Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Суть методики

  • 2. Изменчивость цветовых аккордов

  • Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний


    Скачать 200.96 Kb.
    НазваниеЗакономерность изменяемости цветовых сочетаний
    Дата15.10.2021
    Размер200.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗакономерность изменяемости цветовых сочетаний.docx
    ТипЗакон
    #248451

    Закономерность изменяемости цветовых сочетаний

    Если цветовые системы Оствальда и его последователей основаны на систематизации цветов, математически вычисленных на цветовом круге, сочетания цветов получались механическим путем, то точкой отсчета в художественной науке о цвете Матюшина является закон контраста взаимодополнительных цветов, основанный на наблюдении.

    За счет явления последовательного контраста взаи-модополнительных цветов зрение стремится к равновесию и состоянию полной цветовой компенсации. Созданные Матюшиным трехцветные гармонии — модели дифференцированных красочных построений — основаны на осмыслении цветовых эффектов последовательного и одновременного контрастов.

    1. Суть методики



    Рис.50

    В основе цветовой системы лежит модель круга из восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, желто-зеленого, зеленого, голубого, синего, фиолетового (количество оттенков зеленого увеличено) (рис. 50). Введение методики Матюшина дало возможность наблюдения эффектов цветовых контрастов не только в условиях точечного, но и, прежде всего, расширенного видения за счет сдвига глаза с цветовой модели на нейтральное поле среды.

    Трехцветные сочетания таблиц скомпонованы как соотношения:

    • главного действующего цвета;

    • зависимого от него цвета среды;

    • сцепляющего среднего цвета.

    Вокруг действующего цвета в нейтральной среде обязательно появляются цвета, которые компонуются с ним как цвет среды и как цвет средний, сцепляющий.

    Цвет для Матюшина явление сложное, подвижное, зависимое от соседних цветов, силы освещения, масштабов цветовых полей, то есть от цветосветопространственной среды, в которой он находится и которая определяет условия и особенности его восприятия.

    2. Изменчивость цветовых аккордов

    Матюшин установил закономерности в изменчивости создавшихся цветовых аккордов:

    1-й этап: нейтральное поле, на котором находится цветовое пятно, окрашивается во взаимодополнительный, не резко выраженный цвет;

    2-й этап: наблюдаемый цвет окружается резким ясным ободком взаимодополнительного цвета, и таким образом появляется третий цвет;

    3-й этап: вновь наступает изменение — потухание самого цвета под влиянием наложения на него взаимодополнительного цветового рефлекса — ив среде происходят новые изменения.

    Если к основному цвету добавить другой цвет среды, то все сочетание изменится в целом. Например, неяркий зеленый цвет среды по отношению к фиолетовому выглядит светло и ярко, но если вместо него взять близкий к фиолетовому сиреневый, то он погаснет, посереет, так как на него неизбежно наложится тот зеленый, который был раньше (закон последовательного контраста). Но яркость и чистоту можно восстановить через сцепляющий цвет, в данном случае это взаимодополнительный фиолетовому желтый.

    Теория цвета Иоханнеса Иттена

    Основу теории цвета Иоханнеса Иттена составляет цветовой круг. Его построение начинается с трёх основных цветов: желтого, синего и красного. Любой цвет можно получить путём смешивания этих трёх основных цветов. Эти цвета также называются первичными.

    Основы дизайна - Первичные цвета

    Если равномерно смешать первичные цвета между собой, то мы можем получить зелёный, фиолетовый и оранжевый. Эти цвета называются вторичными. Они размещаются во второй ряд цветового круга.

    Основы дизайна - Вторичные цвета

    Далее, смешивая основные цвета с вторичными, мы получаем третичные цвета: желто-зелёный, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, красно-оранжевый.

    Основы дизайна - Третичные цвета

    Первичные и вторичные цвета соприкасаются с внешним цветовым кольцом, в который включаются промежуточные третичные цвета. В результате получаем завершенный цветовой круг.

    Основы дизайна - Цветовой круг

    Как использовать цветовой круг
    Есть несколько основных схем подбора цветов при помощи цветового круга:

    Комплиментарная схема – берутся цвета расположенные на противоположных сторонах цветового круга. Сочетание таких цветов выглядит очень живо и энергично. Даную схему лучше не использовать для создания текстовых композиций. Лучше всего использовать данную схему, когда необходимо что-то выделить либо подчеркнуть.

    Классическая триада – берутся три равноудалённых по кругу цвета. Цвета подобранные по данной схеме смотрятся очень живо. Лучше всего, брать один цвет за главный, а два других использовать для расстановки акцентов.

    Аналоговая триада – берутся три расположенных по соседству цвета. Использовать такие цвета лучше всего в мягких композициях. Данная схема выглядит очень гармонично и приятно. Один цвет можно выбрать в качестве главного, второй – поддерживающий, а третий для расстановки акцентов.

    Контрастная триада – принцип подбора цветов похож на комплиментарную схему, но вместо противоположного цвета используются его соседи. Схема выглядит достаточно контрастно, но не вызывает сильного напряжения.

    Прямоугольная схема – подбираются четыре цвета, каждые два из которых – комплиментарные (находятся друг напротив друга). Лучше всего смотрится, когда один цвет делается основным, а остальные вспомогательными. Данная схема имеет наибольшее количество возможных комбинаций.

    Квадратная схема – точно такая же как и прямоугольная, только цвета в ней равно удалены по цветовому кругу. Также, имеет смысл выбрать один основной цвет, а остальные использовать как вспомогательные.

    Данные схемы подбора цветов помогут вам без проблем подобрать хорошо сочетающиеся цвета для вашего дизайна. Но не стоит забывать, что правила написаны, чтобы их нарушать.

    Иногда использование несочетаемых цветов даёт очень неожиданные результаты. Поэтому полагайтесь на правила, но не забывайте экспериментировать!
    \


    написать администратору сайта