Юриспруденция в системе наук об обществе объект и предмет исследования
Скачать 87.8 Kb.
|
Юриспруденция в системе наук об обществе: объект и предмет исследования. Юриспруденция – это разновидность социальной деятельности, направленной на регулирование, поддержание и охрану общественных отношений присущими ей специфическими (правовыми) методами и средствами. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя (часть окружающего мира, общественные отношения), а предмет науки – это то, какие аспекты этого объекта она изучает. К примеру, объект – человек, но можно изучать строение человека (предмет анатомии), «душу» (предмет психологии), поведение в группах (предмет социологии) или возможность своими действиями приобретать права и обязанности (дееспособность) (предмет уже различных правовых наук). Предмет – это часть объекта, его определенный аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Объектом юриспруденции является государственное устройство и правовое регулирование. Предметом юриспруденции является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии. Государство и право: их соотношение (дискуссионные аспекты). Модели соотношения государства и права: 1) Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право. 2) Либеральная модель, когда право выше государства 3) Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним. Функциональные аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие 1) Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что свойственно государству, свойственно праву, они автономы и самобытны. 2) Различия, вытекают из онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм. Государство-сила, право-воля. 3) Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Государство воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет, исполняет. Право результат государственной деятельности, его продукт. Право же в свою очередь легализует и конституирует государственную деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности. С помощью права закрепляется внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат, механизм управления, статус и компетенция. Государство создает право для регламентации собственной деятельности. Теория государства и права и юриспруденция: их соотношение. Система юридических наук. , СИСТЕМА ЮР НАУК Теория государства и права как наука: становление и развитие. Основные этапы: 1. Исходные положения появились уже в древних культурах (Индия, Китай, Греция, Рим). Важнейший вклад в развитие теоретических исследования внесли Платон (работа “Государство”, ”Законы”), Аристотель (“Политика”), Цицерон (“О государстве”). Значительные результаты по выявлению тонкостей юр. отношений были достигнуты в Риме, наиболее общее выражение они получили в Кодексе Юстиниана. В этом отношение древнеримское право является величайшим образцом юр. культуры. Именно в тот период возникло профессиональное юр. образование, появились первые в истории человечества учебники по правоведению (институции). Среди них отличились Институции Гая, которыерые потом были положены в основу Институций Юстиниана и получили силу закона. 2. Следующий этап в становлении и развитии ТГП относится к Средним векам. Правовые исследования и преподавание были обусловлены как конкретно-исторической действительностью каждого государства, так и мировыми цивилизационными процессами на Востоке и Западе. Одним из крупных явлений той эпохи на Востоке стало Мусульманское право, возникшее на основе ислама и способствовавшее распространению и превращению его в одну из мировых религий. В Европе шло переосмысление римского права, формирование канонического и “общего права”. Например Представители французской школы гуманистов пытались изучать римское право в системном виде, сравнивая его положения с постулатами обычного и церковного права. В средневековой Руси размышления о государстве, законе носили патриархально- религиозный характер, подтверждение тому есть у Иллариона в “Слове о Законе и благодати”, а также в Повести временных лет и др. источниках. 3. Период перехода от Средневековья к Новому времени, Эпоха Возрождения Характеризуется революционным переворотом в умах людей, экономических, политических и юридических отношениях. Появляются уникальные труды – “Государь” Маккиавели, “Политический трактат” Спинозы, “Два трактата о правлении” Локка и др. Они отражали сложность и противоречивость того времени. Несмотря на разные научные школы, диапазон подходов (от утопического до рационалистского, от теологического до антирелигиозного, сугубо светского) их объединяло одно – стремление усовершенствовать управление государством, полнее использовать потенциал закона, выявить соотношение политики и права. Новое время (17-19в.) Теоретические исследования о государстве и праве приобретают системный, постоянный характер. Именно в это время самой жизненной практикой, великими философами и просветителями были выработаны и получили закрепление в Декларациях и Конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как о форме гос-ва, естественном праве, неотъемлемых правах человека. В 19 веке в правоведении в кач-ве самостоятельной дисциплины стала выделяться обобщающая юр. Наука – теория права. Ее появление связывается и изданием книги Остина “Чтения по юриспруденции” (1832 г.). В это же время издаются и обобщающие работы по государствоведению. В России также появляются различные труды, например “Общая теория права” Шершеневича, “Энциклопедия права” Трубецкова. В современную эпоху Обобщающие дисциплины по Г и П нередко связываются с отдельными философскими и иными научными течениями методологического характера (марксизм, нормативизм, религиозные концепции и др.) ТГП в настоящее время – обширная область человеческих знаний, выраженная в большом кол-ве книг и статей. Теория государства и права в системе юридических наук: объект и предмет исследования. Предмет же - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой. Любая наука имеет свойственный только си одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности той или иной науки, ее отличие от других систем знаний. В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Объект науки - те явления, которые она изучает. Предмет - то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления. Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Теория государства и права – это: 1.Общественная (гуманитарная) наука, т.к. изучает такие общественные явления, как гос-во и право; 2.Юридическая наука, которая изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни; 3.Общетеоритическая наука, т.к. выделяет и объясняет общие закономерности развития гос-ва и права. Теория государства и права в системе юридических наук: соотношение теории государства и права и энциклопедии права. Термин «энциклопедия» (греч.) означает круг наук, необходимых для общего образования. При этом под энциклопедией понималось систематическое обозрение совокупности человеческих знаний. Энциклопедия же права сводилась к краткому очерку развития всех юридических наук. Данный предмет изучался длительное время на юридических факультетах в России, Англии, Франции наряду с теорией и философией права, являясь необходимым введением в изучение права. В дореволюционной России данный предмет читался слушателям на первом курсе юридических факультетов университетов. До введения нового устава русских университетов (1835 год) на юридических факультетах преподавалась «энциклопедия законоведения», после введения устава она стала называться «энциклопедией права». Состав и содержание этого предмета, как и его научное значение, определялись различно. Согласно самому университетскому уставу 1835 года энциклопедия права состояла из двух частей: 1) энциклопедия юридических и политических наук; 2) история философии права. Энциклопедия права, не раскрывая детально процесса познания права, руководствуясь уже готовыми юридическими понятиями, выработанными теорией права, призвана была подготавливать обучаемых к восприятию положений отдельных отраслевых наук, правильному пониманию специальной терминологии, начертать план предстоящих занятий и показать путь, по которому надлежит идти. Потребность в энциклопедии права, как особом предмете преподавания, была вызвана необходимостью сообщить слушателям предварительные сведения о праве, различных его отделах и методах его изучения, а также дать им некоторый философский базис для дальнейшей научной работы, цельный синтез современных общих учений о праве, как основание для изучения отдельных правовых дисциплин. Уже в советское время энциклопедия права и философия права были объединены в Общую теорию государства и права". Понятие и значение методологии юридической науки: виды методов исследования. Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений. К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности. Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах. Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. Содержание принципа комплексности в изучении государства. и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук — философии, социологии, политэкономии, политологии. В теории государства и права, наряду с принципами, различают методы научного исследования. Выделяют три группы методов: · всеобщие, – используется во всех конкретных науках, на всех стадиях (этапах) научного познания; – содержит всеобщие универсальные принципы мышления, познания и дает ключ к познанию всех областей природы, общества, мышления, а не отдельных областей; – определяет мировоззренческие подходы исследования (раскрывает смысл человеческого, определяет отношения человека к миру, вырабатывает модели развития общества). · общенаучные ,Общенаучные методы. Их особенности состоят в следующем: 1) они используются во всех конкретных науках; 2) но сфера их применения ограничена решением определенных задач; 3) они не охватывают всех стадий научного познания; 4) применяются на основе философского метода, взаимодействуют с ним; 5) представляют собой рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинную объективность теории. · частнонаучные Особенности частнонаучных методов. Данная группа методов характеризуется следующим: 1) это конкретные способы получения знания (опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение и т. д.); 2) они свойственны некоторой группе наук или присущи одной конкретной науке (специальной). Основные функции теории государства и права как науки. Функции науки ТГП – это основные направления научного воздействия, требуемое состояние науки. Это те направления её действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач, которые характеризуют должное состояние и развитие науки. Функции ТГП как науки: 1. Гносеологическая (познавательная) функция. Она заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. Её называют основной, главной функцией ТГП. Состоит в наращивании научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. На основе реализации данной функции происходит становление ТГП как системы знаний. Особенность состоит в том, что эта функция выполняется наукой (ТГП) как бы для себя, для своего развития. 2. Онтологическая функция. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования. 3. Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики. Эта функция характеризует творческие возможности ТГП. Это не просто познание, а открытие нового в государственно-правовых явлениях на основе глубокого проникновения в их сущность. 4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, закладывая основу для их исследования. Знания, разрабатываемые ТГП, по своему характеру таковы, что в основном своём объёме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как в её рамках выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Связана с разработкой методов исследования, принципов и понятий, которые широко используются в отраслевых и иных юридических науках, находят в них свою конкретизацию. 5. Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой. Она определяет предполагаемую эффективность принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идёт о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функция выдвижения научно обоснованных гипотез. 6. Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, ценностей, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Мировоззрение – система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. 7. Прикладная. Связана с непосредственным её выходом на практику – правотворческую и правореализационную. Её осуществление состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления. Механизм осуществления власти и регуляторы поведения в догосударственном обществе. Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть: 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества, источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род (родовая община). Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода; 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя Теологическая и патриархальная теории происхождения государства и права: сравнительный анализ. 1. теологическая теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство, и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский. 2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем и основанная на теологической теории, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец - своих детей. В соответствии с патриархальной теорией, монарх правит государством подобно тому, как отец правит своим семейством. Обе теории отстаивают идеи незыблемости, вечности государственной власти, необходимости и естественности всеобщего подчинения государственной воле. И теологическая, и патриархальная теории не имеют достаточной фактической основы. Вопрос об истинности теологической теории настолько же не определён, насколько не доказано существование Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры. Что касается патриархальной теории, то основные её положения опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместес государством. Теория насилия и психологическая теория о происхождении государства и права: сравнительный анализ. 1. В соответствии с теорией насилия государство есть результат вражды, завоевания одних племен другими. Побеждённое племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. 2. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению, выдающимся личностям. Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию. Органическая и договорная теории происхождения государства и права: сравнительный анализ. 1. Договорная теория или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции, была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись на определенных условиях, оговоренных в заключённом ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре, в результате чего образовалось государство. 2. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. |