фольклор. Занятие Раннетрадиционный фольклор Терминологический минимум темы Раннетрадиционный фольклор
Скачать 19.35 Kb.
|
Практическое занятие № 1. Раннетрадиционный фольклор Терминологический минимум темы Раннетрадиционный фольклор- совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовавшая образованию собственно художественного творчества народа. Фольклорный жанр – совокупность произведений, характеризуемых общностью художественного содержания, поэтической системы, функций, особенностей исполнения. Жанровая функция-роль произведения, определяющая его место в системе фольклора. Жанровая традиция-заимствование, следование готовому образцу, характеризующееся преемственность типичных образов, символов, лингвистических фигур. Утилитарность- практическая роль, материально-преобразовательная функция произведений фольклора (заклинаний, заговоров) Трудовые песни-жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Заговоры-ритмичные фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах. Заклинания- словесная формула, якобы имеющая словесную силу. Поэтика- совокупность художественно-эстетических качеств, определяющих своеобразие произведения. Композиция-расположение и соотнесённость компонентов художественной формы, построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром, а также взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. Стиль - совокупность основных идейно-художественных особенностей определенного жанра фольклора. Миф - истинное, или представляющееся таким, знание о мире, принимаемое носителем мифологического сознания как действительное и не подвергающееся сомнению. Мифологическая картина мира – система взглядов на объективный мир и на место в нём человека, основанная на художественно-эмоциональном переживании мира. Анимизм – вера в существование духов, в одушевлённость живой и неживой природы. Тотемизм - древняя форма религии, вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с тотемом. Фетишизм – это религиозное поклонение неодушевлённым материальным предметам (фетишам), которым приписываются сверхъестественные свойства, получившие распространение у первобытных племён. Манизм - рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Магия- символические действия (обряды) или бездействия, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём. Вопросы и задания 1)Основы художественной образности устного народного творчества сложились в доисторический период, когда одновременно с языком (человеческой речью) появился раннетрадиционный фольклор. Раннетрадиционный фольклор — это совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовавшая образованию собственно художественного творчества народа. Вопрос о ранних стадиях развития фольклора не может рассматриваться на материале только одного народа. Необходимо учитывать древнее родство близких народов (например, славян), а также универсальные, типологические законы развития общества и культуры, которые действовали повсеместно. Исследователи раннетрадиционного фольклора обращаются к данным истории и языка. Они проводят наблюдения над жизнью и культурой этносов, задержавшихся в своем развитии, а также над пережитками первобытной культуры в фольклоре цивилизованных народов. Такой подход называется ретроспективным. 2) Раннетрадиционный фольклор- совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовавшая образованию собственно художественного творчества народа. А) Условия формирования: 1. Этнические корни русских 2. Древнерусское язычество Б) Сказки о животных. Отражение в них древних представлений (анимизм, антропоморфизм, тотемизм). Заговоры. Их магическая природа, слово и действие в них. Древнерусское язычество – религия природы, обожествленной земледельцами. Архаичные формы сознания (фетишизм, анимизм, тотемизм), их сохранение в поздней поэтической системе фольклора. Закон партиципации. В) Жанровый состав: обрядовая народная поэзия: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические. Необрядовая народная поэзия: эпос, лирика, драма. 5. Дайте письменный комментарий к воспоминаниям Ф. И. Шаляпина о концертном исполнении «Дубинушки». Чем, с вашей точки зрения, объясняется впечатление слушателей, произведенное исполнением песни? Впечатление слушателей от исполнения Ф. Шаляпиным народной песни «Дубинушка» является восторженным. Это происходит потому, что данная песня имеет революционные мотивы. Данная песня мотивирует народ на трудовую деятельность, в ней содержится призыв к бодрости. Народ принял исполнение песни Ф. Шаляпиным с душевной теплотой потому, что песня является народной, в ней они видели счастье и свободу. Определённую роль сыграли и события 1905 года, из-за которых народ принял эту песню близко к сердцу. 7. В чем А.А. Блок видел своеобразие русских заговоров? Блок видел своеобразие русских заговоров в близости с поэзией. Он обращает внимание на то, что в русском заговоре есть синтез утилитарного и эстетического. Эстетическое начало проявляется в том, что заговор – «золото неподдельной поэзии». Золотом, которое обеспечивает и книжную "бумажную" поэзию - вплоть до наших дней». Утилитарность заговоров обуславливается «фактом внушения». Наличие в текстах заговоров ритма сближает их с поэтическими жанрами, но ритм играет не эстетическую, а практическую роль. Ритм обеспечивает магическую силу заговора и действует вместе с другими приёмами, связанными с применяемой в заговорах стратегией и тактикой воздействия на положение вещей в мире. Задания для письменного анализа 2. Комплексный анализ «Заговора девушки, желающей нравиться». Данный заговор направлен на улучшение внешних качеств девушки с целью привлечения внимания противоположного пола. Заговор начинается с обращения к христианским образам Отца, Сына и Святого Духа, что говорит о сакральности этого действия. Заговор строится на сравнении героини себя с природными образами красного солнышка, зари, света белого, светлого месяца. И заканчивается он троекратным «Аминь!», с которого и начинался, что говорит о том, что сюжет в произведении завершен. |