10 Сквозное действие и сверхзадача. Задача исквозное действие
Скачать 14.58 Kb.
|
Учение о сверхзадаче и сквозном действии является основой основ актерского мастерства, но прежде всего — режиссуры. В понятиях «сверхзадача» и «сквозное действие» заключена главная сущность всей системы Станиславского. СВЕРХЗАДАЧА - это есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то к чему он стремиться, его конечная цель, идейная активность, целеустремленность. Бывает психологическая и физическая. Включает в себя 3 элемента: 1). Действие (что я делаю?) 2). Цель (для чего?) 3). Приспособления (чем? как?) Если действие и цель могут быть четко определены заранее, то приспособления ищутся в процессе. «Ради сверхзадачи и сквозного действия изучались все этапы программы, — говорил К. С. Станиславский, — ради них произво¬дились все исследования отдельных элементов». И далее: «Сверхзадача и сквозное действие — главная жизненная суть, - артерия, пульс пьесы... Сверхзадача — хотение, сквозное дейст¬вие — стремление и выполнение его». Сценическое творчество — это постановка больших задач. В сценическом искусстве все должно быть пронизано единой мыслью. Основой спектакля должна быть единая общественно-полезная мысль, то есть, основная идея произведения, которая является главным критерием в отборе основного от второсте¬пенного, типичного от случайного и лишнего. Умение находить и воплощать в сценическом искусстве идей¬ную сущность К. С. Станиславский ставил во главу угла всего творческого процесса. Сверхзадача. « Режиссер, работая над пьесой, должен найти и раскрыть основную идею произведения. Нужно ли эту идею называть сверхзадачей? В этом нет никакой целесообразности. Идея есть идея и ничего более. Для режиссера важно еще одно: определив свою сверхзадачу, нужно найти способ активно направить ее и внедрить в сознание зрителя и помнить, что зритель, в свою очередь, воспринимает его сверхзадачу как ИДЕЮ, как главную мысль, но не пьесы, а спектакля, представления или зрелища. Сквозное действие. Здесь также следует отдельно рассматривать сквозное дейст¬вие роли (ролей) и пьесы. Для актера «сквозное действие» — это сумма всех поступков и действий персонажа, направленных к его главной цели, к его сверхзадаче. Сквозное действие будет той главной, «красной» нитью, которая пронизывает все его действия и поступки, связывает в единую линию все маленькие задачи отдельных кусков и направляет их к сверхзадаче. Что же касается сквозного действия пьесы, тут следует ска¬зать, что в период становления и развития метода действенного анализа пьесы и роли Станиславский все больше и больше сближал понятия сквозного действия и действия драматурги¬ческого. Драматургическое действие, как мы знаем, вбирает в себя действия всех персонажей (как «действующих», так и «противо¬действующих»), посредством которых раскрывается идейная проблематика произведения. В поступках и действиях персо¬нажей проявляются не только их характеры, способствующие общему движению действия драмы. За их взаимоотношениями открываются социальные противоречия действительности, отра-женной в пьесе. Таким образом, принято считать, что драматургическое действие включает в себя как «сквозное действие», так и «контр¬действие», а сквозным действием стала называться сумма действий тех положительных героев, которые несут на себе ос¬новную идею произведения, несут и утверждают ее. Драматургическое действие в любой пьесе развивается по фабуле, то есть через цепь основных событий, по «событийному ряду», как стали называть эту конструкцию; потому Станиславс¬кий и требовал от режиссеров и актеров в первую очередь твердого знания фабулы пьесы. Вывод: сквозное действие — это та сторона пьесы, в которой сосредоточен смысл главного, целого. В конечном счете, оно является сердцевиной, стержнем всего спектакля, который раскрывает происходящую борьбу, проходя через нее, обнажает противоречие той действительности, о которой рассказывается в произведении. |