Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Хан Берке…………………………………..………………..….………... 2 Времена смуты в Золотой Орде……………………………..….……… 2.1 Темник Ногай …………………………………………………..………

  • 2.2 Хан Токты .……………………………………………………...…….. 2.3 Узбек Хан…………………………………………………………..…… 3 Падение Золотой Орды……………………………………………..……

  • Заключение…………………………………………………………….......... Список используемой литературы…………………………......……..…. Введение

  • Формирование Золотой орды

  • Времена смуты в Золотой Орде

  • золотая орда. Золотая орда. Золотая орда в 1315 вв


    Скачать 41.55 Kb.
    НазваниеЗолотая орда в 1315 вв
    Анкорзолотая орда
    Дата06.04.2023
    Размер41.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗолотая орда.docx
    ТипДоклад
    #1040572


    Доклад на тему:

    «Золотая орда в 13-15 вв.»

    Тема №12

    Подготовил: Рожков Кирилл

    ИГЭС 1-10

    Принял:

    Содержание

    Введение………………………………………………..…………..…………

    1 Формирование Золотой Орды………………………………..………….

    1.1 Хан Батый…………………………..………………………..….………..

    1.2 Хан Берке…………………………………..………………..….………...

    2 Времена смуты в Золотой Орде……………………………..….………

    2.1 Темник Ногай …………………………………………………..………

    2.2 Хан Токты .……………………………………………………...……..

    2.3 Узбек Хан…………………………………………………………..……

    3 Падение Золотой Орды……………………………………………..……

    Заключение……………………………………………………………..........

    Список используемой литературы…………………………......……..….

    Введение

    Вследствие скудости сведений в письменных источниках мы не имеем возможности дать обо всех важнейших фактах внутренней и политической истории Золотой Орды. Таким образом мы постараемся изложить исторические факты о Золотой Орде и период ее сложения, расцвета и упадка, т. е. в XIII

    XV вв. Ставя себе задачей не только описать наиболее важные факты и событии, но и выявить те тенденции общественного и политического развития, которые были у Золотой Орды и ее ближайших соседей — России и народов Средней Азии в XIII–XV вв. Потому что нельзя понять ни расцвета, ни падения татарского государства — Золотой Орды — изолированно от общего пути развития ее соседей — России с одной стороны и государств Средней Азии с другой. Золотая Орда не была государством, выросшим на почве нормального развития какого-нибудь одного народа. Золотая Орда — искусственное государственное образование, сложившееся путем насильственного захвата чужой земли, со всей полнотой и многообразием культур и своих разногласий.

    Формирование Золотой орды

    В ходе захватнических войн на территории Восточной Европы к вновь образующемуся государству татар были присоединены различные территории. Крым со старой культурой приморских городов и с пестрым по своему этническому составу населением, Болгарское земледельческое княжество, культурную полосу торговых волжских поселений и городов. Например Саксин, с пестрым местным населением (остатки - хазар, аланов, гузов, перешедших на оседлую жизнь половцев) и огромные пространства степей юго-восточной Европы, где кочевали половцы. К этим чуждым друг другу отдельным областям были присоединены маленький, но богатый городами культурный Хорезм да предгорья Суеверного Кавказа. Из всего этого пестрого мира и образовано было государство с татарской властью во главе. Татарские ханы с самого начала опирались на сильные монгольско-тюркские отряды, которые численно росли по мере роста кочевого населения в степях Золотой Орды. Ханская власть обладала огромной казной, которая слагалась из доходов, поступавших путем эксплуатации всех входящих в нее перечисленных выше культурных областей. Из даней, которые шли с русской земли, с ее земледельческих селений и городов, и, наконец, с той торговли, которую татарские ханы с помощью мусульманских купцов уртаков вели с соседними странами. Рост золотоордынских поволжских городов опирался не столько на нормальное развитие собственных производительных сил, сколько на средства, добытые путем ограбления других народов. Характерно, что и культура Золотой Орды, материальная и духовная, создавалась не собственными татарскими силами, а руками, знаниями и талантом покоренных народов.

    Хан Батый. (Бату)

    Первым Золотоордынского государства ханом, был завоеватель Восточной Европы и тем самым основатель Золотой Орды — Батый. Время его царствования — годы с 1237 по 1256, хотя было бы правильнее считать с 1236 г., т. е. с года покорения всего Дешт-и-Кыпчак.    Огромные пространства так называемых «южнорусских степей» от Днепра и далеко за Волгу на Восток, начиная с XI в. и вплоть до XV в., в восточной (арабской и персидской) литературе носили имя «Дешт-и-Кыпчак», т. е. Кыпчакская степь. О Батый в исторических источниках мало сведений. Мы знаем, что он был не только энергичным вождем завоевательных походов, но, несомненно, крупным организатором вновь образуемого государства. Это было время, когда отдельные, только что возникшие улусы еще крепко были связаны с единой империей Чингисхана, входя в нее в качестве ее основных частей. Бату пришлось действовать в наиболее ответственные годы после смерти Чингисхана (1227). Он был активным: лицом в жизни империи при великом хане Угэдее (1229—1241) и принимал деятельное участие в перевороте. Бату воспользовался этим моментом и по соглашению с великим ханом Мункэ стал фактически правителем.

    Первые ханы — Батый и Берке — поняли особую важность Нижнего Поволжья, которое они и сделали местопребыванием ханской ставки. Много было преимуществ у Поволжья, чтобы избрать его центром нового государства. С одной стороны, здесь пролегала магистраль упомянутой караванной торговли, с другой — отсюда было ближе к другим монгольским государствам, в том числе и к самой Монголии, центру всей Монгольской империи. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что, будучи совокупностью земледельческих районов и городских поселений, культурная полоса по Нижней Волге была так близка от степи, что здесь легко было сочетать оседлое и кочевое хозяйство. Большое удобство представляло Поволжье и для кочевий, ибо здесь в ряде мест находились богатые заливные луга. С именем основателя Золотоордынского государства хана Бату связана закладка крупного города, ставшего до Узбек хана столицей Улуса Джучи, — города, впоследствии получившего имя Сарая Бату. В отличие от другого Сарая, который был основан братом Батыя, Берке ханом, и назывался Сараем Берке, куда была перенесена столица при Узбек хане. В исторической литературе эти города были известны под именем Старого и Нового Сарая. Подлинное их историческое имя удалось недавно выяснить главным образом на основе персидских источников.<1> От обоих городов остались в настоящее время только развалины. Развалины Сарая Бату — Старый Сарай лежат на месте Селитренного, недалеко от Астрахани, развалины же Сарая Берке, Новый Сарай находятся на рукаве Волги, Ахтубе, недалеко от Сталинграда, там, где и по сие время лежит город Ленинск, бывший не большой город Царев.

    Насколько большое значение придавали еще при Батые вновь образованному городу, видно хотя бы из того, что о нем упоминают наиболее ранние авторы.

    Едва ли будет ошибкой предположить, что Сарай Бату возник вблизи или на месте бывшего здесь поселения. Ведь редко города строятся на совершенно пустом (в смысле человеческого поселения) месте, да кроме того и мало вероятно, чтобы новые города в Нижнем Поволжье возникали с

    полным игнорированием того наследия, которое в виде разного рода поселений досталось татарам от предшествующей эпохи. Благодаря благоприятно сложившимся политическим условиям оба Сарая, начиная с Берке хана и вплоть до Узбек хана, а особенно благодаря политике последнего, выросли в крупные ремесленно торговые и культурные центры. Оба эти города, особенно Сарай Берке, сыграли в истории Золотой Орды столь крупную роль.

    Батый принимал участие во всех главных военных предприятиях монголов (татар), отправляя свои отряды на помощь основному войску и рассчитывая, конечно, получить свою долю добычи. Вот почему Джузджани пишет: «В каждой Иранской области, подпавшей под власть монголов, Батыю принадлежала определенная часть ее, и над тем округом, который составлял его удел, были поставлены его управители». Впоследствии, как это было, дало повод Джучидам предъявить свои претензии на Азербайджан.

    Кочевой феодал, шаманист по своим воззрениям, с точки зрения горожанина-мусульманина человек совсем некультурный, Батый не растерялся в сложной обстановке молодого государства, выросшего из монгольского завоевания Юго-Восточной Европы. Опираясь на своих советников, в числе которых было немало мусульманских купцов, Батый сразу же взял жесткую политику, главной целью которой являлось получение максимальных доходов путем жесточайших форм феодальной эксплуатации. Он наладил взимание даней с покоренных русских княжеств, для чего посылал специальных чиновников даругачей. Во главе монгольских отрядов, оставивших по себе такую печальную память, создал аппарат для взимания разных феодальных повинностей и податей с земледельческого и кочевого населения, а также с ремесленников и купцов в городах Крыма, Булгара, Поволжья, Хорезма и Северного Кавказа. Наконец, много сделал, чтобы вернуть всем, завоеванным областям былую торговую жизнь, которая так резко оборвалась в связи с опустошением в результате монгольского завоевания. И во всем этом Бату много проявил жестокого уменья и дальновидности. К сожалению, слова источников обо всем этом очень скупы, они дают только самые суммарные замечания, вследствие чего с именем Бату нельзя точно связать ни одного конкретного мероприятия по управлению, хотя едва ли можно сомневаться, что многое из того, что действовало впоследствии, было введено уже Бату.

    Батый наиболее могущественен по сравнению со всеми князьями татар, за исключением императора (т. е. великого хана), которому он обязан повиноваться. Батый скончался в 1256 г. 48 лет от роду. При Батые сношения Золотой Орды с центром монгольской, империи были вполне налажены. Начиная со времени Угэдея (1229—1241) по всей Монгольской империи нормально действовала общеимперская почта. О почте рассказывают «Сокровенное сказание», Джувейни, Рашид-ад-дин и другие. Лучше всего почта была налажена на участке Каракорум—Пекин. На этом пути было 37 ямов (почтовых станций), через каждые (25—30 км). На каждой станции находилось по 1000 человек для охраны как самой станции, так и пути проезжающих послов, их свиты и гонцов. По этой дороге ежедневно двигалось, считая оба направления, 500 огромных телег, каждая из которых была запряжена шестью волами. Телеги эти доставляли продовольствие (хлеб, рис и т. д.) в Каракорум. На каждой станции находились амбары, куда складывались запасы продовольствия. В источниках не сохранились такие подробности относительно организации почтовой службы на линиях улусов Чагатая и Джучи. По словам «Сокровенного сказания», «при настоящих способах передвижения наших послов, и послы едут медленно и народ терпит немалое обременение. В связи с этим в определенных местах устанавливаются станции — ямы, и послы впредь обязуются за исключением чрезвычайных обстоятельств следовать непременно по станциям, а не разъезжать по улусу». Таким образом, связь Золотой Орды с империей поддерживалась организованно и регулярно уже со времен Батыя через улус Чагатая. После смерти Батыя власть над  Золотой Ордой перешла к сыну последнего — Сартаку. Престол за ним утвердил сам великий каан Мункэ, в ставке которого Сартак находился в момент смерти Батыя.  Однако фактически править Золотой Ордой он не успел, так как по дороге домой умер. Произошло это в 1257 г, его преемником стал Улагчи (сын Батыя), который скончался в том же году.

    Хан Берке

    В 1257 г. ханом Золотой Орды стал Берке (1257—1266). Л. Л. .Масонов на основании данных русских летописей выдвигает как год вступления на престол Берке 1258 г. С именем Берке хана, связано основание второго Сарая, носившего название Сарая Берке, или Нового Сарая. О Берке хане больше данных, чем о Батые. При Берке хане Золотая Орда уже вполне сложилась как крупное государство. В годы его правления в жизни Монгольской империи произошли крупные перемены. В 1260 г., вскоре после смерти великого хана Мункэ (1251—1259), столица империи была перенесена из Каракорума в Пекин, что отдалило главу последней от остальных частей империи и превратило его из все монгольского хана в китайского императора. Хотя уже при Батые и Берке намечалась фактическая самостоятельность Золотой Орды, но только после событий 1260 г. можно говорить и формально о превращении Золотой Орды в самостоятельное государство. С именем Берке связано не только строительство городской жизни в Поволжье, не только расширение и углубление торговой деятельности в юго-восточной Европе, но тяжелая война с Хулагидами (представители монгольской власти в Иране) и согласованные с задачами войны дипломатические сношения с мамлюкским Египтом. Ровно через двадцать лет после завоевания Восточной Европы войсками Батыя в Иран была отправлена большая монгольская армия во главе с братом Мункэ хана (1251—1259) ханом Хулагу. В течение двух с половиной лет, начиная с 1256 г., было окончено завоевание всего Ирана, в 1258 г. взят Багдад и окончательно ликвидирован потерявший былое значение Арабский халифат. На территории Ирана было образовано в конце 50-х годов XIII в. новое государство под властью монголов из дома Хулагу. В состав итого государства вошло и все Закавказье с территориями современных Азербайджана, Армении и Грузии. Государство это имело в своем составе богатейшие и культурнейшие области, которые в течение 50—90-х годов XIII в., т. е. до появления Газаи хана (1295—1304) и его реформ, подвергались систематическому разорению со стороны вымогателей чиновников, откупщиков и разного рода хищников. В завоевании Ирана,деятельное участие принимали и отряды монголок из Улуса, Джучи. Отряды эти входили как отдельные элементы в состав войск Хулагу.

    По окончании войны в Иране между двумя монгольскими ханскими домами — Джучидами и Хулагидами — началась распря. Предметом распри был вопрос об Азербайджане.В те времена под Азербайджаном понимали современную территорию как  персидского, так и советского  Азербайджана. Хулагу (1256—1265) особенно дорожил этой областью. Столицей Хулагидов сделался город Тебриз, который при них чрезвычайно вырос. Достаточно только подчеркнуть, что до этого времени Тебриз имел в окружности шесть тысяч шагов, а при Газан хане (1295—1304) — двадцать пять тысяч шагов. Ценил Хулагу в Азербайджане исключительные пастбища. В этом отношении монголами особенно излюблены были Муганская степь в низовьях Куры для зимовок, а для летовок — покрытые чудными травами склоны гор в Каратаге. Наконец, огромное значение Хулагу и его преемники придавали богатой ремесленной промышленности, преимущественно текстильной, которой славились города и селения Азербайджана. Берке-хан всячески домогался присоединить Азербайджан к Золотой Орде и мотивировал свои претензии участием своих отрядов в завоевании Ирана и взятии Багдада. Азербайджана он требовал как вознаграждения, как своей доли добычи. Ведшиеся по этому вопросу переговоры ни к чему не привели, и между двумя монгольскими государствами, фактическая граница между которыми пролегала по линии Кавказского хребта у Дербента, начались военные столкновения, которые продолжались с перерывами в течение почти целого столетия. Иногда эти столкновения сопровождались кровопролитными битвами, чрезвычайно изнурявшими обе стороны. Войны эти были предметом подробных описаний арабских (преимущественно египетских) и персидских авторов, не говоря уже о частых упоминаниях, о них в армянских источниках. Первое большое столкновение произошло в 1263—1264г. недалеко от левого берега реки Куры и окончилось полным поражением Хулагу.  

       Битва на реке Куре имела большие и тяжелые последствия и прежде всего отразилась на торговых сношениях Джучидов и Хулагидов. По словам персидского историка Вассафа (1257— 1327), Хулагу отдал приказание, «чтобы купцов Берке-Огула, которые были заняты торговлей и торговыми сделками в Тебризе и которые имели огромные и бесчисленные богатства, всех казнили, а все имущество, которое у них было найдено, отобрали в казну. Многие из их числа держали свои вклады и ценности в руках именитых граждан Тебриза. После их истребления те упомянутые богатства остались в руках держателей вкладов. Берке-Огул, в свою очередь, стремясь к возмездию, убил купцов их ханского царства. Дороги въезда и выезда и путешествие купцов, как и работы людей большого мастерства, — были разом стеснины.Вскоре Хулагу умер. В 1265 г. на престол вступил Абага (1265—1282). В первое время, казалось, наступил мир между враждующими сторонами. Джучиды даже получили кое-какие доходы с Тебриза и Мераги. Однако Берке хан этим не удовлетворился.   Разгневался Абага и уничтожил фабрики (мастерские).1 На почве длительной и упорной борьбы Берке хана с Хулагу и Абагой и выросли интенсивные дипломатические сношения между Золотой Ордой и отдаленным Египтом, находившимся во второй половине XIII и в XIV в. под властью мамлюкских султанов. Начались эти сношения при энергичном участии как самого Берке хана, так и особенно мамлюкского султана ал-Мелика аз-Захыр-Рукн-ад-дина Бейбарса (1260—1277). Египет кровно был заинтересован в росте и благополучии далекого от него Улуса Джучи при условии, конечно, продолжающейся и даже усиливающейся вражды с хулагидским Ираном.,

    Что может быть более действенным средством, чем вражда двух монгольских государств? Вот почему основной задачей всей внешней политики мамлюкского Египта и являлось — всячески поддерживать, а если можно, и усилить эту вражду. На этой почве и возникли частые обмены послами между Беябарсом и Берке ханом. Исключительные по своему богатству подарки, которые отправлялись из Каира (столица Египта), и, наконец, настойчивые предложения о скорейшей исламизации Золотой Орды. С именем Берке хана связано начало исламизации золотоордынского общества. Принятие Берке ханом ислама вызвано было, по-видимому, политическими соображениями. С одной стороны, связь Золотой Орды с Булгаром, с ремесленно-торговыми и культурными городами Средней Азии Ургенчем, Бухарой и другими, откуда в Сарай Бату и Сарай Берке приезжали ремесленники, купцы, художники, ученые и разнообразные представители тогдашней феодально-мусульманской интеллигенции. С другой настойчивые предложения мамлюкского Египта, дружба с которым была так выгодна Золотой Орде, принять ислам, — несомненно, ставили золотоордынских ханов в положение покровительства политике исламизации страны. Однако сколько Берке хан ни старался углубить исламизацию, последняя при нем захватила только верхние слои господствующего класса, да и то только те, которые были близки к ханскому двору. Об обращении Берке хана в ислам характеризуют его как расчетливого политика. Мусульманское духовенство, держа в своих руках не только религиозный авторитет, но и огромные богатства, состоящие в доходах как с поместий, так и с недвижимого имущества в городах, стремилось захватить в свои руки побольше власти, для чего старалось всеми способами подчеркнуть свое превосходство в некоторых случаях над светской властью. Из этого следует что Берке хан был настолько умен и дальновиден, что был фактически распорядителем всей политической жизни в областях между Аму-дарьей и Сыр-дарьей, да и дальше. Судя по русским летописям, Берке хан был суровым правителем, требовавшим беспрекословного себе повиновения.При Берке хане в 1257 г. была произведена в русских феодальных княжествах перепись, имевшая задачей выявить и учесть все население, подлежавшее обложению податями и повинностями. Как сама перепись, так и установившаяся практики сбора повинностей через баскаков с их отрядами вызывала не раз со стороны покоренного населения взрывы возмущения. Известно, что новгородцы в 1259 г. встретили организованную Берке ханом перепись восстанием.

    Через три года, в 1262 г., восстание вспыхнуло в Ростове, Суздале, Ярославле и других городах. Есть все основания думать, что это освободительное движение возникло при участии самого Александра Невского.

    Времена смуты в Золотой Орде

    В царствование Берке хана в жизни Монгольской империи произошли события, которые имели огромные последствия как для самой империи, так, в частности, и для Золотой Орды. В 1259 г. умер Мункэ хан. Смерть его вызвала смуты, каких еще не знала монгольская империя. Борьба за каанскую власть началась между сыновьями Мункэ, Хубилаем и Аригбугой. Оба брата были провозглашены каанами: Хубилай в Северном Китае, а Аригбуга в Монголии. Борьба эта ослабила империю в целом. Два дома — Чагатая и Угэдея, — при Мункэ игравшие второстепенную роль, воспользовались смутой и вернули прежние свои владения, вследствие чего Джучиды потеряли вся кое влияние в Мавераннахре и должны были покинуть со своими военными отрядами и чиновниками его пределы. Борьба между братьями закончилась победой Хубилая, который покинул Монголию и перенес столицу из Каракорума в Северный Китай, в Пекин, получивший монгольское наименование Хан балык (ханский город). Все это произошло еще при жизни Берке хана. События эти привели почти к полному распаду монгольской империи.Каан Хубилай был далеко в Пекине, и управлять оттуда обширной империей было почти невозможно. Что же касается Золотой Орды и других владений, то они жили своей собственной жизнью, имели свои интересы, и ханы их искали максимальной самостоятельности. Фактически в конце своего царствования Берке хан лишь номинально признавал великого хана Хубилая. Золотая Орда стала фактически независимым государством.Берке хан умер в 1266 г. во время похода на Кавказ против Хулагидов, по дороге из Тбилиси. И гроб с его телом был отправлен в Сарай Бату, где его и похоронили. Ханом в Золотой Орде стал теперь Менгу-Тимур, царствовавший с 1266 по 1280 г.1 С.  Менгу-Тимуром ничего яркого в политической и культурной жизни Золотой Орды не связано. Так же как и Берке-хан, он воюет с Хулагидами в лице Абага-хана (1265—1282), причем без активной помощи мамлюкского султана ал-Мелика аз-Захыра Бейбарса.С именем Менгу-Тимура связан и поход татар Золотой Орды на Константинополь в 1271 г.2 Поводом к этому походу были следующие факты. Византийский император Ласкарис не хотел усиления ни Золотой Орды, ни мамлюкского Египта и старался поддержать Хулагидское государство. Ласкарис всячески старался препятствовать союзу Джучидов с мамлюкскими султанами. И задерживал обмен послами между последними, что имело место, например, в конце царствования Берке хана.Поход Менгу-Тимура увенчался, успехом, так как Ласкарис не принял сражения и попросил мира. Стремясь продолжать политику Берке хана в отношении к русским княжествам, Менгу-Тимур провел там вторую перепись населения. Ко времени Менгу-Тимура относятся несколько важных фактов в истории золотоордынского общества. С одной стороны, это появление генуэзской торговой колонии в Кафе (теперь Феодосия), сыгравшей огромную роль в дальнейшей судьбе Крыма, и, с другой стороны, появление на политической сцене такой примечательной фигуры, как Ногай.

    Темник Ногай

    Впервые с этой личностью мы знакомимся при Берке хане, когда Ногай, благодаря близким родственным связям с ханским двором, и удачному командованию отрядами монголов в качестве темника во время битвы с войсками Хулагидов, выдвинулся на первые места в государстве. Большие организаторские способности, твердость характера, склонность прибегать к жестоким, а иногда и просто коварным средствам открыли пород его жадной до власти и богатства натуре. В течение четырех десятилетий Ногай играл такую крупную роль в политической жизни Золотой Орды, что иностранные государи принимали его за хана, посылали к ному посольства и царские подарки, встречали его послов как послов царских и т. д. Официально Ногай был только темником и правителем западных областей от Дона и до Днепра, к каковым землям при Токте (1290—1312) он получил еще власть и над Крымом с его богатыми торговыми городами. При Менгу-Тимуре и особенно при Тудаменгу (1280-1287) и в начале царствования Токты (1290—1312)  он играл роль всемогущего временщика, который в полном смысле сменил одного из ханов. Собственно говоря, своим постоянным вмешательством в политические дела Золотой Орды Ногай внес много раздора, положил начало феодальным распрям, которые после полу столетнего перерыва в первой половине XIV в. при Токте и Узбек-хане (1312—1342) вновь возродились но в второй половине XIV в., пока наряду с другими причинами не привели Золотую Орду к полному упадку и политическому распаду. Царствования Тудаменгу (1280—1287) и Тулабуги (1287—1290) в известной мере были несостоятельными. Во всяком случае понять их без учета роли Ногая нельзя. Короткое царствование Тулабуги (1287—1290) было временем феодальных смут, когда самый авторитет ханской власти в Золотой Орде был под большой угрозой. Деятельным участником этих распрей и вдохновителем всех интриг и был темник Ногай. Он сумел разбудить у ближайших родственников Тулабуги столько страсти, столько ненависти у одних к другим. Столько надежд, что можно было ожидать в любой момент дворцового переворота. У Менгу-Тимура было десять сыновей, Ногай сумел направить Токту с его влиятельной группой против Тулабуги. Происшедшее столкновение привело к убийству Тулабуги и передаче ханского престола в руки Токты. Ногай сделался таким образом полным хозяином политической жизни в Золотой Орде. Но стать официальным ханам он не мог. В те времена авторитет имени Чингисхана и его рода был настолько велик, что не находилось лица, которое решилось бы пойти против укоренившегося представления, что ханом может быть только лицо из рода Чингисхана. Насколько это представление крепко держалось в политическом сознании XIII—XIV вв., можно видеть хотя бы из того факта, что знаменитый Тимур (Тамерлан) (1370—1405) не принял титула «хан», называл себя эмиром и гордился тем, что может себя именовать «Гурган» и таким образом считаться в родственных отношениях с Чингисидами. В первое время царствования Токты. Ногай действительно был полновластным хозяином, и Токта целиком и беспрекословно выполнял его предписания. Ногая в истории Золотой Орды: «С одной стороны, он, будучи опытным в военном деле, увеличил владения орды; с другой — он содействовал ее расчленению чем, нанес, конечно не намеренно, первый удар ее же могуществу».2 После смерти Ногая Токта мог, наконец, считать себя независимым ханом. На последние годы жизни Ногая происходят события, разыгравшиеся в Крыму между монголами и генуэзцами в городе Кафе (Феодосия).

    Хан Токты

    Враждебные отношения с генуэзцами продолжались, и при хане Токте (1290—1312). После победы над Ногаем в 1300 г. Токта мог считать себя полновластным государем Золотой Орды. Токта начал править в очень трудной и сложной политической обстановке. Борьба с Ногаем отняла много сил и средств. Победа досталась ему после долгой и упорной борьбы. В том же 1300 г. в Золотой Орде началась засуха, продолжавшаяся около трех лет. За засухой «последовал, падеж лошадей и овец, дошедший до того, что у жителей нечего было есть и они продавали детей и родичей своих купцам, которые повезли их в Египет и другие местах. <3> Несмотря на все эти трудности, именно на начало XIV в. подъем производительных сил Золотой Орды. К этому времени государственные и общественные порядки оформились в военно-феодальную систему. К этому же времени оба Сарая —

    Сарай Бату и Сарай Берке стали крупными и богатыми ремесленно-торговыми городами. Согласно большинству источников, Токта не был мусульманином,а придерживался язычества,1 повидимому, был буддистом, что не мешало ему проводить покровительственную политику в отношении мусульман.Как и перед его предшественниками, перед Токтой стоял вопрос об отношениях с династиями Ирана. Царствованию Токты соответствуют у династий: правление Кейхату (1291— 1295), Вайду (1295—1295), Газан-хана (1295—1304) и Улч-жайту (1304—1316). Одно время отношения между двумя монгольскими государствами прояснились, и кавказская дорога, которая в течение долгих лет была закрыта для купцов и их товаров, вновь открылась. При Токте продолжались и обмены посольствами с мамлюкским Египтом. Однако посольства эти не были так часты, а подарки так богаты, как прежде. У Египта в это время был мир с династиями Ирана.

    Хан Узбек

     С начала XIV в., как уже было отмечено, в Золотой Орде начался подъем производительных сил, и последние годы царствования Токты были в этом отношении подготовительными к тому периоду расцвета военного могущества Золотоордынского государства, которое по времени связывается с именем Узбек-хана (1312—1342). При вступлении своем на престол Узбек-хан имел от роду тридцать лет. «Он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой».3Узбек был сыном Тогрулджи, внуком Менгу-Тимура. Прав на золотоордынский престол не имел. Узбек при помощи одного из влиятельнейших эмиров (нойонов) Кутлуг-Тимура убил сына Токты Ильбас мыша и захватил золотоордынский престол.

    С первых же дней Узбек хан взял определенный и твердый курс. Посадив Узбека на престол, Кутлуг-Тимур начал играть большую роль в государственной жизни страны, прежде всего в качестве наместника Хорезма. В первое время он «распоряжался управлением государства, устройством дел его и сбором податей его».<2> Благодаря советам Кутлуг Тимура, Узбек хан быстро освободился от ряда соперников и врагов, убив самым коварным образом наиболее опасных из них. Как Берке хан, Узбек твердо и решительно повел политику исламизации, стараясь в этом отношении решить задачу в возможно быстрые сроки. Через два года после прихода своего к власти Узбек-хан сообщил египетскому султану ал-Мелику, ан-Насиру Мухаммеду," что в его государстве осталось очень немного неверных. Это, конечно, не соответствовало действительности. Узбек хан имел и виду не народные и тем более кочевые массы трудящихся, а  господствующие классы. Огромное значение Узбек хан придавал городской жизни. С его именем связаны новые постройки, рост и украшение Сарая Берке, куда он официально и перенес столицу Золотой Орды из Сарая Бату. Несомненно, что шаг этот был чрезвычайно благоприятен для дальнейшего подъема производственной и культурной жизни Сарая Берке. С Узбек ханом связано огромное строительство. Но его приказанию возводились в Сарае Берке мечети, медресе, мавзолеи, дворцы, от которых остались, к сожалению, только скрытые еще кое-где в земле фундаменты да главным образом элементы декоративного убранства — мозаичные и расписные глазированные изразцы. Узбек хан строил не только в Поволжье, но и в Крыму.  До наших дней в Старом Крыму (Солхате) сохранилась мечеть с великолепным резным каменным порталом, с датой постройки и именем самого Узбек-При нем в Ургенче строил и его родственник, всемогущий наместник Хорезма Кутлуг Тимур. Во внешней политике Узбек хан продолжал старую традицию. Как и при его предшественниках, Золотая Орда была в постоянных торговых, культурных и дипломатических сношениях с мамлюкским Египтом. Сношения эти ничего нового по сравнению с предшествующим периодом не представляли, и интересным в них является лишь длительная история сватовства и женитьбы египетского султана ал-Мелика, ан-Насира на одной из золотоордынских царевен из рода Чингисхана. Не раз темой дипломатических переговоров Узбек-хана с египетским султаном ал-Меликом аы-Насиром были столкновения с династиями. Войска Узбека в разных комбинациях действовали не только на границе, но и на самой иранской территории. Однако сколько династия Джучиды не старались, Азербайджана они так и не получили. На протяжении почти ста лет Азербайджан не выходил из рук Ирана, находившегося во второй половине XIII и в первой половине XIV в. под властью монголов. Ко времени Токты, особенно Узбек хана, и созрели все те формы общественных отношений. К сожалению, источники не связывают с именем Узбек хана, так же как и с именем других ханов, ни одного мероприятия социального характера, а между тем и он и его предшественники, наверное, не   раз издавали ярлыки, содержание которых имело немаловажное социальное значение. Уже к годам царствования Узбек хана относится и первое упоминание об узбекском государстве. Этим именем персидский историк и географ XIV в. Хамдаллах Казвини называет воинов войска Узбек хана во время его похода в Азербайджан в 1335—1336 гг. Там же он именует и Золотую Орду Мамля-кат-и-Узбеки, т. е. Узбековским государством.4

    После 8 лет правления Узбек объявил Ислам государственной религией Золотой Орды. Реформы, проведенные Узбек ханом, привели к замене законов Ясы на мусульманское право. Народ стали принуждать ходить в мечеть и исполнять молитвы на арабском языке, от чего он пришел в шоковое состояние: как отказаться от своего Бога Тэнгри и почитать то, что не понимаешь. Под разными предлогами Узбек хан уничтожал и преследовал несогласную с ним элиту. Узбек хан организовал в стране государственный террор. Великая Степь, никогда не знавшая религиозных преследований, репрессий, столкнулась с этим омерзительным проявлением цивилизации. Так началось уничтожение татарской элиты. Узбек хану суждено было стать могильщиком Золотой Орды. Народ потерял ориентир в идеологии, верхушка общества погрязла в интригах и безнравственности.


    Падение Золотой Орды

    Сразу же после смерти Узбек хана в Золотой Орде незамедлительно наступил хаос. Перед смертью Узбек хан объявил своим преемником своего старшего сына Танибека. Но средний сын Узбек хана Джанибек организовал восстание с поддержавшими его эмирами. Джанибек захватил трон и казнил своих братьев. Он перешагнул через трупы двух братьев. Это было противоестественно, ибо стимулировало отрицательный отбор, потому что кроме царевичей гибли их эмиры и нукеры. Он был безнравственным, так как вел к гибели невинных людей, расшатывал государственную систему, вносил в нее нервозность и неуверенность в завтрашнем дне. Однажды Джанибек серьезно заболел. Его сын Бердибек возглавил заговор против отца, чтобы захватить престол. Заговорщики убили Джанибека и его 12 сыновей. Ими были истреблены главным образом царевичи и род Узбек хана.

    Так закончился род Узбека. Но отцеубийца Бердибек недолго сидел на престоле. Его убили, и началась «великая замятня», как отмечали русские летописи. За 20 лет сменилось 25 ханов. Многие из них правили меньше года. В этой бойне гибли не только царевичи, но и их сторонники. Так в течение 20-25 лет погиб цвет нации Золотой Орды.

    «Замятня» в Золотой Орде ударила по административному аппарату столицы. Столичным чиновникам перестали подчиняться. По стране пошли сепаратистские движения за самостоятельность. Золотая Орда начала распадаться на мелкие татарские ханства. Между образовавшимися ханствами начались междоусобные столкновения. Одно из таких столкновений произошло между темником Мамаем, захватившим Крым, и Дмитрием Московским, которое в конечном счете закончилось Куликовской битвой. На троне Золотой Орды утвердился Тохтамыш. Он был тенгрианец. Свое правление он начал с восстановления национальной религии и идеи национального единства. Уставшие, оглушенные, безразличные, нищие народ и основная татарская элита увидели луч света и стали объединяться вокруг Тохтамыша. Тохтамыш повел войну против сепаратистов и за короткое время смог объединить распадающееся государство, которое стало постепенно оживать и возрождаться. Но произошли события, которые изменили лик Великой Степи. В Средней Азии в Джагатаевском улусе шла междоусобная война между знатными эмирами. В этой войне победил эмир Тимур. В истории его называют Аксак Тимуром (Тамерлан). Когда Тимуру было 25 лет, и он командовал тюменем, к нему явился шейх Барак, родом из Мекки (кто он был — араб или иудей — неизвестно), ставший впоследствии его главным духовником, и вручил ему барабан и знамя (символ власти), предсказав великое будущее. Под влиянием этого шейха эмир Тимур вел войны за распространение Ислама. Тимур всегда ловко находил несколько поводов для нападения на тюркские мусульманские государства (в основном они и были объектами его нападений), которые возбуждали в нем желание грабить их. И его воины с энтузиазмом исполняли все его приказания, даже такие, как строительство башен и пирамид из отрубленных голов. Такие башни возвел Тимур в крупнейших городах Азии.

    И Тимур пошел войной на Золотую Орду за распространение Ислама. Татары этого не хотели. Начиная с правления Узбек хана, они были сыты от смут и всем, что связано с Исламом. Они героически встали на защиту отечества. Это была религиозная война.

    В июне 1391 года войско Тимура и Тохтамыша встретились в районе реки.

    Кундурча, где она впадает в Идель (Волгу). Татары начали атаку первыми и потеснили воинов Тимура. Битва шла упорная, но татары стали побеждать. Большая часть войск Тимура была уничтожена, остальные готовились к бегству. Но как пишут, Войско Тохтамыша, находясь под воздействием гипноза, отступило, чем воспользовались воины Тимура. Татарское войско было разбито. Шейх Барак был не простым Сейдом. Видимо, он был жрецом, обладающим ясновидением, гипнозом, сумевший загипнотизировать целое войско. После этого сражения Тимур разорил часть Золотой Орды. Но в 1395 году возле Терека вновь сошлись татарские воины и воины Тимура.

    Татары защищали свои душистые степи, табуны коней, жен, которым грозил тяжелый унизительный плен. Воины Тимура мечтали о награбленном золоте, мечах, татарских красавицах, которых повезут после боя в Самарканд и Бухару. Никто из них не мог предугадать итоги войны, которой суждено будет изменить лик Великой Степи.

    Существенным было то, что решалась судьба Золотой Орды: либо она уцелеет и подавит мятежного эмира Тимура, либо падет и рассыплется в прах. Произошло худшее. Войско Тимура победило татар.
    Затем Тимур разрушил все города, стоящие на пути караванной торговли. Он уничтожил экономический и военный потенциал Золотой Орды. Учиненный разгром был столь велик, что Золотая Орда не могла возродить мощь государства в прежних масштабах. После ухода армии Тимура фактически начался период новой смуты, которая была продолжением старой «великой замятни». Начались междоусобные воины. Золотая Орда медленно шла к своему концу и распалась на мелкие татарские ханства.

    В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей в кровопролитном бою одержал победу над ханом Большой Орды Ших-Ахмедом, который претендовал на роль правопреемника великого хана Золотой Орды. Затем Менги-Гирей разрушил город Сарай и окончательно покончил с Большой Ордой. С этого времени Золотая Орда перестала существовать и официально разделилась на мелкие ханства.

    Став самостоятельным, каждое ханство было довольно мощным государством с которыми стали считаться все государства как на Востоке, так и в Европе. Но старая болезнь у них осталась. Не было уже идеи и религии, объединяющих народ. Поэтому и в этих ханствах продолжались смуты, которые их обескровили, и, в конечном счете, все они были завоеваны.

    Заключение

    Таким образом, зарождение и развитие Золотой орды оказало сильнейшее влияние на развитие государства Восточной Европы и других государств Азии примыкающих к захваченным территориям, потому что на долгие годы ее история, трагически сплелась с судьбой этих народов. В то время как Западно-Европейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму. На обширной территории образовывалось новое государство с постепенно формировавшимися институтами власти. Разрываемое из нутрии распрями, и интригами уже существующих государств, которые были искушены в ведении меж государственных интриг. И тем самым тормозя развитие соседних государств своими набегами и разорениями. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу многих государств. Как бы ни были сильны татарские ханы, как бы ни были вышколены татарские войска в грабительских набегах. Сколько бы, ни поставляла кочевая степь туменов конного и пешего войска, как бы велики ни были размеры даней с угнетаемых народов, Золотая Орда неизбежно отставала в культурном развитии, в росте производительных сил. Весьма характерно, что в то время как во второй половине XIV и в XV в. Государства восточной Европы неизменно шла по пути преодоления феодальной раздробленности, к созданию централизованного феодального государства, чему содействовала и сама борьба за независимость.  Золотая Орда не выходила из состояния смут и неотвратимо распадалась на отдельные части. Другая причина лежит в таком же прогрессивном развитии земледельческих народов Средней Азии, для которого Золотая Орда была также значительным препятствием, поскольку она постоянно угрожала поселениям и городам Азии своими грабительскими набегами и захватническими планами

    Список литературы

     1 В. Г. Тизепгаузе л, ук. соч., т. I,II (арабск. текст), (русск. перев.).

    2 А. Ю. Якубовскии. К вопросу о происхождении ремесленной промышленности Сарая Верке. Известия ГАИМК, т. VIII, вып. 2—3, 1931, стр. 6—7,

    3 Рашид-ад-дин, изд. Blochet, стр. 49. — Интересное описание почтовой службы в Монгольской империи имеется у Марко Поло. См.. И. П. Минаев. Путешествие Марко Поло. Под ред. В. В. Бар-рольда, СПб., 1902, стр. 147—150.

    4 Mapкварт. Uber des Volkstura der Komaner). — См.: W. Bangund T. Markquart.   Ostturkische Dialektstudien. Berlin, 1914. — В. В. Бартольд, ук. соч., прим.     1. — Д. Россовскии. Происхождение половцев. Seminarium Kondakovianum, VII и сл.

    5 А. Пономарев. Куман-половцы. ВДИ, 1940, №№ 3—4.

    6 Плано Карпини и В. Pубpук, ук. соч., стр. 24.

    7 А. Н. Насонов. Монголы и Русь (история татарской политики на Руси). Изд. Акад. Наук СССР, 1940. — В книге с достаточной полнотой использованы как востоковедческая литература, так и имею-miHir.H в переводах восточные источники.

    8 Б. Я. Владимиpцов. Общественный строй монголов (монгольский кочевой феодализм). Изд. Акад. Наук СССР. 1934, стр. 86

    9 Б. Я. Владимиpцов, ук. соч., стр. 91. — Сокровенное сказание, перев. П. Кафарова, стр. 106; перев. С. А. Козина, стр. 147.

    10 С. Соловьев. История России с древнейших времен, т. I, гтр. 642.

    11 К. П. Патканов. История монголов по армянским источ-никам, ч. II, стр. 50.

    https://works.doklad.ru/view/RKJkVoFW3mk/all.html


    написать администратору сайта