Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Философские модели движения и развития

  • 3. Онтология пространства и времени, их всеобщих и локальных свойств.

  • Детерминизм и индетерминизм в онтологии.. философия. 1. Детерминизм и индетерминизм в онтологии


    Скачать 17.46 Kb.
    Название1. Детерминизм и индетерминизм в онтологии
    АнкорДетерминизм и индетерминизм в онтологии
    Дата09.01.2022
    Размер17.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #326255

    1. Детерминизм и индетерминизм в онтологии.

    Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь и отвечает на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир это неупорядоченный хаос. Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

    Термин "детерминизм" происходит от латинского слова "determinare" - "определять", "отделять". Первоначальные представления о связи между явлениями и событиями появились в силу особенностей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

    Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII-XVIII в. в. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.

    Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Ограниченность механистического детерминизма ясно обнаружилась в связи с открытиями в квантовой физике. Оказалось, что закономерности взаимодействий в микромире невозможно описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике сначала привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм перестал ассоциироваться с детерминизмом вообще.

    Новые физические открытия и обращение философии XX века к проблемам человеческого бытия прояснили содержание принципа индетерминизма. Индетерминизм - онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями.

    В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с интеллектом, разумом, мышлением, позиции индетерминизма заметно усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на механицизм и фатализм. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничили сферу детерминизма природой, для понимания событий и явлений в культуре предложили принцип индетерминизма.

    2. Философские модели движения и развития.

    Движение есть способ существования материи. Под движениемпонимаются любые изменения в мире – физические, химические, биологические, социальные, информационные и др. Нет материи без движения, как движения без материи. Термин «развитие» также является емким. Под развитием понимается поступательные, необратимые изменения состояний материи от простых к более сложным, одним словом, синтетический процесс повышения сложности и эффективности материальных систем. Появление живых существ, социальной жизни и одухотворенного человека – результаты развития Вселенной.

    Новейшие научные представления позволяют по-новому взглянуть на формы движения материи. Известно, Ф. Энгельс (в «Диалектике природы») выделил пять форм движения материи:

    1) механическую (перемещение тел в пространстве),

    2) физическую (электрические, тепловые и др. процессы),

    3) химическую (атомный и молекулярный обмен, химические реакции),

    4) биологическую (обмен белковых тел, жизненные процессы в биосистемах),

    5) социальную (процессы изменения и развития в обществе).

    Современные философы и ученые говорят об информационной, кибернетической, геологической и галактических формах движения материи. Обсуждая формы движения материи, нужно всегда учитывать их диалектику, т. е. взаимодействие форм движения материи. Общество и человек, например, наглядно демонстрируют взаимодействие многих форм движения материи. Но нельзя сложные формы (социальную, биологическую) сводить, редуцировать к простейшим формам движения материи – механической, физической, химической. Такая операция сведения одних форм движения материи к другим (простейшим) называется механицизмом или редукционизмом. Но каждая форма движения материи, подчиняясь своим собственным законам, опирается на материальный субстрат, информацию и законы низших форм движения материи. Например, человек – это клеточка (социальная, биологическая) мироздания, но ее нельзя вырвать из системы энерго-информационных связей со всей Вселенной. Механизмы переработки информации и управления в природе и социальной сфере выступают и двигательной силой поступательного движения и развития. Учение о формах движения материи имеет прежде всего огромное мировоззренческое значение. Оно дает синтез представлений о материи. В методологии познания оно служит руководством при решении многих философских и научных проблем (например, при решении проблемы соотношения биологического и социального в структуре способностей человека и самой личности, в частности, в личности преступника, проблемы взаимосвязи биосферы и социосферы, при решении экологических и политологических проблем).

    3. Онтология пространства и времени, их всеобщих и локальных свойств.

    Пространство и время - фундаментальные онтологические категории, характеризующие формы бытия процессов, вещей и явлений, отражающие, с одной стороны, их сосуществование (в пространстве), с другой -порядок смены их друг другом (во времени), продолжительность их существования. Пространство и время знаменуют собой способы упорядоченности множества вещей и явлений как в объективном мире, так и в восприятии и представлении. Пространственные и временные характеристики сущего оказываются необходимыми для построения картины мира и организации любой человеческой деятельности.

    Основные парадигмы истолкования пространства и времени в истории философии и науки можно резюмировать в следующих ключевых идеях.

    Пространство понималось как:

    -протяженная пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

    -протяженность материи или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов);

    -форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);

    -порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

    -комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах, эмпириокритицизм);

    -априорная форма чувственного созерцания (Кант, неокантианская философия науки, феноменология).

    Время же трактовалось как:

    -субстанция или самодовлеющая сущность, с чем было связано начало исследования его метрических свойств - субстанциальная концепция времени, абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей;

    -относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий - классический вариант реляционной концепции Лейбница;

    -форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант);

    -как форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений - материалистический вариант реляционного подхода (Энгельс, Ленин).

    Существуют 2 основные точки зрения на время и пространство:

    1)Субстанциональная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от ее. Отношение между ними как между самостоятельными субстанциями. Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них мат процессов.

    2)Реляционная. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют.


    написать администратору сайта