13. Онтология. Занятие Онтология
Скачать 22.09 Kb.
|
Практическое занятие Онтология З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 1) Философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого че- ловека – … 2) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – … 3) Философское направление, полагающее волю высшим принципом бытия, – … 4) Учение о всеобщем характере причинных связей – … 5) Философское учение, признающее равноправие идеального и материаль- ного, но не признающее их относительности, – … Задание 2. Составьте интеллектуально-мотивирующую карту опираясь на памятку составления и образцы карт, которые даны в приложении к учебному пособию. Задание 3. Найдите правильные ответы на вопросы программированного задания в таблице. Таблица – это «подсказка», в которой есть ответы на все вопросы. Ответы нужно записывать цифрами и словами. Например: 1 – 10 (ответ) и далее в столбик. ПРОГРАММИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ
Задание 4. Упражнения, комментарии «…Что и идеализм, и реализм суть одинаково крайние, избыточные положения, что ошибочно сводить материю к представлению, которое мы о ней имеем, и также неверно делать из неё вещь, производящую в нас представления, но отличную от нас по своей природе. Материя для нас – совокупность “образов”. Под “образом” же мы понимаем определённый вид сущего, который есть нечто большее, чем то, что идеалист называет представлением, но меньшее, чем то, что реалист называет вещью, – вид сущего, расположенный на полпути между “вещью” и «представлением». Это понимание материи просто-напросто совпадает с пониманием её здравым смыслом. Мы бы весьма удивили человека, чуждого философским спекуляциям, сказав ему, что предмет, находящийся перед ним, который он видит и которого касается, существует лишь в его уме и для его ума, или даже, в более общей форме, как склонен был делать это Беркли, – существует только для духа вообще. Наш собеседник всегда придерживался мнения, что предмет существует независимо от воспринимающего его сознания. Но, с другой стороны, мы также удивили бы его, сказав, что предмет совершенно отличен от его восприятия нами, что нет ни цвета, который приписывает ему глаз, ни сопротивления, которое находит в нём рука. Этот цвет и это сопротивление, по его мнению, находятся в предмете: это не состояние нашего ума, это конститутивные элементы существования, независимо от нашего. Следовательно, для здравого смысла предмет существует в себе самом, такой же красочный и животный, каким мы его воспринимаем: это образ, но образ существует сам по себе». А. Бергсон Выполните задания. 1. Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания су- ществования материи независимо от нашего сознания? 2. Объясните, на каком основании Бергсон возражает против квалифика- ции его взглядов как «идеалистических». 3. Укажите и прокомментируйте, каким философским направлениям XX века родственны взгляды Бергсона. Задание 5 1). Продолжите фразу, используя философскую аргументацию. «Время – деньги, потому что время …» 2) Внесите дополнения в карту памяти, используя данный материал. Если мы считаем, что универсум (материальное бытие) в той мере, в какой он отражается в нашем человеческом сознании состоит из трех основных форм (куб - неподвижность, цилиндр – ограниченная подвижность и сфера – совершенное и потенциальное движение как природа) трех основных цветов (синий, красный и желтый) и, что эти формы и цвета развиваются в пары противоположностей, которые обусловливают и дополняют друг друга, подобно положительному и отрицательному полюсам магнита или подобно активному и пассивному свойствам мужского и женского начал, то трудно поверить, что этот параллелизм является лишь случайным. Существует убеждение, что оба выражают структуру нашего трехмерного пространственного мира, которым они обусловлены, что они символизируют одну и ту же гармонию в различных измерениях и что поэтому существует определенная связь между цветами и формами. Эту связь можно выразить различными способами в зависимости от точки зрения индивидуума, но это меняет лишь тональность, а не мелодию. Даже различные ритмы в зависимости от темперамента и опыта индивидуума не нарушают эту мелодию. Давайте повторим некоторые простые факты. Три основных, или первичных, цвета, из которых можно получить все другие цвета, но которые уже нельзя дальше редуцировать, – это синий, красный и желтый. Для каждого из этих цветов можно найти дополнительный цвет, являющийся продуктом комбинации двух остальных первичных цветов. Так, комбинация синего и красного дает фиолетовый цвет, дополнительный к желтому. Комбинация красного и желтого дает оранжевый цвет, дополнительный к синему. Комбинация желтого и синего дает зеленый цвет, дополнительный к красному. Если первичный цвет активен, то вторичный, дополнительный, пассивен. Активными являются красный, желтый и оранжевый; пассивными – зеленый, фиолетовый и синий. Для этого подразделения имеются достаточно веские физиологические и психологические причины, которые нет нужды повторять. Но. кроме этого, имеется также много иных видов и степеней активности и пассивности, которые могут испытать люди, обладающие сенситивностью к цветам, хотя к этому можно также найти интеллектуальный подход, основанный на сравнениях и ассоциациях и совершенно не опирающийся на научные методы исследования. Если же мы сравним активность двух первичных активных пветов, красного и желтого, мы обнаружим между ними такое же различие, как между огнем и светом, между материальным и нематериальным или между эмоциональной и интеллектуальной деятельностью. Активность огня ощущается более интенсивно и даже телесно (интересно отметить, что красный - это первый цвет, который наблюдается или воздействует на пробуждающееся цветоощущение детей (первобытных людей); активность света - это излучение. которое можно сопоставить с деятельностью сознания. Оранжевый, полученный в результате соединения красного и желтого, сочетает оба эти качества: тепло и свет, а в человеческой сфере — ощущение и знание, наивысшую форму духовной деятельности, которую мы ассоцпируем со святым или Просветленным. Поэтому этот цвет используется во всем мире для характеристики атмосферы, окружающей святого. Это также цвет солнца и золота, которые символизируют божественные качества, наивысшую ценность, духовное могущество и неподверженность порче. Дополнительный цвет к оранжевому — синий, единственный пассивный первичный цвет. Однако пассивность синего цвета имеет весьма позитивную природу. качество космической потенциальности, которое не следует смешивать с растительной пассивностью зеленого цвета. Синий, особенно глубокий синий цвет ассоциируется с глубиной и чистотой пространства, единством и беспредельностью универсума, изначальной потенциальной основой всего сущего. Поэтому он является символом метафизической пустоты и полноты-пустоты (шуньята) в Буддизме и символом Вишну и Кришны, божественных воплощений универсальной реальности в индуизме. Принцип всякой формы - потенциальность и актуальность вовлечены в процесс непостижимого и таинственного акта становления, который мы называем жизнью. ЛАМА АНГАРИКА ГОВИНДА. Искусство и медитация. Задание 6. Ответьте на вопросы 1. Что изучает онтология? Из чего состоит бытие? 2. Охарактеризуйте материальных носителей движения и назовите виды движения материи. 3. Раскройте сущность учения Ленина о материи? 4. Каковы способ существования и формы материи? Литература 1. Евлампиев И. И. История русской философии / И. И. Евлампиев. – М. : Высш. шк., 2002. – 584 с. 2. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М. : Сварог и К°, 2000. – 496 с. 3. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова – СПб.: Питер, 2009. – 352 с. 4. Сычев, А.А. Основы философии: учебное пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2008. – 368 с. 5. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / Н. В. Солнцев. – М.: Инфра-М, 2001. – 489 с. |