Практическое задание 3. Задание №3. Задание 3 Обоснуйте сущность и содержание игровых методов активного социальнопсихологического обучения
Скачать 23.19 Kb.
|
Тема 5. Игровые активные методы обучения Тема 6. Ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры Задание 3 1. Обоснуйте сущность и содержание игровых методов активного социально-психологического обучения. Важность игры как вида человеческой деятельности подтверждается тем, что она изучается в философии, психологии, педагогике, этнографии, истории культуры, в теории управления и других науках. Вид человеческой активности, обозначаемый термином «игра», настолько многопланов, что дать ему общее определение крайне затруднительно. Действительно, игра воображения, детская игра, интимная игра, спортивная парная и командная игра, игра актера, ролевая игра, деловая игра, военная командно-штабная игра, политические игры, психологические манипулятивные игры – эти и другие виды игровой активности суть разные явления. Игра – вид деятельности, осуществляющейся в моделируемых ситуациях, мотивом которой является получение психологического результата (в виде положительных эмоций, новых зна- ний, умений и навыков, решений, победы, развития личностных качеств и отношений с окружа- ющими и др.). В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, следование которым обеспечивает познание действительности и личностный рост участников. Игра с ее возможностями моделирования жизни предоставляет неограниченные перспективы полноцен- ного следования принципу выращивания. Игровые методы – вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности. Преимущества этого метода состоят в том, что ситуацию в игре можно разыгрывать сколько угодно раз, до тех пор, пока участники не будут удовлетворены качеством выполнения той или иной роли. В игре также наличествуют две важнейшие составляющие обучения – необходимая мотивация и позитивный эмоциональный тонус. Именно в игре возможен переход от психологической работы над людьми к психологической работе с людьми. Игра, даже индивидуальная, чаще всего акт взаимодействия человека с реальным или воображаемым партнером. Обязательным условием в любой игре является имитация какой-либо реальной ситуации. Подавляющее большинство игр многофункционально. Атрибутами любой игры являются ролевой набор, технология игры, игровое взаимодействие. Ролевой набор является важнейшим компонентом игры. Роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса. Ролевой набор игры – совокупность ролей участников игры, позволяющих реализовать технологию игры. Технология игры – совокупность сценария, правил и последовательности реализации ролевого поведения, а также санкций за их нарушение. Игровое взаимодействие – совместное поведение участников игры, определяемое ее сценарием. В определенных ситуациях игровое взаимодействие может регулироваться не сценарием, а указаниями руководителя («вводные»), а также самими участниками (нарушение правил или творчество). Обучающие игры отличает четкая структурированность, наличие явно прописанного алгоритма действий, наличие ролевого набора или общей для всех участников роли и др. Такие игры проводятся в специально создаваемых группах, участники которых при содействии ведущего включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи в самосовершенствовании, в преодолении преград на этом пути. 2. Назовите игровые методы активного социально-психологического обучения, их отличия друг от друга. Ролевые игры — род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им. Операциональные игры — род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности. Игры выполняют следующие важные функции: - способствуют ослаблению психической напряжённости; - снимают психологические барьеры в той деятельности, которая имитируется; - усиливает мотивацию выполнения имитируемой деятельности; - даёт опыт переживания определенной роли в воспроизводимой ситуации. 3. Охарактеризуйте метод ролевой игры как игровой метод активного социально-психологического обучения. Ролевая игра - один из методов активного обучения, предполагающий исполнение ее участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни. Ролевые игры сталкивают участников в заданной проблемной ситуации, с которой они должны справится в игровой форме. Обязательный набор элементов ролевой игры выглядит следующим образом: роли, ролевые цели, игровые действия, игровой процесс, игровой итог. В разных играх значение того или иного элемента может быть различным. Может быть сделан акцент на роль и ее принятие (соблюдение), на правило (его удержание) или на игровые действия (их порядок, характер). Ролевые игры различаются в зависимости от заданности их структурных элементов. 1. Закрытые ролевые игры - игры, в которых полностью заданы роли, ролевые цели, игровой сюжет (игровые действия и процесс) и итог игры. 2. Полузакрытые ролевые игры - заданы роли, другие компоненты игры могут быть заданы частично. 3. Открытые ролевые игры - заданы только роли, а ролевые цели, игровой сюжет и итог игры определяется ее участниками в процессе реализации ролей. Ролевая деятельность предполагает четыре ключевых компетенции'. • коммуникативную компетенцию', способность выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал взаимодействующий партнер; • дистанцию к роли', способность отрываться от норм выполняемой роли и ставить их под сомнение и определять заново в новых ситуациях; • эмпатию: способность войти в положение взаимодействующего партнера и раскрыть его ожидания; • толерантность по отношению к неясным ситуациям', способность выносить расходящиеся ожидания и неясные ситуации и вступать во взаимодействие тогда, когда собственные потребности удовлетворяются только в незначительном объеме. 4. Изложите методику подготовки и проведения ролевой игры по диагностике личностных качеств. 1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство. 2. Непосредственное проведение игры. Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники. 3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа – осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры. Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие. 1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему? 2. Какие переживания вы испытали в ходе игры? 3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно? 4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса? 5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни? 5. Охарактеризуйте метод деловой игры как игровой метод активного социально-психологического обучения. Деловая игра– это игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, заключающий в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности. Деловая игра предполагает создание модели, способом работы с которой является имитация, осуществляемая в игровой форме. Деловая игра аккумулирует элементы различных форм и методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую игру, дискуссию и др.). В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, ролевой игры деловая игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций. В зависимости от воссоздаваемого в игре типа человеческой практики и целей участников деловые игры классифицируют на производственные (управленческие), учебные, исследовательские и диагностические (аттестационные). Производственная деловая игра–– это воспроизведение деятельности организаций и руководящих кадров, а также игровое моделирование систем управления. Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. 6. Каковы организация и методика проведения учебной деловой игры? 1. Учебная деловая игра служит дидактическим средством развития творческого, профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству(обоснованию) субъективно новых для обучающихся профессиональных задач. 2.Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий, динамики деятельности и отношений людей. 3.Учебная деловая игра способствует достижению двоякого рода целей– игровых и педагогических(учебных). 4.Деловая игра конструируется и проводится как совместная деятельность участников учебного процесса, в ходе которого ставятся профессионально важные цели, достигаемые посредством подготовки и принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений. 5. Основным способом включения партнеров в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является двустороннее(диалог) и многостороннее общение, обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижения промежуточных и конечных результатов игры. 7. Раскройте этапы конструирования деловой игры и их содержание. Можно выделить следующие этапы разработки игры: 1. Проблематизация и тематизация. 2. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам). 3. Выделение целей конструирования. 4. Анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры. В этом пункте определяется необходимая степень детализации представления объекта. Все связи в нем должны быть обозримы и в то же время не слишком упрощены. 5. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события. 6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра. Пункты 7 и 8 относятся лишь к сложной игре. 7. Определение параметров связей между факторами, которые нужно отразить. Они должны быть таковыми, чтобы вызвать последствия, характерные для моделируемой деятельности. Необходимо определить взаимодействие параметров в каждом звене деятельности. Не все параметры могут определяться количественно. В этом случае при конструировании применяются экспертные оценки. 8. Формирование числового массива. На этом этапе определяется размеренность основных параметров, закономерности и взаимодействия, строятся таблицы, графики, программы для ЭВМ. 9. Детализация сценического плана, формирование влияния окружающей среды. 10. Формулировка правил, распределение решений по игрокам. Установление причинно-следственных отношений между операциями. Построение блок-схемы игры, внутреннего графика проведения, уточнение основных шагов, этапов, циклов. Шагом является завершенная фаза принятия решения, этап разделяет сценарные фазы, цикл приводит к очевидным итогам, является наиболее завершенной фазой игры. Особое внимание обращается на точки ветвления игры. 11. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами. 12. Отладка игры, ее проигрывание разработчиками, уточнение связей, параметров, проверка гибкости блок-схем, жизнеспособности математического аппарата, анализ реальности ситуаций - действенность стимулов, правильности расчетов временных затрат, окончательная коррекция игры. 8. Охарактеризуйте методические особенности проведения организационно-деятельностной игры. Эти этапы коррелируют с фазами психологического механизма игры: - принятия участниками нормативных требований к игровой деятельности; - осознания затруднений в практическом и мыслительном планах деятельности по разрешению проблемы; - формирования потребности в перестройке собственной деятельности и личности; - построения стратегии профессионального самоизменения. В первой фазе обучаемые в состоянии «какие они есть в жизни» входят в игровую деят-ть. Они становятся игроками и самоопределяются в игре. Участники соотносят цели и правила участия в организационно – деят-ной игре с собственными целями. У них складываются представления об их деят-ти, происходит презентация - процесс и способы представления, подачи себя окружающим. Во второй фазе участники анализируют свою практическую деят-ть и формулируют существующие проблемы. В основе каждой игры обязательно находится проблемная ситуация, сложившаяся в той или иной сфере практики. На этом этапе происходит процесс рефлексивного восхождения от абстрактного к конкретному при анализе деят-ти, т.е. «рефлексивная взгонка», когда анализируются затруднения в практике, выявляются основные субъекты практики и их отношения, строится проблемное поле и формулируются проблемы. В третьей, «критической», фазе участники сопоставляют представления о том, «какие они есть», с представлениями о том, «какими они должны быть», чтобы преодолеть затруднения в деятельности. Участники обнаруживают нетождественность этих представлений и осознают, что причина находится в них самих, в характере их деятельности. На этой фазе они оказываются перед выбором и осуществляют его: или перестраивать свою деятельность и себя, или отказаться от попыток решения проблемы и жить по-старому. У участников появляется потребность в собственном саморазвитии, и они через уточнение ценностей и целей своей профессиональной деятельности обращаются к синтезу новых знаний и способностей по овладению этой деятельностью. На этой фазе игры, чтобы выяснить причины затруднений практической деятельности, участники анализируют ситуации на теоретическом абстрактном уровне. Работа с концепциями или теоретическими схемами требует разработки или уточнения теоретических понятий, для построения которых используется логика «восхождения от абстрактного к конкретному». У участников организационно – деят-ных игр на этой фазе формируется способность создать деловую атмосферу при обсуждении, а также понимание динамики групповых процессов. Именно в этот момент у игроков появляется потребность «быть другими» для преодоления затруднений в коллективной деят-ти. На четвертой фазе участники строят стратегию самоизменения и саморазвития, испытывают потребность быть другими, строят проекты измененной профессиональной деят-ти. Осознаваемая потребность участников организационно – деят-ных игр «быть другими» и действовать «по-другому» становится мотивом их деят-ти как в рамках игрового учебного процесса, так и после игры, на практике. Управление организационно – деят-ной игрой требует от организаторов большой гибкости, творчества на всех этапах ее подготовки и проведения. |