Главная страница
Навигация по странице:

  • Мадияр Бейбарыс ТЭ-20-3р

  • икт презентация. Мадияр Бейбарыс ТЭ-20-3р. Занятие 2. Деятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения


    Скачать 59.6 Kb.
    НазваниеЗанятие 2. Деятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения
    Анкорикт презентация
    Дата23.11.2020
    Размер59.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМадияр Бейбарыс ТЭ-20-3р.docx
    ТипЗанятие
    #152926

    Семинарское занятие №2. Деятельность национальной интеллигенции и формирование идеологии освободительного движения



    Основы мировоззрения традиционного казахского общества закладывались в устном народном творчестве и наследии мыслителей времён Казахского ханства (от Асана Кайгы до Бухара-жырау). Во второй половине XIX века происходило концентрированное выражение традиционных взглядов на различные стороны общественной жизни и переосмысление их с учётом нового времени. Этому способствовали труды Абая Кунанбаева и других казахских просветителей времён Российской империи, а также деятельность джадидистского движения.

    В число наиболее образованных слоёв Казахского ханства входили жырау, бии, представители исламского духовенства. Однако до XIX века образование можно было получить только в медресе, которые в основном готовили религиозных служителей. В таких учебных заведениях наряду с основами ислама преподавали философию, астрономию, историю, языки, медицину, математику. Срок обучения составлял 3—4 года. Некоторые религиозные деятели получали дополнительное образование в Бухаре, Стамбуле и других крупных городах мусульманского мира.

    Первые светские школы на территориях проживания казахского населения открываются только с началом присоединения к Российской империи. В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа, в 1789 году — правительственная школа в Оренбурге. В XIX веке они были преобразованы в Омское войсковое казачье училище (ныне Омский кадетский корпус) и Оренбургский Неплюевский кадетский корпус соответственно. В 1841 году в Букеевской Орде была открыта школа Жангира — первая казахская школа. В ней преподавались русский и восточные языки, математика, география, основы ислама. В конце XIX века в Туркестанском крае была создана сеть «русско-туземных школ» — школ начального образования, созданных русской администрацией для подготовки чиновников нижнего звена. Выпускниками светских школ были такие известные деятели казахской культуры, как Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Мухаммед-Салих Бабаджанов, Шакарим Кудайбердиев и многие другие. Они выступали сторонниками просвещения и обновления казахского общества, резко критиковали отсталость патриархально-феодальных общественных устоев и заявляли о необходимости политических перемен в Российской империи и в Туркестанском крае в частности, внедряя передовые идеи в казахское общество посредством своего творчества и общественной деятельности.

    Во второй половине XIX века появляются казахские печатные издания. Казахские книги издавались в Санкт-Петербурге, Казани, Оренбурге, Ташкенте, Семипалатинске. Первой казахской газетой стало приложение «Түркістан уәлаятының газеті» к газете «Туркестанские ведомости», увидевшее свет 28 марта 1870 года. В 1911 году было организовано издание первого казахского журнала «Айкап», в 1913 году — газеты «Казах». На страницах этих периодических изданий освещались различные стороны жизни казахского общества.

    При этом даже в начале XX века в казахской общественной мысли казахи и киргизы порой представлялись единым народом. Например, значимая теоретическая работа казахского общественного деятеля Алихана Букейханова носила название «Киргизы»



    Алихан Букейханов

    В начале XX века формируется новое поколение казахской интеллигенции. Его составили Алихан Букейханов, Бахытжан Каратаев, Ахмет Байтурсынов и многие другие; в будущем — основатели казахской национальной партии «Алаш». Участники нового общественного движения декларировали опору своих взглядов на передовые демократические идеи мировой общественной мысли и духовное наследие Абая. В октябре 1905 года в Уральске они провели съезд делегатов пяти казахских областей Туркестанского края, который поставил на повестку дня вопрос о создании партии, защищающей национальные интересы казахского народа. В основу программы создающейся партии была положена программа кадетской партии. На съезде выдвигались следующие требования к российскому правительству: о признании земли собственностью местного населения, о прекращении переселения крестьян из других областей Российской империи, о равенстве казахского языка с другими языками, о повсеместном открытии национальных школ и строительстве мечетей, о расширении свободы вероисповедания и т. д.

    Авторитет и влияние казахской интеллигенции стали заметными и в Российской империи в целом. Казахские депутаты избирались в состав Государственной думы, где входили в кадетскую и мусульманскую фракции. В I Думе было 4 депутата из их числа, во II Думе — 5 депутатов.

    В то же время в Казахстане формировалось общественное движение левой направленности, консолидирующееся вокруг местных комитетов РСДРП. Его участники также утверждали, что опираются не только на опыт русской и зарубежной революционно-демократической мысли, но и на наследие Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева. Одним из первых видных представителей казахской интеллигенции, поддержавшим курс РСДРП, стал Алиби Джангильдин. В предреволюционные годы к нему присоединились такие будущие известные деятели советского Туркестана, как Турар Рыскулов, Назир Тюрякулов и Сакен Сейфуллин.

    По неполным данным, до Октябрьской революции в Казахстане было около 3 тысяч учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 медицинских работника среднего звена. В годы Гражданской войны их число значительно сократилось. Например, в 1919 году в Казахстане насчитывалось всего 33 врача и несколько ротных фельдшеров.

    В 1917—1918 годах из местных казахских партий наибольшим влиянием среди казахов пользовались следующие:

    • «Алаш» — партия национально-либеральной ориентации, по программе близкая к кадетской партии. Вскоре после Октябрьской революции объявила Алашскую автономию — недолго существовавшее на территории Казахстана несоветское государственное образование. Во время Октябрьской революции и после начала Гражданской войны представители национально-либеральной казахской интеллигенции поддерживали Алашскую автономию и находились в оппозиции к власти большевиков. Однако после амнистии, объявленной ВЦИК 4 апреля 1919 года, члены партии «Алаш» и правительства Алаш-Орды переходят на сторону Советской власти.

    • «Уш-Жуз» — пантюркистская[10] партия социалистического толка, основанная в конце 1917 года Колбаем Тогусовым и Муканом Айтпеновым. «Уж-Жуз» ориентировалась на казахское население, недовольное программой партии «Алаш», и выступала против отделения от России. Её костяк составляли представители как демократически настроенной интеллигенции, так и рабочего класса. С 1918 года партия активно сотрудничала с РКП (б) и вела борьбу с алаш-ординцами, несмотря на периодически возникающие трения с большевиками. После установления Советской власти участники «Уш жуз» перешли в партию большевиков.

    Конфликты между бывшими деятелями Алаш-Орды и партии «Уш-Жуз» продолжались и после вступления обеих фракций в ряды большевиков.



    Алиби Джангильдин

    Советская власть с первых лет начала интенсивное развитие культуры Казахстана, в том числе и национальной. Была проведена успешная кампания по ликвидации неграмотности. В 1921 году для казахских школ издаются первые советские учебники на родном языке, в создании которых участвовали Алихан Букейханов, Алимхан Ермеков, Магжан Жумабаев, Жусипбек Аймаутов, Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин и другие известные представители национальной интеллигенции. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке стал Каныш Сатпаев, географии — Алихан Букейханов, истории Казахстана — профессор Санжар Асфендияров.

    За развитие национального образования в начале 1920-х годов отвечала Казахско-киргизская комиссия по образованию при Народном комиссариате народного образования Туркестанской АССР, организованная в начале 1921 года в Ташкенте. Первым её председателем стал Иса Токтыбаев, которого осенью 1922 года сменил Халел Досмухамедов, бывший деятель Алашской автономии. Основной целью комиссии был выпуск научной и художественной литературы для национальных школ. Под её эгидой издавались учебники, авторские и фольклорные произведения и даже переводы европейских авторов на казахский язык.

    К 1932 году, за 15 первых лет Советской власти, в Казахстане была создана система высших учебных заведений, открыто отделение Академии наук СССР (в 1946 году преобразовано в АН Казахской ССР), 12 научно-исследовательских институтов и большое количество иных наукоёмких учреждений. Значительный вклад в создание казахстанской высшей школы внесли Санджар Асфендияров, Темирбек Жургенов, Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов, Мухтар Ауэзов, Кудайберген Жубанов и другие казахские деятели науки и культуры[14].

    В 1926 году в Кзыл-Орде на базе любительского театра Оренбургского казахского института народного образования открылся первый профессиональный казахский театр. У его истоков стояли Мухтар Ауэзов, Жумат Шанин, Сералы Кожамкулов, Калибек Куанышпаев, Курманбек Джандарбеков и другие казахские драматурги, режиссёры и актёры. Основоположником казахской национальной школы живописи стал Абылхан Кастеев, в дальнейшем народный художник Казахской ССР.
    Мадияр Бейбарыс

    ТЭ-20-3р


    написать администратору сайта