Подготовка к огэ по литературе. Подготовка к ОГЭ по литературе. Задания 3, 3 и критерии их проверки и оценивания
Скачать 34.92 Kb.
|
Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и оценивания Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно). Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса. Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации. Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов. Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Таким образом, выпускник должен уметь: 1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа. 2. Строить сравнительную характеристику. 3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта). 4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста. 5. Давать содержательное обоснование для сопоставления. 6. Приводить убедительные аргументы. 7. Учитывать при ответе позицию автора (при анализе стихотворений – авторский замысел). 8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания). 9. Не подменять рассуждение пересказом текста. 10. Владеть теоретико-литературными понятиями. 11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами. Примеры формулировок задания 1.2.3. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях? Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний? Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения? Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений? Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения? Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения? Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии? Основные теоретико-литературные понятия: тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя. Алгоритм работы Внимательно прочитайте задание. Выделите в формулировке главные слова. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания. Найдите в текстах основания для сравнения. Постройте сравнительную характеристику. Пример. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?
1-3.Выделим в формулировке задания слова «различаются», «представления авторов». Вспомним литературоведческие понятия. «Представления авторов» – авторская позиция: каково назначение поэта и поэзии. Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста. Чтобы понять идею стихотворения, необходимо проанализировать его образную структуру, композицию, выразительные средства и др. Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. 4. Основания для сравнения названы в формулировке задания: о назначении поэта и поэзии. Выделим ключевые строки, слова:
Составим связный ответ. 1-й абзац – заявляет общую тему. 2-й абзац – представление Лермонтова. 3-й абзац – представление Тютчева. 4-й абзац – вывод. Оцените сочинение. Представления Лермонтова и Тютчева о предназначении поэта и поэзии совершенно различны. Стихотворение Лермонтова «Поэт» построено на сравнении поэзии с кинжалом: подобно боевому оружию, превратившемуся в «бесславную и безвредную игрушку», поэзия утратила свое общественное предназначение. Поэт – «осмеянный пророк», променявший власть над толпой на злато. Обличая поэта «изнеженного века», Лермонтов призывает поэта стать, как раньше, выразителем народных дум, когда его «могучие слова», «простой и гордый язык» «воспламеняли бойца на битву» и были подобны колоколу «на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Тютчев имеет совершенно другое представление о роли поэзии и месте поэта в обществе. Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» построено на контрасте земного и небесного. Земную картину создают образы грозы («клокочущих страстей», «пламенного раздора») и «бунтующего моря», символизирующие жизнь человечества. Поэзия, по мысли Тютчева, имеет божественное происхождение: «с небес слетает к нам — Небесная», она приносит в человеческий мир страстей «лазурную ясность», «льет примирительный елей». Таким образом, Лермонтов утверждает высокий идеал гражданской поэзии, а Тютчев считает, что роль поэзии – дарить человечеству гармонию и мир. К 1 – К 2 – К 3 – Примеры сопоставительного анализа. Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова с приведённым стихотворением А. К. Толстого. Какие мотивы сближают эти стихотворения?
Оцените сочинение. Стихотворения М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого схожи по мотивам и образам. Так, например, в обоих стихотворениях присутствует мотив утраченной любви. У Лермонтова он выражен в словах: «Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье. Люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою…». У Толстого это звучит следующим образом: «Её ты не любишь, а любишь себя". А также в обоих стихотворениях присутствует мотив внутренней раздвоенности. Лирические герои сближены в этих двух мотивах. Это разочарованные эгоисты, не сумевшие удержать светлое чувство. К 1 – К 2 – К 3 - МОТИВ — устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных и литературно-художественных произведениях. Нередко мотив содержит в себе отчетливые элементы символизации (дорога у Н.В. Гоголя, сад у А.П. Чехова, метель у А.С. Пушкина и русских символистов, карточная игра в отечественной литературе XIX века). Термин «мотив» используется и в ином значении: мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя (например, нравственное возрождение человека; алогизм существования людей).
Стихотворения Есенина и Пушкина схожи по тематике, образам, размеру и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся зимний пейзаж. Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль…», то в стихотворении Пушкина звучат печальные, грустные мотивы: «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она…». В обоих стихотворениях присутствует образ дороги. Этот образ и в том, и в другом стихотворении является сквозным, с него начинается стихотворение, им же заканчивается, что делает композицию стихотворений кольцевой. Также оба стихотворения написаны одним стихотворным размером – двустопным хореем. К 1 – К 2 – К 3 - КЛИШЕ 1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)... 2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах. 3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность. 4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство... 5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений. 6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность) 7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет... 8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств (Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев. 9. Стихотворения ... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя и совершенно разные настроения. 10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) можно сделать следующий вывод. План сопоставительного анализа. Один текст является опорным. 1. Определите предмет, направление сопоставления (характеры героев, поступки, мотивы, образы и т. д.) 2. Найдите в обоих текстах элементы, отвечающие заданию. 3. Соотнесите их между собой. 4. Найдите принцип, по которому они объединены. 5. Обозначьте по пунктам общие позиции. 6. Покажите различия по пунктам. |