Главная страница
Навигация по странице:

  • Класс: 9Цели

  • Формы и методы работы

  • Ход урока 1). Слово учителя.

  • 2). Чтение и анализ стихотворений.

  • 4). Исследовательская работа. Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам.

  • 5). Итоговая работа по группам

  • М.В.Ломоносов Г.Р.Державин А.С.Пушкин

  • Беседа по вопросам

  • 6. Подведение итогов урока.

  • средства выразительности. Средства художественной выразительности. Занятие по душе, не зря прожить жизнь. Одной из важных тем в литературе это назначение поэта и поэзии


    Скачать 39.06 Kb.
    НазваниеЗанятие по душе, не зря прожить жизнь. Одной из важных тем в литературе это назначение поэта и поэзии
    Анкорсредства выразительности
    Дата11.06.2022
    Размер39.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСредства художественной выразительности.docx
    ТипЗанятие
    #584697

    Средства художественной выразительности

    Примеры

    Эпитеты

    Неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный

    Гипербола и сравнение

    Металлов тверже он и выше пирамид

    Олицетворение

    Возгордись заслугой справедливой.

    И презрит кто тебя, сама тех презирай;

    Непринужденною рукой неторопливой

    Чело твое зарей бессмертия венчай

    Риторическое обращение

    О муза!

    Основное содержание урока.

    Ключевые слова: поэзия, памятник, предназначение, бессмертие, ода, творец, творчество, Муза, средства выразительности.

    1.Вступительное слово учителя.

    На протяжении многих веков люди задумывались над смыслом человеческой жизни. Уже сейчас перед вамистоит вопрос: по какой дороге идти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Очень важно найти своё место в жизни, занятие по душе, не зря прожить жизнь.

    Одной из важных тем в литературе- это назначение поэта и поэзии.

    И в творчестве Г. Р. Державина она занимает важное место. Роль своей поэзии он показал в стихотворении «Памятник».

       2. История создания. Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году. Поэту было 52 года, и он задумался определить своё место в жизни, в обществе, в литературе. Во время своих размышлений поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стихотворения «Памятник», ставшим, по сути, вольным переложением оды древнеримского поэта. В своём «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

    2.Чтение статьи из учебника - стр. 23-24.

    3.Прослушивание аудиозаписи«Памятник» Р.Г.Державина.

    4. Выразительное чтение стихотворения учителем и учениками - стр.24.

    5.Работа над текстом стихотворения.

    Тема стихотворения-бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти будущих поколений, прославление поэтического творчества и утверждение высокого предназначения поэта.

    Главная мысль.В своём произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить. Верность себе, честность, стойкость в творчестве дарят поэту бессмертие, вечную память о нём.

    Композиция. Стихотворение состоит из пяти строф: в первых четырёх автор описывает высокое значение поэзии, бессмертие поэтического искусства, размышляет о значимости творчества самого автора, в пятой - обращается к Музе- покровительнице поэзии. Всё произведение имеет форму монолога.

    Жанр- Ода.

    Средства выразительности. Для достижения яркого художественного образа автор использует многочисленные средства художественной выразительности:

    метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия»;

    эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный»;

    гиперболу– «металлов твёрже он и выше пирамид»;

    инверсии– «и презрит кто тебя», «народах неисчетный».

    олицетворения – «ни гром не сломит», «слух пройдет», «ни времени полёт не сокрушит».

    6.Заключение. Стихотворение «Памятник» – это прославление поэзии и утверждение высокого назначения поэта. По мнению Державина, именно творчество является тем памятником, который может себе воздвигнуть человек искусства, навсегда запечатлев своё имя в истории.

    Своим произведением Державин утвердил в русской литературе новый жанровый канон стихотворения-памятника, который в дальнейшем использовали многие известные русские поэты.

     

    Три "памятника" в русской литературе. 9-й класс


    Класс: 9

    Цели:

    • сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения);

    • проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

    Задачи:

    • отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений;

    • учить систематизировать, выделять главное, обобщать;

    • обогащать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка.

    Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (анализ стихотворения).

    Оборудование: портреты поэтов, сборники стихов, карточки-задания.

    Ты прав, Певец: ты будешь жить;
    Ты памятник воздвигнул вечный:
    Его не могут сокрушить
    Ни гром, ни вихорь быстротечный.

    К.Ф. Рылеев “Державин”

    Ход урока

    1). Слово учителя.

    Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

    2). Чтение и анализ стихотворений.

    а) Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.

    В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.

    • Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения.

    (Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения).

    • Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность?

    (Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

    Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).

    б) В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

    Ни слеза вдовиц не тронет,
    Ни сирот несчастных стон:
    Пусть в крови вселенна тонет,
    Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)

    По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

    … И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.

    В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

    …первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о боге
    И истину царям с улыбкой говорить.

    • Перечитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.

    (Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины !! не высоким, а простым слогом).

    • Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?

    (Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма).

    • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

    (Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесныйвечный, гром быстротечный. Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид”. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

    • Индивидуальное сообщение о влиянии поэзии Державина на младшее поколение современников (по оде К.Ф. Рылеева “Державин”).

    в) За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига “Два Александра”, где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.

    По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу…”. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.

    • Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль.

    (Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу).

    • Какова жанровая специфика стихотворения?

    (Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

    Эпиграф Пушкин заимствовал у Горация “Я воздвиг памятник…”).

    • Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина.

    (Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной;

    Метонимия:

    Что чувства добрые я лирой пробуждал…

    Синекдоха:

    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян и финн, и ныне дикой
    Тунгус и друг степей калмык.

    Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна…).

    • Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?

    (Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие).

    4). Исследовательская работа. Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам.

    • Что общего в композиции этих стихотворений?

    (Одинаковое количество строф – 5, одинаковое количество строк в каждой строфе).

    • Сравним стихотворения по строфам.

    1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?

    (Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. Поэт “воздвиг” себе “нерукотворный памятник”, который выше “Александрийского столпа”, т.е. колоны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге).

    2 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?

    Гораций: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. перевод).

    Державин:

    “И слава возрастет моя не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить…”

    Пушкин:

    “И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит”.

    (Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России).

    4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?

    Гораций: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…”

    Державин:

    “…первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить…”

    Пушкин:

    “…чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал”.

    (Пушкин утверждает, что право на бессмертие, на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества: “чувства добрые я лирой пробуждал; во-вторых, своей борьбой за свободу: “в мой жестокий век восславил я свободу”, а в одном из вариантов этой строки называл себя последователем Радищева: “вослед Радищеву восславил я свободу”; в-третьих, защитой декабристов: “и милость к падшим призывал”).

    5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

    (В последней строфе Пушкин, обращаясь к музе, призывает ее, “обиды не страшась, не требуя венца”, принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию).

    • Итак, в чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначении поэзии?

    (“Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира).

    5). Итоговая работа по группам

    Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова, вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина.

    План анализа (единый для всех групп)

    1. Выразительно прочитайте стихотворение.

    2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?

    3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?

    4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

    Результатом обсуждения может стать заполнение следующей таблицы:

     

    М.В.Ломоносов

    Г.Р.Державин

    А.С.Пушкин

    Черты биографии

    “Мне безззнатный род препятством не был”.

    “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.

    “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.

    Границы творческого бессмертия

    Поэт будет жить, пока живо его Отечество.

    “Доколь славянов род вселенна будет чтить”.

    “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.

    Каковы отношения у поэта с музой

    Муза – высокая покровительница.

    Муза – верная подруга поэта.

    Муза – соратник на великом поприще поэзии.

    • Беседа по вопросам:

    - В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало? С чем это связано?

    - Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?

    6. Подведение итогов урока.

    Итак, сделайте вывод, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

    * * *

    Я знак бессмертия себе воздвигнул
    Превыше пирамид и крепче меди,
    Что бурный аквилон сотреть не может,
    Ни множество веков, ни едка древность.
    5 Не вовсе я умру, но смерть оставит
    Велику часть мою, как жизнь скончаю.
    Я буду возрастать повсюду славой,
    Пока великий Рим владеет светом.
    Где быстрыми шумит струями Авфид,[3]
    10 Где Давнус [4] царствовал в простом народе,
    Отечество мое молчать не будет,
    Что мне беззнатной род препятством не был,
    Чтоб внесть в Италию стихи эольски [5]
    И перьвому звенеть Алцейской лирой.[6]
    15 Взгордися праведной заслугой, муза,
    И увенчай главу Дельфийским лавром.[7]

    <1747> Ломоносов

    Примечания (ред.)

    1.  Первое на русском языке переложение тридцатой оды Горация (кн. 3) «К Мельпомене» (Exegi monumentum aere perennius…), написанной в 23 году до н. эры. Эта ода самая известная из всех од Горация служит эпилогом к трем книгам од, составлявшим отдельный сборник. Четвертая книга од была написана и издана Горацием гораздо позднее. Другие переложения и подражания этой оды делали Г. Р. Державин («Памятник»), К. Н. Батюшков (Подражание Горацию), А. С. Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), В. Я. Брюсов (Памятник («Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен…»)), А. А. Фет («Воздвиг я памятник вечнее меди прочной…»), А. П. Семенов-Тян-Шанский, и др.

    2.  Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится Риторика, показующая общие правила общего красноречия, то есть Оратории и Поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки трудами Михаила Ломоносова, императорской Академии наук и Исторического собрания члена, химии профессора. Спб., 1748

    3.  Авфид — река на родине Горация на юге Италии.

    4.  Давнус — или Давн, царь Апулии, родины Горация.

    5.  Стихи эольски — (Эолийские) Гораций имеет в виду, что ему принадлежит заслуга перенесения на италийскую почву греческой лирики, которую он называет «эолийским напевом», потому что главные ее представители Алкей и Сафо (VI век до н. э.) были эолийцами.

    6.  Алцейской лирой. Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте.

    7.  Дельфийским лавром – в Дельфах был главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.


    написать администратору сайта