Главная страница

Законы Ману Социальнополитическое учение брахманизма Социальнополитические идеи в "Артхашастре"


Скачать 312.5 Kb.
НазваниеЗаконы Ману Социальнополитическое учение брахманизма Социальнополитические идеи в "Артхашастре"
Дата15.01.2022
Размер312.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла17319dd.doc
ТипЗакон
#331609
страница13 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

47. Концепция государственного суверенитета Г. Гроция.


Г. Гроций не был согласен с концепцией народного суверенитета, считая более важной, нежели граждан, волю государства. Носителем государственного суверенитета может являться либо одно лицо (монарх), либо несколько лиц (собрание). Без согласия правителей народ не может изменить форму правления.

Г. Гроций сильно продвинул вперед юридическую науку.

48. Теория естественного права Г. Гроция.


Г. Гроций первым изложил концепцию естественного права. По Г. Гроцию право основано, прежде всего, не на воле Бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению (совсем как у Аристотеля), которое организовано согласно разуму. Это стремление к общению - и есть источник права, независимый от положительного (позитивного) права, выводил Г. Гроций. Право стремится к самой природе человека и не зависит от законов, установленных у различных народов.

Принципы естественного права (по Г. Гроцию):

1. Не трогать чужого добра.

2. Возвращать то, что нам не принадлежит.

3. Исполнять обещания.

4. Вознаграждать за причиненный вред.

5. Воздаяние людям заслуженного наказания.

В любом случае, право соответствует природе общественно разумных существ, т.е. людей, писал Г. Гроций.

Что касается установленного (неестественного) права, то тут Г.Гроций выделяет божественное и человеческое право.

Источником позитивного (человеческого) права является воля людей. Человеческое право Г. Гроций подразделяет на внутригосударственное и международное (jus gentium).

Но выше всего в иерархии остается, конечно, естественное право, которое никем не может быть нарушено или изменено.

Г. Гроций сильно продвинул вперед теорию естественного права.

49. Политическое учение Дж. Мильтона.


Джон Мильтон (1608-1674), известный английский поэт, был основоположником учения индепендентов.

Из естественно-правовой концепции Дж. Мильтон делает вывод о допустимости революции. Королевская власть в государстве нужна для защиты мира. Чтобы ограничить произвол королей и их сановников, над ними существуют законы. Власть дана королю народом в порядке поручения. Король отчитывается не только перед Богом, но и перед народом. Дж. Мильтон настаивает на возможности низложения монарха, не выполняющего свои функции и нарушающего законы (концепция народного суверенитета). Народ, по Дж. Мильтону, - не толпа, а лишь лучшие люди, поэтому необходима система избирательных цензов. Дж. Мильтон провозглашал и выступал за свободу мысли, свободу слова, свободу вероисповедания.

50. Теория естественного права Дж. Лильберна.


Джон Лильберн (1614-1657) был идеологом партии левеллеров (уравнителей), наиболее радикальной группировки в английской буржуазной революции. Его труд "Народное соглашение", который являлся программой действия левеллеров, его еще называют республиканской конституцией Англии.

Левеллеры провозглашали такие естественные права и свободы личности как право собственности, свобода совести, свобода печати, свобода промышленной и торговой деятельности. Также прирожденными и неотъемлемыми объявлялись равенство всех перед законом и судом. Никакие власти и никакие органы, по мнению левеллеров, не полномочны отменять либо изымать эти естественные права и свободы человека. Объективно данное мнение покоилось на той презумпции, что естественные права и свободы людей существуют раньше и стоят выше всякого гражданского, позитивного закона.

51. Идея правового государства в учении Дж. Лильберна. Дж. Лильберн о народном суверенитете и разделении властей.


Дж. Лильберн выступал за уничтожение палаты лордов, реорганизацию палаты общин на демократических началах. Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту. В основе государственной власти, по мнению Дж. Лильберна, лежит общественный договор, которым учреждается правительство. Дж. Лильберн выступал за всеобщее избирательное право для всех англичан, достигших 21-летнего возраста, не являвшихся слугами короля, не находящихся в домашнем услужении и не живущих на милостыню и (или) пособия. Т.о. во главе угла должен быть народный суверенитет, т.к. любая власть (и парламента, и должностных лиц исполнительной власти) является производной от народной воли. Дж. Лильберн был близок к идее разделения властей (между парламентом и исполнительными органами). Присяжные (в суде) должны избираться народом, что, с одной стороны, обеспечит независимость судебной власти, а с другой - обеспечит соблюдение принципа народного суверенитета и в правосудии.

Дж. Лильберн выступал за реформу церкви на началах самоуправления.

В уголовном праве, как совершенно точно замечал Дж. Лильберн, не может быть преступления без прямого упоминания на то в законе.

Дж. Лильберн выступает за формальное равенство всех перед законом и правосудием. Вместе с тем, уравнение не должно касаться частной собственности, которую левеллеры вовсе не хотели упразднить. Уравнение должно ограничиваться только сферой политических прав граждан.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта