Главная страница
Навигация по странице:

  • Фрагмент работы для ознакомления

  • 1.3. Разновидности очерка.

  • 2.Особенности портретного очерка.

  • Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк

  • Обзор поэзии А. Т. Твардовского с ономастических позиций

  • 2.3.Специфика творчества А.Т.Твардовского

  • Список литературы

  • Журналистика. Курсовая работа.Журналистика.. 1. Место портретного очерка в жанровой системе средств массовой информации


    Скачать 35.89 Kb.
    Название1. Место портретного очерка в жанровой системе средств массовой информации
    АнкорЖурналистика
    Дата10.04.2021
    Размер35.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа.Журналистика..docx
    ТипАнализ
    #193256


    Содержание

    • Введение
      1. Место портретного очерка в жанровой системе средств массовой информации
      1.1 Общая характеристика жанров журналистики и их признаки
      1.2 Очерк и его разновидности
      1.3 Характеристика и особенности портретного очерка
      2. Особенности портретного очерка в творчестве А.Т. Твардовского
      2.1 Характеристика письменности А.Т. Твардовского в общем контексте его творчества
      2.2 Типологические художественные жанрообразующие элементы портретного очерка в творчестве А.Т. Твардовского
      2.3 Специфические художественные жанрообразующие элементы портретного очерка в творчестве А.Т. Твардовского
      Заключение
      Список используемой литературы
















    Введение



    Портретный очерк очень интересный и благодатный жанр в современной журналистике.
    Популярные глянцевые издания любят говорить об известных персонах, это увеличивает их рейтинги, тиражность. Правдивость, реальность – уходят на второй план, иногда важнее экспрессивность, интересность.
    - что это расплыв жанрообразующих границ или чисто коммерческая уловка? Ведь очерк – художественно публицистический материал, в котором автор обязан высказать свое мнение, представить свой взгляд на ситуацию.
    Вопрос о достаточной мере субъективности в портретном очерке – один из главных аспектов данной курсовой работы.
    Объектом исследования данной курсовой работы будут являться жанры.
    Предмет – особенности портретного очерка в творчестве К.М.Симонова.
    Целью данной курсовой работы будет являться выявле ние особенностей портретного очерка в творчестве К.М. Симонова
    Изучить структуру портретного очерка и его место в системе жанров.
    Анализ стилистических средств используемых в своем творчестве К.М. Симоновым
    Используемые методы: изучение научных материалов, работа с очерками К.М. Симонова.
    Сегодня, в дни массовой культуры, данная проблема является актуальной. В то, что материальные ценности для современного человека важнее, чем духовные, но в это так не хочется верить. Поскольку в прошлые года, люди ровнялись на героев войны, а в последствие на героев труда, на простых граждан которыми своими деяниями подавали пример. А теперь? Нынешнее поколение равняться на политиков, чиновников, звезд эстрады и так далее. Не ужели продолжение все последующие поколения будут ровняться не на достойных людей, а на таких фальшивок, как Ксения Собчак.

    Фрагмент работы для ознакомления

    Так если мы посмотрим толковый словарь С.И. Ожегова, то увидим, что он дает двоякое понимание данного слова:
    Очерк 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание
    Жизненных фактов
    2. Общее изложение, какого-нибудь вопроса.
    Очеркист – это писатель, журналист, пишущий очерки [1, с.476].
    Из этого определения мы видим, что С.И. Ожегов разделяет понятие очерка на два подвида, а в современной журналистике как мы уже сказали, происходит смешивание этих трактовок.
    1.3. Разновидности очерка.
    Очерк по своей природе разнообразен. И многие исследователи жанровую природу очерка определяют, как синкретическое соединение трех начал – социологического (научного), публицистического и художественного.
    Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.
    Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события – исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надо заметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел – необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д.
    Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется в системе образов – как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский, создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке – эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.
    Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов.
    Но современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настольно драматичены, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней.
    Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настольно драматичены, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней.
    Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие. Так, например Д.В. Туманов выделяет проблемный, портретный и путевой очерк
    Но не которые исследователи приводят не только эти три вида очерка. Так, по мнению такого исследователя, как Ким М.Н. существует гораздо больше видов очерков. И он выделяет такие виды как:
    - физиологический, начавший свое шествие из «Физиологии Петербурга». Главная особенность физиологического очерка – это острая социальная направленность.
    Но есть мнение, что физиологический очерк это разновидность портретного очерка, что на самом деле таким не является. Поскольку у физиологического очерка другая функция, в отличие от портретного. Так как основной целью физиологического очерка является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Примером физиологического очерка является произведения Н. Некрасова «Петербургские углы». (Когда, сопровождаемый извозчиком, я вошел с узелком и чубуками, в шинели, надетой в рукава, в мое новое жилище, кровать уже была на своем месте: в левом углу, образуемом стеною, противоположною окнам, и тою, в которой находился известный шкаф. Старуха немного прихвастнула насчет ее удобства, ибо постель была такова, что на ней двое могли спать разве по очереди; зато перед нею стоял небольшой только что выскобленный стол с отверстием в боку, доказывавшим, что в столе был когда-то и ящик. Подвал, которому поутру как будто чего-то недоставало, представлял полную, совершенно оконченную картину.) Проникнуты подлинным знанием жизни петербургских низов и подлинным сочувствием к ним, а также горячей ненавистью к крепостническому строю.
    - Портретный очерк, в центре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека. Так примером портретного очерка можно привести из литературной газеты (-Когда мне было чуть, больше чем моей дочери, меня не приняли в Московский аэроклуб,- говорит Светлана Омельченко, единственная женщина-претендент на полет в космос в качестве журналиса. Несколько месяцев назад решением Главной Медицинской комиссии она преступила к специальным тренировкам в Центре подготовки космонавтов. В космос собираются также пять журналистов- мужчин. Светлана уже десять лет работает корреспондентов газеты « Воздушный транспорт» -Я всегда была неравнодушна к авиации,- говорит она.- Еще в школе в традиционных сочинениях типа «Кем быть?» писала: только летчиком. Увы, из-за большой близорукости не приняли даже в аэроклуб. Но была еще одна надежда – журналистика: ее отец работал в редакции, и после его смерти редакция долгое время опекала дочь.) Это всего лишь не большой отрывок очерка но уже в нем прослеживается судьба героя, и вырисовывается его портрет.
    - Судебный очерк. Характерной чертой данного вида очерка является реконструкция состава преступления, совершенного конкретным человеком или группой лиц. В судебных очерках дается не правовая оценка преступления (это прерогатива суда), а морально-нравственная. Задача журналиста состоит в том, чтобы помочь людям разобраться в феномене человеческого зла, а главное – показать те условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления. К основным содержательным элементам судебного очерка можно отнести обрисовку морального облика преступника и анализ мотивов преступления. В нем могут быть рассмотрены различные авторские версии в объяснении состава преступления, детали и подробности уголовно наказуемого деяния, свидетельские показания и др. Весь этот многоплановый материал объединяется в судебном очерке авторским замыслом и идеей произведения.
    - Очерк-расследование. Данный вид очерка нацелен на исследование скрытых сторон различных явлений действительности и человеческой деятельности. В очерке-расследовании используется социологическая методика по сбору первичной информации, предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различных гипотез и версий, проверку исходных данных и т.п. Журналистское расследование, по определению американских ученых, представляет собой основанный, как правило, на собственной работе и инициативе журналистский материал на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы сохранить в тайне. Журналистское расследование требует от очеркиста определенной квалификации не только по сбору первичной информации. В отличие от аналитика, который, разработав ту или иную тему, дает развернутую характеристику вскрытого им явления, очеркисту помимо этого необходимо создать определенный образ человека. ( Вот здесь, в этих дворах, в среду, 30 октября 2002 года и произошло то событие, которое до сих пор заставляет вздрагивать чиновников и недоумевать обывателей. А тогда на него в одночасье откликнулись все средства массовой информации. «Около 20 часов у подъезда собственного дома на улице Гарибальди совершено покушение на мэра города Таганрог Сергея Ивановича Шило. Мэр и его личный водитель доставлены в больницу с огнестрельными ранениями. В 23 часа 20 минут от полученных ранений Сергей Шило скончался в больнице. Личный водитель в тяжелом состоянии находится в реанимации»…
    Как свидетельствуют легенды, Шило сам по мобильному телефону сообщил милиции о покушении и вызвал скорую помощь. Мало того, без посторонней помощи вошёл в приемный покой больницы…
    «К моменту прибытия на место происшествия сотрудников правоохранительных органов Сергей Шило был еще жив. В больнице, куда доставили пострадавшего, его прооперировали, однако спасти жизнь мэра так и не удалось. Спустя два с половиной часа он скончался, не приходя в сознание»).
    - Проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место здесь занимает проблемная или конфликтная ситуация. В очерке могут быть рассмотрены самые разнородные конфликты: межличностные, межгрупповые, производственные, моральные и т.п. Любой конфликт драматичен по своему характеру. Он побуждает человека к действию, к принятию важных решений, что и позволяет, в конечном счете, обрисовать характер героя или его поступок. Очеркист может проанализировать конфликтную ситуацию, начиная от ее зарождения и кончая ее разрешением; сконцентрировать внимание на самоанализе человеком собственных поступков, или же, наоборот, показать различные позиции конфликтующих сторон, последовательно объясняя суть происходящих событий; вскрыть мотивационно-личностные факторы, побуждающие человека к противоборству с идейными противниками и т.д. Во всех этих случаях его сверхзадача – показать суть индивидуальных целей героя произведения, обосновать мотивы его поведения, выявить противоположные и взаимоисключающие тенденции развития события, а главное – обрисовать субъективные и объективные предпосылки конфликта. К субъективным предпосылкам относят характерологические особенности личности: устойчивые качества, черты характера, которые предрасполагают человека к столкновению с окружающими. (Что значит быть свободным? Каждый ответит по-своему, но я думаю, все высказывания будут сводиться к тому, что свобода – это способность жить так, как хочется. В давние времена под свободой люди понимали физическую независимость от кого-либо. В современном мире большую актуальность имеет другой вид свободы – духовная свобода. Из-за явления глобализации происходит образование единой, массовой культуры. Великое множество людей в мире, похоже, одеваются, слушают одинаковую музыку в hip-hop ритмах, смотрят одинаковые фильмы и так далее.… В этой огромной толпе немало тех, кому что-то нравится лишь потому, что это модно. Боясь показаться цветной вороной, такой человек слушает те же глупые песенки, смотрит ту же пошлятину по телевизору, что и его знакомые. Такие люди постепенно теряют свободу желаний, свободу самовыражения. А ведь это самое главное для полноценной жизни. Глупо заниматься тем, что тебе не по душе лишь потому, что это модно. Тот, кто действует и строит свою жизнь по шаблонам, которые незаметно вдалбливают нам по телевизору в банальных сериалах и рекламе, становится рабом массовой культуры, теряет свою духовную свободу и свою личность. Такой человек становится маленькой, ничего из себя не представляющей точкой в кляксе – толпе. Быть свободным – значит жить так, как тебе подсказывает сердце).
    Рассмотрев разновидности очерков, которые предлагают два исследователя, мы больше соглашаемся с Кимом М.Н, нежели с Тумановым Д.В., Потому что Туманов дает всего три вида очерка, что не раскрывает разнообразия и разносторонность данного жанра. А Ким, в отличие от своего коллеги более полно раскрывает разновидности данного жанра. Доказывая нам, что очерк может быть самым разным в зависимости от того, какой цели придерживается автор, создающий материал в этом жанре.
    Но, к сожалению, на страницах современной периодике, очерк все меньше и меньше появляется. Наверно все-таки это связано с тем, что очерк требует более детального рассмотрения не зависимо от того к какой разновидности он относиться. Но многие редакторы считаю, что на газетной полосе, где в основном горячие фаты, нет места лирическим материалам. Ведь, кто-то ошибочно считают, что очерк изжил свое еще в период советской периодике. Но если просмотреть, то мы увидим что на самом деле это не так. Ведь очерк требует больше внимания к себе, чем другой жанр. Поскольку, очерк требует передерживания к определенного плана, который поможет более точно добиться результата. Именно того результата, которого при написание данного материала, хотел добиться автор.
    2.Особенности портретного очерка.
    Термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности человека, – все, что связано с духовной жизнью личности. По мнению такого исследователя как Ким М.Н. объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека [7, с.116].
    Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» [8].

    Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?
    Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.
    Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя [2].
    В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала [9, с.251]. Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью, открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыто, потонуло в ежедневных заботах. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают.
    Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу [8].
    По мнению такого иследователя как Кондракова К.М. основная цель очерка - познакомить читателей с человеком. Прежде чем приступать к написанию очерка, следует провести беседу с этим человеком, поговорить с людьми, знакомыми с ним. Портретный очерк — это рассказ о человеке (или группе людей), не следует ограничиваться только перечислением фактов из его (их) жизни, интересов и успехов или только интервью с ним (с ними) [10].
    Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.
    Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.
    1. Социологическое начало очерка состоит в его направленности на изучение общественных проблем и отношений, рассмотрении социальных сторон деятельности человека. Публицистическое начало очерка проявляется в его опоре на факты, в незавуалированности и открытости авторской позиции, в прямоте высказываемых оценок и мнений. Художественное начало состоит в создании образной картины реальной действительности, когда явления, ситуации и характеры социально типизируются. Типизация в очерке бывает двух видов – избирательной и собирательной. В случае собирательной типизации в вымышленом событии и персонаже обозначаются признаки определенного типа социального явления, характера, поведения. В случае избирательной типизации в единичном, реальном персонаже выявляются свойства и черты, которые принадлежат данному типу событий и людей. В очерке герой или ситуация всегда подчиняются авторской задаче показать какую-либо проблему. Типология очерков Типология очерков связана с характером и объектом изображения. Выделяют следующие группы очерков: Исследовательские; Художественно-публицистические; Художественно-изобразительные. Художественно-изобразительные очерки предполагают описание впечатлений автора от пережитого, увиденного, в таких очерках активно событийное начало. К данному типу очерков относятся путевые заметки и путевые очерки. Художественно-публицистический тип очерков центром изображения делает человека. Сюда относится портретный очерк. Он предполагает не только воссоздание образа человека, и но и оценку этого образа, то есть активное участие автора, яркое проявление авторской позиции. В исследовательских очерках на первом плане оказываются социально важные проблемы. Здесь выделяются проблемные, судебные очерки, очерки нравов. Для этих очерков характерной является публицистичность, то есть прямое выражение позиции автора. В современных СМИ в качестве классических жанровых разновидностей очерка выступают проблемный, портретный и познавательный очерки (сюда входит и путевой очерк). В качестве предмета отражения современного очерка может выступать: Социально значимая личность; Социальное явление, носящее проблемный характер; Явление, которое способно вызвать познавательный интерес у аудитории. Классический очерк часто встречается в «Новой газете». Часто это издание упрекают в ориентации на «западные ценности». Но в творчески-технологическом плане «Новая газета» продолжает традиции русской журналистики. Издание предоставляет свои страницы и выдающимся авторам, которые формировались в советское время. В публикациях часто прослеживается синтез очерка и эссе. Современные образно-документальные тексты с ярко выраженным образным началом предстают перед читателем в виде мини-очерка – зарисовки. Ряд исследователей выделяет зарисовку как самостоятельный жанр, но более оправданным является определение зарисовки как малой формы очерка. В зарисовке прослеживаются все характерные особенности очерка. Отличие зарисовки заключается в меньшем объеме текста и менее глубоком и широком исследовании предмета. Разновидности жанра современного очерка в печатных зданиях и интернет-СМИ – это скорее облегченная разновидность очерка. Массовая аудитория в настоящее время в основном потребляет произведения массового искусства, для которых характерна фабульность. Это означает, что повествование основывается на динамичном развитии событий, что призвано увлечь читателя. часто оно является самоценным. Фабульность является характерной и для истории как формы журналистского текста, но в этом случае фабула – это изложение не вымышленных событий, а реальных. Автор в этом случае придерживается хронологической последовательности. Фабула в биографической истории – конкретные события из жизни героя произведения. Портретное интервью может выступить в качестве своеобразной замены портретного очерка. Интервью - это жанр, носящий межгрупповой характер, так как его разновидности входят в разные жанровые группы. Интервью взаимодействует с разными жанрами и перенимает их особенности. Портерное интервью принимает особенности портретного очерка, но сохраняет специфику, которая обусловлена диалогической структурой текста. Таким образом, очерк в современных СМИ , хоть и уменьшил свое присутствие, но остается по-прежнему востребованным жанром.



    Обзор поэзии А. Т. Твардовского с ономастических позиций


    Наследие великого русского поэта А.Т. Твардовского изучалось многими литературоведами, языковедами, воспоминания о нем оставили известнейшие его современники. И вместе с тем оно никем глубоко и всесторонне не рассматривалось с точки зрения изучения имени собственного. А ведь это тот богатейший материал, который дает нам возможность едва ли не самого яркого, точного, всеобъемлющего восприятия не только творчества поэта, но и личности, поскольку эти два понятия были неделимы как в сознании самого мастера слова, так и в восприятии его читателями.

    Жизнь, вместившая в себя все горечи и радости жизни страны, судьба, отразившая все значимые события в судьбе Родины, - так с полным правом можно сказать о личности А.Т. Твардовского. Так с полным правом говорил он о себе сам.

    Такая фигура привлекает внимание исследователей, и, конечно же, интерес к творчеству виднейшего поэта XX века был и остается огромным. Литература о А.Т. Твардовском обширна: несколько монографий, десятки диссертаций, множество статей, упоминаний в книгах и статьях на различные темы, специальные главы или крупные разделы во всех сводных работах и учебных пособиях по литературе последнего пятидесятилетия. Это и исследования биографического характера [Любарева 1957; Выходцев 1958; Турков 1960; Маршак 1961; Македонов 1960, 1981; Гришашвили 1967; Муравьев 1981; Акаткин 1986, 1989; Кондратович 1984, 1985; Ильин 1990, 2000; Баев-ский 1996; Снигирева 1997 и другие], и литературоведческие работы [Еселев 1954; Воробьев 1957; Любарева 1957, 1982; Акаткин 1977; Новиков 1997, Рощин 1959, 1966 и другие]. Собственно лингвистических работ значительно меньше, и особенно мало изученной областью являются имена собственные.

    Отметим работы И.А. Королевой (1995, 1997, 2005), Г.Ф. Ковалева (2004), Г.С. Меркина (1997), в которых подчеркивается важная роль онимов в воссоздании индивидуально-авторской картины мира А.Т. Твардовского, а также говорится о безусловной значимости ономастической лексики в реализации авторского замысла, о текстовых вехах онимов, об их достаточно строгом ономастическом структурировании в произведении [Королева 2000, 95], поскольку имена собственные обеспечивают оптимальную передачу смысловых авторских установок, являются ключевыми словами, вехами смысловой структуры текста [Супрун 2000; Алешина 2000].

    А для всего творчества А.Т. Твардовского ключевыми словами становятся Загорье, Починок - символ «Малой Родины» поэта. Все началось отсюда, с истоков - с любимого поэтом, ныне известного именно в связи с его громким именем хутора Загорье. Загорье, Починок, речка Лучеса, Бор-ки - вот что составляло Малую Родину мастера слова, вот откуда брало начало его яркое, самобытное дарование. Родимая Смоленщина, любимая до боли, не забываемая поэтом ни в годы радости, ни в годину бед и разлук, -она зримо, полновесно присутствует во многих его произведениях, иногда приобретая панорамную масштабность, иногда уходя на второй план. Она находит отражение как в жанре малых форм (стихотворения предвоенных лет «Смоленщина», «Станция Починок», «На хуторе Загорье», «Поездка в Загорье» и др.), так и в первой получившей известность его поэме «Страна Муравия» (1934-1936). Поэма, явившаяся, по утверждению самого А.Т. Твардовского, главной вехой его предвоенного творчества, принесла ему широкую популярность.

    Основная идея, замысел поэмы - поиски заветной Страны Муравии, где вольное, без колхозов, житье, - необычайно заинтересовали поэта, поскольку давали ему возможность отразить события тогдашней действительности, поднять столь актуальные для крестьянства вопросы.

    События разворачиваются на широком ономастическом фоне, поэма представлена большим количеством действующих лиц, именования которых отражают реалии времени: имя главного действующего лица - Никита Мор-гунок и имена персонажей второго плана - Настасья Тимофеевна, Андрей Ильич Фролов, Илья Кузьмич Бугров и другие - представляют собой наиболее частотные антропонимы, употребляемые в народной, крестьянской среде того времени, служат средством типизации образов. Географических названий в поэме немного, но они очень значимы, поскольку некоторые также представляют родную Смоленщину: Ельня, деревня Васильково, Кас-плянский сельсовет.

    Тема Малой Родины, одной из ведущих в творчестве А.Т. Твардовского, находит широчайшее воплощение в произведениях военных лет именно через онимы. Это и микротопоним Борки в главе «Бой у болота» (поэма «Василий Теркин»), выполняющий функцию ключевого слова, - он становится символом героизма советских солдат в этой жестокой войне. Это и любимый Смоленск, который, осознавая всю горечь и безысходность положения, вынуждены оставить советские войска при отступлении. Это и родной Днепр, перейти который означало для А.Т. Твардовского начало освободительного наступления

    2.3.Специфика творчества А.Т.Твардовского

    Творчество Александра Трифоновича Твардовского – автора знаменитых поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью – даль» неоднозначно оценивается современными критиками, литературоведами, читателями. Однако с уверенностью можно сказать, что это был выдающийся поэт советского периода русской литературы, произведения которого отразили важные этапы истории русского народа и представляют значительную художественную ценность.

    Каковы же особенности творческого мировоззрения Твардовского? В каком направлении оно развивалось? В чем заключается идейно-художественное своеобразие произведений этого поэта?

    Поэма «Страна Муравия» была напечатана в 1936 году и принесла ему широкую литературную известность. В это время в стране решалась серьезная социально-политическая проблема деревенского уклада, крестьянской судьбы. Опираясь на некрасовские традиции в изображении крестьянского мировоззрения («Кому на Руси жить хорошо»), Твардовский создает развернутое поэтическое произведение о победе колхозного строя.

    Сюжет поэмы достаточно прост. Главный герой – крестьянин Никита Моргунок, который не решается вступить в колхоз, поскольку боится потерять свою самостоятельность. Его привлекает единоличная жизнь, наполненная особым смыслом и даже поэтичностью. Услышав старинную легенду о стране крестьянского счастья Муравии, Моргунок отправляется на поиски этой сказочной земли. Его воображение любовно рисует идеальные картины богатства и изобилия, простоты и независимости, царящих в этой маленькой чудесной стране:

    Далее мы наблюдаем, как реальная действительность постепенно разрушает иллюзии героя относительно возможности и правильности единоличного ведения крестьянского хозяйства и убеждает в том, что настоящее счастье возможно только в колхозе, в коллективном труде на общей земле.

    Сначала Моргунок оказывается на веселой кулацкой свадьбе (глава II) и понимает, что его не устраивает такой уклад («Тут и свадьба и поминки»). Далее герой встречает на своем пути хитрого священника (глава V), наживает себе врага в лице кулака Ильи Бугрова (глава VIII). Однако наиболее сильное впечатление на Моргунка, окончательно изменившее его мировоззрение, производит деревня единоличников Острова (глава XIV), в которой живут крестьяне, не желающие идти в колхоз и из-за этого оказавшиеся в нищете:

    Новая позиция героя, осознавшего преимущества колхозной жизни, окончательно закрепляется после посещения им колхоза, в котором он видит слаженную работу крестьян (глава XV). Подобно некрасовскому герою, ищущему счастливых крестьян, герой Твардовского находит их на колхозных полях. Моргунок приходит к выводу о том, что и он «не лодырь, не злодей», «не хуже всех людей» и потому достоин лучшей жизни. Это подтверждает и беседа с председателем колхоза Фроловым, который рассказывает Моргунку о борьбе за колхозы в деревне, о постепенном и трудном переходе к новому способу хозяйствования:

    Значительной творческой заслугой поэта является достоверность художественного раскрытия поставленной проблемы: показ всей полноты и противоречивости сомнений, мучительных колебаний Моргунка, правдивое и не приукрашенное изображение ожесточенной борьбы за колхозы. В этом отношении поэма А. Твардовского перекликается с романом М. Шолохова «Поднятая целина».
    1. Список литературы



    1. Журнал «Журалист» Москва 2003год
    2. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Справочник – Статья Д.В. Туманова «Очерк» – Режим доступа: http://jurn.by.ru/jan_15.html
    3. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 239 с.
    4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, 2006.
    5. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. – М.: Михайлова В.А., 2001.


    написать администратору сайта