поведение для одного типа, а наследование позволит вам повторно использовать эту реализацию для другого типа. В Rust для этого есть ограниченный способ, использующий реализацию метода типажа по умолчанию, который вы видели в листинге 10-14, когда мы добавили реализацию по умолчанию в методе summarize типажа Summary . Любой тип, реализующий свойство Summary будет иметь доступный метод summarize без дополнительного кода. Это похоже на то, как родительский класс имеет реализацию метода, и класс-наследник тоже имеет реализацию метода. Мы также можем переопределить реализацию по умолчанию для метода summarize , когда реализуем типаж Summary , что похоже на дочерний класс, переопределяющий реализацию метода, унаследованного от родительского класса. Вторая причина использования наследования относится к системе типов: чтобы иметь возможность использовать дочерний тип в тех же места, что и родительский. Эта возможность также называется полиморфизм и означает возможность подменять объекты во время исполнения, если они имеют одинаковые характеристики. Полиморфизм Для многих людей полиморфизм является синонимом наследования. Но на самом деле это более общая концепция, которая относится к коду, который может работать с данными разных типов. Для наследования эти типы обычно являются подклассами. Вместо этого Rust использует обобщённые типы для абстрагирования от типов, и ограничения типажей (trait bounds) для указания того, какие возможности эти типы должны предоставлять. Это иногда называют ограниченным параметрическим полиморфизмом. Вместо этого Rust использует обобщённые типы для абстрагирования от типов, и ограничения типажей (trait bounds) для указания того, какие возможности эти типы должны предоставлять. Это иногда называют ограниченным параметрическим полиморфизмом. Наследование, как подход к разработке, в последнее время утратило популярность во многих языках программирования, поскольку часто существует риск, что мы будем наследовать код чаще, чем это необходимо. Подклассы не всегда должны обладать всеми характеристиками родительского класса, но при использовании наследования другого варианта нет. Это может сделать дизайн программы менее гибким. Кроме этого, появляется возможность вызова у подклассов методов, которые не имеют смысла или вызывают ошибки, потому что эти методы неприменимы к подклассу. Кроме того, в некоторых языках разрешается только одиночное наследование (т.е. подкласс может наследоваться только от одного класса), что ещё больше ограничивает гибкость разработки программы. По этим причинам в Rust применяется альтернативный подход, с использованием типажей-объектов вместо наследования. Давайте посмотрим как типажи-объекты реализуют полиморфизм в Rust. |