Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирующиеся

  • Продолжительность

  • Комплект

  • СЦЕНАРИЙ

  • Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию.

  • Детство казачонка до 7 лет

  • «Казаков много не бывает, но мало не покажется!» ( Инсценировка "Проводы казака в армию")

  • Бабка

  • Казачка

  • Практическая работа 4. Практическая работа №4. Занятие для обучающихся 89 классов по теме отчество от слова "отец"


    Скачать 123.47 Kb.
    НазваниеЗанятие для обучающихся 89 классов по теме отчество от слова "отец"
    АнкорПрактическая работа 4
    Дата09.11.2022
    Размер123.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа №4.docx
    ТипЗанятие
    #779939


    Практическая работа к разделу 2.4 «Семья: традиции»

    ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

    для обучающихся 8-9 классов по теме

    «ОТЧЕСТВО ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»
    Цель занятия: развитие у школьников ценностного отношения к роли отца в семье на основе анализа и осмысления образов отца, представленных в литературных произведениях отечественных писателей.

    Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.

    Продолжительность занятия: 30 минут.

    Рекомендуемая форма занятия: занятие-беседа. Занятие ориентировано на учащихся 8-9 классов. Предполагает возможность ознакомления школьников с видео и текстовой информацией; включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией.

    Комплект материалов:

    сценарий,

    методические рекомендации,

    комплект интерактивных заданий,

    видеоролик,

    презентационные материалы,

    карточки для каждого учащегося для выполнения творческого задания.

    СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
    Часть 1. Мотивационная (5 минут).
    Вводноесловоучителя.

    Здравствуйте, ребята! Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников – День отца.

    Демонстрация видео (дикторский текст).

    Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина День отца признается официальным праздником в России с 2021 года и отмечается в третье воскресенье октября. День отца ежегодный праздник, который отмечается во многих странах мира. Празднику всего один год. Но история его возникновения уходит в далекое прошлое нашего государства, становится культурным достоянием современной семьи и ее традиций. В сознании наших предков понятие отца связывалось с понятием рода. Что превращало род в семью? Внутренняя согласованность, единение –то, что называется «семейный лад». Порядок семейной жизни домостроительство определяла сильная «единодержавная» власть главы дома. В памятнике русской литературы и культуры XVI века «Домострой» такой статус отца объясняется его обязанностью «обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно». Отец был призван нести за всех членов семьи великую нравственную ответственность.
    Беседа. Постановкапроблемнойситуации,например:

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    Предъявление первого факта

    Ребята, памятник русской литературы XVI века

    «Домострой», о котором говорилось в видеосюжете, дает характеристику отца как главы рода в связи с историческими событиями, когда в это время на Руси формировалось единое национальное государство. России были всегда нужны крепкие духом воспитанные люди. Великий российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин говорил: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы».

    В связи с этим встает вопрос, можно ли говорить, что в этой книге представлен исторический образ отца? Или его исторический портрет?

    А что это за образ? Что его характеризует?



    Да, возможно.
    Это образ отца как главы семьи, который, управляя домашним хозяйством, несет ответственность за стабильное

    (экономическое, нравственное)

    существование семьи

    Предъявление второго факта

    А возможно ли говорить о литературном образе отца? Его

    литературном портрете?

    Да, возможно

    (проблемная ситуация)

    Анализ

    Учитель

    Ученики

    Побуждение к осознанию

    На доске записаны строки из стихотворения русского поэта, драматурга Александра Александровича

    Солодовникова (1893-1974)

    «Дорожу я воспоминанием, как отец меня плавать учил».

    Дорожу я воспоминаньем, Как отец меня плавать учил.

    Покидал средь реки на купаньи,

    Но рядом со мною плыл. И когда я в испуге и муке Задыхался и шел ко дну, Отцовские сильные руки

    Поднимали меня в вышину.

    Что интересного вы заметили? Как лирический герой ощущает присутствие отца?

    Отец «покидал средь реки», но всегда готов поддержать.

    Лирический герой

    ощущает его поддержку, опору.

    Вопрос как тема

    Фиксирует вопрос (как тему) на доске.

    Образ отца в отечественной

    литературе





    Учительблагодаритучащихсязаответы,подводититогкраткойбеседе,переходяктеме«Образотцавотечественной литературе».

    Спасибо вам за ваши ответы и мнения. Образ отца занимает достойное место в отечественной классической и современной литературе.

    Часть 2. Основная (20 минут).

    Представление образа отца в отечественной литературе. Работа в группах.

    Для работы класс делится на группы (по 3-5 человек).

    Учительрассказывает,какиелитературныеобразыотцапредставленыуписателей вразныеисторическиепериодыРоссии.

    Группе необходимо после рассказа учителя соотнести описываемый образ с одним из высказываний известных людей, наиболее точно передающего содержание текста.

    Предварительно учитель знакомит класс с высказываниями, выясняет понимание учащимися их смысла.

    • «Без хороших отцов нет хорошего воспитания» (российский историк Николай Михайлович Карамзин).

    • «Отец должен быть столько отцом, сколько и другом своего сына» (русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский).

    • «Сын не судья своего отца, но совесть отца в его сыне» (советский и российский публицист, преподаватель Симон Львович Соловейчик).

    Учитель: Образ отца во многих произведениях русской литературы имеет немаловажное значение (литературные образы отца см. методическиерекомендации).

    Обобщающая беседа

    Учитель предлагает продолжить разговор и поговорить о воспитании мальчиков –казаков в Ростовской области.
    У: Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Вам, связавшим свое обучение с казачьей школой, нужно особенно чутко относиться к своим корням, знать и почитать традиции казаков – СЛАВНЫХ ВОИНОВ, ХРАНИТЕЛЕЙ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.

    У.: Скажите пожалуйста «Кто такой казак?»

    Дети: «Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар».
    «Воспитание мальчика-казака».

    У.: Сегодня вы сможете узнать что – то новое о быте, культуре казаков, откроете для себя традиции и обычаи, которые способствовали культурному развитию Дона.
    1. Рождение и крестины казачьего сына.

    Когда в казачьей семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Родственники, знакомые приходили в дом новорожденного, приносили «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук. Дед дарил шашку и ружье. У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да  матери, были крёстный отец и крёстная мать. Таинству Крещения казаки придавали огромное значение. Ребенка как можно скорее старались крестить, чтобы оградить его тем самым от всякой беды и болезни. Крестили ребенка в храме. Крещение отмечалось торжественным крестинным обедом, куда приглашались ближайшие родственники.

    О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас).

    Крёстного подбирал отец –это должен быть человек надёжный . у которого было чему поучиться.

    Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец, и крёстная мать должны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко открестника (крестницы).
         После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
    Когда у младенца прорезался первый зуб, отец возил его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. У ворот родного куреня казачонка встречала мать.

    «Казака принямайте! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный…»
    1 годик
    Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию.

    Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Но у казаков он сохранился до наших дней. Годовалого казака на женской половине дома усаживали на кошму и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

    Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

    И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

    Праздник первых штанов

    Праздник первых штанов наступал в зависимости от общего развития мальца, но, как правило, лет с трех – пяти. Штаны дарил старший в роду. Это должны быть обязательно шаровары. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

    Детство казачонка до 7 лет

    До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.
         В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.

    У.: Давайте прослушаем казачья колыбельную песню . который написал Михаил Юрьевич Лермонтов и сделаем вывод , о чем поют матери маленьким казачатам?( Песня 3 мин. 30 сек)

    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю.
    Тихо смотрит месяц ясный
    В колыбель твою.
    Стану сказывать я сказки,
    Песенку спою;
    Ты ж дремли, закрывши глазки,
    Баюшки-баю…………

    Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку "не заездили", чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

         В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!»

    7 лет

    В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сестрами и бабушкой слезы, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. 
       Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. "Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а пол казака!" 
       С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. "Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство". И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи. 

    С 12 до 16 лет слад 19

    С 12 до 16 лет – ещё один цикл в воспитании казака. И опять же он начинался и заканчивался обрядами в урочище.

    С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать. Приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу). 

    И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).

    Проводы в армию.

    Казаки по своей воле, а не по присяге, защищали южные рубежи России от татар и турок. Много подвигов совершили казаки, служа Отечеству.

    Проводы казаков на службу являлись целым событием, им придавалось большое значение.      Как говорил один старик-казак «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»

    ( Инсценировка "Проводы казака в армию")

    Отец: Ну чаво, давайте сундук собирать (братья казака выносят сундук).

    Дед: Ну, казак, пришло твоё время собираться в путь - дорожку. Ефим, неси-ка служивому обмундирование (выносят шинель, бабка укладывают шаровары, рубаху, шерстяные носки)

    Сын: Прости, батяня, может чем обидел. Дай мне своё родительское благословение.

    Отец: (взяв икону) Бог тебя простит, сынок и я прощаю…Вот тебе моё родительское благословение, на веки веков нерушимое. Береги, сынок, землю русскую от врага. Помни свой дом, своих родителей. Будь лихим донцом, не бойся врага. Помни свой долг, что в тебе течёт казачья кровь.

    Бабка: Сынок, возьми "отче наш", она ить от пули злодейки тебя уберегёть. На, на грудь гайтан повесь.

    Сын: Маманя, и ты прости меня.

    Мать: Господь тебя прощает и я прощу.

    (служивый, целует образ и все его провожают до ворот).

    Казачка: Получив благословение отца, казак кланялся в ноги матери, отцу, и в сопровождении родных и близких казаки выходили из станицы, обязательно напевая печальную песню.

    Дети. Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

    У.: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

    Во все времена, у всех народов хорошая песня отражала самые сокровенные мечты, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Далеко слышна раздольная, удалая, казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская, то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. И приговаривают, и пританцовывают. С особой казачьей удалью. Пели песни и в поле, и на проводах в армию, в военных походах, и конечно, на посиделках.
    Часть 3. Заключение (5 минут).
    Решение интерактивных заданий. Итоговая рефлексия.

    Длязакреплениятемыучительпредлагаетобучающимсяработувформеинтерактивныхзаданийпо осмыслениюосновныхкатегорий.
    Критерии оценивания:

    Выполнение практической работы оценивается в соответствии
    с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

    В методической разработке учтены:

    Критерий оценивания

    Баллы

    Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

    1

    Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

    1

    Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

    1

    - сценария

    1

    - интерактивных заданий для школьников

    1

    - оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

    0

    - видеоролика

    0

    - методического описания

    0

    - презентации в формате ppt, pdf

    1

    Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

    0

    Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

    1

    Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

    1

    Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

    1

    Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

    1

    Итого


    10



    Интерпретация результатов:


    0–4 балла

    Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки

    5–9 баллов

    Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям

    10–14 баллов

    Разработанный региональный компонент выполнен
    на должном дидактическом и методическом уровне









    написать администратору сайта