Главная страница

Значение морали. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения


Скачать 171.28 Kb.
НазваниеЗначение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения
Дата10.09.2021
Размер171.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗначение морали.docx
ТипДокументы
#231310

Оглавление


  1. Понятие и значение морали 2

  2. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву 8

Заключение 18

Список используемой литературы 19

Введение

В любой исторический период общество нуждается в определённом социальном регулировании общественных отношений, осуществляемом посредством реализации различных социальных норм: норм права, морали, обычаев и т.д. Считается, что нормы права и морали являются правилами поведения, оказывающими влияния на отношения людей и деятельность организаций в процессе их деятельности.

Проблема взаимодействия морали и права представляла собой важнейшую научную и практическую проблему еще в прошлые эпохи и актуализировалась каждый раз в ответственные периоды изменения общества.

Тесную связь морали и права можно отследить в памятниках права прошлого и настоящего, раскрывая морально этические понятия о праве, опираясь на древнее высказывание «Jus est ars boni et aegui» («право есть искусство добра и справедливости»).

В работе «Философия права»1 Гегеля рассматриваются вопросы права во взаимосвязи с опросами морали и нравственности. Он считает, что человек внутри себя обладает масштабом правового … его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть и он сам в себе самом находит подтверждение того, что имеет силу закона».

Осмысление содержания правовых норм требует их всесторонний анализ с учетом требований идей правового сознания общества, а также выявление связей норм права с моральными принципами и нравственным сознанием общества.






1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б.Г., Левиной М.И. М.: Мысль, 1990. Т.2.
    1. Понятие и значение морали



Отношения между людьми регулируются не только с помощью законов. На них влияют религиозные догмы, национальные обычаи и, конечно, морально-этические принципы. Но религия и обычаи – это вполне понятные термины.

А вот что такое мораль, сразу сказать не получится. Кажется, слово мораль хорошо известно. Но далеко не все смогут ответить сразу: что это? Однако любой интеллектуально развитый человек осознаёт и может утверждать, что наличие такого компонента взаимоотношений между людьми, как мораль, является ключом к общественному развитию и прогрессу.

Мы попытаемся сформулировать эту концепцию, а также понять, в чём необходимость морали. В социуме издавна выработались некоторые поведенческие принципы: осознание грани между добром и злом. Следование этим принципам не является обязательным для человечества. Однако, чтобы индивид успешно интегрировался в социум, нужно придерживаться этих норм. К примеру, нормы морали у европейцев и мусульман могут в корне различаться. Поэтому каждый человек может по- разному продолжить фразу «мораль – это…» и при этом разные ответы будут отчасти правдивыми2.

Если вас интересует мораль, что это такое и вы хотите знать, кто является автором термина «мораль», придётся заглянуть в далёкое прошлое. Впервые слово мораль было упомянуто древнегреческим философом Цицероном.

Слово произошло от греческого mores, что в переводе означает

«общепринятые традиции». Позднее Аристотель позиционировал понятие





2Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современн4о6й России: понятия, цели, основные направления.: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2016, с. 169.

слова «мораль» как определение отдельной ветви изучения «практической» философии, потому что она отвечает на вопрос: что нам делать?

Размышляя над тем, что значит мораль, Аристотель назвал главную цель этического счастья деятельностью души в полноте добродетели, то есть самореализации. Самореализация является разумным действием, избегающим крайности и обладающим золотой серединой. Поэтому основа добродетельности – умеренность и осторожность. Раздел философии, который изучает нормы морали и нравственности, называется «этика».

В этике определение слова мораль звучит так: мораль – это синтез общепринятых норм поведения в социуме, понимание что такое хорошо и что плохо, где находится грань между добром и злом, отношение к себе, другим и природе.

Принципы морали – это отправная точка, на основе которой строится вся этика, всё нравственное поведение человека (человечность, справедливость, доброта, толерантность и т. д.).

Существуют принципы морали в дополнение к определённым моральным нормам, таким как «не кради» или «будь милостив». Они особенны тем, что определяют более общие формулы, из которых могут быть получены все другие конкретные законы морали. Они представляют собой мировоззренческие установки, которые на основе морального опыта закрепляют нравственную роль человечества, так называемую добродетель. Высокие моральные принципы развиваются в результате семейного воспитания и в процессе обучения. Они вместе приводят к пониманию и восприятию таких черт характера, как гуманность, справедливость и рациональность3.

Пути и средства воплощения любого из всех морально-нравственных принципов очень разные и зависят от персональных качеств личности,





национальных и религиозных традиций, устоявшихся в социуме и конкретных жизненных ситуаций.

Самыми обширными и широко используемыми являются пять принципов: гуманизм, взаимоуважение, рационализм, отвага и честь.

Гуманизм – это один из главных принципов морали. Это положительных качеств, которые представляют собой сознательный, доброжелательный и самоотверженный подход к людям вокруг нас и ко всему живому в природе. Человек – это существо, наделённое духовностью и интеллектом, и в любой, даже самой сложной ситуации он обязан оставаться человеком в соответствии с высоким моральным уровнем своего развития. Гуманизм формируется из ежедневных бескорыстных поступков, поддержки близких, взаимопомощи и умения идти на компромисс в спорных ситуациях. Гуманизм – это акт доброй воли, который основывается на полном понимании, доверии и взаимоуважении.

✔ Взаимоуважение – это почтительное и вежливое отношение к окружающему миру, как к волшебству или ценному дару. Такой закон предписывает с благодарностью относиться к людям и окружающему миру. Взаимоуважение ассоциируется с такими качествами почтительность, доброта, благодарность.

✔ Рационализм – это действие, основанное на моральном опыте. Оно содержит такие принципы, как мудрость и логика. Рациональность, с одной стороны, – это действия рассудка, с рождения подаренное личности, а с другой стороны, – действия, соответствующие опыту и системе моральных ценностей.

✔ Отвага и честь – это категории, которые означают способность личности побеждать трудные жизненные препятствия и страхи, не теряя чувства своего достоинства и почтения к другим. Они сильно связаны между собой и основываются на таком фундаменте, как ответственность, обязательность и настойчивость.

Принципы морали должны постоянно присутствовать в человеческом поведении для укрепления высокоморального духа. Разобравшись с тем, какие бывают моральные принципы, можно перейти к изучению норм морали.

Нормы морали в современном обществе Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами.

Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека? Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств. Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо.

Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием.

Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме. Виды моральных норм Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет).

Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

  • затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

  • понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия

чести;

  • имеющие отношение к независимости, в том числе личностной

свободы;

  • касающиеся хранения секретной и личной информации;

  • осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

  • миролюбивое разрешение межличностных споров;

  • уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально.

Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Как согласованно люди смогут сосуществовать в отдельном социуме определяют нравственные нормы. Они не универсальны и изменяются под влиянием фактов истории, географии, традиций и этноса.

Со временем ответы на вопросы вроде «для чего нужна мораль» стали в корне отличаться. В средние века современное потребительское отношение к жизни и стремление к обогащению было бы осуждено4.





В наше время принято, что чем больше состоятельных людей в обществе, тем лучше. Нравственность рождает качественные отношения, определяя грани между добром и злом, плохими или хорошими действиями. В общем, личностное «эго» формируется из правил, которые определяют всё наше существование, наш подход к тому, что происходит вокруг нас. Поэтому вопросы – зачем нужна мораль в жизни человека или зачем нужны правила морали будут актуальными пока существует само человечество.

Синонимом термина морали есть – нравственность. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь и различия этих понятий.

Ряд учёных утверждают, что мораль и нравственность являются синонимами и означают одно и то же. Другие учёные находят отличие морали от нравственности. Попробуем понять в чём отличие морали от нравственности. Для этого разобьём таблицу сравнения: мораль и нравственность-сходства и различия.

Нравственность и мораль – это понятия, схожие и в то же время отличающиеся друг от друга. Этика морали – это принципы поведения личностей, которым нужны добрые дела, не нарушающие справедливость, в то время как нравственность – это прямое воплощение этики, человеческих качеств, нацеленных на бережные отношения к чувствам других и природе в целом готовность помогать страждущим и нуждающимся, соответствие собственного поведения и моральных устоев современного общества.

В любом случае мораль и нравственность – это совокупность норм и принципов поведения личности по отношению ко всему окружающему миру, будь то другие люди, животные, растения, или другие формы жизни и даже неодушевлённые предметы.
    1. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву



Основой морали является свобода автономной воли. Всякий раз, когда мы будем действовать, стесненные внешней силой, мы будем вне нашей морали.

Автономия воли приведет нас на путь нравственности только тогда, когда мы будем действовать на основе общепризнанных принципов, а не на основе наших собственных интересов.

Признание человечества высшей ценностью любого человека. Использование и манипулирование людьми для достижения личных целей, которые являются категорически моральными.

В то время как законы природы - это законы, согласно которым все происходит на земле, моральный закон - это закон, согласно которому «все должно происходить». Таким образом, моральный закон не действует путем предоставления и ограничения как юридический, например, но он, тем не менее, проявляется через уважение, а иногда даже через наложение и санкции. По своей сути, моральный закон имеет высшую ценность: понятие ХОРОШЕЕ, что проявленное пленарное заседание может привести к счастью, а глубокое знание ценностей этого закона является ключом к понятию СВОБОДЫ.

Мы можем попытаться провести параллель между моральным законом и юридическим, но не прежде, чем указать, что моральные законы обычно включают юридические, а не наоборот. По словам авторов А. Г. Чира и Л. М. Кортара из тома «Деловая этика», изданного в 2008 году в издательстве Risoprint Cluj, мы можем сделать краткое изложение связей между моральным и юридическим правом:

    • правовой закон основан на моральных нормах и принципах, а не наоборот;

    • правовой закон усиливает моральные нормы и навязывает их соблюдение;

    • уважение к правовому закону является моральной обязанностью;

    • правовой закон часто имеет национальные особенности, а моральные принципы носят универсальный характер;

    • правовой закон предлагает общую нормативную базу, в то время как мораль регулирует каждый момент нашей жизни в соответствии с контекстами;

    • юридический закон понятен каждому, а моральный закон может противостоять различным суждениям;

    • иногда юридический закон предусматривает правила, которые не являются морально приемлемыми (например, аборт или смертная казнь);

    • знание закона показывает нам, что делать, в то время как закон морали помогает нам правильно ставить цели;

    • при разработке и толковании правовых законов необходимо наличие моральных предписаний;

    • Некоторые правовые законы вступают в противоречие с моральными законами, создавая неравные условия.

Весьма наводящий на размышления Кант завершил одно из своих утверждений относительно ранее обсуждавшихся нами: «Звездное небо над мной и моральный закон в памяти».

Но давайте уточним, что мораль, в целом проявляемая нормами и моралью, оказывает решающее влияние на индивидуальное и коллективное сознание, неизменно приводя к конституции НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

В общем виде моральное сознание можно считать отражением божественных законов в нашей душе или знанием нашей цели в реальном

мире. В концепции румынского философа Константина Леонардеску она представляет «ту психическую силу, с помощью которой мы отличаем добрые дела от плохих, по которым мы можем знать, что делать правильно или нет».

И Гарабет Ибрайлеану наводит на размышления: «Человек несет центр физического мира в любой точке пространства, занимаемого его временем; однако центр сентиментального и интеллектуального мира несет его в своем сознании ». Моральное сознание каждого человека также является мерой его свободы мысли и действий, и мы осмеливаемся сказать это сегодня. А самоограничение является условием моральной свободы личности.

Каждый человек обладает определенной моральной совестью, потому что в его собственной совести должна быть минимальная мера добра. Поэтому моральное сознание можно охарактеризовать следующим образом:

  • психическая сила, которая направляет нас в решении, что правильно, а что нет;

  • божественное вдохновение;

  • практическое суждение, направленное на исполнение настоящего поступка.

Моральная совесть - это та, которая пытается применять восприятие морального закона на практике и вносит решающий вклад в установление морального порядка. Наиболее значимые различия, отмеченные Н. Младиным между моральным законом и совестью:

моральное сознание преобразует моральный закон в личный закон, так что моральный закон как объективное правило является внешним по отношению к личности, а моральное сознание как субъективная форма имеет внутреннюю природу;

через моральное сознание моральный закон проходит во временной плоскости;

В более широком смысле моральная совесть - это сила души, а в более узком смысле - это действие, которое происходит в человеке, посредством которого объективный закон становится собственным законом человека.

Предполагается, что в процессе эволюции человека его нравственное сознание проходит три стадии, а именно:

    • грубый эгоизм "живет для тебя";

    • эго-альтруизм "Живи для себя и для других"

Вследствие навязывания, продиктованного моральным сознанием, появляется понятие ответственности.

Под литературной ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ понимается обязанность реагировать, указывать на что-то, проявлять сознательное отношение к социальным обязательствам. Ответственность включает двойной аспект, имеющий:

объективный (внешний) характер, который относится к ответственности перед законами, общественным мнением, коллективом и т. д.

Субъективный (внутренний) характер, касающийся ответственности перед совестью, проявляется как индивидуальная моральная ответственность. Существует очевидная разница между ответственностью и ответственностью, то есть ответственность требует принятия на себя последствий предпринятых действий, тогда как ответственность является

внешним обязательством выполнять навязанную деятельность.

Наиболее вероятным следствием свободы является моральная ответственность, то есть отношение, при котором мы осознаем свои действия, принимая на себя последствия. Поэтому моральная ответственность считается наивысшим уровнем ответственности в любой области и при любых обстоятельствах. В качестве компонента моральной ответственности социальная ответственность определяется как выражение гражданской личности, в которой индивид принимает на себя предпринятые действия (по всем аспектам: социальный, моральный, профессиональный, политический).

Понятие поступок характеризует истинное поведение личности. Именно поступок является ключевым показателем морально-нравственной деятельности человека. «Человек, совершающий нравственный поступок, этим еще не добродетелен; индивид добродетелен, если данный способ поведения является базовой чертой его характера, следовательно, человек есть не что иное, как ряд последовательных его поступков».5

Человек, живущий по-божески, соблюдающий библейские заповеди, имеет особое значение. Однако, не всегда верующие люди являются богопослушными. На это указывают и религиозные тексты: правило Талиона в Ветхом завете — «око за око и зуб за зуб», «мне отмщение и аз воздам», «любить врагов своих». На наличие проблем во взаимосвязи норм нравственности и морали с поведением, поступками и деятельностью человека указывает также превосходство религиозно «окрашенных» этических групп и систем в различных государственно-общественных организациях.

В процессе развития общества стало необходимостью регулировать сложные взаимоотношения между людьми путем появления более жестких правовых предписаний. Именно на этом этапе нравственные нормы могут не коррелироваться с правовыми6. Кроме таких ситуаций конфликта правовых и нравственным норм, они возникают также в ситуациях, когда личностное сознание отклоняется от принятых норм права.

Моральные принципы и нормы не всегда находят отражение в современных законах России. Тогда юридическая наука ставит перед собой задачу оказывать содействие определения факторов, способных сократить общую позитивную направленность работы законодательных органов. Научные рекомендации должны стать основой для сокращения действенности таких негативных факторов.

5 Головченко Г. А. Стратегия формирования правовой культуры личности в совреме4н6ной России: понятия, цели, основные направления.: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2016, с. 169.).

6 Черниловски3й3 З1.1М. Правовое государство: исторический опыт // Государство и право. 1989. № 4. С. 56.

Основы нравственности и гуманизма существуют в процессе правоприменительной деятельности. Для их полноценной работы необходимо применение на практике правовых законов, применяемых к нравственным устоям общества и высоким моральным качествам правотворительных органов.

Ценностную основу общественных отношений составляют именно нравственные и моральные нормы. Специфика нравственных и моральных норм состоит в регулировании общественных отношений.

Однако, на одной нравственности и морали государство не сможет выжить. Именно здесь появляется право, которое выполняет регулятивную функцию для упорядочивания поведения людей.

Право является равной мерой свободы и, самое главное, гарантией ее обеспечения, способная реализоваться в процессе ее непосредственного применения. Право может быть исполнено осуществлением таких правовых явлений, как субъективные права и юридические обязанности, дозволения и запреты, предписания, вознаграждения и ограничения.

В целях защиты нравственных интересов общества государство использует принудительные методы обеспечения прав и свобод граждан и вместе с тем ограничения незаконной деятельности отдельных лиц. Такие отношения между государством и обществом должны быть основаны на становлении здорового гражданского общества, с четкими морально-нравственными устоями и справедливыми законами.

Свобода заключается в пространстве человеческого сознания, никак не связанного с правовыми гарантиями. Она не является подвластной вешним факторам, к которым относится в том числе правовая ответственность. Последняя, в свою очередь, напрямую относится к духовности и нравственности общества.

Право корректирует реальность, основу которой занимает духовно-нравственное осознание долга. Оно не только нравственно обусловлено, но и придает охраняемую законом силу нравственным нормам и принципам. Право одновременно устанавливает репрессивные санкции и вместе с тем признает достоинство личности и свободу человека.

Правовая культура позволяет обеспечить надлежащую ориентацию граждан и должностных лиц в основополагающих началах и принципах правовой системы Российской Федерации. Она создает базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права, для профилактики правонарушений.

Развитие или стагнацию правового развития определяет правовой нигилизм. Правовой прогресс невозможен без развития правовой культуры. Одной из главных задач правоприменительной практики и законотворчества является преодоление правового нигилизма7.

Доверия населения к закону и государству в условиях недостаточного уровня правовой культуры и компетенции государственных служащих, социально–политического и экономического кризиса в стране неуклонно падает.

Основными предпосылками распространения правового нигилизма являются:

  • сокращение интереса граждан к морально–этической проблематике;

  • пропаганда аморального поведения и безнравственности;

  • криминализация различных социальных групп, распространение в обществе ценностей криминальных субкультур;

  • особенности российского менталитета (связанные с вековым самодержавием, крепостничеством, приоритетом государственной власти над общечеловеческими демократическими правами и свободами);

  • идеализация традиций западной правовой системы на отечественную, перенесение их практики на российскую систему без необходимой адаптации к сложившимся правовым традициям;

  • отсутствие правовой регламентации отдельных сторон общественной жизнедеятельности (медицины, спорта, экологии);

  • деформация правосознания граждан, связанная с глубоким социально–экономическим кризисом в 90-х годах;

  • юридическая неграмотность и правовое бескультурье.

Российское правосознание имеет свои особенности: с одной стороны, оно не является развитым в сравнении с западными цивилизациями, с другой —расположено на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права.

Правовое просвещение выступает в роли метода правовой пропаганды и стремиться воспитать уважение общества к праву и законности как ценностной установке широких слоев населения России.

Правовому нигилизму противостоит правовая культура, тесно связанная с правосознанием. Правовая культура является относительно самостоятельной категорией, хоть и опирается на правосознание. Она включает в себя социально-психологические процессы, происходящие в обществе, а также юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов.

Правовая культура определяет принципы правого поведения каждого человека отдельно. Вместе с тем, она диктует обществу систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.

Высокий уровень правовой культуры является одним из признаков правового государства.

Правовая культура состоит из психологических, идеологических и поведенческих элементов. На данный момент в России имеет место существенный разрыв между нормативно–ценностной основой и существующей правоприменительной политикой судебной системы. Минимизация такого разрыва возможна только тогда, когда судебная правоприменительная политика будет строится профессионалами с высокой правовой культурой, для которых долг, справедливость и гуманность — ориентир осуществления правосудия, а не декларация, закрепленная в норме закона.

Особая зона риска занята правоприменением в системе исполнительной власти. Правовой кризис проявляется здесь наиболее ярко. З. М. Черниловский пишет, что исполнительная власть всегда стремиться к минимизации контроля. Этому в известной мере способствует владение средствами принуждения, опора на бюрократический аппарат, манипулирование информацией.

Проблема ориентации правоприменительной политики в управленческую сферу на нравственные ценности становится все более значимой из-за непрерывного развития потока всевозможных практик взаимодействий гражданина и власти. Мораль становится неотъемлемой частью деятельности всей системы государственных служащих и служащих правоохранительных органов. Владение исполнительной власти всевозможными средствами принуждения и влияния права и свободы потребовало, как упоминалось ранее, создание системы кодексов, где проявление уважения к таким ценностям как честь и достоинство личности, неприкосновенность человека закладывается в основу профессиональной деятельности.

Однако дефекты правосознания, как неотъемлемого элемента правовой культуры, многих субъектов сферы приложения исполнительной власти подрывают ее авторитет и искажают ее предназначение в системе разделения властей.












Заключение


Существование правового государства невозможно без правовой культуры. Она способствует установлению осознанной правовой связи человека и общества, взаимности прав и обязанностей гражданина и государства.

Мораль регулирует многое в нашей жизни, а правовая культура, основана на моральных нормах и принципах, усиливает их и призывает к соблюдению морально-нравственных ценностей, формирует уважительное отношение к праву.

Правовая культура дает возможность гражданам и должностным лицам ориентироваться в основах и принципах правовой системы Российской Федерации, повышает уровень правового сознания и поведения граждан, способствует профилактике правонарушений. Уровень правового нигилизма граждан ускорит или замедлит правовое развитие государства.

Правовой прогресс и стабильное внутриполитическое положение страны невозможны без развития правовой культуры. Уровень правовой культуры, отсутствие пробелов в воспитании морально-нравственных ценностей в граждан в любом особенно раннем возрасте, достигается стремлением к самообразованию и самосовершенствованию, а главное уважению к праву и морали.



















20








написать администратору сайта