Главная страница

Юзабилититестирование программного


Скачать 0.61 Mb.
НазваниеЮзабилититестирование программного
Дата16.09.2022
Размер0.61 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMejennaya_TPO.docx
ТипДокументы
#679821
страница9 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Лабораторная работа №7 Тестирование юзабилити


Цель: изучить и реализовать на практике экспертный и пользовательский подходы юзабилити-тестирования.
Планзанятия:

    1. Изучить теоретические сведения.

    2. Выполнить практическое задание по лабораторной работе.

    3. Оформить отчет и ответить на контрольные вопросы.


Теоретическиесведения

Юзабилити степень, с которой продукт может быть использован опреде- ленными пользователями при определенном контексте для достижения опреде- ленных целей с должной эффективностью, результативностью и удовлетворенно- стью. Юзабилити отражает степень удобства использования программного про- дукта конечными пользователями. Так как взаимодействие пользователя и про- граммного обеспечения осуществляется посредством пользовательских интерфей- сов, то понятие юзабилити прежде всего относится к процессу разработки пользо- вательских интерфейсов.

Юзабилити-тестирование позволяет сделать программный продукт более простым и удобным в использовании, тем самым не только повышая эффектив- ность работы конечных пользователей и бизнес-процессов в целом, но и улучшая впечатление от взаимодействия с программным обеспечением.

Для выявления проблем удобства использования, в том числе на ранних эта- пах планирования и разработки программных продуктов, используются два ос- новных подхода:

  1. Проверка соответствия принципам обеспечения удобства пользования и корректного визуального представления в контексте функциональных требований посредством экспертной оценки (экспертный подход).

  2. Изучение опыта взаимодействия пользователя с приложением через имита- цию поведения пользователей (пользовательский подход).

Для юзабилити-тестирования одного программного обеспечения могут при- меняться оба подхода (методика двойной проверки).

Далее рассмотрим вышеуказанные техники юзабилити-тестирования более подробно.

62

Экспертныйподходюзабилити-тестирования

При экспертном подходе в качестве пользователей выступают два и более экспертов (оптимальное количество для больших проектов 5–6 человек). Экспер- ты проходят основные сценарии поведения пользователей и анализируют их с точки зрения:

  • стандартов юзабилити для конкретного типа программного продукта (например, Android Material Design для мобильных приложений на платформе An- droid);

  • общих принципов юзабилити (эвристики Якоба Нильсена);

  • здравого смысла и опыта.

По результатам прохождения пользовательских сценариев составляется отчет о дефектах.

Преимущества экспертного подхода:

  • быстрый в применении;

  • эксперты гарантировано понимают общие задачи программного продукта. Недостаток данного подхода субъективизм (эксперты не являются реаль-

ными пользователями).

Ниже приведены основные принципы юзабилити, сформулированные Якобом Нильсеном:

  1. Информированность о состоянии системы. Пользователь всегда должен ориентироваться и четко понимать, что происходит в системе. Взаимодействие между пользователем и системой должно быть как можно более логичным и быстрым. Для этого целесообразно реализовать обратную связь в виде сообщений подтверждения успешности выполнения действий, запросов на подтверждение удаления, сообщений об ошибках и др.

  2. Схожесть системы с реальным миром. Система должна общаться с пользо- вателем на понятном ему языке. Использование инфографики, слов, фраз и поня- тий, знакомых пользователю в реальном мире, намного предпочтительнее, чем ис- пользование специализированных терминов.

  3. Свобода действий. Необходимо предоставить пользователям возможность отмены действий, а также возврата к ранее осуществленным действиям.

  4. Единообразие и стандарты. Не следует вводить в заблуждение пользовате- ля, описывая одни и те же вещи разными словами и терминами.

  5. Предотвращение ошибок. Важно свести к минимуму количество условий, в которых могут быть допущены ошибки. Например, можно давать пользователям подсказки, поясняющие, какую информацию надо вводить в текстовые поля.

  6. На виду, а не в памяти. Не следует вынуждать пользователя запоминать большое количество объектов, действий и опций. Вся необходимая информация должна быть размещена в пределах доступности для пользователя.


63

  1. Гибкость и эффективность. Не следует нагружать пользователей лишней информацией – предоставьте им возможность совершать часто повторяющиеся действия как можно быстрее и проще.

  2. Эстетичный и минималистичный дизайн. Тексты не должны содержать бесполезной или устаревшей информации. Каждое лишнее слово делает восприя- тие все более трудным и лишает посетителя возможности достичь цели.

  3. Понимание проблем и их решение. Сообщения об ошибках должны быть выражены на понятном пользователю языке, как можно более точно описывать проблему и предоставлять возможные варианты ее решения.

  4. Справочные материалы и документация. Даже если система может ис- пользоваться без документации, в процессе работы с ней все же может потребо- ваться справочная информация. Подобные документы должны составляться таким образом, чтобы в них легко было найти необходимое.

Пользовательскийподход

Пользователям (3–5 человек из каждого сегмента целевой аудитории), согла- сившимся участвовать в тестировании, предлагают пройти наиболее распростра- ненные и наиболее проблемные сценарии. Эксперт протоколирует действия поль- зователя, фиксирует все в видеоформате, чтобы отследить реакцию (эмоции) пользователя, но никак не влияет на действия пользователя.

Преимущества пользовательского подхода:

  • объективные результаты (участвуют реальные пользователи);

  • процесс легко измерим.

Возможные измерения при юзабилити-тестировании:

  • время выполнения задачи;

  • успешность выполнения задачи;

  • эффект первого впечатления (например, сколько раз улыбнулся). Недостатки пользовательского подхода:

  • длительный по времени;

  • дорогой (если пользователей привлекают на платной основе);

  • большое внимание следует уделить подбору пользователей.

Для реализации пользовательского подхода юзабилити-тестирования необхо- димо провести предварительную работу, которая включает следующие этапы:

  1. Определение цели пользователя, цели бизнеса.

  2. Исследование целевой аудитории: составление ее общего портрета, сегмен- тация на группы, описание персонажей как ярких представителей каждой группы.

  3. Выявление контекста ситуаций, при которых пользователь обращается к программному продукту.

  4. Составление пользовательских сценариев. Рассмотрим особенности перечисленных этапов.


64

Цели пользователя и цели бизнеса выясняют посредством общения с заказчи- ком и потенциальными потребителями, анализа спецификации, исследования су- ществующих аналогов.

Исследование целевой аудитории необходимо для проектирования взаимо- действия в целом и корректировки элементов интерфейса.

Целевая аудитория – группа пользователей, на которую ориентировано со- держание программного продукта. При исследовании целевой аудитории на пер- вом этапе необходимо составить ее общий портрет, указав следующие характери- стики:

  1. Социально-демографические характеристики: пол, возраст, образование, уровень дохода, сфера деятельности, семейное положение.

  2. Психографические характеристики: стиль жизни, особенности личности, черты характера, жизненная позиция, система ценностей. Это более ценная ин- формация для проектирования, чем первая группа критериев. Например, если из- вестно, что целевая аудитория больше всего ценит время, можно спроектировать простой интерфейс и дать возможность получать не весь контент, а самое ценное для конкретной целевой группы, или предоставить инструменты персонализации каждого человека.

  3. Поведенческие характеристики: повод для регистрации, искомые выгоды, частота посещаемости конкурентов, степень готовности к переходу на другой продукт, отношение к проекту (если он не новый) и т. д. Поведенческие характе- ристики целевой аудитории помогают понять привычки, мотивацию, круг интере- сов, проблемы, надежды и ожидания пользователя (как именно человек делает вы- бор, что влияет на решение купить продукт или отказаться от покупки, какой па- раметр является главным: качество товара, известная марка, стоимость, мнение друзей). Собирать эти данные очень сложно. Эта информация может быть у заказ- чика или конкурента, если проектируется новая версия уже существующего про- екта, либо ее нужно будет собирать через опросы целевой аудитории или состав- ление карт эмпатии.

  4. Географические характеристики: страна, город, район. Если стоит задача по проектированию национальных продуктов или продуктов с геолокацией, то важность этих характеристик резко возрастает.

Для получения данных, составляющих общий портрет целевой аудитории, используют различные способы сбора информации:

  1. Статистика запросов поисковых систем: позволяет оценить величину целе- вой аудитории по числу поисковых запросов.

  2. Анализ данных из социальных сетей и других публичных источников.

  3. Опросы аудитории (анкетирование пользователей, использование опросной формы или регистрации на уже функционирующем сайте).


65

  1. Данные счетчика посещений: для уже функционирующих web-ресурсов позволяют изучить все действия пользователей и конкретизировать распределение аудитории по регионам, времени и др.

  2. Составление карты эмпатии (рисунок 7.1).



Рисунок 7.1 – Карта эмпатии
Эмпатия – это психологический термин, который отражает способность пони- мать чувства и настроения других людей, умение поставить себя на место другого.

Карта эмпатии это метод исследования целевой аудитории, направленный на составление подробного портрета типичного пользователя для конкретного программного продукта. Карта эмпатии представляет собой диаграмму профиля пользователя. Блоки «что видит» и «что слышит покупатель» выявляют опти- мальные каналы распространения информации о разрабатываемой системе. Осо- бое внимание следует уделять последним двум блокам карты эмпатии: итоговый программный продукт должен развеять все сомнения и тревоги, заключенные в блоке «боль», и максимально подчеркивать способность помочь в реализации це- лей из блока «достижения». Важно уделить внимание возможному конфликту


66

между тем, что человек «говорит и делает» на публике, и тем, как он «думает и чувствует» на самом деле.

После общего описания целевой аудитории выполняется ее детализация (ес- ли она неоднородна) посредством сегментации на группы с общими параметрами.

Визуализация каждой группы производится с помощью составления конкрет- ных «персонажей» (персон) как типичных представителей различных групп целе- вой аудитории. Персонаж – это реалистичный собирательный образ пользователя, представляющий один сегмент целевой аудитории. Портрет персонажа включает: фотографию, имя, возраст, пол, образование, профессию, семейное положение, личностные характеристики, которые могут повлиять на взаимодействие с про- граммным обеспечением, взгляды и интересы. При взаимодействии персонажа с информационной системой он преследует конкретные цели, которые необходимо выявить и отразить в портрете персонажа. Описание особенностей взаимодей- ствия персонажа с программным продуктом целесообразно построить в виде отве- тов на вопросы: в какой обстановке персонаж будет использовать разрабатывае- мый продукт; как часто он будет обращаться к данному продукту; был ли опыт использования подобных информационных систем; каковы ожидаемые результаты от взаимодействия? После описания персонажей необходимо проверить их на полноту и избыточность описания.

Среди сформированных персонажей важно отличать ключевых (именно для них будет происходить проектирование информационной системы) и второсте- пенных (их потребности необходимо учитывать, но реализация этих потребностей не должна мешать ключевым персонажам реализовывать свои цели).

Завершающим подготовительным этапом пользовательского подхода юзаби- лити-тестирования является разработка карты сценариев. Сценарий поведения – это ситуация взаимодействия персонажа с продуктом. Описание сценария включа- ет название, шаги, входную/выходную информацию, пожелания/предложения, эмоции, комментарии. Сценарий нужно описать полностью (от начала до логиче- ского завершения) и максимально правдоподобно.

После выполнения вышеописанных этапов для каждого сегмента целевой аудитории подбирают 3–5 представителей в соответствии с составленными персо- нажами и приступают собственно к тестированию: пользователи проходят распро- страненные и наиболее проблемные сценарии под наблюдением эксперта, кото- рый фиксирует время и успешность выполнения сценария, эмоциональные впе- чатления. По результатам тестирования представляется отчет.

67

Практическоезадание:

  1. Выбрать программное обеспечение для проведения юзабилити- тестирования.

  2. Провести юзабилити-тестирование на основе экспертного подхода, руко- водствуясь эвристиками Якоба Нильсена.

  3. По результатам юзабилити-тестирования на основе экспертного подхода составить отчет о дефектах.

  4. Провести юзабилити-тестирование на основе пользовательского подхода.

  5. В рамках пользовательского подхода определить цель заказчика, цель пользователя.

  6. Составить общую характеристику целевой аудитории.

  7. Разработать карту эмпатии для типичного представителя целевой аудито- рии в соответствии с рисунком 7.1.

  8. Сегментировать целевую аудиторию в зависимости от параметров, наибо- лее влияющих на исследуемую информационную систему (пол, возраст, род заня- тий и др.).

  9. Для каждого сегмента целевой аудитории в соответствии с таблицей 7.1 составить портрет персонажа наиболее типичного представителя данной группы.


Таблица 7.1 Профиль персонажа

<Категория целевой аудитории>

<Роль персоны>




Фотография

Описание

<В описании указываются следующие характеристики: ФИО, пол, возраст, род занятий, семейное положение, образование, увлечения, социальный статус, место работы>

Личные характеристики

Цели:

<Перечень целей, которые пользователь стремится достичь во время использо- вания системы>

Взаимодействие с продуктом

<Рабочий процесс и контекст (окружение)>

Неудовлетворенности и ожидания

<Описание исключительных ситуаций и вытекающих из них проблем, допол- нительных возможностей программного продукта>

68

  1. Разработать типичные сценарии взаимодействия ключевого персонажа с программным продуктом в соответствии с таблицей 7.2.


Таблица 7.2 Описание сценария

Шаг

<названиешага1>

Вопросы

<перечислитьвсевопросы,которыемогутвозникнутьупер-сонажа приработеспродуктом на данномшаге>

Пожелания

<перечислитьпожелания,которыемогутвозникнутьуперсо-нажа при работе спродуктомна данномшаге >

Эмоции

<какиеэмоциивозникнутуперсонажаотвзаимодействияспродуктом>

Комментарии

<описаниеокружения,исходныхданных>




  1. Отобрать по одному представителю от каждой выделенной группы целе- вой аудитории в соответствии с составленными персонажами.

  2. Пронаблюдать за тем, как потенциальные пользователи выполняют ти- пичные сценарии взаимодействия с программным обеспечением.

  3. По результатам наблюдений составить отчет с указанием времени и успешности выполнения сценариев, эмоциональных впечатлений пользователей.

  4. Оформить отчет и защитить лабораторную работу.


Содержаниеотчета:

  1. Цель работы.

  2. Отчет о дефектах по результатам юзабилити-тестирования на основе экс- пертного подхода.

  3. Результаты подготовки к юзабилити-тестированию на основе пользова- тельского подхода: общее описание целевой аудитории, карта эмпатии типичного представителя целевой аудитории, сегментирование целевой аудитории, портреты персонажей каждого сегмента, типичные сценарии взаимодействия пользователей с программным обеспечением.

  4. Отчет о результатах юзабилити-тестирования на основе пользовательского подхода.

  5. Выводы по работе.


Контрольныевопросы:

  1. Что такое юзабилити?

  2. Какие существуют подходы к юзабилити-тестированию?

  3. Охарактеризуйте экспертный подход юзабилити-тестирования.


69


  1. 70
    Перечислите и дайте характеристику принципам юзабилити Якоба Нильсена.

  2. Охарактеризуйте пользовательский подход юзабилити-тестирования.

  3. Что такое целевая аудитория?

  4. Для чего необходимо изучать целевую аудиторию?

  5. Какие существуют способы сбора информации о целевой аудитории?

  6. Что такое эмпатия? Что такое карта эмпатии?

  7. Из каких характеристик состоит профиль персонажа?

  8. Какой персонаж называют ключевым, а какой второстепенным?

  9. Что такое сценарий?





1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта