практическое задание №3. Занятие 3 Обучающийся Ершова Алина Александровна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна
Скачать 109 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Русский язык Практическое занятие № 3 Выполнил: Обучающийся Ершова Алина Александровна Преподаватель: Черненко Наталья Михайловна Практическое занятие №3 Цель занятия: закрепление знаний о стилистических средствах и приемах, совершенствование навыков использования в речи изобразительно- выразительных средств. Задание 1. В пустую строку впишите название синтаксического приема, который: 1) придает динамичность, интонацию живой разговорной речи: Офицер — из пистолета, Тёркин.— в мягкое штыком... (Твардовский); Ответ :стилистическую фигуру эллипсис, 2) использован для изображения лирических переживаний: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (Блок); Ответ :Это эпифора 3) использован для усиления смыслового оттенка высказывания: Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький); Ответ : Это парцелляция 4) подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц). Ответ: Это градация 5) использован для усиления выразительности речи: Мы любим все — и жар холодных числ... (Блок); Ответ:Это оксюморон Задание 2. Перечислите все использованные в нижеприведенном отрывке стихотворения художественные средства (тропы и стилистические фигуры): У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звенят. (Цветаева). Ответ : Предложения содержат эллипсис, параллелизм конструкций, повторы, которые призваны не только акцентировать внимание на какой-либо мысли, но и задавать определенный музыкальный ритм всему произведению. Задание 3. В пустую строку впишите троп, который использован: 1) для создания образного представления о малой родине в стихотворении: «О красном вечере задумалась дорога…»: Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. (С.Есенин) Это олицетворение 2) в прозаической строке: Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов) Это сравнение 3) для передачи лирического переживания в строчках: Только слышно — на улице где-то Одинокая бродит гармонь. (Исаковский) Это метонимия 4) для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»: Желудок в панаме! Тебя ль заразят Величием смерти для новой эры?! (Маяковский) Это метонимия 5) для создания неожиданного, запоминающегося образа в строке: Стекло стрекоз сновало по щекам. (Пастернак) Это метафора Задание 4. Соотнесите вид эпитета и размещенный во второй колонке пример из русской поэзии:
Задание 5 Изучите текст. Найдите в тексте 10 изобразительно-выразительных средств (лексических, фонетических, синтаксических), к каждому из них приведите по 1-2 примера. "Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. Лесное озеро из густо-синего моментально может преобразиться в серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному ветерку. Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления ветра. Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод. Бесчисленная смена состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков, а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно безветренную нехолодную ночь. Вспомним короткие, почти чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и постройки. Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! У человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых состояний закатного или утреннего неба. Сказать, что заря алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы между зарёй и небом не существует. А каким цветом назовёшь ярко слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно плавящийся под прямыми лучами? Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. Такое предвесеннее состояние ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма." 1) Эпитеты: алая (багровая, лиловая) заря, легкий ветерок, ржаное поле, солнечное утро, с сизоватой ольхой, ясная сосновая зелень, дымчато-сиреневые дали 2) Сравнение: наст серебристый, словно плавящий под прямыми лугами, шуточный ветерок; 3) Оксюморон: морозное солнце 4) Метафора: пейзажные настроения, умиротворенная тишина, речное лоно, древесная плоть, считанные секунды, запах снега, время дня, время ночи, красота мест. 5) Олицетворение: стоит подуть ветерку, солнце рождает, заря меняет 6) Антонимы: новолуние-полнолуние, тепло-холод, белые поля-черные леса Фонетические , с запахами снега, древесной плоти, сена, печного дыма." Пермь - 2020 |