Главная страница

Занятие 1 антропология как наука план. Зарождение антропологии как науки


Скачать 72.2 Kb.
НазваниеЗанятие 1 антропология как наука план. Зарождение антропологии как науки
Дата24.03.2023
Размер72.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаANTROPOLOGIYa_2023.docx
ТипЗанятие
#1012787

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

(магистранты-филологи, 2 курс, 2022/2023 уч. год


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУКА
План.

1. Зарождение антропологии как науки.

2. Эволюция отечественной антропологической мысли и становление художественно-философской антропологии.
3. Русская религиозно-философская антропология.
Литература:

1. Мэй Р. Мужество творить. Очерк психологии творчества. – Львов; М., 2001.

2. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. – СПб., 2005

3. Одиноков Г.В. Русские писатели XIX века и духовная культура. – Новосибирск, 2003.

4. Розанов В.В мире неясного и нерешенного. – М., 1995.

5. Савельева В.В. Художественная антропология. – Алматы, 1999.

6. Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. – Алматы, 1996.

7. Православное учение о человеке. – М.-Клин, 2004;

8. Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. – М., 1994.

9. Сорокин П.А. Человек, цивилизации, общество. – М., 1992.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
План.

1. Историко-культурная эпоха как континуум диалога художественных и философских систем. Литературное творчество как выражение философского мировоззрения писателя. Философия и искусство.

2. Антропологизм творческого мышления русских писателей. Человек как объект философского и художественного творчества. Идея ценности личности. Мир и человек. Единство человека и природы.

3. Художественно-философская концепция нации и человеческой индивидуальности в творческих системах русских писателей. Позиции славянофилов, западников, почвенников.

4. Русская «воля» и западная «свобода» в творческих преломлениях русских писателей. Патриотизм, нравственный долг, морально-этические ценности, вера как показатели общечеловеческого в русском человеке.
Литература:
1. Бахтин М.М. Философия поступка. – М., 1990.

2. Бачинин В.А. Теология, социология и антропология литературы. – Киев, 2012.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

4. Бердяев Н.А. Самопознание // Русская идея. – М., 2004.

5. Бойко М.Н. Авторские миры в русской культуре I половины XIX века. – СПб., 2005.

6. Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возвращение даров русской души. – М., 1993.

7. Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994.

8. Райнхард Лаут Философия Достоевского. – М., 1996.

9. Тарасов Б.Н. Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. – М, 2008.

10. Флоренский П. У водоразделов мысли. – М., 2004.

11. Франк С.Л. Реальность и человек. – М., 1977.

12. Хомяков А.С. Семирамида // А.С. Хомяков. Сочинения в 2-х т. – Т.1. – М., 1994.

13. Чаадаев П.Я. Сочинения. – М., 1989.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РОМАНТИЗМА
План.

1. Романтическая картина мира. Специфика картины мира романтиков по сравнению с мировосприятием классицистов. Представления о Боге в культуре романтизма. Христианские корни философско-эстетической мысли русских романтиков.
2. Романтическое движение как внутренне-целостное умонастроение нового поколения европейских мыслителей начала ХIХ века. Социально-исторические и культурно-исторические причины возникновения романтического направления в европейской и русской литературе.
3. Романтизм как мировоззрение в его оппозиции к рационализму и материализму Просвещения XVIII века. Философские платформы романтизма: «факт и ценность», «новое и старое», «свое и чужое», «рациональное и мистическое». Непосредственное сознание как основа философского познания романтиками духовной культуры («философия непосредственности»). Общеевропейский романтизм и немецкий идеализм.
4. Особенности мировосприятия романтиков. Категория универсальности. Идея мировой души. Метафора мира как живого организма. Идея бесконечного развития. Идея органической целостности мира внешнего и внутреннего. Тождество человека и вселенной.
5. Эволюция мировоззренческой системы романтизма: концепция личности и мира на раннем и позднем этапах развития романтизма.
Литература:

1. Аркан Ю.Л. Очерки социальной философии романтизма: Из истории немецкой консервативно-романтической мысли. – СПб., 2003.

2. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978.

3. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2001.

4. Карташова И.В. Этюды о романтизме. – Тверь, 2002.

5. Канунова Ф.З., Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820 – 1840-е годы). – Новосибирск, 2001.

6. Каменский З.А. Московский кружок любомудров. – М., 1980.

7. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980.

8. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.

9. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. – М., 2001.

10. Сахаров В.И. Романтизм в России. Эпоха, школы, стили. – М., 2004.

11. Хрулёв В.И. Романтизм как тип художественного мышления. – Уфа, 1985.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ А.С. ПУШКИНА
План.

1. Тема исторических судеб России в творчестве А.С. Пушкина: «Борис Годунов» (1825), «Дубровский» (1833), «Капитанская дочка» (1833-1836), «Медный всадник» (1833), «История Пугачева» (1834).

2. Философия и историософия А.С. Пушкина: трагедия «Борис Годунов». Феномен самозванства в русской истории – чем он интересен для Пушкина? Самозванцы в трагедии «Борис Годунов». Проблема нравственного суда. Трактовки финала.

3. Историософия А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Взаимодействие трех сил – монархия, дворянство и народ. Характеристики этих сил в романе. Дворянство как основа российского государства, носитель духовных традиций и русского национального самосознания. Особенности художественного преломления темы самозванства в «Капитанской дочке». Острота социальных и нравственных проблем в романе.

4. Человек и мир в философской лирике А.С. Пушкина. Нравственный идеал поэта. Духовное «самостоянье человека» в поздней лирике А.С. Пушкина. Христианская духовность в художественной антропологии А.С. Пушкина. «Молитва» в лирике A.C. Пушкина («Господня молитва», «Сон», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Из Пиндемонти», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Пророк», «Мадонна», «Красавица» и др.). «Молитвенный» дискурс в стихотворении «Домовому». «И.И. Пущину»: особенность лирического диалога.

5. Философская проблематика романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1830). Проблема времени, судьбы, человека и обстоятельств. Национально-духовные идеалы и ценности в романе (антропологический аспект). Утаённая, безыменная, безответная… Любовь как нравственная константа антропологического мышления А.С. Пушкина.
Литература:
1. Исхаков Х.И. Пушкин и религия. – М., 2005.

2. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. – СПб., 1999.

3. Малинин В.А. А.С. Пушкин: Философские идеи. – М., 1999.

4. Мережковский Д.С. Пушкин // Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.

5. Позов А.С. Метафизика Пушкина. – М.: ИМЛИ РАН, 1998.

6. Розанов В.В. Пушкин // Пушкин в русской философской критике. – М., 1990

7. Розин В.М. Любовь в зеркалах философии и литературы. – М., 2006.

8. Смирнов А.А. Романтическая лирика А.С. Пушкина как художественная целостность. – М., 2007.

9. Соловье В.С. Судьба Пушкина // Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.

10. Строганов М.В. Человек в художественном мире Пушкина. – Тверь, 1990.

11. Трофимов Е.А. Метафизическая поэтика Пушкина. – Иваново, 1999.

12. Удодов Б.Т. Художественная антропология А.С. Пушкина. – Воронеж, 1994.

13. Философия любви. Антология в 2 частях (Сост. А.А. Ивин). – М., 1990.

14. Шестов Л. А.С. Пушкин // Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
План.
1. Художественная модель мира М.Ю. Лермонтова как результат творческого восприятия бытия в его исторических, социальных, психологических и собственно культурных проявлениях. Динамика внутренних векторов художественного мира Лермонтова и процесс становления личности в соответствии христианскими идеалами. Коллизия демонического и ангельского.

2. Религиозная натурфилософия М.Ю. Лермонтова как форма самопознания. Онтология пейзажных образов в творчестве Лермонтова, этическая, эстетическая и гносеологическая роль ландшафта в становлении и развитии лермонтовского самосознания («Дума», «Родина», поэмы «Демон» и «Мцыри»). Проблема уединенного и конвергентного (диалогического) сознания.

3. Историософия М.Ю. Лермонтова: вселенское и национальное. Художественная историософия Лермонтова как форма представлений поэта о развитии общества. Эсхатологизм лермонтовской эпохи и актуализация идеи богоизбранности русского народа. Выражение антиномии и цельности русского характера в художественном тексте Лермонтова (романы «Вадим» и «Герой нашего времени», поэма «Песня…про купца Калашникова», стихотворение «Бородино» и др.).

4. Проблема «идеального жизнестроительства. Духовно-этический идеал Лермонтова: истоки формирования, эволюция и художественное воплощение. Этическая система М. Лермонтова в контексте становления русского национального самосознания. Эстетика художественного пространства и композиционно-смысловая организация лермонтовских произведений (лирика, проза, драмы «Маскарад», «Люди и страсти»).

Литература:

1. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека . – М., 2007.

2. Головенкина Е. В. Поэтика двоемирия в формировании художественной концепции личности у М. Ю. Лермонтова. – Томск, 1997.

3. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. – М., 2009.

4. Евчук О.П. Этико-философская содержательность эстетического идеала М.Ю. Лермонтова. – Омск, 1998.

5. Жаравина Л.В. A.C. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. – Волгоград, 1996.

6. Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. – М., 2003.

7. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1973.

8. Савинков C.B. Творческая логика Лермонтова. – Воронеж, 2004.

9. Семенова С.Г. Метафизика русской литературы: В 2 т. – М., 2004.

10. Уразаева Т.Т. Философско-эстетические проблемы художественного развития М. Ю. Лермонтова. – Екатеринбург, 1995.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Н.В. ГОГОЛЯ

План.
1. Н.В. Гоголь как христианский мыслитель. Проблема человека в творческом сознании Н.В. Гоголя: соотношение социального, эстетического и христианского гуманизма. Христианско-антропологические мотивы в творчестве Н.В. Гоголя (сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1829-1832) и «Миргород», 1835).

2. Имманентное и онтологическое зло, бинарные оппозиции «Бог-черт», «добро-зло», «свет-тьма», «жизнь-смерть» в художественной антропологии Н.В. Гоголя. Роль рока и случайности в «Петербургских повестях» (1835-1842). Образ Акакия Акакиевича Башмачкина: дискредитация или апология?

3. Духовные искания Н. Гоголя как разновидность философского самопознания. Философско-антропологические интенции творчества писателя. Принцип теоцентризма в художественной антропологии Н. Гоголя.

4. Историософские размышления Н. Гоголя о судьбах России, Церкви и самодержавия («Мертвые души», 1842; «Выбранные места из переписки с друзьями», 1847). Тема тотального социально-духовного кризиса существующего мироустройства. Авторская идея спасе­ния России и русского человека.

Литература:

1. Анненкова Е.И. Гоголь и русское общество. – СПб., 2012.

2. Белый А. Мастерство Гоголя. − М., 1996.

3. Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. – М.: ИМЛИ РАН Наследие, 2000.

4. Золотусский И.П. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. – М., 1987.

5. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М., 1997.

6. Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. – М., 2005.

7. Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя. – Л., 1990.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И.С. ТУРГЕНЕВА
План.
1. Образ России как художественно-философский концепт эстетического мира И.С. Тургенева – гражданина, писателя и мыслителя.

2. Человек и мировое целое в творчестве И.С. Тургенева. Тема человеческого ничтожества и «гуманистический пессимизм» писателя. Онтологическая драма человека в изображении писателя, характер художественной трактовки противоречивого единства человека и природы в произведениях писателя.

3. Концепция свободы и необходимости Тургенева-художника в историко-философском контексте. Проблема внутренней духовной свободы человека как проявление осознанной необходимости в повестях и романах Тургенева 1850-х годов. Характер художественного раскрытия дуализма естественного и нравственного в человековедении Тургенева («Записки охотника», 1852, «Дворянское гнездо» (1856-1858), «Накануне» (1860), «Вешние воды», «Пунин и Бабурин», «Порог» и др.).

4. Проблема смысла жизни в художественно-философской интерпретации И.С. Тургенева. Менталитет героев Тургенева. Идеи этики стоицизма в творчестве писателя. Антиномия долга и счастья как этико-философская коллизия в сюжетной парадигме произведений И.С. Тургенева (романы «Рудин» (1856), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862).

5. Концепты «женщина» и «любовь» в творчестве И.С. Тургенева. Философия любви как часть натурфилософии И.С. Тургенева. Философия любви в художественной интерпретации И.С. Тургенева.

6. Красота как эстетическая категория и форма выражения нравственной позиции Тургенева-художника. Корреляция этического и эстетического в мире художественных идей писателя и мыслителя. Агностицизм И.С.

Литература:

1. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог. – Л., 1987.

2. Генералова Н.П. И.С. Тургенев: Россия и Европа. – СПб., 2003.

3. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего И.С. Тургенева (изображение человека). − Свердловск, 1989.

4. Иншаков А.С. Философия в мире художественного образа. − М., 1991.

5. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И. С. Тургенева. – Орёл, 1994.

6. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И. С. Тургенева. – Орёл, 1994.

7. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев: мировоззрение, метод, традиция. – Тула, 2001.

8. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975.

9. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. − Иркутск, 1987.

10. Недзвецкий В.А. И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя. – М., 2008.

11. Недзвецкий В.А. И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя. – М., 2008.

12. Шаталов С.Е. Художественный мир И. С. Тургенева. – М., 1997.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
План.
1. Психоаналитический опыт прочтения Ф.М. Достоевского. Проблема власти в творчестве писателя и демонстративные образы. Проблема харизматического лидерства (Раскольников, Мышкин, Ставрогин, Версилов, Алеша Карамазов). Проблема самозванства (Голядкин, Лебедев, Лебядкин, Смердяков). Авторское оценочное поле. Стратегии самообособления и литературные самоубийства в произведениях Ф. Достоевского.
2. «Записки из подполья» (1864) как философско-художественная прелюдия к «идеологическим» романам Ф.М. Достоевского. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя. Философско-антропологический анализ «Записок из подполья»:

а) парадоксальность мышления «подпольного» человека: рассуждениях о свободе воли человека; оценка духовной слабости (прежде всего своей собственной); понимание красоты; представление об историческом развитии человечества; отрицание возможности гармонического социального устройства. Саморазрушительная свобода подпольного антигероя.

б) аргументы «подпольного» человека: опровержение принципов детерминизма и рационализма; обоснование «права на бесчестье», на низкий и подлый поступок; отрицание прогресса человеческой истории. Насколько убедительны его доказательства? Какое из них представляется «подпольному» человеку самым веским? С кем полемизирует «подпольный» человек? Против каких философских систем он восстает? К каким аргументам «подпольного» человека Ф.М. Достоевский относится сочувственно или с пониманием?

3. Христианская проблематика в романах «Преступление и наказание» (1866) и «Братья Карамазовы» (1880). Философско-религиозные размышления писателя о судьбе мира и человека в перспективе реализации религиозно-антропологического идеала (историософия и эсхатология, понимание греха, отношение к мистицизму и мистике, концепция чуда). Христологические, тринитарные представления и религиозно-антропологический идеал писателя.

4. Социальный и философский аспекты коллизии Р. Раскольникова. Отражение в ней социально-психологических и идеологических явлений новой эпохи. Раздвоенность сознания Раскольникова. Двойники героя как носители разных сторон его разорванного сознания. Трагический характер конфликта. Ницшеанская рецепция Достоевского. Проблема свободы, своеволия и «преступления по совести» в свете шестой заповеди Божьей – «Не убий».

Литература:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1979.

2. Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского. Эстетические очерки. – М., 1974.

3. Власкин А.П. Творчество Ф.М. Достоевского и народная религиозная культура. – Магнитогорск; Москва, 1994.

4. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. – М.: Издательство АН СССР, 1963.

5. Днепров В. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоевского. – Л., 1978.

6. Дудкин В.В. Достоевский и Ницше: Проблема человека. – Петрозаводск, 1994.

7. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России XIX века. – Л., 1982.

8. Захаров Е.Е. Творчество Ф.М. Достоевского в русском литературно-критическом сознании начала XX века (Пути восприятия и осмысления). – Саратов, 1999.

9. Иванова A.A. Философские открытия Ф.М. Достоевского. – М., 1995.

10. Ильин В. Н. Достоевский и Гоголь; Достоевский и Бердяев // Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. – СПб., 1997. – С. 60-71; 427-439.

11. Кантор В.К. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. – М., 1983.

12. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. – М., 1996.

13. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. – СПб., 1999.

14. Сараскина Л. Федор Достоевский. Одоление демонов. – М., 1996.

15. Франк С.Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
План.

1. «Наша вера в нашу русскую самобытность» («русская идея» в творчестве Ф.М. Достоевского). Поучения старца Зосимы («Братья Карамазовы») как вершина религиозно-философских исканий Ф.М. Достоевского. Тема страдания и сострадания. Братское единение людей и христианская община как прообраз будущей социальной гармонии. Теория «русского социализма во Христе» («христианского социализма»). Тождество революционного социализма и сатанизма в романах Достоевского.

2. Проблема идеала и христианской этики в художественном творчестве и публицистике Ф.М. Достоевского. Самостеснительная свобода «положительно прекрасного человека». Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова как выражение положительной программы автора. Поучения старца Зосимы как вершина религиозно-философских исканий Достоевского. Тема страдания и сострадания.

3. Христологический и тринитарный догматы как основа историософских идей писателя. Борьба веры и неверия в романе «Идиот» (1868).
4. «Положительно прекрасный человек» как оправдание человечества на Страшном суде. Князь Мышкин, Алеша Карамазов и Илья Обломов: отсутствие деятельности.

5. Любовь как условие позитивной свободы для героев Ф.М. Достоевского. Молитва как путь к духовной свободе героев Ф.М. Достоевского.

Литература:

1. Гарин И.И. Многоликий Достоевский. – М., 1997.

2. Гус М.С. Идеи и образы Достоевского. – М., 1971.

3. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. – М., 1989.

4. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. – М., 1986.

5. Кириллова И.А. Христос в жизни и творчестве Достоевского // Русская литература, 1997. – № 14.

6. Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия. О мировоззрении Ф.М. Достоевского. – М., 1969.

7. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. – М., 1984.

8. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. – М., 1988.

9. Лаут Райнхард Философия Достоевского в систематическом изложении. – М., 1996.

10. Розанов В.В. О происхождении некоторых типов Достоевского (Литература в переплетении с жизнью) // Розанов В.В. Собрание сочинений / Под общей редакцией А.Н. Николюкина. – М., 1996.

11. Троицкий В.Ю. Духовность слова. – М., 2001.

12. Фридлендер Г.М. Художественный мир Достоевского и современность // Достоевский. Материалы и исследования. – Л., 1983. – Т.5.

13. Фридлендер Г.М. Эстетика Достоевского // Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. – Л., 1985.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Л.Н. ТОЛСТОГО
План.
1. Философия истории Л.Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса. Философия история» Гегеля у Л. Толстого как «дьявольский паровоз». Черт или немец ведут паровоз истории? Кант как тайная «слабость» Л. Толстого. Антикантианские тезисы его творчества.

2. Роман «Война и мир» (1863-1869) как художественное постижение человека. «Мысль семейная» в романе «Война и мир», ее диалектика и противоречия. Художественные и смысловые функции изображения жизни разных семей. Становление и духовный смысл творческого замысла романа-эпопеи. Пути героев к вере: потери и обретения. Христианская аксиология в «Войне и мире». Платон Каратаев как духовный центр романа.

3. Толстовские поиски социального и нравственного «корня зла»; концепция разных типов любви. Любовь как преступление: «Анна Каренина» (1873-1877); «Крейцерова соната (1890).

4. Художественная логика судеб героев романа «Анна Каренина». Толстовская этика любви. Причины счастья и несчастья любви в трактовке Л. Толстого. Любовь как испытание личности. Антиномии характера Анны, глубина и масштабность ее личности; нравственные основы трагедии героини и ее социальные истоки. Анна и Вронский: «Пока есть жизнь, есть и счастие»? Случайное и закономерное в трагедии Анны. Позиция автора. Художественное отражение кризиса духовных доминант человеческой природы в романе «Анна Каренина».

5. Использование мотива «двойной смерти» героини. Проблема самоубийства героини, его причины. Стремление Л. Толстого избавиться от «низменного эротизма» в своей душе. Анна как темный двойник писателя. Смысл романного эпиграфа и его роль в раскрытии судьбы Анны. Трагедия и предопределенность событий в судьбах героев романа, параллелизм их

жизненных историй.
Литература:
1. Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н. Толстого. – М., 1981.

2. Громова-Опульская Л.Д. Конец века в восприятии Л.Н. Толстого // Кануны и рубежи. – М.: ИМЛИ РАН, 2002.

3. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого Истоки. Традиции. – М., 1983.

4. Краснов Г.В. Этюды о Льве Толстом. – Коломна, 2005.

5. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. – М., 1988.

6. Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя. – М., 1978.

7. Немировская Л.З. Утопические идеи Л. Толстого и его «золотое правило» // Общественная мысль: Исследования и публикации. – Вып. 3. – М., 1993.

8. Ремизов В.Б. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»: концепция жизни и формы ее воплощения. – Воронеж, 1986.

9. Ремизов В.Б. JI.H. Толстой: Диалоги во времени. – Тула, 1998.

10. Свительский В.А. Личность в мире ценностей. (Аксиология русской психологической прозы 1860-х – 1870-х годов). – Воронеж, 2005.

11. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого: проблемы человеческого общения. – Л., 1988.

12. Сливицкая О.В. Об эффекте жизнеподобия «Анны Карениной». – СПб., 2004.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Л.Н. ТОЛСТОГО
План.

1. Философско-религиозная доктрина Л.Н. Толстого и ее отражение в позднем творчестве писателя Концепция человека в творчестве позднего JI.H. Толстого: духовный смысл и христианский компонент, художественно-философские и религиозные составляющие творческих исканий Л.Н. Толстого.
2. Борьба личности с чувственными страстями на социально-общественном и религиозно-психологическом фоне романа «Воскресение» (1889-1899). Религиозно-философское осмысление процесса освобождения героев Л. Толстого от чувства плотской любви (зарождение чувственных интересов, сцены падения и духовного возрождения). Сходство и различие этико-христианских концепций Ф. Достоевского и Л. Толстого.

3 История жизни, падения и возрождения Катюши Масловой. Авторское отношение к героине. Художественные способы характеристики внутреннего мира Нехлюдова и Масловой. Характер толстовского психологизма. Сравните портреты трех героинь Л. Толстого: Наташи Ростовой, Анны Карениной и Катюши Масловой. Насколько меняется авторская оценка и повествовательная техника писателя?

4. Художественная концепция человека и духовный смысл романа «Воскресение». Антропологическая концепция Л. Толстого и ее воплощение в образе Нехлюдова. Жизнь «животная» и жизнь «духовная» в судьбе человека. Этапы жизненного пути Нехлюдова, его роль в спасении Катюши. Насколько необратимо духовное перерождение героя? Процесс плотского падения и духовного воскресения человека в романе. Интимно-чувственная область любовных отношений в контексте антиномии плотского и духовного в художественном творчестве позднего Л. Толстого.

5. Амбивалентность творческой личности Л.Н. Толстого как проявление одновременного наличия христианской и антихристианской тенденций при осмыслении писателем феномена праведничества в контексте антиномии духовного и плотского (повесть «Отец Сергий, 1890).

6. Философия непротивления Л. Толстого и христианская этика. Соотношение художественной концепции человека как составляющей художественной антропологии позднего периода творчества Толстого и христианской традиции отечественной культуры. Характер эстетического воздействия на читателя жизненных исканий героев, воплощенных Толстым в произведениях позднего периода творчества в свете аксиологии христианского искусства. Идея Воскресения в прозе JI.H. Толстого позднего периода.

Литература:

1. Барышников Е.П. Диалектика этического и художественного в прозе Л. Толстого. – Воронеж, 1980.

2. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно этические искания. – Л., 1981.

3. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. – М., 2003.

4. Зеньковский В.В. Л. Толстой как мыслитель // В.В. Зеньковский Русские мыслители и Европа. – М., 1997.

5. Зиневич Г.П. Человек изучает человека. – Киев, 1988.

6. Ищук Г.Н. Проблема читателя в творческом сознании Л.Н. Толстого. – Калинин, 1975.

7. Козлов Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. – М., 1985.

8. Моисеева Н.А. Русская философия. Толстой: учение о человеке, религии, обществе. – М., 2000.

9. Сушков Б. Пророк в своем отечестве. Пушкин. Гоголь. Толстой (О невостребованных идеях и идеалах русских гениев). – Ч. III. – Альтернативный Толстой. – Тула, 2003.

10. Сб. Философия ненасилия Л.Н. Толстого: точки зрения. – Екатеринбург, 2002.

11.ЧудаковА.П. Слово-вещь-мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. – М., 1992.

12. Шульц С.А. Историческая поэтика драматургии Л.Н. Толстого: (герменевтический аспект). – Ростов н/Д, 2002.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ А.П. ЧЕХОВА
План.
1. Образ «лишнего человека», героя-мечтателя в повести «Дуэль» (1891). Конфликт мечтательности и деятельности. Ницшеанские мотивы в повести. Повесть «Скучная история» (1889): трагедия отчаявшегося интеллекта.

2. Экзистенциальные категории художественной антропологии А.П. Чехова: скука, страх, отчаяние, смерть, любовь. Влияние философии Киркегора. Литературно-генетические связи Чехова и Киркегора. Экзистенциальная психология страха в произведениях Чехова. Страх как «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия» в философии Киркегора. Экзистенциалистская точка зрения Чехова на феномен смерти.

3. Герои А.П. Чехова на «стадиях жизненного пути». Опыт этической экзистенции в творчестве Чехова: повесть «Моя жизнь» (1896) в свете философской концепции Киркегора о стадиях жизненного пути. Существование в пространстве: экзистенциальный аспект образа провинциального города в повести Чехова «Моя жизнь». Существование во времени: особенности восприятия времени на стадиях жизненного пути (повесть «Моя жизнь»).

4. Ироническая драма «Иванов» (1887): герой на перепутье между эстетическим и этическим. Драма «Три сестры» (1900) как выражение экзистенциального мироощущения «бездомности».

5. Экзистенциальные смыслы в пьесе «Дядя Ваня» (1896). Почему «пропала жизнь» Войницкого? Причины кризиса доктора Астрова. В чем суть конфликта произведения и своеобразие чеховского конфликта в целом? Чего хотят герои Чехова и почему им не дано достичь желаемого? (художественные параллели с заветной мечтой «трех сестер» в пьесе с одноименным заглавием).

Литература:

1. Бердников Г.П. Драматургия Чехова. – М., 1971. Или: Он же. Избранные работы: В 2 тт. – Т. 2. – М., 1986.

2. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 1988.

3. Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. – Тверь, 2001.

4. Клейтон Д. Отсутствие веры (О психологическом строе, символике и поэтике пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехова) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. – М., 1995.

5. Кубасов А.В. Проза А.П. Чехова: искусство синтеза. – Екатеринбург, 1998.

6. Линков В.Я. Художественный мир прозы Чехова. – М., 1982.

7. Паперный З.С. А.П. Чехов-художник. – М., 1976.

8. Сендерович С. Чехов  с глазу на глаз: История одной одержимости А.П. Чехова. – СПб., 1994.

9. Собенников А.С. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова (Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой»). – Иркутск, 1989.

10. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.

11. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

12. Чудаков А.П. Мир Чехова. – М., 1986.

ОБЩИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

(магистранты-филологи 2 курс, 2022/2023 уч. год
1. Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры. – СПб., 1997.

2. Ахматова А.А. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2008.

3. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. – СПб., 2000.

4. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 1978.

5. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М. 1975.

6. Бахтин М.М. Проблемы методологии гуманитарного знания. Сб. статей. – Петрозаводск. 2000.

7. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – 1999.

8. Бем А.М. Исследования. Письма о литературе. Языки славянской культуры. – М., 2001.

9. Бердяев Н. О назначении человека. – М., 1993.

10. Бердяев Н. Русская идея. – М., 2004.

11. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. – М., 1993.

12. Библия и русская литература. – СПб., 1995.

13. Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М., 1996.

14. Бланшо М. Пространство литературы. – М., 2002.

15. Блум Х. Страх влияния. Теория поэзии. Карта перечитывания. – Екатеринбург, Изд. Уральского университета, 1998.

16. Велик А.А. Антропологические теории культур. – М., 1999.

17. Виноградов И.А. Гоголь – художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. – М., 2000.

18. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб., 1996.

19. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1977.

20.Гиренок Ф. Удовольствие мыслить иначе. – М., 2008.

21. Гоголь Н.В. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2004.

22. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ в. – Тверь, 2004.

23. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 2003.

24. Достоевский Ф. Дневник писателя. – М., 2007 .

25. Достоевский Ф.М. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2003.

26. Дунаев М.М. Православие и русская литература: в 6 ч. – М., 1995–1998.

27. Духовный потенциал русской классической литературы / Под ред. Аношкиной В.Н. – М., 2007.

28. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1992-2007.

29. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский. – М., 1999.

30. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.

31. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. – М., 2004.

32. Есенин С.А. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2011.

33. Зиммель Г. Философия культуры // Г. Зиммель. Избранное: в 2-х тт. М., 1996.

34. Зиневич Г.П. Человек изучает человека. – Киев, 1988.

35. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. – М., 2001.

36. Изер Вольфганг. Что такое литературная антропология? Различие между объяснительным и исследующим видами вымысла. – Логос, №2, 1999.

37. Кабанков Ю. Одухотворение текста. Литература в контексте религиозного сознания. – Владивосток, 2006.

38. Козолупенко Д.П. Миф на гранях культуры. – М., 2005.

39. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. – М., 2001.

40. Кондаков И.В Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. – СПб., 2004.

41. Кошемчук Т.А. Русская литература в православном контексте. – СПб., 2009.

42. Крутоус В.П. Родословная красоты: прекрасное и целесообразность. – М., 2003.

43. Крылов И.А. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2006.

44. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. – М., 2002.

45. Лермонтов М.Ю. и Православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2010.

46. Лихачев Д.С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. – М., 2006.

47. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. – М., 2002.

48. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

49. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

50. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

51. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. – СПб., 2005.

52. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. – М., 1999.

53. Морфология культуры. Структура и динамика / отв.ред. Орлова Э.А. – М., 1994.

54. Москвина P.P., Мокроусов Г.В. Человек как объект философии и литературы. – Иркутск, 1987.

55. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М., 1996.

56. Мэй Р. Мужество творить. Очерк психологии творчества. – Львов; М., 2001.

57. Одиноков Г.В. Русские писатели XIX века и духовная культура. – Новосибирск, 2003.

58. Платонов А.П. Сокровенный человек // Платонов А.П. Собр. соч. Т.1-2. М., 1998.

59. Подорого А.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Т. 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. – М., 2006.

60. Пушкин А.С. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2007.

61. Розанов В. Апокалипсис нашего времени. – М., 2001.

62. Розанов В. В мире неясного и нерешенного. – М., 1995.

63.Розанов В. Люди лунного света. – М., 1990.

64. Розанов В. Метафизика пола. – М., 2005.

65. Розанов В. Опавшие листья. – М., 2005.

66. Рубцов Н.М. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2009.

67. Русская антропологическая школа: Труды. Вып. 2. – М., 2004.

68. Савельева В.В. Художественная антропология. – Алматы, 1999.

69. Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. – Алматы, 1996.

70. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М.,1991.

71. Семичев Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. – М., 2001.

72. Православное учение о человеке. – М.-Клин, 2004;

73. Смирнова Е.Р., Шапкина Н.В. Человек в контексте культуры. – Саратов, 1997.

74. Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. – М., 1994.

75. Сорокин П.А. Человек, цивилизации, общество. – М., 1992.

76. Старобинский Ж. Поэзия и знание. История литературы и культуры. Языки славянской литературы. – Том 1-2, М., 2002.

77. Сохряков Ю.И. Русская цивилизация: Философия и литература / Отв. ред. О. Платонов. – М., 2010.

78. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 2002.

79. Тютчев Ф.И. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2005.

80. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М., 1990.

81. Удодов Б.Т. Пушкин: художественная антропология. – Воронеж, 1999.

82. Флоренский П. У водоразделов мысли. – М., 2004.

83. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых лет. – М. 2004.

84. Флоренский П. Философия культа. – М., 2004.

85. Франк С. Реальность и человек. – М., 1977.

86. Христианство и русская литература. – Сб. 1-6. – СПб., 1994-2010.

87. Художественная антропология русской литературы XIX-XX вв. // Антропоцентрическая парадигма в филологии: Материалы международной научной конференции. – Ставрополь, 2003. – ч.1. – Литературоведение.

88. Чаадаев П.Я. Сочинения. – М., 1989.

89. Человек и современный мир. – М., 2002.

90. Человек в зеркале наук: Труды методологического семинара «человек» / Под ред. А.О. Бороноева. – JI., 1991.

91. Человек: образ и сущность. Массовая культура. – М., 2000.

92. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

93. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. – М., 2007.

94. В. Шкловский. Тетива. О сходстве несходного. – М., 1970.

95. Шолохов М.А. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2013.

96. Шукшин В.М. и православие / Составитель В.А. Алексеев. – М., 2012.

97. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Сборник статей. – Л., 1969.

98. Это – человек. Антология. – М., 1995.

99. Эстетика, искусство, человек. – М., 2007.

100. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

101. Якимович А.К. Реализмы двадцатого века. – М., 2001.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

(магистранты-филологи 2 курс, 2022/2023 уч. год)


1. Антропология как наука. Понятие художественной антропологии, ее сущность.

2. Эволюция отечественной антропологической мысли и становление художественно-философской антропологии. Специфические особенности национальной художественной антропологии.

3. Русская религиозная антропология. Основные постулаты религиозной антропологии русских писателей.

4. Историко-культурная эпоха как континуум диалога художественных и философских систем. Литературное творчество как выражение философского мировоззрения писателя.

5. Антропологизм творческого мышления русских писателей. Человек как объект философского и художественного творчества.

6. Христианские корни философско-эстетической мысли русских романтиков. Христианский дух русской литературы: pro et contra. Христологический антропоцентризм.

7. Романтизм как мировоззрение в его оппозиции к рационализму и материализму века Просвещения. Антропологические поиски и смыслы русских романтиков.

8. Эволюция мировоззренческой системы романтизма: концепция личности и мира на раннем и позднем этапах развития романтизма.

9. Антропологические идеи и смыслы славянофилов и западников.

10. Христианская духовность в художественной антропологии А.С. Пушкина.

11. Диалектика мужского и женского начал в творчестве Пушкина. Коллизия единства и борьбы противоположностей (автобиографический и художественный аспект).

12. Философия и историософия в творчестве А.С. Пушкина: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник».

13. Философская проблематика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Проблема времени, судьбы, человека и обстоятельств.

14. Художественная модель мира М.Ю. Лермонтова как результат творческого восприятия бытия в его исторических, социальных, психологических и собственно культурных проявлениях.

15. Религиозная натурфилософия М.Ю. Лермонтова как форма самопознания. Проблема уединенного и конвергентного сознания.

16. Историософия М.Ю. Лермонтова: вселенское и национальное. Художественная историософия М.Ю. Лермонтова как форма представлений поэта о развитии общества.

17. Проблема человека в творческом сознании Н.В. Гоголя: соотношение социального, эстетического и христианского гуманизма.

18. Имманентное и онтологическое зло, бинарные оппозиции «Бог-черт», «добро-зло», «свет-тьма», «жизнь-смерть» в художественной антропологии Н.В. Гоголя.

19. Духовные искания Н. Гоголя как разновидность философского самопознания. Философско-антропологические интенции творчества писателя. Принцип теоцентризма в художественной антропологии Н. Гоголя.

20. Человек и мировое целое в творчестве И.С. Тургенева. Тема человеческого ничтожества и «гуманистический пессимизм» писателя.

21. Концепция свободы и необходимости Тургенева-художника в историко-философском контексте. Проблема внутренней духовной свободы человека как проявление осознанной необходимости.

22. Проблема смысла жизни в художественно-философской интерпретации И.С. Тургенева. Философия любви как часть натурфилософии И.С. Тургенева.

23. Христологические, тринитарные догматы как основа историософских идей Ф.М. Достоевского и религиозно-антропологический идеал писателя.

24. Ницшеанская рецепция Ф.М. Достоевского. Проблема свободы, своеволия и «преступления по совести». Нереальность героев Достоевского как «обычных» людей и метафизическая реальность их духовных конфликтов.

25. Любовь как условие позитивной свободы для героев Ф.М. Достоевского. Молитва как путь к духовной свободе героев Ф.М. Достоевского.

26. Философия истории Л.Н. Толстого. Представления Толстого о движущих факторах истории, о человеке как субъекте исторического процесса.

27. Философско-религиозная доктрина Л.Н. Толстого и ее отражение в позднем творчестве писателя. Концепция человека в творчестве позднего JI.H. Толстого: духовный смысл и христианский компонент, художественно-философские и религиозные составляющие творческих исканий Л. Толстого.

28. Амбивалентность творческой личности Л.Н. Толстого как проявление одновременного наличия христианской и антихристианской тенденций при осмыслении писателем феномена праведничества в контексте антиномии духовного и плотского.

29. Экзистенциальные категории художественной антропологии А.П. Чехова: скука, страх, отчаяние, смерть, любовь. Влияние философии Киркегора. Литературно-генетические связи Чехова и Киркегора.

30. Философское осмысление жизни и стремление к воссозданию ее в многоцветности, многоплановости, переплетении добра и зла. Отказ от прямых оценок. Экзистенциалистская точка зрения А.П. Чехова на феномен смерти.


написать администратору сайта