Горячева Татьяна.7 Б. Забытые усадьбы. Забытые усадьбы Пензенской области
Скачать 37.86 Kb.
|
XI Региональная научно-практическая конференция учащихся «Природно-культурное и духовное наследие Пензенской области» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 27 Секция 6. Исследовательские проекты Проект Создание виртуальной экскурсии на тему: «Забытые усадьбы Пензенской области» Автор проекта: Горячева Татьяна, Ученица 7 "Б" класса Научный руководитель: Агашина Светлана Сергеевна, учитель истории и обществознания. г. Пенза, 2022 Оглавление Введение...................................................................................................................3 1.Русская усадьба как культурно-исторический феномен……………………..4 2. Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях....................................................................................................................4 3. По следам забытых усадеб на примере Пензенской области………………..5 3.1.Усадьба Бахметьевых-Оболенских………………………………..................5 3.2 Усадьба Араповых……………………………………………………….........6 3.3. Усадьба Устиновых ………………………………………………………….6 3.4. Усадьба Тюрина………………………………………………………………7 3.5 Усадьба Воейкова……………………………………………………………..7 4. Создание виртуальной экскурсии на тему: «Забытые усадьбы Пензенской области»……………………………………………………………………………8 Заключение…………………………………………………………………….......9 Список использованной литературы……………………………………...........10 Введение Русская усадьба является поистине культурным явлением в истории России, и в последнее время приковывает к себе внимание многих исследователей. Что же такое усадьба? Усадьбой называется отдельное поселение, включающее в себя, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных, составляющих единое целое. Актуальность исследования: Согласно статье 44, пункту 3 Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». К сожалению, в последнее время особенно остро стоит проблема сохранения и использования историко - культурного наследия. Многие объекты духовного наследия забываются, становятся никому не нужными. Стоит также отметить, что тема провинциальной архитектуры недостаточно полно раскрыта в отечественной науке. Объект исследования: проблемы сохранения и восстановления памятников архитектуры в провинции. Предмет исследования: усадьбы Пензенской области. Цель работы: привлечь внимание к проблеме сохранения культурного наследия Пензенской области путем создания виртуальной экскурсии: «Забытые усадьбы Пензенской области». Задачи исследования: изучить усадьбу как культурно-исторический феномен; рассмотреть типы русских усадеб; изучить вопрос об отношении государства к памятникам культурного наследия; ознакомиться с некоторыми дворянскими усадьбами Пензенской области; создать виртуальную экскурсию по данной теме. Гипотеза исследования: создание виртуальной экскурсии по теме: «Усадьбы Пензенской области» привлечет больше внимания к их истории и судьбе. Методы исследования: анализ литературы по теме работы, теоретическое обобщение и систематизация материала, наглядно-аналитический метод, проектирование. Практическая значимость: виртуальная экскурсия познакомит школьников, а также жителей нашей области с историческим наследием региона, сделает более интересным и привлекательным посещение данных объектов. 1.Русская усадьба как культурно-исторический феномен Русская усадьба на протяжении долгого времени являлась одним из важнейших культурных объектов нашей страны. Огромное количество имеющихся в стране дворянских усадеб представляли европейскую культуру в российской глубинке. В провинциальных усадьбах можно было увидеть постройки известных зодчих, сады с экзотическими растениями, предметы мебели, изобразительного и прикладного искусства, работы знаменитых столичных и зарубежных мастеров. А рядом с ними существовали творения местных архитекторов, столяров, живописцев, резчиков по дереву. Чаще всего это были крестьяне, одаренные от природы не только сметливостью, но и особым, совсем бессознательным, но неизменно верным пониманием красоты.1 2. Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях Как было сказано выше, сохранения культурного наследия является конституционной обязанностью гражданина РФ. Очень важно сохранить историческую память. Память о прошлом нашей страны, уважение к нему, понимание опыта страны, отношение к героям, победам и поражениям – это то, что формирует самосознание народа, каждого человека, его представление о себе, своих возможностях, своём будущем. Памятники архитектуры - ориентиры формирования нашей исторической памяти. Отношение к исторической памяти является важнейшим показателем уровня современной культуры. Каково общество, таковы и его памятники, т.е. то, что признается достойным сохранения в памяти, а также защиты и охраны государством. Отношение к памятникам как к культурному наследию предопределяется, прежде всего, характером исторических представлений. Что знают о прошлом? Как оценивают те или иные явления прошлого - и в области культуры, и деятельность отдельных лиц или сообществ? Что считают важным сохранить или, напротив, видоизменить? Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования памятников истории и культуры основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре.2 Также осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. 3. По следам забытых усадеб на примере Пензенской области 3.1 Усадьба Бахметьевых-Оболенских Данная усадьба находится в г. Никольске и ранее принадлежала знатному дворянскому роду Бахметьевых, которые восходили к середине XV века. К середине 19 века это было одно из крупнейших имений губернии. Во второй половине XIX века Алексей Бахметев построил господский дом и Никольскую церковь. До нашего времени они не сохранились. В 1790-е годы его вдова и сын Николай построили Воскресенскую церковь (не сохранилась), каменное заводоуправление и барский дом, которые восстановили несколько лет назад. Внук основателя, Алексей Николаевич, уйдя в отставку, поселился в Николо-Пестровке (село, где находилась усадьба) и начал изучать стекольное производство. После его смерти усадьбой и заводом владела его жена, а с 1884 года имение перешло к князю Александру Оболенскому, ставшему его последним владельцем.4 Двухэтажный барский дом в стиле классицизма одной стороной выходит к площади и заводоуправлению, другой - к парку и пруду. Трехэтажное здание заводоуправления составляет единый ансамбль с главным домом. В центральной части здания размещался театральный зал на 400 мест, где проходили елки для рабочих и ставились спектакли. В 2010 году усадьбу купило правительство Пензенской области, реконструировало и открыло областной бизнес-инкубатор. Внутри сохранился парадный зал, куда можно попасть, если приехать в рабочее время инкубатора. 3. 2 Усадьба Араповых Усадьба располагается на высоком и крутом склоне реки Сура. В начале ХХ века это было «одно из благоустроенных старинных барских имений», принадлежавшее гофмейстеру (управляющий монаршим двором — прим. ред.) Александру Арапову. С усадьбой Араповых связана одна интересная история. В 1920-х годах здесь нашли портрет Варвары Римской-Корсаковой кисти знаменитого французского живописца Франца Винтерхальтера. Но картина известной московской красавицы, покорившей самого Наполеона III, хранилась в Ницце. Как же полотно попало в пензенскую глубинку? Выяснилось, что сын Варвары женился на дочери Александра Арапова и привез в имение жены портрет своей матери. Сейчас картина хранится в Пензенской картинной галерее. 3.3 Усадьба Устиновых Род дворян Устиновых - один из немногих, который не прервался, и его представители до сих пор живут во Франции и США. Имение их предков - выдающийся архитектурный комплекс, который отражает процесс возрождения усадебного строительства в России в конце 19 - начале 20 веков. Роскошную барскую усадьбу с оранжереей по проекту петербургского архитектора Виктора Шрётера начали строить в 1890-е годы. Он спроектировал десяток зданий в Санкт-Петербурге и был официальным архитектором Императорских театров России. Грабовский дом-дворец вызывает ассоциации с европейскими резиденциями. Двухэтажное здание (с жилым подвалом) сгруппировано из разных по высоте объемов вокруг монументальной центральной части с портиком и балконами. Оба фасада украшены эркерами, круглыми башнями со сферическими куполами и окнами разнообразных форм и размеров. Одновременно со строительством дворца заложили парк с фонтаном, цветниками и двумя прудами. Часть территории занимал фруктовый сад, ограниченный еловыми посадками.5 3.4. Усадьба Тюрина В начале 19 века деревянный особняк принадлежал надворной советнице Варваре Загоскиной, двоюродной тете известного русского писателя Михаила Загоскина и родной тете Лаврентия Загоскина — знаменитого исследователя Аляски, Алеутских островов и Калифорнии. Вокруг здания сохранилась часть старого усадебного парка, который недавно получил статус памятника природы - теперь его будут тщательнее охранять. Дом до наших дней сохранил свой особенный исторический колорит благодаря качественной реставрации. Сейчас в здании особняка находится Музей народного творчества. Один из центральных залов экспозиции - кабинет самого Тюрина, который отреставрировали в 1974 году. Портрет, висящий на стене, нарисован по единственной сохранившейся литографии Тюрина. 3.5. Усадьба Воейкова Каменская усадьба - одна из красивейших в области, хоть и находится в запустении. Композиция комплекса максимально учитывает ландшафт. Усадьба расположена на возвышенности в черте города и окружена лесом, поэтому двухэтажный дворец видно издалека. Весь ансамбль спроектирован в стиле неоклассицизма. Украшением здания остается небольшой овальный зал с колоннами, отделка которого частично сохранилась.6 Усадьбой владел русский военачальник, приближенный Николая II Владимир Воейков. В 1913 году он организовал производство и продажу воды из источника Гремячий ключ в селе Кувака - в нескольких километрах от усадьбы. Ее подавали при царском дворе и поставляли во многие российские города. После революции усадьбу разорили. Но позже сделали ремонт, и в советское время в ней находились районная больница, Дом отдыха железнодорожников и училище. А в годы Великой отечественной войны — эвакогоспиталь. Создание виртуальной экскурсии по теме: «Архитектура на купюрах России» с помощью сервиса Google Maps Виртуальные экскурсии являются хорошим подспорьем при проведении дистанционных уроков, внеурочной деятельности, а также могут применяться в обычных классах практически на всех предметах школьного курса. Преимуществами виртуальной экскурсии является: доступность, возможность просмотра в любое время, Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации. Как же создаются такие экскурсии? Есть много различных сервисов создания таких виртуальных экскурсий. Например, Tour Builder, Geteach, Tour Creator и другие. В своей работе мы использование сервис Google Maps. Чтобы создать виртуальную экскурсию, нужно выбрать маршрут, добавить описание, фотографии и видео. Здесь есть ряд своих особенностей: необходимо иметь свой google - аккаунт, этот сервис является бесплатным, имеется возможность поделиться созданной работой через ссылку. Этапы работы над виртуальной экскурсией 1 этап. Предварительная работа. Выбор темы, определение целей и задач, отбор текстовой информации, фото-, видеоматериалов объектов, на которых будет построена экскурсия. 2 этап. Создание виртуальной экскурсии «Забытые усадьбы Пензенской области » с помощью сервиса Googlе Maps. Маршрут экскурсии: усадьба Бахметьевых, усадьба Араповых, усадьба Устиновых, усадьба Тюрина, усадьба Воейковых. 3 этап. Размещение QR кодов виртуальной экскурсии. 4 этап. Транслирование виртуальной экскурсии. Рис. 1. Виртуальная экскурсия: «Забытые усадьбы Пензенской области» Заключение Сохранение культурного наследия нашей страны является конституционной обязанностью каждого гражданина, и своей работой мы хотели привлечь внимание к этой проблеме. В этом году исполняется 5 лет проекту: «По следам забытых усадеб». Используя потенциал, виртуальных экскурсий, мы хотим привлечь как можно больше людей к изучению истории своего родного края. Нами была изучена проблема усадьба как историко-культурный феномен, где мы еще раз подчеркнули, что русская усадьба является уникальным компонентом для изучения особенностей культурной жизни нашей страны. Мы уделили внимание правовой стороне вопроса, и рассмотрели законы, охраняющие культурное наследие. Были изучены усадьбы Пензенской области, их история и современное состояние, а по итогу была создана виртуальная экскурсия по усадьбам Пензенской области. Таким образом, разработанная виртуальная экскурсия поможет обучающимся узнать много новой информации о различных памятниках архитектуры и городах, в которых они располагаются. Список использованной литературы: Арсентьев Виктор Михайлович Бахметьевы: история делового успеха дворян-предпринимателей феодально-крепостнической эпохи // Экономическая история. 2016. №2 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bahmetievy-istoriya-delovogo-uspeha-dvoryan-predprinimateley-feodalno-krepostnicheskoy-epohi (дата обращения: 12.03.2022). Врангель Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. – СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 1999. – С. 68 Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1. Рассказова Лариса Викторовна Грабовка - усадьба Устиновых // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grabovka-usadba-ustinovyh (дата обращения: 12.03.2022). Татьяна Аляева. Путешествие в историю или знакомство с усадьбой князя В.Н. Воейкова (г.Каменка), shagau.ru .( Дата обращения 12.03. 2022.) Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (с изменениями от 27 февраля 2003 года) 1Врангель Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. – СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 1999. – С. 68 2 Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1. 3 Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (с изменениями от 27 февраля 2003 года) 4 Арсентьев Виктор Михайлович Бахметьевы: история делового успеха дворян-предпринимателей феодально-крепостнической эпохи // Экономическая история. 2016. №2 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bahmetievy-istoriya-delovogo-uspeha-dvoryan-predprinimateley-feodalno-krepostnicheskoy-epohi (дата обращения: 12.03.2022). 5 Рассказова Лариса Викторовна Грабовка - усадьба Устиновых // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grabovka-usadba-ustinovyh (дата обращения: 12.03.2022). 6 Татьяна Аляева. Путешествие в историю или знакомство с усадьбой князя В.Н. Воейкова (г.Каменка), shagau.ru .( Дата обращения 12.03. 2022.) |