Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 Мировоззрение позитивизма.

  • 4 Феноменология Э. Гуссерля. Кризис европейских наук. Понятие «жизненный мир».

  • 5 Экзистенциально-герменевтическая философия: Ж-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер.

  • 6 Философские аспекты психоанализа. З. Фрейд.

  • 7 Постмодернизм: М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида.

  • ФИЛОСОФСКИЕ ЗАДАЧИ

  • 2) В чем, по мнению Фрейда, проявляется бессознательное Философ выделял высшее бессознательное и низшее бессознательное. Приведите примеры.

  • 4) Поясните смысл высказывания французского экзистенциалиста Ж. П. Сартра о том, что существование предшествует сущности.

  • Тема 7 Современная западная философия. Документ Microsoft Office Word (10). 1 Кризис новоевропейской культуры в начале 20 века. Переоценка ценностей и смена философских парадигм


    Скачать 30.97 Kb.
    Название1 Кризис новоевропейской культуры в начале 20 века. Переоценка ценностей и смена философских парадигм
    АнкорТема 7 Современная западная философия
    Дата19.02.2023
    Размер30.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word (10).docx
    ТипДокументы
    #944431

    Тема 7 Современная западная философия

    1 Кризис новоевропейской культуры в начале 20 века. Переоценка ценностей и смена философских парадигм.

    https://studfile.net/preview/430247/page:4/

    В начале 20 века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера( модели) постановка философских проблем и их решения. Для классической философии- характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой. Создание общества социальной справедливости и изменение самой человеческой природы.

    Философия конца 19-нач. 20 века отказывается от:

    · Рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;

    · Жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;

    · От догматизма в философии- непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии

    Основные черты в философии 20 века:

    v Плюрализм в философском мышлении. В этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и аттеистические, сциентистские, т.е. ориентированные на естествознание и антисциентистские( на иррационализм и интуитивизм).

    v Терпимость ( толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком

    v Антропоцентризм современной философии- в центре ее идей и размышления находится человек, его сущность, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимается вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.

    2 Мировоззрение позитивизма.

    https://studopedia.ru/18_15879_filosofiya-pozitivizma-idei-i-napravleniya-.html

    3 Философия науки и методология научного познания: логический позитивизм, эмпириокритицизм, постпозитивизм.

    Логический позитивизм — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии (эпистомология – теория познания). Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.
    Эмпириокритицизм. Эмпириокритици́зм, (др.-греч. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.
    Постпозитиви́зм (англ. Postpositivism) — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

    4 Феноменология Э. Гуссерля. Кризис европейских наук. Понятие «жизненный мир».

    По замыслу Гуссерля, феноменология-это метод философского исследования, который отвергает рационалистический уклон, доминирующий в западной мысли со времен Платона, в пользу метода рефлексивной внимательности, раскрывающего "прожитый опыт"индивида.
    Кризис наук есть выражение радикального жизненного кризиса европейского человечества. При очевидности теоретических достижений и успехов разных наук можно говорить о кризисе науки, состоящем в утрате ею значимости для человеческого «вот-бытия», что стало результатом позитивистской редукции идеи науки к науке о фактах, исключающей всякую субъективность, вопросы о разуме и неразумии произведений человеческой культуры.
    Жизненный мир — это мир Человека, мир людей, мир человеческого достоинства, существования и функциониро-вания человеческого потенциала, мир возможностей людей, их восприятия и реакции на происходящие в обществе пе-ремены и отсюда готовность понять, принять/не принять, содействовать/быть пассивным/противостоять осущест-вляемым обществом и государством преобразованиям.

    5 Экзистенциально-герменевтическая философия: Ж-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер.

    Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. Мартин Хайдеггер – немецкий философ; создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:«бытия с другими»;«бытия самого себя».«Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».«Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других.

    Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отставать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

    Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире- главная проблема и забота человека.

    Альберт Камю сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:соприкосновение со смертью – при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»).

    В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

    Сартра.Ж.П

    Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».

    «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

    Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности – свобода.

    Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

    Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д.По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством.Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

    Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). .

    6 Философские аспекты психоанализа. З. Фрейд.

    Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.
    Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
    Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
    Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти.
    Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам. Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни. Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма.
    Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры.
    Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму. На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм. Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека.
    Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личсти во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

    7 Постмодернизм: М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида.

    Ж.Делёз, Ж.Деррида, М.Фуко — главные фигуры этого направления философии. Постмодернизм — новый вариант умеренного иррационализма. Он причудливо соединяет линию философии жизни-экзистенциализма и фрейдизм.

    Постмодернизм явно односторонен, поскольку, во-первых, выводит за скобки всю предшествующую философию, нарушая тем самым принцип преемственности, и, во-вторых, опирается исключительно на художественную культуру и некоторые гуманитарные дисциплины (психологию, психиатрию, лингвистику). Он игнорирует методологию, наработанную естественными науками, математикой и тем направлением философии, который ориентируется на указанные науки и вообще на науку. Постмодернисты явно не любят точное знание, игнорируют достижения научно-технической мысли.

    Постмодернизм — глупая претензия на исключительность. Называя всё, что было до него «модернизмом», он противопоставляет себя этому всему. Чисто подростковый подход: отрицать, крушить, ломать всё, что было до тебя или сделано не тобой, другими. Это такая же глупость, как если бы человек решил отказаться от сердца, легких, головы на том основании, что это всё — старое, тривиальное, надоевшее, что это из прошлого, «от предков», не ново и т.д. и т.п.

    Постмодернисты, чураясь-избегая всяких канонов, стандартов, монизма, единства, абсолютизма и т. п., бросаются в другую крайность, а именно, в крайность плюрализма, хаоса, анормального, релятивизма.

    Современный философ должен быть универсальным мыслителем и учитывать в своих философских построениях по возможности весь человеческий опыт.

    6.9. Современная философская мысль

    Современная философская мысль имеет следующие особенности:

    1.Философы в большинстве своем, наконец, осознали, что философия — особый тип культуры, отличный от науки, искусства, религии-теологии. От попыток сделать философию наукой или даже преодолеть-элиминировать ее (в ХIХ–1-й половине ХХ веков) они пришли к пониманию ее автономности и значимости для человека. Философия профессионализировалась, появилась целая когорта людей, которые с юношеских лет и до конца жизни занимаются исключительно философией, для которых философия — профессия, а не любительство или сопутствующее дело.

    2.Философия необыкновенно разрослась вширь, проникла во все сферы человеческой деятельности, возникли специализированные философские направления (философия науки, искусства, религии, практики, экономики, политики и т.д.).

    3. Общество стало с б?льшим уважением относиться к философии и философам.

    4. Философия возвращается в практику; становление практической философии.

    ——————

    Сейчас Россия освобождается от пут огосударствленной марксистской философии. Впервые возникла ситуация свободного развития философии. Появились десятки, сотни философов с замечательными идеями. Можно ожидать расцвет философской мысли.

    ФИЛОСОФСКИЕ ЗАДАЧИ

    1) Какие структуры выделяет Фрейд в человеческой психике, охарактеризуйте их.

    Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека.

    2) В чем, по мнению Фрейда, проявляется бессознательное? Философ выделял высшее бессознательное и низшее бессознательное. Приведите примеры.

    Фрейд о бессознательном.

    По мнению Фрейда, к бессознательному можно отнести все то, что человек когда-либо осознавал с той или иной частотой. К примеру, это может быть целый ряд событий или одна незначительная мысль.

    Разница между бессознательностью и пассивной памятью заключается в том, что бессознание находится вне поле зрения обычного сознания, но при этом оказывает свое существенное влияние на человека.
    Высшее бессознательное, Надсознание – это вместилище высших чувств, любви, стремления к человечным и героическим поступкам, «души высокие порывы», как сказал поэт. На вершине Высшего бессознательного и находится Высшее Я. Низшее бессознательное, подсознание – это рефлексы, автоматическая работа тела, инстинкты.

    3) Человек, подчеркивали экзистенциалисты, не только живое существо, обладающее среди прочих своих способностей также и языком. Язык есть дом бытия, живя в котором человек экзистирует, поскольку, оберегая истину бытия, принадлежит ей. Какова роль языка в экзистенции?

    «Экзистенция -это неналичное, сущностно-несубстанциальное бытие человека в качестве его возможности (человек есть то, чем он может стать), выражение единственности, уникальности каждого человека и его судьбы. Это сфера подлинного бытия человеческой сущности, не данная мне, встреча бытия с сущим.

    4) Поясните смысл высказывания французского экзистенциалиста Ж. П. Сартра о том, что существование предшествует сущности.

    Для Сартра "существование предшествует сущности" означает, что личность не строится по заранее разработанной модели или точной цели, потому что именно человеческое существо решает участвовать в таком предприятии. Не отрицая сдерживающих условий человеческого существования, он отвечает Спинозе, утверждавшему, что люди определяются тем, что их окружает.


    написать администратору сайта