Кто такой калокагат. задание 2. 1. Кто такой калокагат Что необходимо делать человеку, чтобы его так назвали Греческий идеал, гармоничное сочетание физических и нравственных достоинств прекрасный
Скачать 18.6 Kb.
|
1. Кто такой калокагат? Что необходимо делать человеку, чтобы его так назвали? Греческий идеал, гармоничное сочетание физических и нравственных достоинств: καλός – «прекрасный» (чаще о наружной красоте, но также и о внутренней), ἀγαθός – «хороший» в смысле «добрый, благородный, порядочный». Этот идеал имел аристократическое происхождение, был тесно связан с аристократической ἀρετή («доблесть, добродетель, достоинство – физическое и нравственное», то же, что лат. virtus) и подразумевал совершенство телесного и духовно-нравственного облика, т.е. соединение красоты, мужества, благородства, военной доблести и разумности. В классической Греции калокагатия стала одновременно этическим, эстетическим, социально-политическим, философским и педагогическим идеалом. Она лежала в основе греческой пайдейи – системы воспитания, а софисты добавили в калокагатию обязательные ученость и образованность, придав гармонии души и тела окончательную завершенность. 2. В чем сходства и отличия в представлении о способах оздоровления в Древней Греции и на Востоке? Древняя Греция: Умеренность являлась одним из основных принципов оздоровления в период античности. При этом быть умеренным во всем, придерживаться золотой середины требовалось не только в отношении здоровья, но в любой сфере жизни. Второй принцип оздоровления античности можно определить, как «забота о себе», или «культура себя». «Кто хо чет пребывать в благополучии, тот должен всю жизнь проводить в заботе о себе». Заботиться о себе означало придерживаться строгого режима, составляющего здоровый и умеренный образ жизни. Эти принципы «культуры себя» во времена Древней Греции должны были усвоить все, как, например, поддержание своего тела в чистоте и порядке. Известно, что здоровье и благополучие в Древней Греции и Древнем Риме понимались как «личное дело каждого», а забота о здоровье являлась признаком как хорошего воспитания, так и самовоспитания. Древнегреческий философ Платон (427—347 до н. э.) утверждал, что необходимость обращаться за помощью к врачам сама по себе позорна. Вместе с тем он сравнивал это с необходимостью прибегать к помощи судей: человек, который неспособен самостоятельно заботиться о своем здоровье, как и тот, кто не в силах сам разобраться в вопросах справедливости, позорит самого себя. Обобщая сказанное, необходимо отметить, что оздоровление в период античности понималось как систематическое поддержание внутреннего равновесия и целостности человека, а оздоровление являлось частью культуры и мировоззрения. Рассмотрим теперь методы и системы, которые применялись в период античности для поддержания и восстановления гармонии и здоровья человека. народы Древнего Востока оставили много литературных памятников, в том числе и памятников медицинской литературы. К ним относятся египетские медицинские папирусы, глиняные таблички, рукописные книги китайских и индийских врачей. Расслоение общества на классы обусловило следующий этап развития врачевания. С возникновением сословия жрецов появилась храмовая (жреческая) медицина с присущими ей магическими обрядами и мистическими приемами. Не имея достаточных знаний, жрецы не могли оказывать полноценную лечебную помощь, поэтому в тот период основной формой медицины продолжала оставаться народная медицина. В Древнем Египте особое значение придавалось соблюдению гигиенических требований и предупреждению болезней. Мужчины и женщины носили парики, надевая их поверх остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик состоял из множества переплетенных косичек, защищая от солнца. Традиции и обычаи, описанные Геродотом, предписывали гигиенические правила в быту, использование определенной посуды, умеренность в пище. Напитки пили только из медных сосудов, которые ежедневно чистили. Платья шили из полотна, часто стирали. Мылись 2 раза в день и 2 раза в ночь. 3. Опишите взгляды античных философов на здоровье человека. Гиппократ — современник Демокрита и Эмпедокла. Их философия оказала на Гиппократа сильное влияние. Философские суждения пронизывают общемедицинскую теорию Гиппократа. Тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой. (Эмпедокл: мир состоит из четырех стихий: вода, земля, огонь, воздух.) Если эти жидкости уравновешены — человек здоров. Если их гармония нарушается — человек заболевает. Сама природа пытается восстановить равновесие и устранить болезнь. В этом суть гуморальной доктрины Гиппократа. Врач обязан помочь телу человека стать здоровым. Способ лечения должен восстановить гармонию жидкостей. «Философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет тело от страданий»— эти и подобные мысли определили творчество врача-философа. Натурфилософия, умозрительное истолкование природы помогает Гиппократу рассматривать человеческий организм как единое целое, части которого находятся в совокупности и взаимном согласии, и это согласие содействует деятельности каждой из них. Поэтому важнее наблюдать за ним в целом, а не только за мелкими изменениями. Клавдий Гален (около 129—199 гг. н.э.) — римский врач и естествоиспытатель, деятельность которого приходится на расцвет Римской империи. Своеобразные мысли высказывал Гален по поводу деятельности нервной системы. Он считал, что в организме кроме животной пневмы, которая лежит в основе физиологических отправлений, существует психическая пневма, которая выполняет роль носителя сигналов раздражения, или полученного органами чувств ощущения, к мозгу и от него несет к органам движения двигательные импульсы. Гален рекомендовал изучение своих трудов начинать с философии. Он стоял на позиции, что все вещи состоят из четырех элементов: теплого, холодного, влажного и сухого начал. Что касается живых организмов, то, следуя Гиппократу, он признавал четыре сока: кровь, слизь, желчь и черную желчь. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию. Гален считал, что пневма — это какой-то материальный первоисточник жизни. Человек рождается с физической первичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену как горнило жизни, воздух перерабатывался и утончался. В результате этого получалась животная пневма, которая управляла жизненными процессами организма. О Герофил (родился около 330 г. до н.э., дата смерти неизвестна) — древнегреческий врач и философ, один из основателей александрийской медицинской школы. По его мнению, нет такой болезни, от которой нельзя найти лекарство. Герофилом написан труд по анатомии, в котором особое внимание уделено нервной системе и внутренним органам человека. В этой науке он сделал шаг вперед, установив различия между нервами и связками, проследив связь головного мозга с нервами, находящимися на периферии тела. Герофил не только изучил строение головного мозга, но и его оболочки. Он установил различия между артериями и венами, установил три стадии работы сердца, открыл двенадцатиперстную кишку. Им написаны такие труды, как «О глазах», «О пульсе». Герофил высоко ценил здоровье, считая, что оно является основой благополучия человека. 4. В какой период времени для сохранения и улучшения здоровья стали применять минеральные препараты. С чем это было связано? Переход первобытного человека к охоте и рыболовству как к одному из главных источников существования имел немаловажное значение для расширения медицинских познаний. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал установлению целебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека надежно защищало обильное смазывание жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровождающимся травами, в особенности переломами и вывихами, научились применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу от костров, смолу деревьев и глину. Возможно, что в этот период доисторические люди познакомились с одним из первых фармацевтических препаратов минерального происхождения – поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Потребность в одежде научила наших далеких предков примитивным методам обработки шкур животных. Для лечения различных заболеваний люди стали использовать солнце, огонь и воду. Родоначальницей применения целебных различных средств, инициатором использования их при тех или иных заболеваниях была женщина. |