Главная страница
Навигация по странице:

  • Идеациональная

  • Сенситивная

  • Идеалистическая

  • Сорокин и Тойнби. Социология. Сорокин и Тойнби. Значение и основные характеристики цивилизационных концепций А. Тойнби и П. Сорокина


    Скачать 19.92 Kb.
    НазваниеЗначение и основные характеристики цивилизационных концепций А. Тойнби и П. Сорокина
    АнкорСорокин и Тойнби
    Дата06.06.2020
    Размер19.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология. Сорокин и Тойнби.docx
    ТипДокументы
    #128354

    Значение и основные характеристики цивилизационных концепций А. Тойнби и П. Сорокина.

    Сорокин Питирим Александрович - русский и американский социолог, представитель эмпирического неопозитивизма или критического реализма. Его концепцию цивилизации считают наиболее рациональной. К основным характеристикам его цивилизованной концепции следует отнести:

    1.Понимание цивилизации, как исторической общности людей, объединенных каким-то типом мировоззрения.

    2.Подчеркивание неразрывной связи социальных процессов с развитием мира. Выделяются три фазы цивилизационного развития в зависимости от цивилизационно-мировоззренческой основы объединения людей:

    • Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души.

    • Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества.

    • Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

    3.Причины культурного развития- врожденное стремление людей к истине, красоте и добру в сочетании с общественно значимым критерием пользы.

    4.Рассмотрение исторического процесса, как прямого поступательного движения и трактовка его, как «циклической флуктуации» (т.е идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания).

    Тойнби Арнольд Джозеф- британский историк и общественный деятель, влялся представителем религиозной философии. К основным характеристикам его цивилизованной концепции можно отнести:

    1. К предпосылкам формирования цивилизации он относит следующее:

    • исключительность человека как биологического вида.

    • специфичность среды, которая мобилизует человека на развитие.

    • противостояние человеческого сообщества внешнему вызову как взаимодействие микрокосма и макрокосма. Вызовы делятся на пять видов:

    • вызов новых земель.

    • вызов сурового климата.

    • вызов внешнего давления.

    • вызов внешнего ущемления, когда общество направляет свои усилия на выработку свойства, чтобы возместить потерю/нехватку.

    • вызов неожиданных ударов со стороны человеческого окружения.

    2.Рождение цивилизации происходит при наличии двух условий: присутствие в данном обществе среды обитания и творческого меньшинства.

    3.Рост цивилизации- это постоянный процесс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, усложнение ее аппарата и технологий, возвышение ее ценностей.

    4.Цивилизации погибают не от внешнего врага. Стадия надлома происходит из-за недостатка созидательной силы у творческого меньшинства, отказа большинства подражать меньшинству, распада социального единства.

    5.Выход из кризиса цивилизаций- путь преображения, перенос ценностей и целей в сверхчувственное Царство Божие, рождение новой цивилизации, которая будет шагом вперед в вечном процессе восхождения человека к сверхчеловеку.

    6.Пять стадий развития цивилизации:

    • Возникновение (Цивилизации создаются тогда, когда условия не слишком благоприятные и не слишком тяжелыми).

    • Рост

    • Надлом

    • Распад

    • Гибель

    7. Выделял 21 цивилизацию. При этом только семь из них относятся к живым сообществам – русская, западная, индийская, арабская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. Кроме того, почти в каждой из существующих цивилизаций Тойнби видел признаки надлома и говорил о начале кризиса. К числу древних цивилизаций он относил хеттскую, минойскую, византийскую, персидскую, вавилонскую, мексиканскую, андскую, шумерскую, египетскую, юкатанскую, а так же цивилизацию майя.

    Возражений П. Сорокина против цивилизационной теории А. Тойнби достаточно много. Представлю некоторые из них:

    1. Из тысяч или десятков тысяч социокультурных образований доцивилизационного уровня, существовавших в истории человечества, лишь очень немногие выработали исторически самостоятельные формы цивилизации, а все остальные были поглощены расширяющимися цивилизациями.

    2. Цивилизации не обязательно основываются на какой-либо Большой идее, которая в них формулируется, развивается и реализуется. Они могут не представлять собой логично построенную или эстетически целостную систему. Напротив, они заключают в себе крайние противоречия, приводящие к конфликтам, диалектическим процессам, что и получает выражение в их исторической динамике. И, кроме того, жизненный путь цивилизации может вовсе не состоять из трех циклов, предложенных Тойнби, Данилевским и Шпенглером: рождение, развитие, распад, что по мнению Сорокина чрезмерно общая модель.

    3. Помимо этого П. Сорокин называет большой ошибкой цивилизационной теории Тойнби смешение «культурных систем» с социальными системами. К последним Соркин наиболее склоняется при собственном определении цивилизации, хотя сами цивилизационщики говорят скорее о первом. Это смешение заключается в том, что название «цивилизация» дается существенно различным группам и их общим культурам.



    написать администратору сайта