Главная страница

Бауман эссе. Зигмунт Бауман Текучая современность. Актуальность в 2022 году


Скачать 10.63 Kb.
НазваниеЗигмунт Бауман Текучая современность. Актуальность в 2022 году
Дата25.03.2023
Размер10.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБауман эссе.docx
ТипДокументы
#1014242

Зигмунт Бауман «Текучая современность». Актуальность в 2022 году.
Доказывать актуальность книги Баумана очень просто, так как примеры и идеи, которыми пользуется автор довольно свежи в памяти людей. Сам по себе образ «твёрдого» и «текучего» тоже вполне понятен. Твёрдые тела - неподвижные, неизменные (если только им не помогут измениться), а вот жидкие - очень пластичны, но долго новую форму менять не могут. Так вот и действительность вокруг нас не совсем стабильна, точнее совсем не стабильна. Откроешь глаза и ты окажешься в мире фантазий с конфетами и сладкой ватой, моргнёшь и уже твои сладости украли, а пузырь воображения лопнул. Такая вот «жидкость» обитаемой среды и вселяет в нас страхи незнакомцев и заботу о собственном благосостоянии. Человек привык терять всё в одно мгновение, поэтому постоянно думает наперёд о проблемах, которые возможно и не произойдут. Отсутствие какого-то островка нормальности и привычности даёт людям стимул двигаться несмотря на преграды впереди. Но настолько ли жидка современность сейчас? Если рассматривать жидкости, то как известно вода может превращаться как в твёрдое, так и в паровое состояние. Нельзя ли назвать 2020 год - ледяным, потому что пандемия «заморозила» нашу свободу передвижения? А после снятия ограничений не стало ли движение частиц в мире больше напоминать пар, в своей хаотичности и скорости передвижения? Сейчас, мы наблюдаем за этими процессами с большим интересом и как никогда чувствуем любое изменение. Поскольку пространство не имеет такого большого значения как раньше из-за кратких связей людей друг с другом, человечество ищет решения в идеях. Как жить в мире, где ты буквально не чувствуешь землю под ногами? Британский и польский философ-социолог, Зигмунд Бауман, в книге «Текучая современность», подкидывает нам несколько идей, чтобы ответить на все поставленные вопросы. Поэтому с его помощью, постараемся найти и описать варианты ответов.
До «великого и ужасного» ковида, современность подходила под описания Баумана. Связи между людьми ослаблены, многие не хотят привязываться к определённой местности, стремятся всячески потреблять предложенные товары для конструирования собственной индивидуальности. Но с приходом мировой пандемии ситуация по идее должна измениться в обратную сторону. Так сказать откинуться назад во времени. И с планетой в целом подобное и происходит. Вспомнить, например, вернувшихся в воды Венеции дельфинов. Но внутри человеческого сообщества процессы, которые описывает Бауман только усиливаются. Площадь, которая и так потеряла свою первоначальную функцию и вовсе опустела. Люди не могут выйти из своего дома, а следовательно и встретить незнакомцев. Потребление в привычном понимании, тоже теряется. И вот вроде всё должно остановится, ваши дни становятся предсказуемыми в этих четырёх стенах. Но почему тогда всё о чём говорит Бауман не исчезает? Во-первых, люди не перестали искать решения проблемам, которых нет. Карантин, когда-нибудь закончится и придётся встраиваться в привычный мир без халата и сериалов во время лекций. Во-вторых, Киберпространство не лишило нас связи друг с другом. Гаджеты и телефоны будто создают иллюзию похода в гости или в магазин. Мы не можем отрицать, что Метаверс идёт к нам на всех парах. Следовательно всё что виртуально способно стать материальным. В-третьих, проведение профессиональных практик тоже изменилось. Работать или учиться из дома стало нормально. Многие компании поняли, что это ещё и выгодно. Поэтому возможность работать дистанционно сохраняется и после пандемии. На какое-то время «элитой киберпространства» стали все и отказываться от такой роскоши мало кто хочет. И когда «клетка» была открыта люди не были настолько сильно привязаны к дому или же офису, потому что появилась возможность не находится и там и там, но всё равно работать. В-третьих, Всеобъемлющая болезнь послужила катализатором для увеличения страха перед незнакомцами. Все без исключения находились под подозрением. Вспомните истории, когда человека отменял весь круг его знакомых за халатность в отношении болезни. Ковид очень толерантен и ставит под угрозу любого, следовательно все страхи и ненависть могут обратится на любого. Кратковременные слабые связи, стали ещё слабее и короче. Конечно, интернет восполняет какую-то коммуникативную функцию, но он исключает эту обязательную функцию города со сталкивание с незнакомцами. То есть у вас всегда есть выбор с кем говорить или вступать в контакт. В-четвёртых, Бауман вспоминает «карнавал», как концепцию, в своей книге и одним из важных её принципов является переворачивание смыслов. «Кто был ничем, станет всем». Культура хиков (людей, которые ведут асоциальный и оседлый образ жизни) подготовила своих последователей к такому развитию событий. Поэтому заключение дома для них не было чем-то травмирующим. Но для остальных это был удар ниже пояса. Процент разводов вырос во время карантина. А психологи неплохо заработали на новых клиентах. И если раньше над хиками смеялись, то теперь они смеются над остальными.
Но что же после коронавируса? Если вообще жизнь после? Значит всё это время все эти признаки Баумана только усиливались и становились сильнее, но содержались под закрытым замком. Как только замок открылся, всё что так долго томилось в людях вышло наружу. Ковид подарил человеку больше возможностей и больше причин для беспокойства. Теперь мы каждую новую болезнь видим как ещё одну причину для карантина. Так что пока его нет надо осуществить все упущенные возможности. Незнакомцы тоже как-будто изменились. Они стали более обезличенные благодаря маскам. Меры предосторожности ещё соблюдаются, но вот градация страза разная. Человек в маске - меньшая угроза, чем человек без неё. Старые устои тоже не особо работают. Сидя дома люди, поняли, что старые правила поведения, красоты или нормальности просто не работают. Это длительное единение с собой только усилило стремление к индивидуальности. Уходу от коллективного из-за страха заражения. Мы научились перерабатывать старое в новое из-за ограниченности ресурсов во время пандемии. Взлёт кастомной одежды сейчас прямое следствие ковида и стремления к собственному я. Круг незнакомцев только растёт в нашем мире из-за концентрации на собственном комфорте. Потерянные связи не нуждаются в восстановлении. А чем уже круг знакомств, тем больше страха к неизвестному. Но это касается не только человека, как индивида, но и общество в целом. Правительства и главы компаний тоже проживают подобный опыт. Поэтому их поведение тоже меняется. Для них появляются новые способы давления и взаимодействия с окружением.
В итоге, «Текучая современность» сохраняет свою актуальность и по сей день, потому что она даёт нам язык и поле для размышления о происходящем. Заслуга Баумана в том, что за основу он берет мыслителей прошлого и настоящего, наша же задача применить к ней и мыслителей будущего. Возможно, кто-то даже продолжит труд философа и будет размышлять уже о «Воздушной современности». А пока всё течёт, всё движется и всё меняется.


написать администратору сайта