Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы


  • ргр1. 1. 2 Самоопределения национальных общностей


    Скачать 25.28 Kb.
    Название1. 2 Самоопределения национальных общностей
    Дата08.02.2019
    Размер25.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларгр1.docx
    ТипДокументы
    #66850

    1.2 Самоопределения национальных общностей
    В позициях по поводу самоопределения национальных общностей среди различных авторов нет единства. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему.

    Позиция безусловного признания права на самоопределение

    Сторонники этих взглядов исходят из того, что право наций на самоопределение является принципом международного права и, естественно, не может ставиться под сомнение . С точки зрения соблюдения международно-правовых норм эту концепцию сложно упрекнуть в несоответствии букве закона, однако действительность неоднократно уже показала, как неукоснительное соблюдение норм о национальном самоопределении может стать инструментом для разрушения государственного единства. Поэтому представляется, что в упомянутых нормах следует опираться не только и не столько на букву закона, сколько на его дух, который, по определению, не может быть направлен на разрушение устоев общества и государства, не может содержать в себе зародыш идеи саморазрушения. При учете этого фактора, нормы о национальном самоопределении предстают в несколько ином свете.

    Позиция отрицания права на самоопределение

    Данная концепция исходит из того, что признание национального самоопределения может поставить под угрозу такую жизненно важную для государств ценность, как территориальная целостность, и привести к различного рода внутренним и внешним конфликтам. Недопустимо принуждать государство "предоставлять часть своей территории как национальное государство для своих граждан, принадлежащих к меньшинству” 1. Принцип самоопределения народов (наций) признается и одновременно не признается в любом

    случае - и когда государство нарушает его, и когда он неукоснительно соблюдается государством.

    Особую проблему представляет толкование часто использующихся и ключевых терминов, таких, как народ, нация, и их связи с понятием национального меньшинства.

    Выделяется три основных понятия термина "народ”.

    Народ как совокупность граждан определенного государства (в Российской Федерация это конституционная категория - "многонациональный народ России”). Именно этот "народ" является источником власти и, следовательно, суверенитета, что, в общем-то, подтверждается теорией народного суверенитета (также признанного Конституцией РФ). Народ как совокупность лиц, объединенных какими-либо характеристиками (кроме этнических и близких к ним). По сути, это общераспространенный термин, имеющий множество синонимов: население (определенной территории), группа лиц (собравшаяся где-либо, с какой-либо целью), социальная страта, класс и т.п. Разумеется, что этот "народ”, исходя из общепринятых норм и здравого смысла, суверенитетом обладать, не может.

    Народ как этническая группа (нация), провозглашаемый некоторыми как субъект права на самоопределение (суверенитет).

    Справедливо было бы заметить, что в России единственной государственно-образующей общностью является весь российский народ, а другие народы - не народы в этом смысле. Народ - это образовавшая государство общность, а все остальные "народы” - это этнические общности. В качестве обоснования такой точки зрения можно привести ст.3 Конвенции "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”, где сказано: "Использование термина "народы” не рассматривается как несущее какой-либо смысл в отношении прав, могущих заключаться в этом термине в соответствие с международным правом”2. Позитивное значение данной нормы нельзя недооценить, - ведь она делает различие между двумя различными понятиями народа. Но с другой стороны, эта же норма указывает на некие права, "заключающиеся в этом термине в соответствие с международным правом”, которые ставят под вопрос разделение этих понятий, что повсеместно встречается в России, где характерным можно считать последовательное смешивание "многонационального народа” и конкретной нации. Эта же ошибка приводит и к другому неверному тезису о том, что единственной государствообразующей общностью в России является русский народ, - русский народ, будучи нацией (этнической группой), не может быть источником суверенитета так же, как и другие народы (нации) в России.

    В целом понимание народа с общегражданских позиций гораздо более отвечает реалиям времени. "В ХХ веке возникло понятие "суверенной нации”, которое отождествлялось с неким "полновластием" нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства.Позиция скрытого непризнания права на самоопределениеДанная позиция заключается в том, что национальное самоопределение признается в принципе (в связи с его провозглашением в ряде международных актов), наряду с указаниями на его сомнительный и спорный характер и на опасности, подстерегающие при его реализации. Эта "переходная” концепция представляет собой наиболее удачный синтез невозможности отрицания общепризнанных норм с опасностью их одобрения. Способы, посредством которых достигается необходимое толкование норм о национальном самоопределении, могут быть различными. К примеру, проводится различие между народом и нацией; самоопределение признается за первым и не обязательно за вторым. Или ставится другой вопрос: распространяется ли

    Глава 2

    Национальный вопрос в России

    В нашей стране представлены все мировые религии. Это тоже отражается на характере взаимоотношений между народами. Часто межнациональный конфликт на поверку оказывается межконфессиональным. И наоборот: для разжигания межнациональных конфликтов используется принадлежность соперников к разным религиям. В США существуют две основные религии: католики и протестанты христианского толка. А сколько конфликтов, вплоть до гражданской войны, имели в своей основе межконфессиональные противоречия. Межнациональные отношения всегда усложняются при разном уровне экономического и культурного развития наций. К примеру, в начале ХХ века русская, украинская, латышская нации уже сложились, узбеки, башкиры, казахи, таджики еще не консолидировались. Малочисленные народы Сибири и Крайнего Севера, а их 28, находились на патриархальном уровне развития, не имели письменности. Кроме того, приходится считаться и с особенностями расселения, и численностью тех или иных народов. Одно дело, если народ проживает компактно на исторически сложившейся территории, и другое, если он живет вперемешку с другими народами, например, евреи, курды, греки и др. В конце 20-х гг. было принято решение о создании Еврейской автономной области. Ее, в принципе, надо было создавать в Одессе или Бердичеве, Киеве. Но там государственность другого народа. Отыскали свободную территорию на Дальнем Востоке, откуда казаки после гражданской войны ушли в Китай, образовали Еврейскую автономную область. Сейчас в Еврейской автономной области проживает только три процента титульного народа Гладкий Ю.Н.3
    Большие трудности возникают при попытках восстановить национальную государственность поволжских немцев, крымских татар. В годы войны их насильно выселили с традиционных территорий проживания, за сотрудничество с фашистами, без разбора, кто прав, а кто виноват. Безусловно, это преступление перед народами и необходимо восстановить справедливость. Но надо относиться к решению национальных вопросов спокойно, не использовать их для нового разжигания страстей. Было бы полезно помнить о том, что массовое переселение народов в случае военной опасности - не чисто сталинское изобретение. В истории человечества проблема взаимоотношения наций всегда была самой сложной и острой. Вспомним создание Израиля, взаимоотношения евреев с арабами, армян с турками и азербайджанцами и т.д. Не все гладко было и в нашей истории. Конечно, в 20-е гг., когда многие народы начинали практически с нуля свое экономическое и культурное
    развитие, политика равноправия, помощи отсталым народам дала свои результаты. Достаточно отметить, что в 30-е гг. в бюджете некоторых среднеазиатских республик до 90 процентов составляли дотации из центрального бюджета и только 10 процентов - свои собственные поступления. Шло создание промышленности, национального рабочего класса, интеллигенции, национальных академий, кинематографа, театрального искусства. Или такой факт: несколько десятков небольших народов Сибири и Дальнего Востока получили свою письменность. К примеру, буряты до 1917 г. не имели письменности, среди них насчитывалось только 9 человек с высшим образованием, а со средним - 40; 92 процента населения было неграмотным, не работало ни одной средней школы. К 1959 г. по уровню образования они обошли русское население Восточной Сибири Гусаров, В.М. Демография.4 Вместе с тем имели место чрезмерная централизация в экономике, подавление самостоятельности республик. Монокультура хлопка, например, дорого обошлась народам Средней Азии. Насаждение крупных промышленных предприятий вело к неоправданной миграции русскоязычного населения в Прибалтику, в республики Средней Азии. Здешние профтехучилища текстильного профиля заполнялись девушками из средней полосы России, предприятия военно-промышленного комплекса - специалистами из московских вузов. К сожалению, это типичная картина для многих республик. Ситуация ухудшилась при обретении ими государственной самостоятельности и служит одной из причин межнационального напряжения в Прибалтике, Молдове, Восточном Казахстане. Теперь России приходится заботиться о русскоязычной молодежи в новых суверенных государствах, например, создавать славянские университеты. Одной из важных особенностей национального вопроса в современном российском обществе является всплеск этнических миграций. Только за пять лет, с 1989 по 1993 год, Россию покинули 122 тыс. евреев и 168 тыс. немцев.

    Интенсивные миграционные процессы с распадом СССР наблюдаются между бывшими советскими республиками.

    Всплеск этнических миграций связан с развалом Советского Союза, ростом социально-экономической и социально-политической самостоятельности, стремлением к обретению собственной государственности, интенсивной национальной самоидентификацией Курс социально-экономической статистики. 5

    2.3 Пути решения национального вопроса в России


    Межнациональные противоречия возникают в многонациональных государствах, как правило, из-за столкновения интересов имущих верхушечных слоев населяющих данное государство этносов, а в последовательно демократическом решении национального вопроса непосредственно заинтересованы самые широкие слои населения. Объясняется это тем, что народные массы в первую очередь ощущают на себе тяжесть любых форм этно-национальной дискриминации. И они же в первую очередь становятся жертвами, несут на себе основную тяжесть межнациональных конфликтов и столкновений. 6 Единственным путем, который ведет к установлению мира в таких государствах, является последовательное демократическое решение национального вопроса. Для этого необходимо: - обеспечение полного и безусловного равенства всех наций, населяющих государство, и всех языков. Для чего необходимо принятие закона, закрепленного в Конституции;

    искоренение и запрещение какой-либо дискриминации или, наоборот, каких-либо привилегий на расовой, этно-национальной, конфессиональной или лингвистической почве;

    отсутствие государственного языка и обеспечение преподавания в школах на местных языках;

    республиканское, правовое, светское, демократическое устройство государства; местная автономия на национальной (этнической) основе и демократическое местное самоуправление.

    В этой связи хотелось бы отметить одно весьма важное обстоятельство: никогда за последние 300 лет международное положение России не было столь трудным и сложным, как в настоящее время. В это же время (27 октября - 1 ноября 1991 года) по приказу Д. Дудаева были проведены выборы президента и парламента Чечни и обнародован его указ: "Об объявлении суверенитета Чечни". Случайно ли эти события совпадают по времени? Число подобных примеров, к сожалению, можно увеличить. В сложившейся ситуации трудно переоценить значение средств массовой информации, ту роль, которую они играли, играют и смогут сыграть в будущем в решении проблем, связанных с национальным вопросом и национальными движениями в Российской Федерации.

    Можно было бы привести немало конкретных примеров, показывающих, как СМИ содействуют формированию негативных этнических, расовых и конфессиональных стереотипов.

    На наш взгляд, самым решительным образом следует осудить пропаганду в СМИ: требований и призывов предоставить привилегии или осуществить любую дискриминацию граждан (в экономической, общественной, культурной и политической сферах деятельности), исходя из их расовой, национальной или религиозной принадлежности;

    представлений об исходном (природном) превосходстве или ущербности любой расы, нации, народа (большого или малого), любой религиозной конфессии;

    негативных характеристик отдельных представителей любой расы, нации или конфессии (в связи с совершением ими тяжких противоправных действий) с целью распространения их на всю расовую, этническую общность или религиозную конфессию, к которой они принадлежат; требований коллективной ответственности всех членов расовой, этнической или религиозной общины за противоправные действия, совершенные отдельными ее представителями.7 Представляется целесообразным, чтобы систематическое нарушение этих морально-этических положений влекло за собой прекращение регистрации и запрещение деятельности любого органа массовой информации. Что же касается политических и иных кругов любого многонационального государства, заинтересованных в процветании и укреплении его независимости и единства, то они, прежде всего, должны вести повседневную и кропотливую работу:

    по установлению действительного (а не формального) равенства во всех сферах жизни представителей больших и малых наций, населяющих данное государство;

    по преодолению представлений о национальной (этнической) исключительности, а также национального эгоизма, косности, ограниченности;



    по устранению недоверия, которое веками накапливалось у небольших по численности народов к их более многочисленным соседям.


    Список литературы

    1. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть. - 2016. - № 10.

    2. Беглярова И. Демографическая ситуация-производная состояния общества. // Рос. Федерация сегодня. - 2017.

    3. Геннадий Мальцев: Социальные основания права.: Изд-во  Норма, 2018.

    4. Саак А.Э., Тагаев А.В. Демография: Учебное пособие. / А.Э. Саак, А.В. Тагаев. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013.

    5. Чумаков, Волобуев, Деникин: Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов.: Изд-во  Проспект, 2017 .

    6. Учебн. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2018




    1 Беглярова И. Демографическая ситуация-производная состояния общества. // Рос. Федерация сегодня. - 2017. - № 11. - С. 26-29

    2 Учебное пособие. / А.Э. Саак, А.В. Тагаев. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013. - 99 с

    3 Основы региональной политики. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2018. - 659 с 

    4 Учебн. пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2018. - 247 с.





    5 Геннадий Мальцев: Социальные основания права.: Изд-во Норма, 2018- 771 с.

    6 Учебное пособие. / А.Э. Саак, А.В. Тагаев. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013. - 99 с.

    7 Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть. - 2016. - № 10. - С. 25-31;






    написать администратору сайта