ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Занятие 2 к теме 17 Проза Лермонтова Герой нашего времени
Скачать 22.01 Kb.
|
Практическое занятие 2 к теме 17 «Проза Лермонтова («Герой нашего времени»). Особенности композиции, система персонажей, женские образы» Аннотация: занятие посвящено изучению композиционных особенностей романа, проблемы героя времени, анализ системы художественных образов. План: 1. Композиционные особенности романа «Герой нашего времени». 2. Образ Печорина в повести Бэла. 3. Женские образы в романе. 4. Новый тип героя в русской прозе. Задание 1. Прочитайте предисловие к роману и ответьте на вопросы. 1. Кто такой «герой нашего времени»? 2. Каковы творческие принципы в изображении героя? 3.Почему «Герой нашего времени» можно назвать социальнопсихологическим романом? Пример рассуждения: «Герой нашего времени» – это новый этап в развитии русского романа, отличающегося многообразием проблематики – социально-исторической, психологической и нравственно-философской. Разрабатывая концепцию человека, М.Ю. Лермонтов впервые синтезирует особенности «субъективного» и «объективного» романа. Центральной становится проблема личности, состоящей «из пороков …всего поколения, в полном их развитии». События основываются на реально-историческом контексте, но проектируются на внутренний мир героя. Двусторонний подход к проблеме заключается в том, что личность, с одной стороны, обусловлена социальноисторическими обстоятельствами, с другой, – противостоит им. Задание 2. Проанализируйте особенности композиции романа. Ответьте на вопросы: 1. Почему сюжет и фабула не совпадают? Восстановите сюжетный и фабульный порядок следования частей. 2. Как композиция помогает раскрыть образ героя? 3. Чем объясняется отсутствие единого сюжета? 4. С какой целью в романе дается несколько рассказчиков? Пример рассуждения: Роман разделен на две части: объективное повествование «извне» («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина») и субъективно-исповедальное самораскрытие («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»). Каждая повесть что-то приоткрывает в Печорине, но не открывает его в целом. Нарушение хронологии частей и наличие нескольких рассказчиков дает М.Ю. Лермонтову возможность обрисовать Печорина максимально полно с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, с разных точек зрения. Характер Печорина уже сложился, поэтому не требуется последовательного жизнеописания, а отдельные кульминационные моменты позволяют лучше раскрыть внутренний мир героя, его собственные переживания, мотивы его поведения. Задание 3. Проанализируйте повесть «Бэла». Ответьте на вопросы: 1. Какова особенность построения повести? Почему автор выбрал такое построение (обратите внимание, что центральный рассказ вставлен в повествование о встрече автора с Максимом Максимычем и путешествии по Военно-Грузинской дороге)? 2. Как Максим Максимыч характеризует Печорина? 3. Охарактеризуйте Максима Максимыча. 4. Как раскрывается Печорин в истории с Бэлой? Пример рассуждения: В повести «Бэла», следуя традициям романтизма, М.Ю. Лермонтов помещает героя в «естественную» среду горских народов. Человек «цивилизации» становится ближе к природе, на первый взгляд, весьма успешно: Печорин, по традиции горцев, похищает Бэлу и какое-то время они счастливы. Однако трагический финал неизбежен (см. слова Печорина «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…»). В повести «Бэла» главный герой дается через призму восприятия Максима Максимыча. Человек другого поколения и воспитания, добрый и отзывчивый, он не способен понять и принять Печорина. В истории с Бэлой Печорин не вызывает у читателя симпатии, герой эгоистичен и не способен к глубокому чувству. Смерть Бэлы – это повод для Печорина убедиться, что в погоне за личным счастьем он губит чужое. Задание 4. Проанализируйте женские образы образов в романе: Бэла, Ундина, Вера, княжна Мери. Ответьте на вопросы: 1. Найдите в тексте описание Бэлы, Ундины, Верны, княжны Мери. Что можно сказать об этих женщинах (об их внешности, характере, о принадлежности к среде, об отношении к Печорину)? 2. Чем Бэла привлекла Печорина? Почему он разлюбил ее? 3. Какова композиционная роль образа Ундины? 4. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? 5. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру (обратите внимание на дневниковые записи от 16 и 23 мая)? Прочитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Как образ Веры помогает понять характер Печорина? Пример рассуждения: М.Ю. Лермонтов создал несколько женских образов в романе – представительниц «разных миров». Бэла относится к среде «естественных людей», «детей природы». Ундина – это романтический образ, символизирующий беззаконие и вольность. Княжна Мери и Вера имеют одинаковый с Печориным социальный статус. Каждый женский образ иллюстрируют определенную черту в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию. Задание 5. Охарактеризуйте образ Печорина. Ответьте на вопросы: 1. Каким герой предстает в повести «Максим Максимыч»? Обратите внимание на эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча. Как Лермонтов передает их психологическое состояние? 2. Какие черты человеческой натуры проявились в Печорине в повести «Тамань»? Что привлекает Печорина в контрабандистах? Почему? 3. Охарактеризуйте светское общество («водяное общество») и отношение к нему Печорина в «Княжне Мери». Что можно сказать о благородстве и низости характеров в сцене дуэли Печорина и Грушницкого? 4. Какое отношение к предопределенности в судьбе у Печорина в «Фаталисте»? Ищет ли смерти Печорин? 5. Подведите итоги в характеристике образа Печорина. Пример рассуждения: Образ Печорина является одним из главных художественных открытий М.Ю. Лермонтова. Реалистически показывая огромное влияние среды и обстоятельств на формирование характера, писатель в образе главного персонажа сосредоточивает внимание на противостоянии героя этим обстоятельствам. Поэтому важен не столько сам процесс формирования, сколько конечный итог суверенного развития личности и результат ее схватки с судьбой. М.Ю. Лермонтов создал героя, который задается вопросами человеческого бытия: о цели и смысли жизни, о назначении человека (см. размышления Печорина в ночь перед дуэлью с Грушницким). Трагизм Печорина заключается в том, что он так и не нашел главной цели в жизни. |