Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерий Характеристика Пример реализации

  • Самостоятельная работа по теме 1.4. Задание На основе изучения материалов лекции составьте и заполните таблицу Критерии оценки успешности подготовки и проведения массовых культурнодосуговых мероприятий. Критерий


    Скачать 28.4 Kb.
    НазваниеЗадание На основе изучения материалов лекции составьте и заполните таблицу Критерии оценки успешности подготовки и проведения массовых культурнодосуговых мероприятий. Критерий
    Дата28.10.2022
    Размер28.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамостоятельная работа по теме 1.4.docx
    ТипЛекции
    #759076

    Самостоятельная работа по теме 1.4.

    Цель занятия: приобретение и закрепление знаний об оценке успешности подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий; формирование умений  определять ее составляющие в реальном педагогическом процессе с целью решения профессиональных  задач.

    Задание 1.

    На основе изучения материалов лекции составьте и заполните таблицу «Критерии оценки успешности подготовки и проведения массовых культурно-досуговых мероприятий».

    Критерий

    Характеристика

    Пример  реализации





























    Задание 2.

    Разработайте перечень критериев оценки успешности подготовки и проведения массового  досугового  мероприятия в учреждении дополнительного  образования детей. Какие пункты Вы включите? Почему?

    1.            Представление мероприятия.

    2.            Общая информация о мероприятии: наименование, порядковый номер (фестиваля, конкурса), уровень, периодичность, категория участников, форма проведения и т. п. 

    3.            Дата проведения мероприятия. 

    4.            Анализируется с точки зрения своевременности действия. В случае тематического или календарного мероприятия, а также мероприятия, направленного на мемориализацию личности или знаменательного действия, помимо назначения самой даты здесь проводится анализ соответствия этой даты тематике культурно-массового мероприятия. 

    5.            Время проведения мероприятия.

    Анализ соответствия времени суток, выбранного для проведения мероприятия, с учетом его

    удобства для целевой аудитории и тематики мероприятия. 

    6.            Цель проведения мероприятия.

    Анализ ее логичности и реалистичности, соответствие данной цели, тематике проводимого мероприятия. Определение задач, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

    7.            Анализ структуры мероприятия. 

    Анализируется форма культурно-массового мероприятия (фестиваль, смотр, конкурс, выставка, театрализованная постановка, концерт, тематический вечер, народное гуляние, обряды и ритуалы, вечер отдыха, дискотека, молодежный бал, карнавал, детский утренник, игровая программа и др.); органичность используемых форм в сочетании друг с другом; художественная выразительность и художественный уровень, оригинальность режиссерского решения, использование современных технических средств культурно-досуговой деятельности. 

    8.                  Производственные показатели приоритетных направлений деятельности учреждения: 

    а) просвещение - направления культурно-просветительской деятельности: эстетическое воспитание; патриотическое воспитание; нравственное, правовое, экологическое и др.; 
    б) организация досуга – для каких категорий населения данное мероприятие (дети, пожилые, молодежь, инвалиды, участники военных действий, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т. д.). 

    в) развитие жанров народного творчества – какие направления использованы в построении культурно-массового мероприятия (театральное, фольклорное, музыкальное, хореографическое, любительское искусство и т. д.). 

    г) сохранение традиционной народной культуры - использованный материал (артефакты, былины, сказки, особая фонограмма, народные инструменты, записи фольклорных экспедиций и т. д.). 

    9. Количественные показатели.

    Анализируются количественные показатели затраченных и привлеченных ресурсов (кадровых, финансовых, информационных).

    Задание 3.

    На основе  материалов лекции, учебно – методических  пособий проанализируйте проведение нескольких  массовых культурно-досуговых мероприятий (не менее 3), которые были организованы в учреждениях  дополнительного  образования Вашего  региона. Результаты аргументируйте.

    Ситуация №1

    Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

    Ситуация №2

    Конкурсно-игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

    Ситуация №3

    Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий – это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

    • четко изложенные педагогические задачи;

    • план подготовки игры;

    • экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

    • сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения школьников в ту или иную ситуацию;

    • список литературы для подготовки детей к игре.

    1. Реализация принципов гуманистической педагогики, а именно: а) создание благоприятной педагогической среды, открывающей учащимся возможность наиболее полно развить свой потенциал, побуждающей интерес к культурно-досуговой деятельности; б) позитивное подкрепление всех идей и ответов учеников; в) анализ ошибки в ответах школьников, как возможности нового, неожиданного подхода на что-то привычное; г) максимальное внимание ко всем высказываниям и действиям школьников. д) обеспечение учащимся возможности свободного мыслительного движения - от абстрактного к конкретному и наоборот и др.

    2. Применение определенной тактики педагогического руководства, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к подросткам с учетом исходного уровня развития.

    3. Осуществление целостного подхода к педагогическому процессу, сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм организации культурно-досуговой деятельности.

    4. Игровая направленность культурно-досуговой деятельности.

    5. Учет динамики активности учащихся в культурно-досуговой деятельности.

    Задание 4.

    Составьте памятку для организатора подобных мероприятий на уровне конкретного учреждения (организации, объединения) по анализу их подготовки и проведения. Какие аспекты должны быть  учтены?

     I. Этапы подготовки мероприятия

        Мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.

    1. Подготовительный этап:

    - Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.

    - Составление плана работы.  Определение хода и содержания мероприятия. Анализ и подбор литературы. Определение методов и приемов. 

    - Составление и оформление сценария.

    - Подготовка атрибутов, реквизита. Изготовление наглядного материала.

    - Определение участников (актеров, ведущих, жюри и т.д.).

    - Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил, распределение ролей.

    - Составление сметы проведения мероприятия. Приобретение призов, грамот. 

    - Определение места, времени, даты проведения.

    - Согласование с администрацией. Решение организационных вопросов.

    2. Коррекционный этап:

    - Подготовка оформления. Подготовка и проверка оборудования и технических средств.

    - Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.

    - Объявление. Приглашение зрителей, гостей.

    3. Основной этап:

    - Оформление зала. Установка оборудования, технических средств.

    - Проведение мероприятия.

    - Анализ проведенного мероприятия (самоанализ). Возможное обсуждение с коллегами, гостями.

    - Описание опыта или разработка методических рекомендаций.

    - Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).

    - Обобщение опыта работы в СМИ.

       При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:

    1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, оно должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.

    2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все присутствующие могут принять участие.

    3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».

    4. При проведении детских мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

    5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние на эмоциональную атмосферу.

    6. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности участников. Например, для детей до 12 лет характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.

    Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки». Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены). Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.Так же необходимо:

     

    II. Основные требования к проведению мероприятия.

        Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

    1. Актуальность тематики.

    2. Адекватность содержания (соответствие теме).

    3. Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).

    4. Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).

    5. Лаконичность, ясность, доступность, четкость.

    6. Тщательность подготовки.

    7. Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).

     

    Успех зависит и от ведущего. Слагаемыми успеха являются:

    - Умение войти в контакт с участниками.

    - Учет возрастных и индивидуальных особенностей аудитории.

    -  Осведомленность по теме и эрудиция.

    - Культура речи и культура поведения.

    - Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.

    - Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия.

     Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки», посиделки «Общество. Проблемы. Современность», игровая программа «У самовара»).

        Формы мероприятий. Существует множество форм проведения мероприятий. Под формой необходимо понимать определенные способы организации людей и совокупность разных средств иметодов влияния, т.е. способы отбора и изложение материала, который составляет основусодержания, идейно-тематический замысел мероприятия. Формы делятся на индивидуальные, групповые и массовые, а также комплексные и простые (не комплексные).Простые формы работы - такие, в которых содержание раскрывается преимущественно с помощью одного средства и одного метода. Например: выступления, доклада, беседы, лекции, встречи, диспуты. Комплексные формы характеризуются сложностью структуры, разнообразием применения средств и методов. К ним относятся: концертные программы, тематические вечера, устные журналы, народные университеты, школы культуры, вечера отдыха и т.п. К массовым формам культурно-просветительской работы относятся: митинги, публичные лекции, манифестации, фестивали, спортивные праздники, парады и т.п. Театрализованный тематический концерт. Вечера-юбилеи, вечера социально-гражданской тематики, вечера отдыха, детские утренники. Конкурс - это соревнование в каком-либо виде деятельности двух и более участников

    Анализ мероприятия. Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.

    Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) предлагается проводить последующей схеме:

    1. Тема, название.

    2. Цель

    3. Место проведения.

    4. Участники (количество, состав и т.д.).

    5. Кто проводит.

    6. Форма (викторина, конкурс, игровая программа, посиделки и т.д.).

    7. Методы

    Соответствие содержания мероприятия выбранной форме, а также возрасту участников и зрителей. эмоциональная атмосфера. доступность изложения материала. Профессионализм и эрудиция ведущих Владение материалом, методикой проведения мероприятия. Творческие идеи, находки. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.8. Качество подготовки и проведения: Наличие плана, тезисов, сценария. Использование информационного материала, пособий.

    9. Оформление

    10. Оборудование, технические средства

    11. Взаимосвязь цели, задач, содержания, формы, методов, приемов и результата.

    12. Итоги. Достигнут ли результат (цель).

    13. Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.

     

    III. Написание сценария мероприятия, подбор конкурсов и заданий

     

        Немаловажным для каждого творческого работника является владение технологией написания сценариев. Почему возникает такая необходимость? Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной местности. Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: отчетов и др. аналитических материалов. Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.

    Требования к оформлению

    Титульный лист

    1. Название учреждения

    2. Тема сценария (центр листа, крупный шрифт), форма, применимая к данному сценарию: вечер, праздничный концерт и т. д. (ниже темы), выходные данные автора сценария: ФИО, должность (справа).

    3. Год выпуска сценария (низ листа).

    При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующую схему:

    1. Название. Эпиграф.

    2. Форма.

    3.Тема.

    4.Контингент (кому адресовано).

    5. Участники (кто проводит).

    6. Цель.

    7. Оформление

    8. Оборудование и технические средства.

    9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.

    10.Ход (структура) мероприятия. Предварительная работа. Очень важный аспект разработки сценария - подготовительная работа с материалом. Существует ряд требований, которыми необходимо руководствоваться.

    Работа с материалом

    1. При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к.в этом случае не избежать поверхностности и субъективности. 2. Использованных источников должно быть не менее 5 (в том числе и периодических изданий).

    3. При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.

    4. Для эффективного ознакомления с источниками, нужно уметь делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи. При работе с источниками нужно умело обращаться с устаревшими по времени источниками (издания до 1985 г), т. к они могут быть идеологизированы.

    5. Концептуальность После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой можно назвать – рождение концепции. Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастут факты, доводы, иллюстрации. После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.

    Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено.Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории. Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное). Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных художественным произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу. Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать. Программа мероприятия. Основная содержательная часть. Список использованной литературы. Работа над содержательной структурой сценария Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: вступление, основная часть, заключение. При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение – 10-15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие в основной части. Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений, стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры). Признак любого стилистически грамотного текста – наличие переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли. Как сделать переход? Самый распространенный способ – использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны). Теперь остановимся на некоторых содержательных требованиях к составлению текста.6. Содержательная часть (должна быть письменно зафиксирована со 2 стр. сценария).

     


    написать администратору сайта