Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Какова роль этнических особенностей и стереотипов в возникновении и развитии межэтнических конфликтов

  • 4. В чем состоит суть и особенности развития и протекания межэтнических конфликтов

  • 5. Что является идеологическим обеспечением межэтнического конфликта

  • Новый документ (32). 1. Назовите основные субъективные и объективные индикаторы этничности


    Скачать 12.49 Kb.
    Название1. Назовите основные субъективные и объективные индикаторы этничности
    Дата14.06.2022
    Размер12.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНовый документ (32).docx
    ТипДокументы
    #591493

    Задание к теме 9.

    1. Назовите основные субъективные и объективные индикаторы этничности.

    Национально-этнические общности — большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада и др.). Такие признаки можно отнести к объективным индикаторам этничности. Отдельные индивиды или группы людей могут и не обладать какими-либо из этих признаков, но идентифицировать себя с определенным этносом. Основным фактором этнической самоидентификации является этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Этническое самосознание является субъективным индикатором этничности.

    2. Укажите причины обострения межэтнических конфликтов в современном мире.

    Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные, психологические и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин. Следует также отметить, что субъективный фактор играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняет его течение и урегулирование. Именно субъективный фактор делает межэтнический конфликт взрывным и интенсивным.

    Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Анализ конфликтов дает основание считать, что роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика и довольно часто является непосредственным руководством в столкновениях конфликтующих сторон.


    3. Какова роль этнических особенностей и стереотипов в возникновении и развитии межэтнических конфликтов?

    Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность совершаемых действий рациональными доводами. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.

    Первоначально, для того, чтобы появилось неприязненное отношение к «инородцам», не требуется непосредственного контакта между представителями тех или иных национальностей — мнение о каком-либо этносе может формироваться заочно (через средства массовой информации, литературу, фольклор и др.). В «явную фазу» конфликт переходит после начала установления этносоциальных отношений, в ситуации, когда группы представителей разных народов проживают рядом, вступая в неосредстенные отношения, когда начинается сравнение «своих» и «чужих» по социальному положению, уровню дохода, образования и т. д. Возникает покровительство представителям своей национальности, «землячество» и кумовство. Конфликт начинает приобретать экономический и политический оттенок — доступ к тем или иным ресурсам начинает определяться национальной принадлежностью. При сочетании определенных факторов, изменить такой порядок становится возможным только насильственным путем, что, как правило, и происходит. Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, ведут себя в соответствии с собственными традициями, заметно отличающимися от местных, чем и вызывают к себе негативное отношение «аборигенов».


    4. В чем состоит суть и особенности развития и протекания межэтнических конфликтов?

    В любом обществе социально-экономическое развитие и культурная трансформация протекают неравномерно в территориальном и социальном плане, что закономерно порождает, с одной стороны, противоречия в интересах различных региональных или социально-классовых (в том числе и национальных) групп, а с другой – необходимость постоянного поиска нового баланса властных полномочий между их представителями.

    В многонациональных государствах эти процессы неравномерного развития столь же закономерно приобретают определенную этническую окраску, поскольку разные народы населяют различные территории и имеют разное представительство в социально-классовых группах. Постепенно накапливаются и реальные социальные сдвиги, например, изменение социально-классовой структуры народов, появление многочисленной и влиятельной национальной интеллигенции и тому подобные результаты социокультурной модернизации. Таким образом, этнические конфликты можно считать практически неизбежным следствием самого факта существования и развития многонационального государства.

    В качестве инициаторов начинающегося этнического конфликта всегда выступают лидеры этнических общностей (очень часто стоящие во главе национального движения), преследующие цель – изменить существующую в данный момент ситуацию в интересах обеспечения более справедливого, с их точки зрения, учета национальных интересов их народа.

    Инициативу таких политических лидеров, их нацеленность на конфронтацию в обществе нельзя интерпретировать или оценивать только отрицательно, поскольку стремление к переменам зачастую бывает совершенно оправданным и справедливым в силу реально сложившегося на определенный момент ущемления интересов этнической группы, которую эти люди представляют.

    На практике связь между позициями враждующих этнических общностей и реальными интересами их членов часто выглядит весьма искусственной, натянутой, что, однако, не мешает вождям вовлекать в противоборство значительные массы людей. Неслучайно в числе общин, успешно мобилизуемых путем взывания к национальным чувствам, оказываются подчас и явно (по общему мнению) «не дотягивающие» до уровня нации или этноса различные суб- и надэтничные образования – родоплеменные, конфессиональные, региональные, лишь бы принадлежность к таковым можно было использовать для сплочения и группового обособления их членов в обществе.

    Действующие силы в этнических конфликтах представлены, как уже говорилось, этнонациональными движениями и партиями с националистической идеологией. Однако сложность феномена этничности накладывает серьезный отпечаток на характер и состав тех сил, которые выступают как политическая основа этих движений и партий.

    Этнические аспекты в политической деятельности подобных партий и движений проявляются в том, что в качестве противостоящей стороны воспринимается другой народ или этническая группа. Этничность сама по себе основана на противопоставлении «Мы» – «Они», осознаваемом в плане культурных (в широком смысле этого понятия) различий. Это противопоставление в полной мере сохраняется и даже существенно усиливается в ситуации этнического конфликта, когда именно противостоящая сторона получает признание в качестве носителя другой этнической культуры и системы ценностей – враждебной и стремящейся к доминированию или насильственной ассимиляции или, как минимум, игнорирующей законные и справедливые национальные интересы. Именно политические противники, т. е. «Они», наделяется однозначными этническими характеристиками, и потому борьба с ними воспринимается как борьба с конкретными носителями чуждой культуры и чужих национальных интересов.

    Так, этнический конфликт в Приднестровье осознавался как борьба против «румынизации», и это объединило русских, украинцев и молдаван Приднестровья, которых поддержали и гагаузы, аналогичным образом конфликт в Абхазии разгорался под знаменем противодействия абхазов, армян, русских и поддержавших их народов Северного Кавказа, родственных абхазам в культурно-языковом отношении, попыткам «грузинофикации» этой автономной республики. В Северной Осетии – Алании конфликт по поводу Пригородного района проходил под лозунгом недопущения ингушского доминирования на этой территории, что объединило местных осетин и русских казаков.

    Также выделяют характеристики межэтнических конфликтов:

    1. Межэтнические конфликты носят комплексный характер.

    2. Такие конфликты отличаются повышенной эмоциональностью и проявлением жестокости по отношению к другим народам.

    3. Межэтнические конфликты могут иметь глубокие исторические корни. Даже если таковых и нет, то конфликтующие стороны могут ссылаться на псевдо источники, искажающие реальную действительность.

    4. Также конфликты характеризуются повышенной мобилизацией. Такие этнические особенности как язык, религия и быт составляют повседневную жизнь каждого члена этноса. Именно эти особенности и старается сохранить каждый этнос.

    5. Межэтнические конфликты случаются регулярно. Но вместе с тем этнические отношения весьма подвижны, и та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему. Представленные научные определения этнического конфликта характеризуются многоплановостью, вариативностью, принципиальными различиями в подходах авторов, их видении и понимании. Ни одно из определений этнического конфликта не может быть нами принято как универсальное. Обобщая их, можно сказать, что межэтнические конфликты — активно развивающиеся социальные явления, возникающих на основе столкновения взаимоисключающих интересов разного уровня, проявляющиеся в отношениях между этническими группам и этническими общностями.


    5. Что является идеологическим обеспечением межэтнического конфликта?

    • СМИ;

    • Мифология;

    • Религия.


    6. Какова роль государства в урегулировании межэтнических конфликтов?

    Роль государственного управления в регулировании межнациональных отношений многопланова. Она заключается как в исполнении законодательных норм, защищающих права каждого народа, так и в проведении политики, укрепляющей отношения между народами и подавляющей ксенофобские настроения.

    Помимо решения этих проблем роль государственного управления, безусловно, включает в себя снятие межэтнической напряженности, воспитание толерантности и дружелюбного отношения к представителям других культур. Основной акцент должен делаться на работе с молодым поколением, так как мировоззрение формируется, как известно, в детском и юношеском периоде, а убеждения взрослого человека, выросшего в ксенофобской среде, будет практически невозможно поменять. Этому должен способствовать тщательный подбор учебников и другой литературы для использования в школе и вузах.


    написать администратору сайта