Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Определить жанр драматургического произведения. Указать основные признаки жанра, характерные для данного произведения.

  • 3. Определить тему и идею произведения

  • Событийно-действенный ряд произведения

  • Конфликт произведения

  • Композиция произведения драматургии

  • Анализ эпизода драматического произведения

  • Анализ пьесы кукольный дом. Анализ пьесы Ге-WPS Office. 1. Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи


    Скачать 24.24 Kb.
    Название1. Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи
    АнкорАнализ пьесы кукольный дом
    Дата19.08.2021
    Размер24.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнализ пьесы Ге-WPS Office.docx
    ТипДокументы
    #227393

    Анализ пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом»

    1. Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

    Норвежская драматургия второй половины XIX в. приобрела мировое значение. Генрик Ибсен стал одним из первых создателей европейской реалистической драмы, вывел европейскую драматургию из идейного и художественного тупика.

    Героям Ибсена свойственны все человеческие страсти, а автор подвергает поступки и отношения главных героев детальному анализу. Новаторство Ибсена в драматургии выражается как раз в композиционном построении пьес. Такое построение часто называют аналитическим.

    История создания

    Автор начал работу над пьесой уже в 1878 году, тогда и появились первые наброски. «Кукольный дом» увидел свет уже через год. В основу пьесы были положены реальные события. Прототипом Нормы писатель избрал Лауру Килер, норвежскую писательницу. Именно Ибсен посоветовал ей заняться литературой, с этого и началась их дружба. Девушка после смерти отца вышла замуж за Виктора Килера, доброго человека, у которого был единственный недостаток – скупость. Через некоторое время он заболел, и нужно было лечение за границей. Денег не было, и Лаура взяла втайне от супруга ссуду в банке. Они съездили в Швейцарию, Виктор поправился. Подошло время банковской выплаты, но денег по-прежнему не было, и Лаура рассказала мужу правду. Под влиянием своих друзей он потребовал развод, который вскоре состоялся. У женщины забрали детей, а саму признали душевнобольной. Но вскоре муж к ней вернулся, брак был восстановлен, а Лаура начала писательскую деятельность. Именно жизнь этой женщины стала отправной точкой для пьесы.

    2. Определить жанр драматургического произведения. Указать основные признаки жанра, характерные для данного произведения.

    Жанр: социально-психологическая драма

    Признаки жанра: изображение личности в её драматических отношениях с обществом, тяжёлые переживания; главную мысль высказывает главный герой

    3. Определить тему и идею произведения:

    а) центральная тема пьесы — положение женщины в обществе; современники восприняли драму как манифест феминизма (Нора Хельмер и Адвокат Хельмер; действия 1-е и 3-е)

    Тема: духовное пробуждение человека, его стремление к свободному проявлению себя как личности (Нора Хельмер).

    б) проблематика: проблема моральной ответственности человека за свой выбор и других людей; «утрата иллюзий» под влиянием обстоятельств; истинных и ложных идеалов и ценностей; проблема женской эмансипации (Доктор Ранк, Фру Линне, частный поверенный Крогстад).

    в) идея: полноценная, осознанная жизнь начинается с понимания самого себя; «…мне надо сначала решить другую задачу. Надо постараться воспитать себя самое» (Нора)

    г) идея побочной линии Крогстада и Фру Линне: в любой ситуации можно найти выход и протянуть руку помощи.

    Идея побочной линии Доктора Ранка: лучше поздно, чем никогда

    Линия Крогстада и Фру Линне работает на основную идею пьесы, а линия Доктора Ранка разработана как философское размышление.

    д) смысл названия пьесы; образ кукольного дома

    Кукольный дом – главный символ произведения, и связан он с образом главной героини. Так, кукольность мира Норы хорошо проявилась в сцене игры женщины со своими детьми. Прятки сопровождаются смехом и весельем, и Нора здесь изображается как ровесница своих ребятишек. Из этого идиллического мира игрушек ее выдергивает приход Крогстада, который угрожает рассказать Хельмеру о займе. После этого женщина уже не может вновь беззаботно веселиться, ее одолевают мысли о грозящих неприятностях.

    Постепенно столкновение с жестоким реальным миром разрушает кукольный дом, в котором живет Нора. И благодаря этому женщина обретает самостоятельность, возможность видеть мир таким, каков он есть. Такова идея, которую вложил в пьесу Ибсен («Кукольный дом»). Краткое содержание, анализ и читательские наблюдения позволяют заключить, что это произведение о свободе и о том, как эту свободу получить.

    Событийно-действенный ряд произведения

    а) исходное событие – подделка подписи на должностном поручении;

    основное событие - посещение дома Хельмеров Крогстадом;

    главное событие - прочтение второго письма Торвальдом от Крогстада;

    б) основной драматический узел – угроза Крогстада рассказать правду Хельмеру при условии, что Нора не позаботится о его назначении на новое место в банке; болезнь Торвальда, отсюда появление долга;

    в) покупка миндального печенья – запрет его употреблять (Нора - Хельмер);

    обида Норы – выдача денег Хельмером;

    просьба Хельмера развлекать его на плясках – подготовка Норы к «равлечению»;

    завлечение Норы Хельмером уединиться – попытка Норы привлечь внимание к своей проблеме;

    г) визит Крогстада – скрывание фру Линне;

    повторный визит Крогстада – отрицание Норы;

    встреча Фру Линне и Крогстада;

    спор Фру Линне и Норы;

    признание Доктора Ранка в любви Норе;

    д) намерение Торвальда проверить почтовый ящик – попытка Норы задержать его;

    уговаривание Норы оставить место в банке для Крогстада – отказ Хельмера;

    решение Фру Линне не забирать письмо из почтового ящика;

    е) пляски у Станфордов;

    отправление визитной карточки с крестом Доктором Ранком;

    выход Крогстада из ворот дома Хельмеров;

    прогулка детей на улице с нянькой;

    нахождение временного жилья Фру Линне;

    замужество Фру Линне с другим человеком;

    ж) занятость Хельмером в своём кабинете – разговор наедине Норы и Ранка;

    уход Торвальда и Ранка в другую комнату – разговор Норы и фру Линне;

    смерть мужа фру Линне;

    з) смерть отца Норы.

    Конфликт произведения

    а) основной конфликт - официальные взгляды и естественно-человеческие нужды (предмет борьбы – долговое обязательство Норы перед Крогстадом);

    б) столкновение идей о положении женщины в мире, созданном мужчинами, о том, каким должно быть её место в обществе;

    в) борьба за «место под солнцем» (общее с основным конфликтом: не понимание друг друга противоборствующих сторон; во втором случае положительное разрешение конфликта);

    г) вид конфликта: герой – среда

    д) тип конфликта: конфликт-казус

    Композиция произведения драматургии

    Сюжет и фабула

    Действие происходит в доме Хельмера перед Рождеством. Нора возвращается из города с подарками для семьи, муж упрекает её в мотовстве: он лишь недавно получил должность директора банка, и жалованье ему повысят только через три месяца, а жить в долг для него абсолютно неприемлемо. Нора, «мотовка», «птичка», «белочка», как зовёт её Торвальд, в ответ только отшучивается, она выглядит беспечной и легкомысленной.

    Приезжает давняя подруга Норы фру Линне: после смерти мужа она осталась без средств к существованию и вынуждена искать работу. Нора рассказывает ей, что, когда Торвальд был болен, ей пришлось занять денег, чтоб по совету врачей отвезти его на год в Италию. Теперь она вынуждена выплачивать долг, но рассказать об этом Хельмеру не может: он думает, что деньги одолжил отец Норы. Теперь она вынуждена отказывать себе во всём и заниматься мелкой подработкой.

    В это время к Хельмеру приходит Крогстад — именно у него Нора заняла деньги. Хельмер лишил Крогстада места в банке, и теперь тот просит Нору повлиять на мужа, угрожая ей разоблачением. К тому же Нора подделала подпись отца на векселе, и Крогстад знает об этом.

    Нора честно пытается уговорить мужа оставить Крогстада, но тот не соглашается, к тому же на это место он уже взял фру Линне. Поняв, что ничего не вышло, Крогстад оставляет в почтовом ящике письмо для Торвальда, в котором описывает ситуацию с долгом Норы. Нора выдумывает всяческие предлоги, чтоб не пустить Торвальда к почтовому ящику.

    Фру Линне, стремясь помочь Норе, отправляется к Крогстаду: оказывается, когда-то они любили друг друга, но она вышла замуж за другого, более обеспеченного. Теперь фру Линне предлагает «протянуть друг другу руки»: ей хочется жить ради кого-то. Крогстад счастлив и готов даже забрать своё письмо, но фру Линне уговаривает его не делать этого: она считает, что тайна должна раскрыться.

    Торвальд и Нора возвращаются с рождественской вечеринки, и злополучное письмо наконец извлекается из ящика. Торвальд разгневан, он называет жену лицемеркой, лгуньей, преступницей, говорит, что не доверит ей воспитание детей. Тут же служанка приносит ещё одно письмо: Крогстад вернул расписку Норы. Торвальд счастлив, Нора для него снова превращается в «певунью-пташку», «голубку». Однако Нора заявляет ему, что уходит из дома: «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой <…> Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком <…> я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них».

    Приезд Хельмера в город Норы

    Брак Норы и Хельмера

    Болезнь Хельмера

    Смерть отца Норы

    Возникновение денежного долга

    Пребытие Хельмеров на юге

    Назначение Хельмера директором банка

    Подготовка к Рождеству

    Приезд Фру Линне

    Визит Доктора Ранка

    Визит Крогстада

    Пляски у соседей

    Встреча Фру Линне и Крогстада

    Разоблачение Норы

    Уход Норы из дома
    Реализация сюжета в композиции произведения

    ПРОЛОГ: экспозиция – возвращение Норы домой с покупками; завязка – приезд Фру Линне.

    РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ: приезд Фру Линне, её просьба о назначении в банк; визит Крогстада, его угроза рассказать правду; попытка Норы уговорить Торвальда оставить место в банке Крогстаду; пляски у соседей. КУЛЬМИНАЦИЯ: повторный визит Крогстада, решение Фру Линне и Крогстада не вынимать письмо из почтового ящика; возвращение Хельмеров с плясок; изъятие Хельмером писем из ящика; страх Хельмера за своё положение, разоблачение Норы; прощение Норы Хельмером.

    РАЗВЯЗКА: эмоциональный всплеск Хельмера; понимание Норы жизни «с чужим человеком»; уход Норы из дома.

    На мой взгляд, тема произведения полностью раскрыта в композиционном построении пьесы и всецело отвечает идее. Жертвенность Норы раскрыта в событиях, лежащих ещё за пределами пьесы. Отец Норы – персонаж, который помогает раскрыть проблематику произведения, его схожесть с мужем Норы добавляет драматизма образу главной героини.

    Символика кукольности поддерживается целой системой «игр»: Нора играет с детьми, с мужем, с врачом, и они, в свою очередь, ведут игру с ней. Игры касается репетиция тарантеллы и история с миндалевым печеньем и т.д. Все это готовит читателя и зрителя к финальному диалогу Норы и Хельмара, где она упрекает мужа и отца и все общество за то, что ее превратили в игрушку, а она сделала игрушками своих детей, продолжая нехорошую традицию общей игры. Символ «кукольный дом» указывает на главную идею драмы — на запустение человеческого в человеке.

    Анализ эпизода драматического произведения

    Разоблачение Норы.

    Событие в пьесе ключевое, является кульминацией произведения.

    Нора и Торвальд Хельмеры, супруги, главные герои.

    Начало эпизода полно напряжения, так как, забрав письмо из почтового ящика, Хельмер удалился в свой кабинет. Нора взволнованно бродила по комнате, ожидая «чуда». Конец эпизода полон ясности, сущность Хельмера в критической ситуации раскрылась сполна, Норе пришло понимание наигранности своей жизни.

    Проблема эгоистичности и мелочности Хельмера, готового покинуть жену в беде.

    Происходит столкновение взгляда на женщину как на «беспомощное, растерянное создание», чьё предназначение — украшать жизнь мужчины, с желанием женщины «воспитать себя самоё», быть полноценной личностью.

    Отношение Хельмера к событию крайне тревожное, он боится за своё будущее благополучие. Отношение к событию Норы сперва взволнованное, затем почти сразу спокойное, она поняла, каким является её муж на самом деле. Отношения к проблеме у Норы также спокойное, она приняла ситуацию и старается найти из неё выход. Хельмер же вряд ли осознают саму проблему, считая, что он прав во всём. Речь Хельмера гневна с моментами испуга, чёткая, но грубая по отношению к Норе. Речь Норы размеренно-спокойная с нотками приглушённого потрясения. Ремарки уместны, помогают ярче и чётче создать и передать образы героев, их настроения и характер. Поведение Хельмера порывисто, эмоционально. Поведение Норы слегка парализовано от услышанного, от реакции Хельмера на письмо. Мотивировка слов и действий Хельмера объясняется его эгоизмом, страхом перед общественным мнением и перед собственной репутацией. Мотивировка слов и действий Норы объясняется её внезапным пониманием своего «кукольного» образа жизни, желанием изменить и понять себя.

    Экспозиция – уход Хельмера к почтовому ящику.

    Завязка – уход Хельмера в кабинет с целью прочесть письма.

    Кульминация – реакция Хельмера на письмо.

    Развязка – получение нового письма.

    Авторская позиция и идея выражается в развязке всего произведения, когда Нора покидает дом. Отношение автора к событию сочувственное, он симпатизирует Норе. А отношение автора к проблеме в целом определённое, он выражает им свою гражданскую позицию.

    Нужно уметь разговаривать друг с другом, быть честным друг перед другом, особенно в браке.


    написать администратору сайта