Главная страница
Навигация по странице:

  • Персонажи и их взаимоотношения

  • Зощенко. Зощенко в своих произведениях ставит героев в такие обстоятельства, к которым они не могут приспособиться, оттого выглядят смешными, нелепыми, жалкими. Таков, например, персонаж рассказа "Аристократка" Григорий Иванович


    Скачать 17.84 Kb.
    НазваниеЗощенко в своих произведениях ставит героев в такие обстоятельства, к которым они не могут приспособиться, оттого выглядят смешными, нелепыми, жалкими. Таков, например, персонаж рассказа "Аристократка" Григорий Иванович
    АнкорЗощенко
    Дата04.06.2022
    Размер17.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗощенко.docx
    ТипРассказ
    #569274

    Зощенко в своих произведениях ставит героев в такие обстоятельства, к которым они не могут приспособиться, оттого выглядят смешными, нелепыми, жалкими. Таков, например, персонаж рассказа “Аристократка” Григорий Иванович. Повествование ведет сам персонаж, то есть всю историю мы слышим от первого лица. Григорий Иванович рассказывает о том, чем закончилось его увлечение аристократкой.

    Нужно сказать, что герой точно для себя уяснил, как выглядят аристократки – они непременно должны быть в шляпе, “чулочки на ней фильдекосовые”, она может быть с мопсиком на руках, и иметь “зуб золотой”.

    Даже если женщина и не принадлежит к аристократии, но выглядит так, как описал ее рассказчик, то для него она автоматически переходит в разряд ненавистных ему после случившегося аристократок.
    А произошло следующее: водопроводчик Григорий Иванович на собрании увидел как раз одну из таких “аристократок” и увлекся ею. Вызывают смех ухаживания героя за понравившейся ему дамой – он приходит к ней “как лицо официальное” и интересуется “в смысле порчи водопровода и уборной”. Через месяц таких хождений дама стала более подробно отвечать кавалеру на вопросы о состоянии санузла.

    Герой выглядит жалким – он совершенно не умеет вести разговор с объектом своего интереса, и даже когда они, наконец, стали под руку гулять По улицам, он испытывает чувство неловкости оттого, что не знает о чем говорить и оттого, что на них смотрит народ.
    Однако Григорий Иванович все-таки пытается приобщиться к культуре и приглашает свою даму в театр. В театре ему скучно, а в антракте вместо того, чтобы обсудить происходящее на сцене, он вновь заводит разговор о том, что ему ближе – о водопроводе. Герой решает угостить даму пирожным, а поскольку денег у него “в обрез”, то он подчеркнуто предлагает ей “скушать одно пирожное”. Рассказчик свое поведение во время сцены с пирожными объясняет “буржуйской стыдливостью” из-за отсутствия денег.

    Эта самая “буржуйская стыдливость” мешает кавалеру признаться даме в том, что он стеснен в средствах и герой старается всячески отвлечь спутницу от разорительного для его кармана поедания пирожных. Это ему не удается, ситуация становится критической, и герой, презрев свои былые намерения выглядить культурным человеком, заставляет даму положить назад четвертое пирожное, за которое он заплатить не может: “Ложи, – говорю, – взад!”, “Ложи, – говорю, – к чертовой матери!” Комически выглядит и ситуация, когда собравшийся народ, “эксперты”, оценивают четвертое пирожное, спорят, “сделан на нем надкус” или нет.

    Не случайно действие рассказа происходит в театре. Театр считается символом духовной культуры, которой так не хватало в обществе. Поэтому театр здесь выступает как фон, на котором бескультурье, невежественность, невоспитанность людей выступает наиболее ярко.
    Григорий Иванович отнюдь не винит себя в случившейся истории, он списывает свою неудачу в делах любовных на разницу в социальном происхождении со своим предметом увлечения. Он винит во всем “аристократку”, с ее “аристократическим” поведением в театре. Он не признает того, что пытался быть культурным человеком, герой считает, что пытался вести себя в отношении с дамой как “буржуй нерезаный”, а на самом деле он “пролетариат”.
    Самое смешное, что и дама имела к аристократии очень далекое отношение – пожалуй, дело ограничивалось лишь внешним сходством с представительницей высшего света, да и то в понимании Григория Ивановича. Об этом свидетельствует и поведение дамы, и ее речь. Совсем не как воспитанный и культурный человек, принадлежащий к аристократии, она говорит в финале рассказа Григорию Ивановичу: “Довольно свинство с вашей стороны.

    Которые без денег – не ездют с дамами”.
    Все повествование вызывает комический эффект, а в сочетании с языком повествователя – смех. Речь рассказчика пестрит жаргонизмами, просторечиями, каламбурами, ляпсусами. Чего стоит только выражение “аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”! Про то, как главный герой “выгуливал” даму, он сам” говорит так: “Приму ее под руку и волочусь, что щука”.

    Даму он называет “этакая фря”, себя сравнивает с “буржуем нерезаным”. По мере развития действия рассказа герой уже не стесняется в выражениях – велит даме положить пирожное “к чертовой матери”, а хозяин, по словам Григория Ивановича “перед рожей кулаками крутит”. Рассказчик дает собственное толкование некоторым словам.

    Так, например, держаться индифферентно – значит “ваньку валять”. Этот герой, претендующий на звание культурного человека, таковым не является. А все его попытки приблизиться к “культуре” выглядят смешными.

    Значение творчества Зощенко трудно переоценить – его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

    Персонажи и их взаимоотношения

    Главный герой рассказа, от лица которого также ведется повествование, — Григорий Иванович. Судя по его речи, он малообразован и до революции вряд ли принадлежал к высшим слоям общества. Григорий Иванович трудится водопроводчиком в организации наподобие ЖЭКа. По тексту создается впечатление, что кроме работы героя ничего особо и не интересует. Даже в театре он, пытаясь поддержать разговор с аристократкой, толкует о водопроводе. На опере Григорий Иванович откровенно скучает, так как с «верхотуры» ему ничего не видно, хотя мог бы наслаждаться пением и музыкой. Несмотря на то, что герой показан не самым приятным человеком, в эпизоде в буфете его становится жаль, ведь он опозорился при всем честном народе и потерял женщину, к которой испытывал симпатию.

    Аристократка в произведении к настоящей аристократии никакого отношения, скорей всего, не имеет. Григорий Иванович принял даму за аристократку, так как на ней чулочки были и зуб золоченый во рту блестел. Создается ощущение, что в театре ей буфет интереснее, чем спектакль. В антракте она без остановки ест пирожные, будучи небезосновательно уверенной, что за лакомства заплатит кавалер.

    В коротком рассказе Зощенко удается раскрыть историю взаимоотношений персонажей. На первом этапе Григорий Иванович частенько захаживал к аристократке, якобы по рабочим вопросам, — он интересовался, как у нее обстоит ситуация «в смысле порчи водопровода и уборной». Второй этап – прогулки. При этом Григорию Ивановичу было «перед народом совестно» водить даму под ручку. Третий этап – поход в театр, которым роман завершился, ведь в именно в театре аристократка «развернула свою идеологию во всем объеме». После конфуза в буфете отношения между персонажами закончились.

    Главный герой испытывает страх перед женщиной. Кроме того, у него возникают проблемы с едой – ему не достается ни одного пирожного; проблемы с личными границами – Григорий Иванович вынужден символически раздеться перед толпой зевак, когда выворачивает карманы в поисках денег. Также важную роль играют его конфликты – с обществом в целом и с мелким начальством в частности, в качестве которого выступает буфетчик в театре.

    «Любовь»

    Ключевыми словами являются следующие: любовь (3), люблю (1), чувства (3), обожаю (1), доказать (1), самопожертвование (1), шуба (7), калоши (3), сапоги (2), ботинки (2), пальто (1), имущество (1), лишайся (1).

    Мы можем сказать, что в тексте 2 концептуальных ядра: 1-е - «любовь»и 2-е - «шуба», которое на протяжении повествования замещает 1-е.

    Самым частотным словом является шуба, именно его мы назовем базовым концептом. К нему примыкают слова: калоши, сапоги, ботинки, пальто, имущество. На позицию базового концепта претендует слово «любовь», вынесенное в название, а также примыкающие к нему люблю, чувства, обожаю, но по замыслу автора, любовь в мире современного человека уступает по значимости материальным ценностям, к тому же возможна только при их наличии, при «лишении имущества» все благородное в человеке исчезает. Именно подмена любовь - имущество (шуба) выступает на первый план в данном сатирическом рассказе.

    юбовь - предстает перед нами в сатирическом освещении, следовательно, основная мысль сознания героя звучит так: Я же ее провожай, я и имущества лишайся. Авторская точка зрения прямо не выражена, подана имплицитно, может быть, примерно сведена к фразе: человек нового общества, новой формации не способен на глубокие чувства, все его действия и мысли определены лишь принципом сохранения имущества, лишенный же оного он поступает по принципу «сытый голодному не товарищ». Микропропозиции:

    вечеринка кончилась поздно;

    герой уговаривает девушку подождать первого трамвая;

    герой идет провожать девушку;

    он хочет показать любовь геройским поступком;

    появившийся грабитель требует вещи;

    герой пытается противиться;

    герой возмущается, почему не трогают девушку:

    герой убегает;

    девушка остается одна.

    https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/29/metodicheskaya-razrabotka-uroka-literatury-v-11-klasse


    написать администратору сайта