|
Культурология. Практическое занятие 3. Занятие 3 Обучающийся Лебедев Евгений Алексеевич Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Дисциплина:
Культурология
Практическое занятие №3
Выполнил:
Обучающийся Лебедев Евгений Алексеевич
Преподаватель:
Чепрунова Дарья Владимировна
Практическое занятие №3
Цель занятия: формирование умения применять знания особенностей периода культуры Просвещения при решении практических задач. Задание 1. Составьте описательную таблицу «Выдающиеся представители эпохи Просвещения»
Выдающиеся представители эпохи Просвещения
| Период творчества
| Достижения
| Джон Локк
| XVII – начало XVIII века
| сторонник парламентской монархии;
обосновал естественные неотъемлемые права человека;
один из авторов «теории общественного договора»;
предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
| Томас Гоббс
| XVII век
| развил теорию общественного договора;
до образования государства было так называемое «естественное состояние», которое характеризовал как война «всех против всех»;
это состояние не могло продолжаться долго, поэтому люди заключили общественный договор;
суть общественного договора в том, что заключив его, человек отказывался от части своей свободы в обмен на защиту государства
| Адам Смит
| XVIII век
| считал, что человек является основой всего общества и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде;
для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности;
рыночное хозяйство – основа свободы и независимости человека;
полная свобода конкуренции;
свободная торговля;
упразднение ремесленных цехов и купеческих гильдий;
реформа налогообложения.
| Франсуа Мари Аруэ (Вольтер)
| XVIII век
| сторонник неравенства.
Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто «ничего не имея», «обязан на них работать»;
сторонник просвещенной монархии, опирающейся на образованную часть общества, на интеллигенцию, на философов;
выступал против религиозного фанатизма и главенства церкви над государством и обществом.
| Шарль Луи Монтескьё
| XVIII век
| противник деспотизма, защитник личной свободы и частной собственности;
свобода – право делать то, что дозволено законом;
разработал учение о разделении властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную;
сторонник конституционной монархии.
| Жан Жак Руссо
| XVIII век
| источник всех бедствий – частная собственность;
народ-источник власти;
идеал государства – демократическая республика мелких собственников;
идея уравнения крайности богатства и бедности;
один из авторов теории общественного договора
|
| XVIII век
| неотчуждаемость прав личности;
необходимость народного представительства;
равенство всех перед законом;
отмена абсолютной монархии;
свобода предпринимательства;
противник католической церкви и религии
| Иоганн Вольфган фон Гёте
| XVIII век
| отрицательно относился к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке;
считал народ носителем национальной культуры, и прежде всего родного языка;
требовал от литературы изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом.
| Томас Джефферсон
| XVIII век
| все люди равны;
неотъемлемыми правами каждого является «жизнь, свобода и стремление к счастью»;
отрицание феодализма и феодальных порядков;
вместо власти королей – власть народа;
вместо сословных привилегий – равенство в правах;
вместо монархии – республика
| Бенджамин Франклин
| XVIII век
| отстаивал концепцию естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу и собственность;
полагал, что основой государства является общественный договор;
выделил тринадцать добродетелей, к которым должна стремиться личность: воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость.
| Н.И. Новиков
| XVIII век
| Проводил мысль о несправедливости крепостного права;
протестовал против злоупотреблений помещичьей властью;
бичевал неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, например, против придворных.
| А.Н. Радищев
| XVIII век
| Показал ужасное положение крестьян в крепостнической России, был сторонником отмены крепостного права.
| Задание 2. Напишите ответы на следующие задания:
Каковы предпосылки и основные особенности эпохи Просвещения?
Эпоха Просвещения имела несколько главные черт: возобладание идеи равенства всех людей перед законом и людьми; идея свободы (слова, совести, печати); победа разума над чувствами; исторический оптимизм. Просветители считали, что достижение идеального общества возможно только через освобождение человека от религиозных и сословных предрассудков из-за распространения образования и науки.
Прокомментируйте основные положения «теории естественного права».
Главные идеи теории естественного права: Разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного. Право по существу отождествляется с моралью.
Охарактеризуйте произошедшие в эпоху Просвещения изменения в системе ценностей.
Эпоха Просвещения имела несколько главные черт: возобладание идеи равенства всех людей перед законом и людьми; идея свободы (слова, совести, печати); победа разума над чувствами; исторический оптимизм. Просветители считали, что достижение идеального общества возможно только через освобождение человека от религиозных и сословных предрассудков из-за распространения образования и науки.
Каковы положения эстетики классицизма XVII в.?
Основные принципы классицизма: логичность формы, гармоническое единство созданных в искусстве образов, идеал прекрасной, облагороженной природы, утверждение идеи государственности, идеального героя, решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу долга.
|
|
|