Философия даосизма и ее влияние на культутуру Китая. Заключение список литературы
Скачать 26.22 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 Философия «Дао»: понятие и принципы…………………………………………………………………...5 Распространение даосизма в Китае………………………………………………………………………...7 Влияние даосизма на культуру Китая………………………………………………………………………...9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..12 ВВЕДЕНИЕ Темой для рассмотрения в данной работе выступает философское учение «Дао» и влияние так называемого даосизма на культуру Китая. В процессе выполнения работы будет проведен детальный анализ актуальной литературы, которая имеет непосредственное отношение к теме даосизма и его влияния ну культуру поднебесной, а также будут даны определения ключевым терминам и понятиям, которые имеют непосредственное отношение к выбранной теме работы. Актуальность выбранной темы работы объясняется тем, что понятие «Дао» и религиозно-философское учение даосизма является одним из древнейших религиозных учений в истории человеческой цивилизации, которое является актуальным и по сей день, в то время, когда современное общество и государство также испытывает сильную нужду в духовных ценностях при достижении желаемых ценностей материального характера. Цель исследования – определить влияние религиозно-философского учения даосизма на культуру Китая Объект исследования – религиозно-философское учение даосизма. Предмет исследования – влияние даосизма на культуру Китая. Задачи исследования: Провести детальный анализ актуальной литературы из свободных электронных источников, которая имеет непосредственное отношение к выбранной теме работы; Дать определения ключевым терминам и понятиям, которые имеют непосредственное отношение к выбранной теме работы на основе анализа актуальной литературы; Рассмотреть понятие и принципы религиозно-философского учения даосизма; Определить влияние даосизма на культуру Китая. Таким образом, в данной части работы были определены актуальность исследования, ее цель, объект и предмет ее исследования, а также были определены ключевые задачи, которые необходимо решить в процессе выполнения работы. В процессе выполнения работы были использованы такие эмпирические методы как анализ и наблюдение. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных в процессе выполнения работы источников актуальной литературы. Философия «Дао»: понятие и принципы Даосизм – путь Дао или «Пинь инь» – религиозно-философское учение, которое считается традиционным в основном для Китая. Даосизм представлен в виде своеобразной системы, важнейшими элементами которой выступают религия и философия, которые сопровождали практически все великие человеческие цивилизации за всю историю существования общества и государства. В современном понимании понятия об учении «Дао», оно трактуется двумя способами; Первый способ – в данном случае путь «Дао» выступает в роли того или иного метода определения и трактовки понятий и явлений философского характера, которые главным образом связаны с темой человеческого бытия, рождения и угасания жизни в мире, а также философское определение всевозможных вопросов, которые возникают в процессе существования отдельного человека; Второй способ – определение пути «Дао» в качестве своеобразной системы, важнейшими элементами которой являются те или иные духовные ритуалы, которые традиционны для учения «Дао» и представителей данного учения. Основателем и даосизма и самым известным последователем пути «Дао» в истории человечества был Лао-Цзы – великий философ древнекитайской эпохи и автор трактата «Дао Дэ Дзин». Фундаментом данного религиозно-философского учения выступают как раз и нормы трактам «Дао Дэ Дзин», изложенные Лао-Цзы. Таким образом, основополагающими для данного учения являются следующие принципы: Учение о великом пути вещей – пути «Дао»; Учение об всеобщих закономерностях бытия; Понятие всеобщего «Абсолюта». Также, понятие «Дао» трактуется как бесконечное движение и закон бытия всего сущего – как в космическом, так и в мировом масштабе. Согласно философии «Дао», оно проявляется практически во всех аспектах и уровнях мироздания и миропорядка, т.е. для «Дао» характерна вездесущность и безграничность. «Дао» выступает первоначалом всего и все происходит от него и к нему возвращается. Таким образом, по результатам исследования данных касательно темы теоретического исследования религиозно-философского учения «Дао» можно сделать вывод, что данной учение имеет главным образом характеристику более универсальной конфессии объясняет порядок мироздания и миропорядка с точки зрения собственной точки зрения, что оказывает сильное влияние на мировоззрение и мировосприятие человека – особенно человека, который жил в ту эпоху существования Китая. Распространение даосизма в Китае Сам по себе, даосизм никогда не считался официальной религией, но его можно считать сильно популяризованным религиозно-философским учением среди общественных масс, одиноких практиков отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма. Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой. В эпоху Шести династий Школа Небесных Наставников распространилась по всему Китаю, однако другие школы приобретали популярность, и влияние Небесных Наставников ослабевало. Школа была расколота, появились также Северные Небесные Наставники, а потом и Южные Небесные Наставники. Параллельно набирали силу школы Шанцин (делающая упор на визуализациях и контактом с небожителями) и Линбао (обращающая внимание на медитации, испытавшая влияние буддизма). Позднее, в танскую эпоху Школа Небесных Наставников была воссоздана как Школа Истинного Единого (Чжэнъи), получив особые императорские привилегии, в эпоху Сун школа Чжэнъи получила императорские привилегии и было признано её главенство над Шанцин и Линбао, а в 1304 году монгольские власти подтвердили статус школы, и заметно ослабевшие Шанцин и Линбао были поглощены и прекратили самостоятельное существование. Ван Чунъян (XII век) и его ученики основали школу Цюаньчжэнь монастырского даосизма, которая получила распространение преимущественно на севере Китая. Таким образом в послемонгольскую эпоху даосизм стал представляться двумя основными школами — Школа Истинного Единого на юге и Цюаньчжэнь на севере. Известно, что император Канси (1654—1722) был скептически настроен ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Это неудивительно, ведь он был маньчжуром и относился с безразличием к китайской философии. Так, во время одного из путешествий по югу Китая некий местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии. Канси в ответ приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы даже самого высокого ранга также не состояли у императора в фаворитах. Таким образом, в данной части работы были рассмотрены темы развития и упадка даосизма. Далее будет рассмотрена тема влияния даосизма на китайскую культуру. Влияние даосизма на культуру Китая По сути даосизм на протяжении долгих веков был основным учением религиозно-философского характера на территории древнекитайского государства и за долгие века своего существования, даосизм внес существенный вклад в историю формирования культуры Китая. Как упоминалось ранее, с появлением даосизма и его активного распространения на территории Китая сознание понятий мира, космоса, миропорядка и бесконечности представителями общества того периода было сильно изменено также, как и их мировоззрение понимании бытия и миропорядка, что входили в перечень основных вопросов учения «Дао». С появлением даосизма, многие представители данной культуры были в значительной степени укреплены в китайской культуре – литературе, фольклоре и приобрели характер легендарных личностей, которые внесли существенный вклад в развитие китайского общества и государства. Таким образом, появление и активное распространение учения «Дао» привело к легендаризации таких исторических личностей, как Лао-Цзы, Желтый Император «Хуан-Ди», Гэ Сюань, Люй Дуньбинь и многие другие представители учения «Дао», которые внесли существенный вклад в его развитие последующее активное распространение. Также даосизм оказывал сильнейшее влияние на историю поднебесной, в то время, когда учение даосизма и конфуцианства прибывали в состоянии сильного конфликта из-за несовместимости их философий, принципов т целей, что также нашло свое отражение в культуре Китая и частности – в политической культуре Китая в период тесных связей конфуцианской элиты с орденом иезуитов, которые видели в представителях учения «Дао» ничто иное как обычное язычество и многобожие, когда и представители даосских объединений были в то время довольно могущественным людьми в Китае и могли оказывать значительное влияние на жизнь внутри государства. Таким образом, по результатам исследования данных касательно темы работы было выявлено, что с появлением даосизма, многие представители данной культуры были в значительной степени укреплены в китайской культуре – литературе, фольклоре и приобрели характер легендарных личностей, которые внесли существенный вклад в развитие китайского общества и государства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе выполнений работы был проведен детальный анализ актуальной литературы, а также были даны определения ключевым терминам и понятиям, которые имеют непосредственное отношение к выбранной теме работы. Таким образом, по результатам исследования данных было выявлено, что даосизм на протяжении долгих веков был основным учением религиозно-философского характера на территории древнекитайского государства и за долгие века своего существования, даосизм внес существенный вклад в историю формирования культуры Китая и с появлением даосизма, многие представители данной культуры были в значительной степени укреплены в китайской культуре – литературе, фольклоре и приобрели характер легендарных личностей, которые внесли существенный вклад в развитие китайского общества и государства. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Даосизм // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.// Большой Энциклопедический словарь. 2000 «Даосизм» // Новая философская энциклопедия, 2003 г. Васильев В. С. История религий Востока. — М.: Высшая школа, 1983, с. 284. Торчинов Е. А. Даосизм: Пути обретения бессмертия. — СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2007. — (Academia). Торчинов Е. А. Даосские практики. 2001. — 2-е изд.: СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока); — 3-е изд.: Даосские практики: Путь золота и киновари. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. Лукьянов А. Е. Древнекитайская философия: Курс лекций. Часть II. Философия даосизма. — М.: ИДВ РАН, 2015. — 546 с. Кобзев А. И. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм в Китае / Отв. ред. Л. С. Васильев. — М.: Наука, 1982. — 289 с. — С.80-106. Ткаченко Г. А. Даосизм и школа имён в традиции древнекитайской мысли // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока [ В 2 ч.] / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М. : ИФАН, 1986. — Ч.I. — 89 с. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 310 с. — (Мудрость веков). |