Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 2. Записать в рабочую тетрадь и решить следующие задачи: Семинар 1. Государство и право Древнего Вавилона ( Законы Хаммурапи).

  • 2. Правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.

  • 3. Регулирование имущественных отношений по законам Хаммурапи.

  • Брачно-семейные отношения Древнего Вавилона.

  • Преступление и наказания.

  • Видом доказательства в судебном процессе в сборнике Хаммурапи служит

  • Решите ситуации, опираясь на нормы Законов царя Хаммурапи.

  • законы хамураппи. хам. Задание Записать в рабочую тетрадь и знать следующие термины и понятия


    Скачать 30.81 Kb.
    НазваниеЗадание Записать в рабочую тетрадь и знать следующие термины и понятия
    Анкорзаконы хамураппи
    Дата13.10.2022
    Размер30.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлахам.docx
    ТипКодекс
    #732380

    Задание 1. Записать в рабочую тетрадь и знать следующие термины и понятия:

    • Авилум – свободой человек, полноправный член общества, обладающий имущественными правами, а так же правом владения землей. Данная категория людей была самой многочисленной, к ней относились все свободные граждане.

    • Баирум - в Вавилоне, профессиональный воин, получавший от правителя за службу земельный участок.

    • вардум в Вавило́нском ца́рстве так называли рабов, людей, являвшихся объектами купли-продажи.

    • Кодекс Хаммурапи - это вавилонский юридический текст, составленный около 1755-1750 годов до нашей эры. Это самый длинный, хорошо организованный и хорошо сохранившийся юридический текст древнего Ближнего Востока. 

    • В Законах Хаммурапи подробно определялся правовой режим имущества воинов, которое именовалось «илку» (статьи 26-39). Имущество воинов «илку» - это земельные наделы (обычно 12 га), дом, сад, рабочий скот, которые жаловались царем воинам за службу в условное временное владение. Колесницы, копья и вооружение, по-видимому, выдавал из своих складов царь.

    • мушкенум (Мушкену) (по-аккад. «маленький люд» или «преклоняющий лик») – неполноправный свободный человек в Древнем Вавилоне. Считается, что мушкенумы были или покоренным населением, или коренными жителями, работавшими на царских землях.

    • Орда́лии (от англосакс. ordolлат. ordalium — приговор, суд) — в широком смысле это то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой[1].

    При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и так далее.
    Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным.
    Утонувший в реке считался оправданным — Бог его забрал в лучший мир, он раньше попал на небо. Если не утонул, то следовала смертная казнь

    • Основным принципом наказания был принцип талиона (jus ta-lionis), по которому виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. Главной целью наказания являлось возмездие преступнику.

    • В целом термин “тамкар” в. Законах Хаммурапи употребляется в значении “человек, вложивший капитал в торгово-ростовщическую операцию”. Так называли и купцов, и ростовщиков. 

    • Луга́ль (шум. «большой человек») — военный вождь шумерского города-государства, избираемый народным собранием на время ведения войны для руководства военными действиями[

    ЭНСИ

    • (шумерск., устаревшее чтение: патеси) — в Др. Месопотамии с 27-26 вв. до н. э. правитель города-гос-ва.

    Задание 2. Записать в рабочую тетрадь и решить следующие задачи: Семинар 1. Государство и право Древнего Вавилона (Законы Хаммурапи).
    1. Источники и характерные черты Законов Хаммурапи.

    Источники законов Хаммурапи. закон Хаммурапи Вавилон Источниками законов Хаммурапи являются обычай, судебная практика, религия, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Хаммурапи часто сам принимал решения по конкретным делам, которые затем были изложены в нормах закона.

    Характерные черты законов Хаммурапи :

    принцип «око за око, зуб за зуб»

    неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо

    долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу.

    2. Правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.

    Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения.

    Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

    1. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).

    2. «Мушкенум» (в переводе – «покорный»).

    «Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме.

    Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

    1. Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

    2. Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

    Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом.
    Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.
    В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

    В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:
    - Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».
    - Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».
    Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

    3. Регулирование имущественных отношений по законам Хаммурапи.

    Из правовых документов и других источников Древнего Вавилона известно, что собственность на землю имели цари, храмы, общины или частные лица. Царская и храмовая земельная собственность передавалась во владение различным категориям лиц: воинам, жрецам, тамкарам и другим - или же сдавалась в аренду земледельцам, находящимся в той или иной зависимости от царско-храмового хозяйства. Регулирование поземельных отношений нашло своё отражение и в ряде статей Законов Хаммурапи. Особенно подробно регламентируется здесь правовое положение земельного участка (илкум), выделяемого воину. Царь мог в любое время отнять такую землю у владельца, она не переходила по наследству, если на наследника нельзя было переложить ту же службу.

    Общинная земля находилась или в коллективном владении (это выгоны для скота, луга и др.) или во владении частносемейном. Как свидетельствуют Законы Хаммурапи, свободный, общинник-крестьянин обладал широкими землевладельческими правами. Он мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, перепродавать по наследству свой участок, как и любую другую недвижимую собственность (ст.39-47) (ст.60-65). При этом не требовалось согласия правителя, ни согласия самой общины. Он терял не только земельный участок, но и другие права, если порывал с общиной, даже жена беглеца могла отказаться от него (ст.136).

    Из других источников известно, что отчуждение общинной земли за пределы общины или круга членов семьи общинника была невозможным. Отсюда широкая практика «усыновления», закреплённая и в Законах Хаммурапи. Определённая противоречивость этих правовых положений отразила то обстоятельство, что земля не стала в этот период обычным предметом купли-продажи. Отчуждение земли рассматривалось ещё как «несчастье», а покупка чужой земли - как «несправедливость».

    Значительное число статей Законов Хаммурапи посвящена договорам, в частности договору займа, ростовщическим операциям (ст.89-107) которые вели тамкары, царские чиновники, храмы. Несостоятельные должники вынуждены были отдавать или свою землю, которая часто закладывалась в обеспечение долга, или членов своих семей в кабалу к кредитору. Это влекло за собой открытое недовольство бедноты. Регулирование ростовщических операций государством, ограничение долговой кабалы тремя годами (ст.117), так же как установление твёрдых цен за наём скота и прочее, явились следствием общей экономической политики Хаммурапи. С помощью этих мер он стремился замедлить бурный процесс обезземеливания крестьян, плательщиков налогов и тем самым предотвратить экономический упадок страны.

    Так, тамкар по Законам Хаммурапи не мог брать более 20 % при займе серебра и 33,5% при займе хлеба (ст.89). При отсутствии серебра у должника он обязан был брать в счёт погашения долга и процентов другую движимость при свидетелях (ст.90). Превышение тамкаром процентных ставок по договору займа зерна влекло за собой потерю долга (ст.91), так же как самоуправное изъятие хлеба должника из жилища или с гумна (ст.113). Этим же целям служило присвоенное месопотамскими правителями право периодически издавать особые указы «справедливости», по которым прощались долги свободных общинников, а проданные или заложенные в силу нужды сада, дома безвозмездно возвращались прежним владельцам.

    Вместе с тем сам факт большого количества статей в Законах, связанных с ответственностью заимодавца, является доказательством широкого распространения кабальных условий займа, хищнической эксплуатации бедняка. Об этом же свидетельствуют и статьи, посвящённые договору личного найма и найма имущества, в частности аренде земли. Арендатор земли должен был не только уплатить арендную плату, которая достигла 2/3 урожая, но и вернуть землю обработанной (ст.42-43).

    При договоре личного найма проводились чёткие различия между наймом лиц «благородных» профессий: врачей, строителей, корабельщиков (ст.215-225) - и наймом сельскохозяйственных работников, а также при найме свободных рабов. Характерно, что размеры оплаты услуг врача зависели от социального положения пациента: при успешной хирургической операции врач получал 10 сиклей серебра, когда больной был авилум, 5 сикилей - если он был мушкенум и только 2 сикля, уплачиваемых хозяином, если больной был раб.

    Специально предусмотрены в Законах условия найма землевладельца. Ст.257 оговаривает своего рода заработную плату, выдаваемую ему серебром или хлебом, которая была более высокой в летний период основных полевых работ. Наёмный работник не вырастивший хлеб на поле, укравший семена, изнуривший скот хозяина, должен был уплатить штраф зерном. Неуплата штрафа грозила смертью. Его разрывали с помощью скота (ст.256). Это одно из свидетельств крайне тяжёлого положения наёмника-бедняка. Видимо, не случайно о найме работников - земледельцев говорилось в Законах Хаммурапи после найма животных. Наём чужого раба рассматривался как наём имущества.

    Договоры поручения, хранения, товарищества чаще всего заключались в сфере торговых отношений, в которых особенно ярко выступали в Законах Хаммурапи две фигуры: тамкар - ростовщик и шамаллум, его торговый агент. Договор поручения, например, везти и продать товар, перевезти ценности оформлялся письменным документом (ст.104); его нарушение влекло ответственность с обеих сторон (ст.105-107).



    1. Брачно-семейные отношения Древнего Вавилона.


    Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".

    Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.

    Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

    Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

    Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). "Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ".

    Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).

    В определенных обстоятельствах: болезнь жены (п. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (п. 145), плохое поведение жены (п. 141)- муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.

    Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 - п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п. 151 - п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п. 150, который сам по своему содержанию очень оригинален: "Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать". Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.

    Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

    Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

    1. Преступление и наказания.


    одекс Хаммурапи составлен в казуистической форме, т. е. в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Вот соответствующий пример: «Если человек будет пойман с краденым рабом или с краденой рабыней, то за раба он должен привести еще одного раба, за рабыню еще одну рабыню».
    Статьи кодекса не расположены по отраслям права, хотя авторы (или автор его) стремились к логической группировке.
    Уголовное право несло в себе принцип возмездия, применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению («око за око», «зуб за зуб»), что называется талионом. Смертный приговор предусматривался за сорок различных преступлений: кража имущества, принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении; нарушение женщиной супружеской верности; умышленное убийство; кровосмешение и др. Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши.
    Самым распространенным наказанием был штраф. Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз. Иногда преступник подвергался изгнанию из общины, он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов.
    В некоторых случаях кодекс допускает самосуд. Вора на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления.
    Кодекс не знает кровной мести. Государство взяло на себя репрессивную политику. На представителей имущих классов за многие преступления налагались денежные штрафы. Штрафы за преступления постепенно повышаются, если потерпевшимиоказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе.
    В уголовном праве допускалось объективное вменение, т. е. ответственность без вины. «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть сыну домохозяина- должно убить сына строителя». Таким образом наказывался человек, не имевший никакого отношения к строительству дома.
    Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение), равно как и формы соучастия (подстрекательство, укрывательство и др.).
    Нельзя не отметить и то, что кодекс знал смягчающие вину обстоятельства: убийство в драке, при условии, что у убийцы не было намерения убить. Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный должен был уплатить стоимость лечения.

    Суд и процесс.

    Суд состоял из нескольких назначенных государством судей, которым помогал совет старейшин, т. е. наиболее почетные граждане города или села. Имелось несколько судебных инстанций: простые дела решались быстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем. Суд заседал у городских ворот, в особых помещениях храма или царского дворца.
    Судьям вменялось в обязанность судить справедливо. В кодексе говорится: «Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в двенадцатикратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться на суд».
    К делу могли быть приобщены письменные и свидетельские показания. Широко применялась клятва перед богом. Клятвопреступление, а также ложные свидетельства рассматривались как оскорбление божества и строго наказывались вплоть до смертной казни.
    Для рассмотрения государственных преступлений, посягающих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю, созывались специальные суды.
    Наряду со свидетельскими показаниями, документами, клятвой широко применялся ордалий или «суд божий». Считалось, что бог знает все и все видит и через ордалий укажет виновного или невиновного. Чаще всего к ордалию прибегали судьи в случаях сомнений в виновности лица и недостаточности доказательств. К числу наиболее распространенных средств, с помощью которых и проводилось испытание, были: захват рукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружение руки в кипящую воду.
    Обвинение было частное, т. е. исходило от потерпевшего или его близких. Исключение составляли дела о преступлениях государственных и религиозных.
    Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной и почти независима от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям.

    «Отправление правосудия в Вавилонии эпохи Хаммурапи, находится всецело в руках государственной власти; следов родовой кровавой мести в сборнике Хаммурапи почти незаметно. Вместо прежних судей – жрецов и старейшин, теперь в качестве органов судебной власти выступают назначаемые царем особые светские судьи, роль же жрецов сводится к принятию судебной присяги, а старейшин – к присутствию в судебном заседании в качестве второстепенных ассистентов.

    Обязанность судей, назначаемых непосредственно самим царем, были очень многообразны: в круг их дел входили не только разбор судебных дел в строгом смысле слова, а так же регистрация торговых договоров.

    Закон зорко следил за неподкупностью судей и строго наказывает за нарушение порядка судопроизводства.

    РЕКЛАМА

    Обвинение возбуждалось частным лицом на свою ответственность, и государство не выставляет от себя прокурора.

    Видом доказательства в судебном процессе в сборнике Хаммурапи служит:

    - Письменный акт, относящийся к спорному обстоятельству (ст. 122, 123, 128)

    - Клятва (ст. 23, 281)

    - Показания свидетелей (ст. 9)

    - Ордалии (ст. 2, 132)

    Кроме письменных актов, тяжущиеся обычно приносили с собою на суд и спорный предмет; или часть его, если предмет был не удобен для доставки.

    Последней судебной инстанцией был царь, которому можно было апеллировать на решения судей и которому принадлежало право помилования в уголовных делах».

    Хотя о судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало, всё же нам удалось что-то найти, а именно: он многим похож на наш современный судебный процесс, за исключением небольших отличий.

    Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п. 9 - 11).

    Решите ситуации, опираясь на нормы Законов царя Хаммурапи.

    1.По законам Хаммурапи выделяли преступления против личности и понимали различия между умышленным и неумышленным преступлением (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и т.д.) , соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление.

    Так по законам Хаммурапи говорится: «(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

    (§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя»

    Убийство человека, умышленное или неумышленное, наказывается смертью преступника или его родственника. Что регулируется на принципе талиона, т.е. виновного постигает та же участь, что и потерпевшего.

    Исходя из данного законодательства строитель Эриб-Ураша недобросовестно выполнил свои обязанности, и поэтому погиб Мардук-иубаллит. Следовательно по принципу талиона и на основании статьи 230 сына Эриб-Ураша ждет смерть.

    2. Согласно §99 «Если человек даст человеку серебро в (порядке) товарищества, (то) прибыль или убыток, ко­торый будет, они должны перед богами разделить поровну».

    Таким образом, поскольку Самсу-илун, Салманасар и Адад-нерари заключили договор товарищества, то прибыль они должны разделить поровну, то есть:180 сиклей серебра+120 сиклей серебра=300 сиклей серебра/3= по 100 сиклей серебра каждому.

    Убыток так же делится поровну, то есть, 90 сиклей серебра/3-по 30 сиклей серебра с каждого.

    В итоге каждый получает по 100 сиклей серебра – 30 сиклей серебра = по 70 сиклей серебра.

    3. По Законам царя Хаммурапи Шаррукен должен очистить себя перед богом и не компенсировать убытки за то, что не обеспечил безопасность животных, (ст.266. Если в загоне произойдет прикосновение бога или лев убьет животное, то пастух должен перед богом очистить себя, а хозяин загона должен простить ему падеж в загоне.)


    написать администратору сайта