тезаурус. Закон для всего того, что может быть сказано система, которая управляет появлением высказывания, благодаря которой высказывание приобретает статус единичного события
Скачать 17.33 Kb.
|
Лавджой А.О «Великая цепь бытия. История идеи». Имплецитные предпочтения – бессознательные ментальные привычки, оказывающие воздействие на мысль индивида или поколения. Убеждения, представляющиеся само собой разумеющимися. Эндемические предпочтения- интеллектуальные привычки, способные оказывать влияние на любой объект рефлексии. Диалектический мотив – класс идей сходного типа Метафизический пафос- любое описание природных вещей, окружающего мира, в таких понятиях, которые пробуждают подобно стихотворным строкам, своими ассоциациями своего рода эмпатией, строи чувств у философа или его читателям. Монеестическая философия – философия, побуждающая комплекс эмоциональных реакций Валюнтариетский пафос – реакция активной природы Философская семантика – анализ сакраментальных понятий и выражений того или иного периода или течения, проявление их двусмысленностей, перечисление различных оттенков значения и изучения того, как нелепые ассоциации идей влияли на развитие доктрин. Фуко М. «Археология знаний» Архив - это общая система формирования и преобразования высказываний. Это закон для всего того, что может быть сказано; система, которая управляет появлением высказывания, благодаря которой высказывание приобретает статус единичного события. Археология - это метод, позволяющий раскрыть структуру мышления, определяющую рамки концепций определённой эпохи. Дискурс - это, по Фуко, речевые практики, представляющие собой множество высказываний, принадлежащих одной формации. Дискурсивная формация - это одно из ключевых понятий дискурса, которая представляет дискурс в контексте исторически изменяющихся структур. Дискурсивные практики — это совокупность анонимных исторических правил, устанавливающих условия выполнения функций высказывания в данную эпоху и для данного социального, лингвистического, экономического или географического пространства. Копосов Н. Е. «Козеллек Р. Социальная история и история понятий» Диахрония - это совокупность методов языкознания, направленных на изучение фактов языка в их историческом развитии. История духа - это научный метод, рассматривающий историю культуры как историю духа, порождающего культуру. Синхрония - это состояние языка в определённый момент его развития как системы одновременно существующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Теория презентизма - это направление в методологии истории XX века, рассматривающее историческую науку не как отражение объективных, имевших место в прошлом явлений, а лишь как выражение идеологических отношений современности. Языковая картина мира - это совокупность представлений о мире, исторически сложившаяся в обыденном сознании языкового коллектива и отражённая в языке. Бёдекер Х. Э. «Размышления о методе истории понятий» «Значение» - 1) свойство языковых знаков или предложений, 2) процесс, в котором языковые знаки только тогда обретают своё значение, когда они принимают на себя функцию коммуникативного действия. Ономасиология - это раздел семантики, изучающий способы обозначения, называния предметов и явлений. «Переломное время» - это, по Козеллеку, период (между 1750 и 1850 годами) постепенного исчезновения сословного общества; граница современного мира, время коренного изменения социально-политических понятий, отсылающих к концепту «Новое время» (гипотеза о существовании такого периода не играет никакой роли в методологии истории понятий). Понятие в историографической истории понятий - это термин, употребляемый в философии языка для обозначения предиката второй степени, значение которого выявляется через операцию абстрагирования. Понятия - это такие слова, которые полны смысловых связей, в рамках которых употребляется слово. «Понятия борьбы» - это понятия, обозначающие прагматическую функцию, которую слово может получить в политическом контексте. «Понятие» - это категория, по Козеллеку, которая концепирует результат познания во взаимосвязи с актом понимания. Семасиология - это раздел языкознания, изучающий значения языковых единиц и изменения этих значений. К. Скиннер «Коллингвудовский подход к истории политической мысли: становление, вызов, перспективы» Авторская интенция-акт языковой коммуникации, включающие намерение сообщить нечто и быть понятым Логоцентризм- убежденность в том, что смыслы зарождаются в мире и передаются нам благодаря способности слов отсылать к (стоящим за ними) предметам Денотация- предположение о том, что смыслы могут быть сведены всего лишь к набору конвенциональных употреблений, принятых в том или ином обществе Значение - 1) понимание значения слов, высказываний или целых текстов 2)понимание того, что мог иметь в виду человек, производя высказывание или составляя текст Дж.Покок «The State of the Art” Экспроприатор- использующий чужой язык в своих целях Новатор-воздействующий на язык таким образом, чтобы вызвать мгновенное или продолжительное изменение в том, как язык используется Поливалентный текст и высказывание - представляющий собой задействование структуры языков, на которых можно выразить разные вещи и отдать предпочтение разным способам выразить разные вещи, использование этих различий в риторике и практике и изучение, а возможно, и разрешение их в теории и критике Стиль - способ высказывания отдельно взятого автора Язык - способ высказывания, доступный ряду авторов для разных целей Контекст - способ говорения, который стремится предписать, что в нём может быть сказано Язык - не только предписанный способ говорения, но и предписанный предмет обсуждения для политической речи История дискурса - история постоянной адаптации, перевода и воспроизведения текста в целом ряде контекстов целым рядом субъектов, история инноваций и изменений, совершаемых в стольких различимых идиомах, сколько изначально было соединено в единый текст и затем сформировало последовательность языковых контекстов, в которых текст интерпретировался «Двойной» язык - язык, выражающий экзотерический смысл для широкой публики и эзотерический-для узкого круга |