Главная страница

Задание Реализация принципа наглядности


Скачать 60.32 Kb.
НазваниеЗадание Реализация принципа наглядности
Дата29.06.2022
Размер60.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла6.2.docx
ТипСамостоятельная работа
#620267
страница2 из 3
1   2   3

Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слу­ховым, осязательным и др.). Ни один из видов нагляд­ных пособий не обладает абсолютными преимущест­вами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грам­матики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выде­ления частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответст­вующие явления, исторические карты, смотреть кинофиль­мы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целе­направленно, не загромождать уроки большим коли­чеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит поль­зы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные пред­ставления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлечённом плане. Так, проделав умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, следует перейти к уяснению свя­зи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии со­ставляют несколько основных форм. Одна из них характе­ризуется тем, что при посредстве слова учитель руко­водит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внеш­нем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объек­тов. Например, на уроке учитель говорит: "В этой склян­ке - серная кислота. Рассмотрите её внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?" - "Сер­ная кислота - прозрачная, бесцветная жидкость",- отвечает ученик. "Смотрите, как льётся серная кис­лота",- обращается к классу учитель, проводя опыт.- "Она маслянистая",- отмечают школьники.

         При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и про­цессах учащиеся получают из словесных сообщений учи­теля, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом слу­чае, на уроке, посвященном той же теме (серная кис­лота), учитель сам рассказывает о её физических свойствах и показывает эти свойства.                                                         

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно "грубый" анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

2. Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?

3. Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?

Также существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

1. Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.

2. Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.

3. Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.

4.Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производ­ственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способ­ствует формированию у учащихся материалистических пред­ставлений и понятий, выработке у них умений и навы­ков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, круж­ковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содер­жанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:

1)натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производствен­ных объектов

2) изобра­зительные наглядные учебные пособия, изо­бражающие предметы и явления средствами ис­кусства (живописи, гра­фики, скульптуры) и тех­ники.

По способам изобра­жения различают:

1) образ­ные наглядные учебные пособия, показываю­щие предметы и явления в реальном, образном ви­де (модели, макеты, му­ляжи, картины, иллю­стративные таблицы и др.)

2) схематические услов­ные наглядные учебные пособия, передаю­щие в предмете или яв­лении только самое глав­ное, основное, в извест­ной логической обработ­ке и с использованием условных графических знаков, условной рас­краски и символики (кар­ты, схемы, диаграммы и др.).

Дидактический принцип наглядности является ведущим в обуче­нии, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.

Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до послед­него времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.

Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприя­тия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разносторон­нее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоциональ­но-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя само­стоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобре­таемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочны­ми. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, дела­ют более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

B зависимости от дидактических функций различаются следую­щие виды наглядности:

1) естественная наглядность (растения, животные, полезные ис­копаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.

2) экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

3) картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отобра­жение.

4) объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фи­гуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

5) звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

6) символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7) смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функ­ция - воссоздание наиболее полного живого отображения дей­ствительности.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в пер­вую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее сущест­венные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые ле­жат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

            От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником зна­ния выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполня­ет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явле­ниями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учите­ля побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Средства наглядности могут выступать в роли источника зна­ний при организации самостоятельной работы творческого, исследо­вательского характера. В этом случае учитель определяет зада­ние, направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диа­фильма, ученики пересказывают отрывок литературного произве­дения.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учи­тель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов нагляд­ности.

В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каж­дой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использова­нию средств обучения связано со спецификой их функций.

При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и тра­диционный ее вид - печатные картины и иллюстративные табли­цы, как демонстрационные, так и раздаточные.

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учеб­но-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных поло­тен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основ­ные признаки предметов и явлений в более концентрированном ви­де, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на перед­ний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яр­кому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках картины используются для решения различных учеб­ных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, сред­ством мотивации. Достоинства учебных картин - их большая информационная ем­кость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь вни­мание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длитель­но фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направ­лять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащих­ся сильное эмоциональное воздействие, тем самым, усиливая восприя­тие учебного материала. В то же время работа с картинами являет­ся своеобразной базой для понимания живописи, что важно в вос­питательном и развивающем планах.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу од­них из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединен­ные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.).

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. К ним относятся, например, таблицы по обу­чению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качест­ве иллюстраций при объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений.

Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: "Правильно черти и измеряй", "Правильно сиди при письме", "Пра­вила дорожного движения" и т. д. Они предназначены для длитель­ного пользования.

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстра­ции учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрацион­ные пособия. Так, например, в учебниках русского языка много ри­сунков. Они позволяют организовать разнообразную работу. В од­них случаях рисунки являются простой иллюстрацией к тексту: на­пример, рисунки к урокам по теме "Обозначение мягкости соглас­ных гласными буквами" (телята, ягнята, котята, щенята), рисунок к упражнению "Зима" и т. п. В других случаях рисунки подсказыва­ют детям, какие слова нужно написать. К примеру, задание "До­пишите предложение (Девочки рвут... На озере шумят...)" ученики могут выполнить по-разному, то есть дописать любое из слов (в данном случае - цветы, ветки, траву и ребята, тростники, утки). Рисун­ки же (здесь - ландыши, камыши) направят мысль ребенка в нуж­ное русло - предложение будет дополнено словами с определенной орфограммой (ши).

Наконец, по рисункам в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы.

Кроме иллюстраций, в учебниках русского языка помещены схе­мы-таблицы окончаний имен существительных и прилагательных, изменений глагола и т. д. По ним организуется наблюдение за тем или иным языковым явлением, они могут служить и для обобщения, и для сравнения, и для справок при выполнении самостоятельной работы и при самопроверке.

Аналогичны функции рисунков в учебниках математики и приро­доведения. В значительной мере они являются иллюстрациями к тексту (задачи, статьи), но определенная их часть, особенно в природоведении, представляет собой учебный материал, сопровож­даемый практическими заданиями (составить по рисунку задачу, выполнить работу по определению сторон горизонта и т. д.). Рисунки в учебниках по чтению чаще играют иллюстративную роль.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о вели­чине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объек­ты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объек­тами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает полу­чение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качест­ве демонстрационного и раздаточного материала.

Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или иным причинам может располагать живыми растениями и животными. Поэтому для учебных целей создаются специальные натуральные на­глядные пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного природ­ного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся консервированию и препарированию для учеб­ных целей (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.). Препараты используются на уроках природоведения и чте­ния как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной дея­тельности учащихся.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. В начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции ис­пользуются, как правило, на уроках природоведения, труда при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организа­ции самостоятельной работы исследовательского характера.

Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения пред­мета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увели­ченном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся. На уроках труда, например,- как образцы при выполнении заданий, как основа для технических модификаций (модель машины с заменой кузова).

В качестве демонстрационных пособий на уроках природоведе­ния и изобразительного искусства применяются муляжи плодов ово­щей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.

Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя. Однако тре­бование жизни - готовить школьников к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятель­ности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуаль­ного пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся счетные палочки, модели натуральных объектов (моне­ты, геометрические фигуры), применяемые на уроках математики, разрезная азбука и слоги к урокам обучения грамоте, гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых (для природоведения), образцы готовых изделий и инструкционные карточки для уроков труда, индивидуальные моде­ли из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к урокам изобразительного искусства. Методика применения их раскрыта в соответствующих главах.

К пособиям индивидуального пользования относятся и диф­ференцированные задания по русскому языку и математике, услов­но названные дидактическими материалами (наборы карточек, со­держащих задания разной трудности, сброшюрованные или в разре­занном виде). Дидактические материалы по русскому языку и мате­матике применяются на всех этапах обучения: при подготовке к объяснению нового, при усвоении нового, при закреплении и углубле­нии знаний и навыков, при проверке усвоения учебного материала. Достаточно свободная структура дидактических материалов позволя­ет создавать из них варианты, соответствующие учебным целям конкретного урока. С помощью дидактических материалов учителю легче организовать дифференцированные занятия, занятия со слабо­успевающими учебниками.

Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а об­ладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив, транспаранты к кодоскопу) имеет свою специфику.

Сегодня в распоряжении учителя начальных классов свыше 400 диафильмов, немногим меньше серий диапозитивов, около 100 учебных фильмов и кинофрагментов по всем учебным предме­там, серии грамзаписей к урокам чтения, к урокам музыки, к урокам физической культуры, серии транспарантов к урокам природоведе­ния и математики для графопроектора.

Учебные кинофильмы и кинофрагменты. Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20 мин (две части).

В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофраг­ментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они слу­жат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении но­вых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для по­строения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, ди­дактического назначения. Готовясь к уроку с использованием учеб­ного кинофильма, учитель обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке, вопросы и задания по фильму к учащимся. Перед любым просмотром необходимо сформулировать учащимся цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Их количество в начальных классах должно быть невелико, чтобы учащиеся смогли удержать их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся.

Учебные диафильмы. Диафильм - статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим име­ющее определенную последовательность подачи материала темы.

Для начальных классов особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из, доку­ментального материала (фотографии, документы) и быть рисо­ванным.

На документальном материале строятся главным образом диа­фильмы очеркового характера, а на рисованном - сюжетного. По построению диафильмы могут быть целостными и фрагмен­тарными.

Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается под­писями - субтитрами, но многие учителя с полным основанием не читают подкадровые надписи в классе, заменяя их беседой с уча­щимися. Часть диафильмов к урокам русского языка отличается тем, что в кадры включены титры-задания, ориентирующие учащихся на выполнение конкретных действий (допиши, ответь на вопрос, составь предложение), и кадры для самопроверки, где даны образцы правильных результатов.

В настоящее время в диафильмы не являются распространенными и популярными наглядными пособиями.

Учебные диапозитивы. Диапозитивы - фотографическое пози­тивное изображение на пленке, помещающееся в специальную кар­тонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой.

Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материа­ла. Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов система расположения мате­риала, предложенная автором, может и не использоваться. Учитель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения мате­риала.

Серии диапозитивов созданы ко всем учебным предметам на­чальной школы, и значительная часть их предназначена для внеклассной работы. Традиционно учителя начальных классов использовали в ка­честве иллюстраций к своему рассказу (вводному слову или к лите­ратурным текстам) серии диапозитивов на уроках чтения, реже - русского языка. В настоящее время созданы и широко использу­ются серии диапозитивов к урокам математики, в частности по геометрическому материалу; к урокам трудового обучения; приро­доведения, например серии диапозитивов "Времена года", "Живот­ные в разные времена года", "Растения в разные времена года", "Вода в природе", "Лес".

Для начальной школы создана серия диапозитивов по изобра­зительному искусству, которая состоит из разделов, предусмотрен­ных программой. Демонстрируя их, учитель может с учетом воз­раста учащихся раскрыть основную идею произведения и остановить внимание ребят на том, какими изобразительными средствами ху­дожнику удалось это выразить.

Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя вы­полняют главным образом иллюстративную функцию, помогая уча­щимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное представление о событии или явлении. Но обучающие функ­ции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений.

Транспаранты к кодоскопу. На уроках часто используется графопроектор (кодоскоп) - прибор, предназначенный для демонстра­ции крупноформатных транспарантов, выполненных на прозрачной пленке. Транспаранты можно показывать как по одному, так и се­рией. За счет последовательного накладывания одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Графопроектор помогает учителю преподнести учебный материал поэтапно, логи­ческими частями. Это способствует лучшему пониманию, усвоению материала, внимание школьников концентрируется на самом глав­ном.

Учителя применяют на уроках математики и русского языка самодельные транспаранты. На пленку фломастером наносятся дан­ные задач, примеры, слова с пропущенными орфограммами, задания и примеры по словообразованию, образцы выполненных работ для проверки и самопроверки.

Современные средства обучения на основе медиатехнологий обладают уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов.

Мультимедийные средства позволяют создавать новые формы визуальной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений. И именно в этом заключается большой резерв повышения эффективности обучения;

1)структурные, представляющие систему функциональной связанности представления учебного материала с опорой на понятийные, образные и действенные компоненты;

2)диагностические, которые позволяют представлять разнообразные формы контролируемых тренинговых заданий, а также создание портфолио пользователя, в котором можно собрать все достигнутые им успехи и выявить траекторию дальнейшего самообучения и саморазвития;

3)технико-технологические, в том числе требования к режиму работы и к изображению информации. Это могут быть собственные фотографии, рисунки, а также графические шаблоны из библиотек цифровых образовательных ресурсов или веб-сайтов.

Таким образом, из вышеизложенного становится очевидным, что идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Исследованиями принципа наглядности занимались многие видные ученые такие как Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци  и многие другие.  В настоящее время широкое распространение получили исследования  условий применения наглядности в педагогической практике. Принцип наглядности не потерял актуальности и в ХХ веке. Многие дидакты и педагоги считали его одним из основных. 

Принцип наглядности заключается в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала. Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.

Применение наглядных учебных пособий способ­ствует формированию у учащихся материалистических пред­ставлений и понятий, выработке у них умений и навы­ков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, круж­ковой работе.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:

1)      натуральные и  изобра­зительные;

2)      образ­ные, схематические услов­ные.

Средства наглядности могут выступать в роли источника зна­ний при организации самостоятельной работы творческого, исследо­вательского характера. В этом случае учитель определяет зада­ние, направляет деятельность учащихся.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учи­тель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов нагляд­ности.

Таким образом, средства наглядности наиболее важны в процессе обучения начальной школы. Они являются неотъемлемой часть образовательного процесса, формируя зрительный образ изучаемого материала.

 
1   2   3


написать администратору сайта