Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Сказка. Определение жанра и его разновидностей. Происхождение сказок о животных. Сказка

  • классификацию видов сказок

  • 4. Каков метод изображения героев в сказках и животных: стремление к реалистической правдивости или аллегории Место и функция фантастического в изображении героев.

  • 5. Известные русские сказочники.

  • 6.

  • УНТ сказки о животных. Семинар №5. Сказки о животных.. Занятие 5 сказки о животных


    Скачать 49 Kb.
    НазваниеЗанятие 5 сказки о животных
    АнкорУНТ сказки о животных
    Дата23.02.2023
    Размер49 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСеминар №5. Сказки о животных..doc
    ТипЗанятие
    #951928

    Хоршевой Е.А., ФЛб-201

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

    СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ.
    1. Наиболее значительные сборники народных сказок. Принцип расположения материала и его научное значение. Научный аппарат сборника. Содержание примечаний.
    1. А.Н. Афанасьев – «Народные русские сказки»

    2. П.П. Бажов – «Уральские сказы»

    3. И.П. Сахаров - «Русские народные сказки»
    Сказки о животных А.Н. Афанасьев подразделяет на следующие тематические группы: о диких животных, о диких и домашних, о домашних, о человеке и диких животных.

    Истоки вымысла обусловлены древнейшими взглядами человека, наделявшими животное разумом. Следствием этого является поведение животных в сказках, аналогичное человеческому.

    Вот как определяются поэтические принципы расположения сказок о животных:

    1. Вымысел    в    них    возникает    в    результате    соединения противоречий:  человеческого мира и животного мира – водном пространстве, в одной сфере. Возникает особый, гротескный мир смешанных реальных представлений, в котором невероятное должно восприниматься как вероятное.

    2. Нет идеализированного героя. Ум противопоставляется грубой силе и побеждает, но единого носителя этого качества нет.

    3. Не все сказки о животных заканчиваются благополучно, но несмотря на это, трагедийное звучание отсутствует.

    4. Сказки о животных обладают потенциальной иносказательной возможностью, в них легко угадываются человеческие бытовые ситуации.

    5. Сюжет в сказках о животных несложен. Событий в них мало. Чащевсегоразрабатываетсямотиввстречи. Продолжительность действия обозначается системой повторов. Сказка может состоять из одного эпизода, из нескольких эпизодов, из цепочки эпизодов, в которых повторяется один момент. В композиционном плане можно различать сказки односюжетные, многосюжетные и построенные по принципу цепочки, с повторением всех эпизодов – кумулятивные.

    6. Наиболее распространенная форма сказок о животных -повествовательно-диалогическая.

    7. Дидактический, назидательный план сказки очень ясен. В конце сказки всегда подводится итог, выраженный или пословицей, или обобщающей фразой.

    8. В сказках о животных в процессе повествования используются традиционные сказочные формулы, реже - в начале и середине сказки, чаще - в конце.
    2. Сказка. Определение жанра и его разновидностей. Происхождение сказок о животных.
    Сказка –  повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. «Стану сказывать я сказки Лермонтов. «Не за былью и сказка гоняется.» (посл.) «Сказка - складка, песня - быль.» (посл.).

    Литературное произведение того же характера. Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена.

    В.Я. Пропп следующую классификацию видов сказок:

    1. Сказки о животных;

    2. Волшебные сказки;

    3. Бытовые сказки;

    4. Кумулятивные сказки;

    5. Небылицы;

    6. Докучные сказки.
    Смысл высказываний Якоба Гримма о начальных формах народного художественного творчества сводится к следующему. Поэзия не довольствовалась изображением судеб, деяний и мыслей людей: она захотела также овладеть и скрытой жизнью животных. Жи­вотные двигаются, кричат на разные голоса, по-разному пережи­вают боль, страсти. По Гримму, человек невольно перенес на животных свои свойства. Наивная первобытная фантазия стерла границы, отделяющие мир людей от мира животных. Человек не делал различия между собою и животными. Анимистические воз­зрения первобытных людей, по мнению Гримма, и создали воз­можность появления животного эпоса. При разложении этого эпоса выделилась сказка о животных и басня. Возникшие в пору рождения поэзии, и сказка и басня восприняли из воззрений первобытных охотников и пастухов твер­дую уверенность в способности зверей говорить, думать, но ото­двинули все события, происходившие в мире животных, далеко в глубь истории — к поре, «когда звери еще говорили».

    3. Сатира и юмор в сказках “Кот на воеводстве”, “Мужик и медведь”, “Лиса-исповедница” и др. Поэтика и стиль: композиция, кумулятивность, повторяемость сюжетных ситуаций, ирония, диалог, игровые припевы. Зачины и концовки сказок: в чем их специфика и соответствие идее.
    Сказка «Кот на воеводстве» пронизана сатирой и юмором. Кот, наиболее слабое домашнее животное, в отличие от волка и медведя, держит весь лес в страхе сам того не зная. Ведь набрасывается на волка он лишь потому, что думал, что в кустах находится мышь, а испугал медведя, запрыгнув на сосну, потому что сам испугался волка. Не зная друг друга, они вызывают взаимный страх, что высмеивается автором, и лишь лиса-подстрекательница, зная обо всём, наблюдает за этим с довольным видом.

    Композиция простая, как и во всех эпических произведениях: есть экспозиция (небольшое предисловие о том, как кот оказался в лесу), завязка (лиса становится женой кота и запугивает лесных обитателей), кульминация (кот случайно пугает волка и медведя, высшая точка напряжения в сказке), развязка (слова лисы: «Вот он вам задаст! Погодите!».

    Сказку «Кот на воеводстве» можно назвать кумулятивной сказкой. Здесь происходит нарастание, накал повествования за счёт нагромождения слов, подобные сказки также называют формульными. Например, когда кот ест баранину, мурлычет, затем резко набрасывается на волка, пугается, взбирается на сосну, пугает медведя. Тут сюжет развивается быстро, резко.

    Как и любая другая сказка, эта не обходится без повторяемости сюжетных ситуация, я бы даже сказала рефренов. С одними и теми же словами лиса подходит и к волку, и к медведю: ««Пусти, дурак! Что заигрываешь? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена», «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест!». Возможно, где-то мы можем заметить расхождения, например, у одного она требует баранины, у другого – быка, но смысл повторяется.

    Думаю, что в приведённой сказке нет иронии, она наполнена сатирой, автор высмеивает человеческие порки трусости, услужливости, присмыкания перед лицом выше поставленным, хотя ничего стоящего из себя не представляющего.
    4. Каков метод изображения героев в сказках и животных: стремление к реалистической правдивости или аллегории? Место и функция фантастического в изображении героев.
    В сказках о животных в изображении героев наиболее присущ метод аллегории.

    Фантастика позволяет выявить в исследуемом явлении его главные черты, причем в максимально заостренной форме, показать, что будет представлять из себя явление в полном своем развитии.

    На основе тех или иных черт и черточек сегодняшнего дня, которые пока малозаметны или же им не придается серьезного внимания, писатель строит фантастический образ будущего, заставляя читателя представить себе, что будет, если ростки сегодняшних тенденций в жизни человека, общества, человечества разовьются через некоторое время и проявят все свои потенции. Выражение разных видов и оттенков комического – юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика – это и есть несоответствие изображенного в произведении мира миру реальному, а очень часто – и несообразность, нелепость.
    5. Известные русские сказочники.
    1. А.С. Пушкин.

    2. П.П. Бажов.

    3. А.Н. Толстой.

    4. А.Н. Афанасьев.

    5. М.Е. Салтыков-Щедрин.

    6. К.Д. Ушинский.


    7. И.П. Сахаров


    написать администратору сайта