Преступление и наказание по законам Ману. Кур. Преступление и наказание по Законам Ману. Законы Ману о преступлении и наказании
Скачать 46.52 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ____________________________________________________________________ Институт государственной службы и управления Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция Образовательная программа: Кафедра правового обеспечения рыночной экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: на тему: Законы Ману о преступлении и наказании
«___» ____________ 20г. Москва, 2023г. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Преступление по Законам Ману…………………………………….…..5 1.1. Понятие преступления………………………………………………………..5 1.2. Виды поступлений……………………………………………………...…….9 Глава 2.Наказание по Законам Ману………………………………………...….15 2.1. Цели и виды наказания……………………………………………………...15 2.2. Тяжесть наказания в зависимости от Варны………………………………19 2.3. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства………………………....20 Заключение……………………………………………………………………….22 Список использованных источников…………………………………………...24 Введение Актуальность темы исследования. Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и МахенджоДаро. Наука, к сожалению, располагает скудными историческими данными о Древней Индии. Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. – до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования – империи Маурьев (IV в. до н.э.-II в. до н.э.). Среди литературных памятников этого периода особое место занимают дхармасутры и дхармашастры, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название «Законы Ману» (II в. до н.э. - II в. н.э.). Актуальность темы заключается в том, что «Законы Ману» являются ценным источником для изучения социально-экономической и правовой истории и культуры Древней Индии. Многие нормы Законов являются религиозными и этическими, из-за чего Законы Ману иногда считают больше памятником литературы, нежели памятником права. Однако много в них и правовых норм. В Законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права. Однако Законы Ману на то время являлись достаточно прогрессивным сборником правовых и религиозных предписаний. В них уже содержались многие правовые понятия, использующиеся по сей день. А некоторые нормы Законов Ману формально продолжают действовать в Индии по настоящее время. Законы Ману оставили неизгладимый след в развитии современной юриспруденции. Степень изученности темы. Институт преступления и наказания по Законам Ману исследовался в работах таких ученых как: Крашенинниковой Н.А, Графского В.Г и Васильева Л.С. Цель работы – провести комплексное исследование института преступления и наказания по Законам Ману. В работе были поставлены следующие задачи: - изучить понятие преступления; - рассмотреть виды поступлений; - охарактеризовать цели и виды наказания; - рассмотреть тяжесть наказания в зависимости от Варны; - изучить смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Объект данного исследования – институт преступления и наказания по Законам Ману. Предмет исследования – содержание норм Законов Ману. Методология исследования. В ходе проведенного исследования использовались такие методы как: сравнительно-правовой, структурный, логический, исторический. Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Глава 1. Преступление по Законам Ману 1.1. Понятие преступления Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой появлялось в нормах уголовного права. В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие как: ответственность за преступления, совершенные на территории; изгнание преступника. В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины (обстоятельства, смягчающие вину; обстоятельства, отягчающие вину; обстоятельства, освобождающие от вины); рецидив – совершение преступления не менее двух раз в течение именно одного года (ст.334 гл. VIII «Пусть царь для предупреждения (повторения преступления) отнимет у вора именно ту часть тела, которой он действует против людей.» и ст.277 гл. IX «При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.»); соучастие (ст.278 гл. IX «Дающих (ворам) огонь, пищу, оружие, приют, укрывателей краденного государю следует наказывать, как воров.»); тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне1. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий: принцип талиона («око за око, зуб за зуб») ст. 279 гл. VIII «Тот член, каким человек низший ударит высшего, именно он - у него должен быть отрезан, таково предписание Ману»; ордалии- Божий суд ст.114 гл. XIII «Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.» (ст.115гл.XIII «Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.»2); принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Хорошо в Законах Ману отражено и такое понятие, как рецидив. Законодатель повышал ответственность за неоднократно совершенное правонарушение: «при первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни» (ст. 277 гл. IX). В связи с понятием «рецидив» важное значение приобретает содержание ст. 373 главы VIII, в которой раскрывается данное понятие: «на виновного (однажды и опять) обвиненного в течение года...». Это дает основание предполагать, что под рецидивом понималось совершение преступления не менее двух раз в течение именно одного года. Определив главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов, определив тесную связь права с религией и моралью, можно говорить о том, что основу их разграничения, выделяемую в Законах Ману, положен не характер самого правонарушений, а наказание за него. В одном случае предусматривается штраф, телесное наказание, в другом – искупление. Нормы уголовного права, как и других отраслей права, содержатся во многих главах Законов Ману (VII, VIII, IX, XI). Это обусловлено наличием острых социальных конфликтов: люди страдали от грабежей, насилия, беззакония, воровства и т. д. Законы заполнены статьями об уголовных преступлениях: о хищении, краже имущества, скота, ограблении, краже людей, убийствах, тяжких телесных повреждениях, клевете, доносах, прелюбодеянии, проституции, мужеложстве, пьянстве и др. Такой «ассортимент» преступлений свидетельствует о наличии большой массы обездоленных людей, изгоев, лишенных средств существования. В Законах Ману были статьи с общими положениями, в которых правовая мысль выражалась в абстрактной форме. Например, содержалось предписание о том, что, основательно рассмотрев место и время преступления, возможность и степень сознательности, царю надо накладывать наказания, как полагается, на людей, живущих неправильно. Следовательно, даже царь при рассмотрении дел обязан, назначая наказание, учитывать всегда объективную сторону (место и время) и субъективную сторону (возможность и степень сознательности). Более того, во многих статьях (ст. 17, 18, 24 и др. главы VII) содержатся нетипичные нормы права, в которых даются определения некоторых понятий в области уголовного права, указываются цели наказания и его роль (назначение) в жизни древнеиндийского общества, т. е., были в Законах Ману так называемые декларативные и дефинитивные нормы права. Это свидетельствовало о высоком развитии правовой мысли и техники правотворчества в Древней Индии. Широко употребляет законодатель в Законах Ману такие термины в области уголовного права, как «преступление», «наказание», «виновны», «вина», «виды наказаний», а порой и дает определения отдельным понятиям в области уголовного права. Например, в ст. 332 главы VIII дано определение понятий «грабеж» (деяние, которое совершено в присутствии собственника и сопровождается насилием) и «кража» «оно совершено в отсутствие»3. Но вместе с тем законодатель Древней Индии, как отмечает профессор Крашенинникова Н.А., не проводит четкой дифференциации преступлений и грехов4. Преступление считалось тяжким грехом. Это обусловлено тем, что право Древней Индии использовало в качестве источников религиозные догмы (писания) и нормы морали. Они как бы пронизывали все правовые нормы в Законах Ману. Не всегда в них проводилось разграничение между преступлением и гражданским правонарушением. Само понятие преступления можно применять лишь условно при характеристике права древнего мира, понятие «преступление», «проступок» не разграничивались и обозначались термином «адхарма», «грех». Если вести речь о составе преступления, то по Законам Ману каждый его элемент (субъект, объект, субъективная и объективная стороны) не остался без внимания законодателя и, как правило, учитывался при назначении наказания. Субъектом преступления мог быть любой человек, который совершил преступление, в том числе и царь. Так, согласно ст. 111 главы VII «Царь, который по неразумению беспечно мучит свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни». Закон предписывал царю наказывать каждого виновного, так как «для царя ничего не значит имя того, кто не исполняет своей дхармы» (ст. 335 главы VIII). Но вид и форма наказания зависели от состава преступления, в том числе и субъекта: был ли виновный «простым» человеком или относился к варнам, был ли виновный по принадлежности к варне равным с потерпевшим или принадлежал к более низкой варне. Иногда законодатель особое внимание обращал на пол виновного (мужчина или женщина), на возраст (девушка, женщина, дети, старики), на занимаемую должность (служащий, советник, судья, царь), на физическое состояние (пьяница, больной) и другие особенности субъекта. Особенно четко выразил свое отношение законодатель к наличию умысла у виновного, т.е. к субъективной стороне преступления. Правда, такая четкость присуща не всем нормам права, только отдельным. 1.2. Виды поступлений На основе анализа статей Законов можно выделить такие виды преступлений, как государственные, религиозные, против личности, против собственности, должностные, против порядка управления и против нравственности, т. е., семь видов преступлений. Правда, некоторые исследователи, перечисляя их, не называют преступления против нравственности, но указывают на такой вид, как преступления против семьи5. Думается, что преступления в области брачно-семейных отношений (прелюбодеяние, оставление родителей или детей и т. п.) настолько связаны с нормами морали, что они являются скорее разновидностью преступлений против нравственности, чем особым видом преступлений. Но в силу того, что сам законодатель не называет видов преступлений, то и последнее мнение о наличии такого вида преступлений, как преступление против семьи, может иметь право на существование, но тогда общее их количество будет равно восьми. Итак, среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. Отсутствие сколько-нибудь полного перечня данных преступлений – характерная черта древневосточного права. Но даже это свидетельствует о том, что право выделяло их. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций. Выделялись и правонарушения, носящие характер святотатства, а также должностные преступления. К первым относилось, например, такое деяние, как поношение богов и святынь, заклад священного водоема, ко вторым - мздоимство служащих царя, их злоупотребления, составление ложных приказов и прочего (ст. 231-232 главы IX). Более подробно Законы Ману описывают преступления против собственности и против личности. Вор никогда не признавался собственником имущества. При обладании спорной вещью нужно было указать ее происхождение. Собственник вещи не может вернуть ее у добросовестного владельца, если не требовал ее в течение 10 лет. Покушение на собственность отнесено к наихудшему из пороков. Закон охраняет в первую очередь имущество царя, храмов. Хищение из царских складов, хищение имущества из храма, кража слонов, лошадей, колесниц правителя влечет за собой одно наказание - «казнить без промедления». Также суровое наказание грозит тем, кто загрязняет водоемы, разрушает плотину. Если виновный не может ее восстановить, то подлежит утоплению. Виновный в уничтожении межевого знака заслуживает обезображивающего телесного наказания. Незаконное присвоение земельного надела приравнивается к краже драгоценностей. По Законам Ману похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же, как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, захват же коров - отсечением половины ноги (ст. 323-324 главы VIII). Среди имущественных преступлений большое внимание уделялось краже, при этом царь призывается к обузданию воров. Следует отметить, что Законы Ману четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. И кража, и грабеж рассматривались как одно порядковые явления с преступлениями против личности, клеветой, прелюбодеянием, ибо имущество в правосознании древнего индуса являлось как бы продолжением личности, было неразрывно связано с нею. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой (ст. 345 главы VIII). К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщины и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось (ст. 349 главы VIII). При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребенок, престарелый или даже брахман, весьма ученый в ведах (ст. 350 главы VIII). В Законах Ману также упоминается, что мужу принадлежало право всех наказывать без объяснения причин (ст. 299 главы VIII). Тяжким нравственным преступлением и великим грехом считалось прелюбодеяние (измена). В Законах Ману нормы о прелюбодеянии идут вслед за убийством. Все виновные в прелюбодеянии (тайная беседа с чужой женой, услужливость, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде и украшениям и т. п.) подлежат смертной казни. Характерно, что проституция жены с согласия мужа не наказывалась (ст. 362 главы VIII). Законы Ману не проводят различий между прелюбодеянием и изнасилованием (лишением девушки чести против ее воли) (ст. 364 главы VIII). Это преступление влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев, если преступник не был равен по положению с потерпевшей. Равный по положению отделывался высоким штрафом. Неверную жену, «обнаглевшую вследствие знатности родственников», Законы Ману рекомендовали затравливать собаками (ст. 371 главы VIII6), а ее сожителя сжигать на раскаленном железном ложе. Наказывался мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной, при этом учитывалось ее социальное положение и была ли она охраняема или нет. Например, шудр проживал с брахманской. В данном случае мерой наказания была кастрация. Исходя из нормы ст. 345 главы VIII можно утверждать, что законодатель по степени общественной опасности уголовные правонарушения делит на две группы независимо от вида: на тяжкие преступления, под которыми понимается любое совершенное с насилием деяние, и все другие, т. е., совершенные без применения насилия. К тяжким преступлениям относились убийство, грабеж, изнасилование и др. Если вести речь о составе преступления, то по Законам Ману каждый его элемент (субъект, объект, субъективная и объективная стороны) не остался без внимания законодателя и, как правило, учитывался при назначении наказания. Подтверждением является наличие в Законах Ману нескольких статей, в которых в абстрактной форме прямо предписывалось, что, только «узнав причину, также место и время по правде и рассмотрев состояние виновного и суть преступления, надо накладывать наказание на тех, которые должны быть наказаны» (ст. 126 главы VIII). Об этом говорится и в ст. 16 главы VII. Субъектом преступления мог быть любой человек, который совершил преступление, в том числе и царь. Так, согласно ст. 111 главы VII царь, который мучит свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни. Закон предписывал царю наказывать каждого виновного, т. к., для него ничего не значит имя того, кто не исполняет своей дхармы. Но вид и форма наказания зависели от состава преступления, в том числе и субъекта: был ли виновный простым человеком или относился к варнам, был ли виновный по принадлежности равным с потерпевшим или принадлежал к более низкой варне7. Так, если какой-либо простой человек должен быть оштрафован на одну каршапану, тогда (за то же преступление) царь должен быть оштрафован на тысячу. Интересно отметить, что для брахманов закон устанавливал повышенную ответственность по сравнению с представителями нижестоящих трех варн (ст. 337-338 главы VIII). При этом пояснялось, чем руководствовался законодатель: «соответственно пониманий каждым из них сущности добра и зла». Но, к сожалению, законодатель не был последовательным в этом вопросе и придерживался данного правила только тогда, когда речь шла об имущественном наказании. Во всех других случаях, когда статьей предусматривалось применение телесных наказаний или смертной казни, законодатель поступал наоборот, предписывая, что «никогда нельзя убивать брахмана» (ст. 380 главы VIII), «для брахмана полагается обритие головы вместо смертной казни, для других же варн смертная казнь может применяться» (ст. 379 главы VIII). Иногда законодатель особое внимание обращал на пол виновного (мужчина или женщина - ст. 371, 372 главы VIII), возраст (девушка, женщина, дети, старые - ст. 369, 370 главы VIII, ст. 230 главы IX), на занимаемую должность (служащий, советник, судья, царь - ст. 231, 234 главы IX, ст. 336 главы VIII), на физическое состояние (пьяница, больной - ст. 237, 230 главы IX) и другие особенности субъекта. Особенно четко законодатель выразил свое отношение к наличию умысла у виновного, т. е., к субъективной стороне преступления. Правда, такая четкость присуща не всем нормам права. Ст. 242 главы IX предусматривала, что виновные в осквернении ложа гуру, не принадлежащие к четырем варнам и «совершающие эти преступления ненамеренно, заслуживают лишения собственности, но «совершающие» намеренно - «изгнания», т. е., наличие умысла в данном случае значительно увеличивает ответственность за содеянное. Но законодатель не всегда последователен и в данном вопросе, т. к., в некоторых статьях либо вообще не упоминается о субъективной стороне, либо она не учитывается при определении наказания. Так, ст. 288 главы VIII устанавливала, что кто портит имущество кого-либо, тому полагается возместить ущерб и внести царю штраф, равный ущербу. Иногда законодатель делал акцент на цели совершения преступления («с целью причинения повреждений людям и животным» - ст. 286 главы VIII, «из жадности» - ст. 118 главы VIII). Таким образом, понятие преступления можно применять лишь условно при характеристике права Древней Индии, ибо в это время не проводилось еще четких различий между частноправовым правонарушением (деликтом) и преступлением. Однако уже различались понятия «умысел» и «неосторожность». В основу разграничения преступлений в Законах Ману положен не характер самого правонарушения, а наказание за него. В одном случае это штраф, телесное наказание, в другом – искупление. Преступления расценивались избирательно. Соблюдался принцип снисходительности к высшим слоям и беспощадная расправа по отношению к низшим8. Глава 2.Наказание по Законам Ману 2.1. Цели и виды наказания Для поддержания в надлежащем состоянии большого круга охраняемых государством общественных отношений была разработана и определенная система наказаний, главными целями которой были устрашение (ст. 15 главы VII) и предупреждение (ст. 18 главы VII, ст. 334 главы VIII). Например, считалось целесообразным располагать тюрьмы «близ главной улицы, где все могут видеть страдающих и обезображенных преступников». Помимо главных целей, законодатель преследовал и другие: возмездие, возмещение вреда (ущерба) и пополнение казны (ст. 17 главы VII, ст. 288, 367, 369 главы VIII и др.). Законодатель Древней Индии, закрепляя систему наказаний в праве, оперировал такими общими понятиями, как «виды наказания», «меры для обуздания беззаконных». Царю требовалось тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами: заточением, заковыванием в цепи и различными видами наказаний. В Законах Ману перечислены следующие виды наказаний: сначала следует сделать замечание, после него – выговор, третьим «идет» штраф, только после этого - высшее телесное наказание. Далее указывалось, что, если царь не может удержать их даже телесными наказаниями, тогда следует применить к ним все это – четыре вида наказаний вместе9. Как усматривается из всего вышесказанного, законодатель того времени различал четыре вида наказаний, среди которых на последнем месте по степени тяжести стоит телесное наказание, которое считалось в Древней Индии высшим видом наказаний, т. к., в него включалась и смертная казнь. В Законах Ману указывалось что, объектами наказаний могли быть орган деторождения, чрево, язык, обе руки, обе ноги, а также глаз, нос, оба уха, имущество и туловище, т. е., фактически, исходя из современной правовой терминологии, речь идет о таких видах наказания, как телесные, имущественные и смертная казнь. Поскольку широко применялся такой вид наказания, как имущественное в форме штрафа, то законодатель обстоятельно регламентировал его назначение, указывая общие положения: «первый штраф - 250 пан, средний - 500, высший - 1000 пан» (ст. 138 главы VIII) и конкретно определяя размер штрафа за конкретное деяние (ст. 276, 293, 296, 297, 319 главы VIII и др.). Также под угрозой штрафа нельзя покидать свою мать, оставлять в беспомощном состоянии. Но в тексте Законов Ману упоминаются и другие виды наказаний, например: - изгнание из страны (ст. 241 главы IX), из деревни (ст. 274 главы IX), дома (ст. 78, 83 главы IX); - варны, касты (ст. 88, 112 главы VIII); - позорящие наказания (обритие с мочой - ст. 375, 384 главы VIII); - очищение от греха (ст. 73 главы X, ст. 128 главы XI) и покаяние от шести месяцев до одного года (ст. 130, 131 главы XI). Суммируя изложенное о видах наказаний по Законам Ману, но применяя современную терминологию, можно систему наказаний Древней Индии того времена представить следующим образом: смертная казнь, телесные наказания, имущественные наказания, изгнание, лишение свободы, позорящие наказания, покаяние (очищение от греха), выговор и замечание. Хотя, ссылаясь на ст. 129 главы VIII Законов Ману, профессор Крашенникова Н.А. утверждает, что в Законах не упоминаются ни позорящие наказания (клеймение, обритие головы и проч.), ни изгнание из страны, касты, семьи, ни смертная казнь10. Мы же придерживаемся иной точки зрения, которая раскрывается ниже. Большинство из указанных видов наказаний применялись в различных формах. Так, в Законах Ману различается простая (отрубание головы) и квалифицированная смертная казнь (ст. 279 главы IX). Квалифицированная смертная казнь осуществлялась в следующих формах: сожжение (ст. 372, 377 главы VIII), разрезание на части бритвами (ст. 292 главы IX), залитие в уста и уши кипящего масла (ст. 272 главы VIII), посадка на острый кол (ст. 276 главы IX). Телесные наказания осуществлялись в болезненных формах: - битье веревками, розгой, стеблями бамбука - ст. 230, 299 главы IX и ст. 369 главы VIII; - клеймение - ст. 237 главы IX, а также в членовредительных формах: отрезание пальцев, рук, ног - ст. 325, 367 главы IX и ст. 277 главы IX, языка, губ, зада - ст. 270, 281, 282 главы IX. Имущественный вид наказания по Законам Ману осуществлялся в четырех формах: полная или частичная конфискация имущества (лишение собственности - ст. 231 главы IX), штраф (ст. 273-276 главы IX), возмещение ущерба (ст. 286-288, 400 главы VIII) и возвращение украденного (ст. 319 главы IX). Заточение могло осуществляться на определенный срок - от шести месяцев до года или на неопределенный срок («заставить жить заточенной в доме») - ст. 365, 375 главы IX. Очищение от греха осуществлялось по закону в различных формах: проживание в лесу 12 лет, прося милостыню (ст. 73 главы XI), троекратный прыжок вниз головой в пылающий огонь или «стать мишенью для воинов» (ст. 74 главы XI), трехдневное питье кипящего ячменного отвара (ст. 126 главы XI), передача храму имущества (100 коров и одного быка, десять белых коров и одного быка - ст. 130, 131 главы XI), покаяние от шести месяцев до трех лет (ст. 129-131 главы XI) и иные формы (ст. 76-79 главы XI). Принципами, которыми руководствовался законодатель, закрепляя в праве рассмотренную систему наказаний, были классовость (снисходительность к тому, кто попирает низшего, беспощадная расправа над посягающим на высших), неравенство перед законом лиц, принадлежавших даже к привилегированным слоям - варнам, множественность (несколько наказаний одновременно за одно совершенное правонарушение, например лишение собственности и изгнание из страны, телесное наказание и штраф), неопределенность (не указаны размер штрафа, срок заточения), принцип талиона «око за око». Принцип талиона был закреплен многими статьями в Законах Ману. В частности, в ст. 279 и 334 он даже формулируется в абстрактной форме применительно к краже и нанесению телесных повреждений. Считалось, что царь для предупреждения повторения преступления должен отнять у вора ту часть тела, которой он действует против людей. А в ст. 279 предписывалось виновным в нанесении телесных повреждений или оскорблений всегда поступать так, что должен быть отрезан тот член, каким человек низший ударит высшего. Этот же принцип в других статьях закреплен уже в казуальной форме. Подняв руку или палку, преступник заслуживает отрезания руки, лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги. Низший, пытающийся занять место рядом с высшим, должен быть изгнан с клеймом на бедре, зад его надо отрезать. В большинстве статей законодатель четко определяет не только вид и форму наказания, но и размер штрафа, срок заточения, покаяния, но есть и статьи в Законах Ману, для норм которых характерна в некоторой степени неопределенность: «должен уплатить некоторый, штраф» (ст. 363 главы IX), «низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания» (ст. 366 главы IX), но не указана его форма11. Принцип множественности в абстрактной форме закреплен в ст. 130 главы VIII, которая предписывает царю, если он не может удержать преступников даже телесными наказаниями, тогда следует применить к ним все четыре вида наказаний вместе. В казуальной форме данный принцип отражен многими статьями: «для девушки, которая растит другую девушку, полагается штраф в двести пан, пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог», т. е., к виновной применялось три наказания, два из которых имущественные (штраф и уплата двойного брачного вознаграждения), а третье - телесное болезненное (битье розгами) наказание. Итак, Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Вместе с тем при определении наказания довольно ярко проявляются классовость, множественность, неопределенность и принцип талиона. Взгляд на наказуемые проступки, преступления соответствовал уровню состояния правовой мысли. Система наказаний получила детальную разработку, хотя Законы Ману не содержат исчерпывающего перечня наказаний. Часто в судебном процессе появлялись новые наказания. 2.2. Тяжесть наказания в зависимости от Варны При определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. В ряде случаев от наказания можно было откупиться. Выкуп за кшатрия оценивался в 1000 коров, за вайшью – 100, за шудру – 10 коров, причем на каждую партию коров полагался дополнительно один бык. Денежный штраф назначался «за всякие заклинания, направленные против чьей-либо кармы, за наговоры над ядовитыми кореньями и за колдовство всякого рода с целью убить, не достигшие, однако, цели» (IX, 290). Если же колдовство оказалось успешным, jcapa назначалась как за убийство (дхармашастра Ядж-навалкья). Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение – это далеко не полный перечень наказаний. Брахман от смертной казни освобождался, но за прелюбодеяние казнили. Самым страшным наказанием было изгнание. Но в целом брахманов наказывали строже, чем другие касты. В ряде случаев от наказания можно было откупиться: выкуп за кшатрия составлял 1000 коров, за вайшьи – 100, за шудру–10. В наибольшей степени законы Ману защищали брахманов как представителей высшей варны. Преступления против брахманов считались грехом, наказание за них были самыми строгими (ст. 165-168 гл. IV). Они запрещались многими религиозными нормами (например, ст. 165-168 гл. III; ст.205-208 гл. XI). За притеснение брахмана виновный подлежал телесным наказаниям (ст.248, гл. IX). При убийстве брахмана, кроме телесных наказаний, применялось клеймение. Законы Ману в ст.127 гл. XI определяют ценность жизни брахмана в 16 раз больше, чем шудры. Причём, наказание за убийство шудры по ст.132 гл. XI приравнивалось к наказанию за убийство ряда животных (например, вороны или собаки)12. В зависимости от варновой принадлежности преступника наказание могло быть альтернативным. Например, изнасилование каралось телесным наказанием (ст.364 гл.VIII) или отрезанием 2 пальцев вместе с уплатой штрафа (ст.367 гл.VIII). За отказ содержать отца, мать, жену, сына преступник платил штраф. 2.3. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства Отягчающим вину обстоятельством был рецидив. Законодатель повышал ответственность за неоднократно совершенное правонарушение: при первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни. В связи с понятием «рецидив» важное значение приобретало содержание ст. 373 главы VIII, в которой раскрывалось данное понятие: «на виновного (однажды и опять) обвиненного в течение года...»13. Это дает основание предполагать, что под рецидивом понималось совершение преступления не менее двух раз в течение именно одного года. Однако в других статьях законодатель не столь точен в выражении правовых положений, употребляя выражения «ранее обвиненный» (ст. 354 главы VIII). О значительном развитии уголовного права в Древней Индии свидетельствует и наличие норм, в которых идет речь о таких понятиях, как «соучастие», «обстоятельства, смягчающие вину», «обстоятельства, отягчающие вину» и «обстоятельства, освобождающие от вины». Так, Законы Ману гласят, что жертвующий жизнью ради брахманов или ради коров освобождается от убийства, совершенного неумышленно. Также в Законах упоминается о необходимой обороне и устанавливалось, что убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана, не совершает греха, можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу, убийство убийцы, открытое или тайное, никогда не является для убивающего грехом. В этом случае они освобождались от ответственности (ст. 348,349-351 гл. VIII; ст.80,81 гл. XI). К обстоятельствам, освобождавшим от ответственности, относились также голод, нужда, т. е., в Древней Индии был известен такой институт, как крайняя необходимость. В ст. 341 главы VIII записано, что «дважды рожденный путник, лишенный средств существования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника или два «съедобных» корня, не должен платить штраф»14. Заключение В заключении проведенного исследования целесообразно привести следующие итоговые положения: 1) Законы Ману – древнеиндийский это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, по форме же Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде, по мнению многих ученых, Законы Ману были составлены, около II в. до н.э. - I в. н.э, однако выделяют более "древние" и более "молодые" главы. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью же Законов Ману является религиозный характер всех его положений. Непосредственное правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX; 2) в развитии уголовного права, представленного в законах Ману, можно выделить как положительные, так и отрицательные черты. Несомненными плюсами является то, что прво отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от варновой принадлежности потерпевшего. С другой же стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалии, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. В основном выделяются 3 вида преступлений: государственные, преступления против личности, преступления против собственности. На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законами выделяется кражу. Законы Ману дают ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось; 3) Законы Ману еще не дают четкого определения понятия наказания, однако указываются некоторые характерные черты. При определении наказания довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. Иногда предписываемые наказания носили характер предостережения и, скорее всего, не применялись на практике. Это так называемые наказания по принципу символического талиона (поднявшему руку на человека следует отрубить руку и т.д.). Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний. Список использованных источников Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ, 2018. – 343 c. Исаев И. А., Мележик И. Н., Филиппова Т. П. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран и римскому праву. М.: Норма. 2018. – 544 с. Исаев М. А. История государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Том 2. Средневековье. Новое и новейшее время. Учебник. М.: Юрайт. 2018. – 544 с. История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка. М.: Окей-книга, Рипол Классик. 2016. – 48 с. Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. - Москва: Наука, 1992. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1 / Н.А. Крашенинникова. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 720 c. Матиенко Т. Л. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учебно-практическое пособие. М.: Юнити-Дана. 2018. – 194 с. Мухаев Р. Т. История государства и права зарубежных стран. Учебник. М.: Юрайт. 2014. – 1008 с. Пашенцев Д.А. История государства и права зарубежных стран в схемах / Д.А. Пашенцев. - М.: Эксмо, 2018. – 160 c. Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 частях. Часть 1. Государство и право в древности и средние века. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. – 360 с. Рубаник В.Е История государства и права зарубежных стран / В.Е Рубаник. - М.: Эксмо, 2018. – 480 c. Саломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методический комплекс / А.Ю. Саломатин. - М.: НОРМА, 2017. – 496 c. Севастьянов, А.В. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах / А.В. Севастьянов. - М.: Проспект, 2016. – 144 c. Тинт Ю.С. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Ю.С. Тинт. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2018. – 112 c. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2017. –128 c. Хрусталева З.А. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебное пособие для ВУЗов / З.А. Хрусталева. - М.: Проспект, 2016. – 144 c. Шинкаренко К. И. История государства и права зарубежных стран в схемах. Учебное псобие. М.: Проспект. 2019. – 80 с. 1 Хрусталева З.А. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебное пособие для ВУЗов / З.А. Хрусталева. - М.: Проспект, 2016. – 144 c. 2 Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. - Москва: Наука, 1992. 3 Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. - Москва: Наука, 1992. 4 Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1 / Н.А. Крашенинникова. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 720 c. 5 Матиенко Т. Л. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учебно-практическое пособие. М.: Юнити-Дана. 2018. – 194 с. 6 Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. - Москва: Наука, 1992. 7 Рубаник В.Е История государства и права зарубежных стран / В.Е Рубаник. - М.: Эксмо, 2018. – 480 c. 8 Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 частях. Часть 1. Государство и право в древности и средние века. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. – 360 с. 9 Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран в 2 частях. Часть 1. Государство и право в древности и средние века. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. – 360 с. 10 Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран в 2-х томах. Т.1 / Н.А. Крашенинникова. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 720 c. 11 Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ, 2018. – 343 c. 12 Исаев М. А. История государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Том 2. Средневековье. Новое и новейшее время. Учебник. М.: Юрайт. 2018. – 544 с. 13 Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. - Москва: Наука, 1992. 14 Законы Ману / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. - Москва: Наука, 1992. |