Земля карелов. Земля карелов
Скачать 23.88 Kb.
|
«Земля карелов» Слова: И. Ханникайнена, перевод: В. Семернина Музыка: К. Раутио Карл Эрикович Раутио (1889-1963) – композитор, дирижёр, один из основателей профессиональной композиторской школы Карелии. Он по праву считается зачинателем профессионального музыкального искусства в Карелии. К. Раутио родился в деревне Унтамола (губерния Ваза, Финляндия), в семье крестьянина. Жил с матерью, так как отец и старшие братья уехали в Америку в поисках заработка. Первым музыкальным инструментом была длинная берестяная трубка, а затем козлиный рог с шестью отверстиями для пальцев. Днём он был пастухом, а по вечерам играл на субботних танцах на деревенском мосту. Через некоторое время он осуществил свою мечту и купил губную гармошку. Когда Карлу было 12 лет, из Америки вернулся отец, а через некоторое время приехал брат Ийсакки. Брат привез ему в подарок двухрядную гармошку. После смерти отца семье Раутио пришлось продать дом и участок, для того чтобы расплатиться с долгами за лечение отца и брата, на оставшиеся деньги мать смогла отправить своих детей в Америку в поисках нового заработка. В июле 1903 г. братья прибыли в Америку и пересекли практически всю страну в поисках работы. Через полтора месяца Карлу Раутио удалось устроиться помощником забойщика в шахту по добыче угля. В Бельте при шахтёрском рабочем клубе существовал духовой оркестр, куда и пришёл К. Раутио. Он быстро освоил игру на трубе и стал выделяться среди музыкантов коллектива своей настойчивостью и стремлением овладеть музыкальными знаниями. Это было для Раутио первой музыкальной школой. Через несколько месяцев он стал музыкальным руководителем этого коллектива. К. Раутио поступил в Чикагское общеобразовательное заочное училище на музыкальный факультет. Для того чтобы оплатить уроки в училище К. Раутио решил получить другую работу, которая приносила бы больший доход. Он освоил профессию инспектора по проверке наличия газа в шахте. Преодолевая трудности, он медленно, но верно шёл к своей заветной мечте – стать композитором. После окончания заочных музыкальных курсов Карла Раутио пригласили работать заведующим и музыкальным руководителем клуба финских рабочих в г. Астория (штат Орегон). Музыкальные способности К. Раутио были замечены руководителями клуба, и они решили помочь ему получить настоящее музыкально образование. В 1916 г. К. Раутио поступил на музыкальный факультет Калифорнийского университета и в 1920 г. успешно его закончил. В университете он получил обширные музыкальные знания и первые навыки композиторской техники. В 1922 г. Карл Эрикович покинул Америку и приехал в Россию, в Карелию. Из попутчиков в дороге он организовал хор и оркестр. И первый концерт его песен, запрещенных в Америке, был дан в Петрозаводске. В этом же году открылся педагогический техникум – первое в Карелии среднее учебное заведение, в котором преподавание велось на финском языке. К. Раутио предложили работать преподавателем техникума. Из учеников он создал первый в Карелии смешанный хор. Почти одновременно были организованы два оркестра (симфонический и духовой), один из которых состоял из преподавателей. В 1926 г. композитор закончил работу над сюитой для симфонического оркестра «Карельская свадьба». В подборе музыкального материала ему помогали ученики, которые рассказывали об интересных сторонах быта карельской деревни. Существенную помощь оказал ученик К. Раутио, одаренный музыкант Р. Сирен. «Карельская свадьба» в течение многих лет представляла симфоническую культуру республики в Ленинграде, Москве и других городах. В 1931 г. по Карельскому радио зазвучала музыка в исполнении небольшого симфонического ансамбля, организатором и дирижёром которого был Карл Эрикович Раутио. При его активном участии в Петрозаводске открылось первое музыкальное училище (1938). Также он был одним из организаторов Союза композиторов Карелии (1937) и принимал активное участие в его деятельности. В 1942 г. композитор переехал в Беломорск. Здесь была создана концертная «Увертюра № 2» для симфонического оркестра, несколько маршей на карельские народные темы для духового оркестра. Немало сделал К. Раутио для ансамбля «Кантеле», как для формирования оркестра, будучи одно время его художественным руководителем, так и для пополнения концертного репертуара. После освобождения Петрозаводска К. Э. Раутио работал музыкальным руководителем Финского драматического театра. Параллельно сочинял произведения для симфонического оркестра, среди них – «Карельская сюита № 3» в четырёх частях. Индивидуальные особенности почерка композитора наиболее интересно выявились в лирико-эпической сфере творчества. В его музыке преобладают лирические, созерцательные и празднично-приподнятые настроения. К. Раутио большой интерес всегда проявлял также к жанрово-бытовым и пейзажным зарисовкам. Многолетний труд оказал решающее влияние на формирование его музыкального языка. В подавляющем большинстве его произведений неизменно присутствует дух финской и карельской народной поэзии, неповторимые черты национальной самобытности. Карл Эрикович написал более 40 сочинений для симфонического и духового оркестров, оркестра национальных инструментов - кантеле, несколько произведений для квартета смычковых инструментов, музыку к 9-ти спектаклям Государственного финского драматического театра («Семеро братьев» и «Куллерво» А. Киви, «Огни Марикоски» Я. Ругоева, «На сплавной реке» Т. Паккала и др.). Им было обработано более 60 мелодий и песен, многие из которых до сих пор являются украшением репертуара ансамбля «Кантеле». Композитор создал более 40 песен, ставших впоследствии музыкальной классикой Карелии, среди них: «Звучи моё кантеле», «Песня сплавщиков», «Дума лесоруба», «Моя карельская земля» и другие. К. Э. Раутио – автор музыки гимна Карело-Финской ССР (текст Армаса Эйкия). Ряд произведений К. Э. Раутио представлен только в рукописном виде и хранится в фондах Национальной библиотеки Республики Карелия. В 1943 г. Карлу Эриковичу Раутио было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Карело-Финской ССР». За достижения в творческой работе он был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». К. Э. Раутио являлся депутатом Верховного Совета республики трёх созывов, председателем Союза композиторов Карело-Финской ССР (1948-1955), членом правления Союза композиторов СССР, членом Всесоюзного комитета защиты мира. В 1971 г. Петрозаводскому музыкальному училищу присвоено имя Карла Эриковича Раутио. Основные сочинения композитора: Rautio K. Musiikkiopin alkeet [Основы музыкальной грамоты]. — Petroskoi: Kirja, 1936. — 48 s.: kuv. — Текст фин. Rautio K. Koulun laulukirja [Школьный песенник] — Petroskoi: Kirja, 1935. — 165 s. — Текст фин. Раутио К. Моя карело-финская земля [Ноты] / Две части из «Карельской сюиты». — М.: Музгиз, 1951. — 25 с. Rautio K. Meilla tyo on kunnia suuri [У нас работа в большом почёте]. — Petroskoi: Karjalais-Suomalaisen SNT: n valtion kustannusliike, 1951. — 5 s. — Текст фин. Rautio, K. Suksimiesten laulu [Песня о лыжниках]. — Petroskoi: Karjalais-Suomalaisen SNT: n valtion kustannusliike, 1951. — 3 s. — Текст фин. Выйди, выйди [Ноты]: фин. нар. песня для хора без сопровожд. — М.: Совет. композитор, 1959. — 11 с. Трал-ла-рал-ла [Ноты]: фин. нар. песня для хора с сопровожд. ф-п. — М.: Совет. композитор, 1959. — 5 с. Деревенская полька [Ноты]: фин. нар. песня для голоса с сопровожд. ф-п. — М.: Совет. композитор, 1959. — 7 с. Ряд произведений К. Э. Раутио представлен только в рукописном виде и хранится в фондах Национальной библиотеки Республики Карелии Хоровое произведение «Земля карелов» написано композитором для 3-х голосного женского хора (альты, сопрано 1 и сопрано 2). Может быть исполнено профессиональным хором, хором при училище, академическим хором. Это произведение написано с сопровождением. Аккомпанемент играет роль гармонической поддержки, помогает передать характер произведения, украшает мелодию. Вступление, которое состоит из 4-х тактов, исполняется на forte, что помогает хору уже настроится в характер исполнения. Это патриотическое, искреннее произведение, в котором автор выражает свое восхищение карелами: «Хороша земля карелов И милы края отцов – Знаменитых корабелов, Именитых мастеров. Наши девушки красивы, Наши юноши стройны, Взяли гибкий стан у ивы, Взяли стройность у сосны. Дальних далей километры Не вмещает жадный взор, И летят, как птицы, ветры, Чтоб присесть на синь озер. Перья скал и гор громады, Сквозь леса движенье рек И высоких водопадов Меж камней крутой разбег. Не цветут здесь летом розы, Не поют здесь соловьи, Но зато куют морозы Розы белые свои. Вот опять зима минула, И ручьи бегут, ясны, И среди лесного гула Песня слышится Весны.» Литературный текст - И. Ханникайнена, русский текст - В. Семернина. Форма произведения куплетная (3 куплета). Каждый куплет имеет простую одно частную форму, состоящую из 2-х периодов квадратного строения. Фактура хорового изложения – многоголосное произведение, голосоведение – legato. Хоровой жанр – a cappella. Тональность- f moll (фа минор). Минорный лад помогает передать характер исполнения произведения, передать чувства любви к своему краю. Сочетание восходящих и нисходящих движений способствует гибкости мелодической линии. Но также очень часто в партии альтов встречаются скачки на ч4, а в партии сопрано на м6, ч4. Автор также использует унисон в партиях. Темп - «Умеренно». Простой размер 3/4 придает произведению распевность, ощущение плавности. Метроритм составляют половинные, четверти и восьмые. Метр трехдольный. Ритмический рисунок не очень сложный, ровный для передачи литературного текста. Также велика роль аккомпанемента, так как он помогает настроиться в характер произведения и ярче исполнить это произведение, поддерживая хор гармонически. Динамика произведения однородная. Все произведение исполняется хором на mezzo forte. Диапазон хоровых партий: 1 сопрано: C1 – F2 2 сопрано: C1 – C2 Альты: H0 – C2 Вокально-хоровые трудности: В работе над интонацией следует обратить внимание на скачки. Все интервалы отработать отдельно, включить их в распевке. Они должны исполняться в единой певческой манере. В работе над дикцией необходимо крупное, четкое слово. Необходимо одинаково формировать и произносить гласные и согласные. В словах «земля», «края», «юноши», гласные следует окружать и прикрывать, свистящие согласные в словах «хороша», «девушки», «наши», нужно произносить коротко, максимально про певать при этом гласные. В работе над ансамблем необходимо чтобы партии слушали друг друга. Унисонный ансамбль предусматривает слияние голосов. Дирижерские трудности: Основная дирижерская задача: добиться выразительного и правильного исполнения. Надо ярче показать динамические оттенки и передать характер произведения. Простая музыкальная фразировка произведения, ровное звучание хора. В процессе работы над партитурой и последующем выступлении дирижер-хормейстер должен выразить в своем исполнении настроение и состояние произведения. |