Главная страница
Навигация по странице:

  • Что тревожишь ты меня

  • «Очи», «ланиты», «уста», «слух»

  • Задание текущего контроля (Пушкин). Залетина С. А. РЛЗ-16-1. Задание текущего контроля


    Скачать 16.43 Kb.
    НазваниеЗадание текущего контроля
    Дата12.05.2023
    Размер16.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание текущего контроля (Пушкин). Залетина С. А. РЛЗ-16-1.docx
    ТипДокументы
    #1125956

    Задание текущего контроля

    Залетина С. А.

    РЛЗ-16-1

    Вариант 4
    1. Выявите в приведенном фрагменте факты разговорной речи (учитывая нормы эпохи начала XIX в.). Определите их роль в каждом конкретном случае.
    Мне не спится, нет огня;

    Всюду мрак и сон докучный.

    Ход часов лишь однозвучный

    Раздается близ меня,

    Парки бабье лепетанье,

    Спящей ночи трепетанье,

    Жизни мышья беготня...


    Что тревожишь ты меня?
    [СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ]

    2. Выявите церковнославянизмы (славянизмы) и архаизмы в приведенных текстах и определите их функции.
    Тоска любви Татьяну гонит,

    И в сад идет она грустить,

    И вдруг недвижны очи клонит,

    И лень ей далее ступить.

    Приподнялася грудь, ланиты

    Мгновенным пламенем покрыты,

    Дыханье замерло в устах,

    И в слухе шум, и блеск в очах...

    [Евгений Онегин]

    1. «Сон докучный» - ёмкий и точный разговорный эпитет. Автор мог выбрать его в целях создания местного колорита и передачи того настроения, которое переполняет душу лирического героя в данный момент. Герой находится в деревенской местности. Слово «докучный» в данном конкретном случае делает предложение стилистически окрашенным.

    «Парки бабье лепетанье» - в данном предложении сочетаются и заимствованные слова (Парка – от лат. богиня судьбы), и разговорная лексика (бабье), и книжная лексика (лепетанье). В данном случае разговорное слово «бабье» вовсе не относится к богине судьбы. Лирический герой описывает классическую сцену деревенской жизни: он слышит разговоры старух.

    «Жизни мышья беготня». В данном случае автор использует не просто нейтральное слово «бег», а «беготня». Слово с финалью на –отня стилистически окрашено. Вероятно, использовано автором для передачи большей интенсивности происходящего – жизнь не просто движется, а несётся вперед.

    В целом, разговорные слова в данном отрывке использованы для передачи задушевной беседы лирического героя с читателями.
    2. «Очи», «ланиты», «уста», «слух» (уши) – все эти слова использованы автором для описания внешности героини. Оно проникнуто торжественностью, но в то же время нежностью и мелодичностью. Архаизмы и церковнославянизмы употреблены в тексте, потому что Пушкин рисует портрет девушки определенного социального положения – дворянки.


    написать администратору сайта