принятие христианства 988 г. Знакомство Руси с христианством произошло задолго до её крещения князем Владимиром в 988 г официальной датой обретения христианством государственного статуса
Скачать 18.9 Kb.
|
Знакомство Руси с христианством произошло задолго до её крещения князем Владимиром в 988 г. - официальной датой обретения христианством государственного статуса. В отличие от Западной Европы, где распространение и утверждение христианской веры шло в значительной мере от "низов к верхам" общества, Русь принимала христианство как государственную религию. То, что христианство было сознательно "выбрано" и внедрялось "сверху", преследуя, прежде всего геополитические цели, создало в русской культуре феномен двоеверия - христианско-языческого синкретизма. С новой верой для Руси открывался путь приобщения к византийской и Западно-Европейской культуре, но методы, способы принятия христианства заложили основу для будущих противоречий, которые проявлялись в ересях, расколе и так далее. Христианство явилось духовной основой европейской цивилизации. Выбор Владимира в этом смысле был верен. В нем проявилась ориентация на Европу. Из двух наиболее значимых ветвей христианства: католичество и православие, он выбрал православие или ортодоксальное христианство. Принятие христианства имело для Руси долговременные последствия. Прежде всего, она определила свое дальнейшее развитие как европейская страна, стала частью христианского мира и сыграла заметную роль в тогдашней Европе. Следует отметить, что Русь принимала христианство, а не собственно православие. Разделение церквей произошло только в 1054 году, а окончательно - в 1204, когда крестоносцы завоевали и разгромили Константинополь. Выбор православия позволил Руси сохранить независимость и самостоятельность от духовно-религиозной власти римского папства. В то же время, она оказалась в состоянии противостояния и с восточноазиатским миром (впоследствии миром ислама) и с католической Западной Европой. Постоянная угроза утраты независимости скрепляла русские княжества и подталкивала русский народ к объединению. Постепенно Русь превратилась в Россию - большое независимое государство. Крещение Руси произошло в 988 г., когда по приказу Великого князя Владимира киевляне должны были принять крещение в водах Днепра, признать единого Бога, отказаться от языческих богов и свергнуть их изображения - идолов. В одних княжествах крещение принималось добровольно, в других вызвало сопротивление народа. Можно предположить, что киевляне восприняли крещение как языческое действо - очищение водой и обретение еще одного бога, покровителя князя. Социокультурные последствия принятия христианств: Христианизация Руси была, безусловно, закономерным и длительным процессом. Христианство распространялось в двух формах - в книжной, письменной традиции - для высших слоев общества, элиты и в устной - для простонародья, что создавало почву для различных ересей. Поэтому, усвоение и трактовка христианства в разных социальных слоях происходила неодинаково. Первоначально усваивалась обрядовая, внешняя сторона христианства, которая вписывалась в языческий быт славян. Такое восприятие христианства в простом народе, "простая" вера впоследствии получила в научной литературе название "обрядоверие". Догматическими основами вероучения население, в своей массе, овладело только к XVI в. в процессе выработки национального религиозного канона. До XVI в. общество мирилось с сочетанием христианства и язычества, своеобразного сочетания "языческих действ" и " христианских служб". Это проявилось в так называемом "двоеверии". Овладение христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью происходило постепенно и привело к формированию новой культурно - религиозной самоидентификации, и включению людей в новую социокультурную общность - христиане. Это проявилось, в частности, в том, что самый большой слой населения Руси - смерды, стали называться крестьянами - христианами. Новая религия, вводимая "сверху", зачастую насильственными методами, должна была постепенно вытеснить старую - язычество. Среди его социокультурных последствий имевших единовременный или постоянный характер, можно выделить: • принятие новой веры и переход от политеизма к монотеизму; • постепенная христианизация Руси (X-XVI вв.); • искоренение язычества и борьба с остатками древней веры, обрядами, обычаями, праздниками и т.п., которая растянулась на столетия ввиду того, что языческие верования были тесно связаны с хозяйственной деятельностью, природой, естественными потребностями и желаниями человека, основывались на оптимизме и жизнелюбии; • гонения церкви на устные предания, языческую мифологию и фольклор, в результате чего они не были своевременно закреплены в письменной традиции (записи начались только с конца XVII в.) и не воспринимались как составная часть истоков, корней отечественной культуры; • формирование и длительное существование православноязыческого синкретизма или «двоеверия»; • христианская проповедь милосердия, смягчения нравов, отказа от кровной мести, многоженства, рабовладения, кровавых жертвоприношений и т. п.; • становление русской православной церкви как института и духовенства (священства и монашества) при поддержке княжеской власти, складывание церковной иерархии; • появление и распространение монастырей, формирование монастырской культуры; • внедрение в народный быт новой христианской обрядности - крещения, венчанья, отпевания, православных праздников - святцев и т.д.; • утверждение нового типа сознания, православной системы ценностей, в основе которой были жесткие ограничения, строгое выполнение нравственных принципов, религиозная этика, для которой характерно вычленение грехов, символизирующих отпадение человека от Бога и святости как идеала, противоположности греха; • ориентация человека - верующего христианина на покорность и смирение, духовное преображение, стремление к самоусовершенствованию, что стимулировало распространению такого феномена русского православия как духовность; • появление отечественных православных святых (первыми были канонизированы представители княжеской династии Рюриковичей Борис и Глеб); • распространение письменности (кириллицы), обучение грамоте и формирование письменной, книжной культуры; • развитие древнерусской литературы; • распространение церковного и светского каменного строительства (архитектура церковная); • появление изобразительного искусства - иконописи, фрески, мозаики, миниатюры; • влияние церкви на общественно-политическую и хозяйственную жизнь страны. Например: требование многодневных постов привело к большому употреблению овощей в повседневном рационе и вызвало развитие овощеводства; лучшими огородниками были монахи; храмовое строительство повлияло на развитие мастерства: русские мастера овладели приемами каменной кладки и т.п. Вышеперечисленные социокультурные последствия принятия христианства не являются исчерпывающими, но все они сказались на развитии русской культуры. Православная церковь и государство После принятия христианства православие постепенно стало оказывать влияние на этническое сознание и культуру. Влияние русской церкви распространялось на все стороны общественной жизни. Государственные акты, праздники (церковные и государственные), освещение и богослужения по поводу начала и окончания любого мероприятия; регистрация актов регистрации рождений, браков и смерти - все это было в ведении церкви. Княжеская власть активно влияла на становление и укрепление православной церкви на Руси. Сложилась система материальной поддержки церкви. Православный храм становится центром не только духовной, но и общественной и хозяйственной жизни прихода, особенно сельского. Церковь заняла важное место в политической жизни страны. Князья, начиная с Владимира, призывали митрополитов и епископов к участию в государственных делах; на княжеских съездах на первом месте после князей было духовенство. Русская церковь выступала в княжеских междоусобицах как умиротворяющая сторона, она ратовала за сохранение мира и благо государства. Эта позиция церкви отразилась в богословских и художественных произведениях. Духовенство было наиболее образованным слоем общества. В трудах деятелей церкви выдвигались общезначимые идеи, осмыслялось положение России в мире, пути развития русской культуры. Русская православная церковь в период раздробленности Руси и монголотатарского нашествия была носителем православной веры, позволяющим поддерживать в народном сознании единство Руси. С середины XIV в. постепенно начинается культурный подъем, развитие просвещения, распространение грамотности и накопление научных знаний во всех областях. Оживляются внешние контакты за счет дипломатических связей, паломничества к святым местам, торговли. В результате расширяется кругозор людей. С XV в. более активно происходит процесс формирования русской национальной идеи, культурнорелигиозного самоопределения народа. Он проявился в осмыслении места России и мире, путей ее дальнейшего развития и национальных приоритетов. Определенным толчком в этом направлении стала Флорентийская уния 1439 г. (союз католической и православной церквей). В результате сложных политических и религиозных процессов русская православная церковь в 1539 г. стала автокефальной - самостоятельной, с патриархом во главе. Формулируется политическая теория российской государственности. В ее основе две идеи: • преемственность власти Московских князей от князей Владимирских и Киевских и даже римских императоров («Сказание о князьях владимирских»); • божественное освещение царской власти от Византии и константинопольских императоров. Одновременно, с конца XV в., начинается спор о месте церкви в государстве. Основные направления русской общественно-политической и философско-богословской мысли XV - XVI вв. Традиционное православие представлял Иосиф Волоцкий (1439-1515 гг.), игумен Волоцкого (Волоколамского) монастыря. Его сторонники называли себя «иосифляне». Иосиф Волоцкий придерживался следующих взглядов: • выступал идеологом богоустановленности царской власти и права московских князей на абсолютное «самодержство»; • был сторонником союза церкви и государства в лице царя - защитника православия; • боролся за сохранение монастырского землевладения, сильной и богатой церкви; • был инициатором жестоких преследований еретиков; • ратовал за проведение монастырской реформы на основе укрепления дисциплины и повиновения монахов; • преувеличивал роль заупокойных молитв монахов в спасении души христиан, что снижало в глазах мирян ценность добродетельного поведения и труда при жизни в надежде, что их грехи будут замолены другими после смерти. |