Главная страница
Навигация по странице:

  • Различия

  • Мировоззрение и эффективность руководителя. 1.2. Мировоззрение и эффективность руководителя. 1 Мировоззрение и эффективность деятельности


    Скачать 340.13 Kb.
    Название1 Мировоззрение и эффективность деятельности
    АнкорМировоззрение и эффективность руководителя
    Дата21.11.2021
    Размер340.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.2. Мировоззрение и эффективность руководителя.docx
    ТипДокументы
    #278085



    1.4. Мировоззрение и эффективность деятельности руководителя

    Древняя мудрость гласит: «Есть люди, под чьим управлением гибнет всякое начинание. Есть люди, под чьим управлением свершается невозможное. Есть люди, которые могут различать одних от других». Эту мудрость следует понимать так, что для более или менее масштабного начинания, проекта особое значение, даже большее, чем знание и владение управленческим инструментарием, имеет мировоззрение руководителя.

    При рассмотрении мировоззрения и его связи с эффективностью деятельности руководителя необходимо исходить из смысла следующих основополагающих понятий убеждения, идейность и мировоззрение. Убежденияесть укоренившиесявсознаниичеловека моральные, этические представлениянормы, принципы, идеалы, которым он считает насущно необходимым для себя следовать в повседневной жизни. Применительно к управлению речь идет не просто об информированности, осведомленности руководителя о наличии неких нравственных, моральных норм деловых отношений, профессиональной этики, высших идеалов (в частности, идеала организации, руководителя), но о его убежденности в них, то есть в наличии соответствующей рациональной основы деятельности. Убежденность позволяет руководителю осуществлять управленческий процесс сознательно, с глубоким пониманием необходимости и целесообразности определенного управляющего, корректирующего воздействия на ситуацию [2. С. 137–144].

    Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире, об окружающей действительности, о своем месте в этом мире, а также обусловленные этими взглядами основныежизненныепозициичеловека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Центральное место в мировоззрении человека занимают представления о природе, о космосе, о сакральном (священном), наконец о Божественном. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В соответствии с существующими представлениями генезис мировоззрения обусловлен возрастными особенностями человека. Мировоззрение как совокупность ощущений, чувств, стремлений, потребностей, интересов, воли, побуждений индивида возникаетвраннемвозрастев сфере еще неосознанных, стихийных практических отношений, в том числе

    социальных.

    В результате обобщения полученного опыта под влиянием воспитания и обучения формируется внутренняя структура поведения, которая по отношению к сознанию оказывается первичным мировоззренческим уровнем. Элементами этого мировоззренческого уровня выступают способности, навыки, умения, практические способы организации деятельности во времени и т. д. Затем в подростковом и юношеском возрасте система мировоззрения дополняетсяуровнемрациональногомышления(совокупностью целей, идеалов, ценностей). Завершает формирование мировоззрения как системы совокупность субъективных оценок результатов собственной деятельности, достигнутого и желаемого статуса взрослого члена общества. Мировоззрение превращается во внутреннюю причину, определяющую всю совокупность поведения и деятельности человека.

    Мировоззрение как фундаментальное качество индивида, внутреннийзакон его жизни с каждым поколением воссоздается с корректировками, учитывающими накопленный опыт. Процесс формирования мировоззрения подвергается значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям со стороны общепринятой идеологии, корпоративной этики, профессиональной этики и т. д.

    Важнейшими элементами мировоззрения, имеющими значение для руководства людьми, являются следующие:

    • система взглядов на социальное управление (в частности, школа менеджмента, принципам которой руководитель следует);

    • представления о месте и роли руководителя в процессе социального управления;

    • представление об идеальной организации, идеальном стиле руководства, идеальном менеджере;

    • ценностные ориентации, определяющие, в частности, особенности восприятия менеджером различных видов корпоративной этики;

    • отношение руководителя к партнерам (ориентация на сотрудничество или соперничество) и предпринимательской среде (приятие, отторжение и т. д.);

    • подходы к анализу складывающейся управленческой ситуации;

    • отношение к подчиненным и вышестоящему руководству, к возглавляемой им организации (подразделению) и др.

    Идейность – приверженность человека к определенной целостной системе взглядов, идей и соответствующему ей социальному, нравственному, эстетическому идеалу; последовательная и безусловная

    верность этим взглядам и идеям в теории и на практике. Следует подчеркнуть, что одно только знание менеджером теории, если оно не превратилось в убежденность, а также одно только практическое следование определенным жизненным правилам, процедурам, бездумное выполнение требований, если все это не основано на сознательном усвоении соответствующего идейного содержания, идейности не составляет.

    Идейность наличествует только в том случае, когда руководитель в своей практической деятельности постоянно и спонтанно следует исповедуемой им системе взглядов без специальной фиксации своего внимания на необходимости выполнять определенные правила и процедуры. Важным обстоятельством является то, что идейность руководителя проявляется во всех сферах общественной жизни, во всех управленческих ситуациях и противоположна безыдейности безразличию к духовному смыслу собственных поступков и решений.

    Убеждения руководителя, его мировоззрение и идейность складываются под воздействием объективных условий бытия людей в процессе социальной практики человека, его трудовой деятельности, в том числе руководящей деятельности. Формирование мировоззрения руководителя идет через усвоение им созданной обществом духовной культуры, этики профессии руководителя, корпоративной этики организации. Особое значение имеет накопление им личного практического опыта, который позволяет глубже усвоить определенные моральные принципы и нормы, осознать необходимость их соблюдения в процессе социального управления.

    Убеждения руководителя, его мировоззрение и идейность определяют:

    • уровень овладения им научной методологией;

    • мотивацию к профессиональной деятельности руководителя;

    • управленческие идеи, которые он преимущественно готов воспринять;

    • степень и характер усвоения им ценностей организации, корпоративной этики;

    • способность к осуществлению мысленного моделирования возможного и желаемого развития событий;

    • способность к командной работе;

    • отношение к привилегиям руководящего работника;

    • характер использования им управленческого инструментария;

    • склонность к мировоззренческому самообразованию и т.д.

    Весьма важным является также то, насколько мировоззрение

    руководителя закреплено в его поступках, конкретной деятельности, в подходах и осуществленных этических выборах.

    Дляболеевысокогоуровнямировоззренияруководителя(более продвинутого, широкого) характерны правильное понимание происходящего, позволяющее выявить движущие силы, факторы, взаимозависимости, причинно-следственные связи, способность предвидеть развитие событий, самостоятельно определить критерии эффективности организации, построить мысленную модель выполнения поставленных задач, тонко отследить возможные отклонения, исправить положение, гармонизировать ситуацию, помочь работникам и возможно партнерам соподчинить свои цели и мотивы, найти свое место в организации и в конкретной ситуации, при необходимости в случае изменения обстановки самостоятельно скорректировать управленческое решение, формировать корпоративную этику и т. д.

    Дляменеевысокогоуровнямировоззренияруководителя(более приземленного, узкого) свойственны неспособность выявить тенденции, причинно-следственные связи, предвидеть развитие событий, повышенную конфликтность, затруднения при необходимости отойти от традиционных, стереотипных решений, разработать и применить на практике принципиально новые подходы к оценке ситуации и ее разрешению, скорректировать управленческое решение, неадекватность поведения в нестандартной управленческой ситуации, несамостоятельность в определении критериев оценки деятельности, целей и задач организации и т. д. Эти и иные различия принципиального характера, имеющиеся во взглядах и деятельности менеджеров с более продвинутым, широким мировоззрением и с более приземленным, чрезмерно прагматичным, узким мировоззрением, иллюстрирует табл. 1.

    Таблица1

    Различия во взглядах и деятельности руководителя


    Действует древнее правило: подобное притягивается к подобному. Важным следствием мировоззренческой ориентации руководителя является круг его общения, характер деловых связей. С изменением мировоззрения меняются и качественные характеристики этих связей, в частности, имеющие значение для эффективности деятельности возглавляемой руководителем организации:

    • влиятельность партнера в его организации, в отрасли, в регионе, в стране и т. д.;

    • надежность партнера;

    • уровень доступных партнеру ресурсов (информационных, финансовых, материально-технических, кадровых и иных);

    • преобладающие духовные ценности, этические нормы, которым следует партнер, и т. д.

    Меняется и характер ситуаций, в которые попадает руководитель и

    возглавляемая им организация, а также проблем, с которыми сталкиваются руководитель, трудовой коллектив, каждый из подчиненных работников.

    Мировоззрениеруководителяэто основа, почва, на которой произрастает восприятие руководителем ситуации, партнера, подчиненных, вышестоящего руководства, принятие управленческих решений и т. д. Мировоззрение проявляется в нравственных и деловых качествах менеджера, в его эмоциональных состояниях, в способности адекватно воспринимать действительность, трезво ее оценивать, принимать эффективные и иногда единственно верные управленческие решения, добиваться их исполнения законными средствами, с соблюдением деловой этики.

    Замкнутость руководителя на себя, сосредоточенность исключительно на собственных проблемах, негативное отношение к окружающим, низменность устремлений извращают его деловую мотивацию, сужают представления о мире, выводят из его поля зрения объекты, факты и обстоятельства, имеющие иногда принципиальное значение для адекватного восприятия действительности, оценки ситуации, для принятия иногда единственно верного решения, приводят к самопрограммированию неблагоприятного развития событий. Руководитель не видит управленческую ситуацию во всех аспектах, не прогнозирует ее развития, руководствуется ложными мотивами при принятии решения и т. д.

    Открытость руководителя миру, чуткость, позитивное отношение к окружающим, благородство мотивов, преимущественно позитивные качества и эмоциональные состояния менеджера притягивают необходимую для решения задач организации информацию, формируют благоприятные ситуации, открывают новые возможности, придают позитивный импульс развитию ситуаций, дают ему способность улавливать тенденции развития ситуаций.

    Мировоззрение руководителя проецируется (отражается) на подчиненных, их деятельность, на трудовой коллектив, а также на производственные, служебные ситуации, на взаимоотношения с партнерами, наконец, на эффективность и будущее организации. Подчиненные повторяют в том или ином виде подходы и принципы своего руководителя, многократно воспроизводят, «тиражируют» его качества и оценки, распространяя все это в сфере деятельности организации. Затем, особенно если организация достаточно крупна и располагает значительными ресурсами, соответствующие идеи, нормы, подходы начинают оказывать влияние в той или иной мере и на общество.

    Преимущественнонегативныекачестваиэмоциональныесостояния

    руководителя, проецируясь на всю организацию, на подчиненных, придают их деятельности негативную окраску, которая выражается в повышенной конфликтности, нарушениях деловой этики и закона, стремлении к достижению односторонней выгоды за счет партнера, нарушении условий заключенных договоров. Формируются неблагоприятные для организации ситуации, возникают различного рода недоразумения, с сомнительными деловыми предложениями приходят морально нечистоплотные люди, на работу нанимаются лица, вводящие в заблуждение относительно своих деловых качеств, образования, опыта работы, ожидания партнера не соответствуют смыслу совместно выполняемого проекта. Организация, которая практикует в своей деятельности недобросовестную и даже криминальную конкуренцию, сама постоянно сталкивается с фактами коррупции, вымогательства, промышленного шпионажа, поставками недоброкачественной продукции и т. д.

    Преимущественно позитивные качества и эмоциональные состоянияруководителя, его более высокая мировоззренческая ориентация также проецируются на деятельность организации. Руководитель побуждает подчиненных и иных людей изменять свое неадекватное поведение, не прибегая к конфликту. Не только распоряжения, но и пожелания руководителя охотно выполняются работниками. Формируется сплоченный трудовой коллектив. Развивается корпоративная культура. Организация эффективно взаимодействует с партнерами, сама следует требованиям деловой этики и со стороны своих соперников сталкивается исключительно с добросовестной конкуренцией. Складываются доброжелательные и конструктивные отношения с контролирующими и правоохранительными органами. Самые, казалось бы, безвыходные ситуации разрешаются гармонично и успешно для организации. Организацию покидают нерадивые работники. Происходит расширение сферы и региона деятельности организации. Реализуемые проекты становятся все более масштабными.

    Мировоззрение руководителя тесно связано с образом его жизни, причем эта связь двунаправленна: мировоззрение отражается в образе жизни, в свою очередь, образ жизни способствует выработке и закреплению того или иного типа мировоззрения.



    написать администратору сайта