Главная страница
Навигация по странице:

  • Немецкий идеализм впервые поставил вопрос о сущности знания: «Что есть знание». Для Канта

  • Шеллинг

  • 2)Современная западная философия Современной западной философией принято называть философию

  • Герменевтика

  • Экзистенциализм

  • 3)ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

  • С тех пор выделяются три основных рода бытия

  • В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.

  • Его представители называют три основные категории

  • Философия. Филасофия гавно. Декмокрит ГАНДОН. РОТ ЕБАЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В. 1 Немецкая классическая философия Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия


    Скачать 23.69 Kb.
    Название1 Немецкая классическая философия Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия
    АнкорФилософия
    Дата09.12.2021
    Размер23.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФиласофия гавно. Декмокрит ГАНДОН. РОТ ЕБАЛ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В .docx
    ТипДокументы
    #297450

    1)Немецкая классическая философия

    Немецкий идеализм, или немецкая классическая философия, — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями КантаФихтеШеллинга и Гегеля. В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха.

    В русской философской литературе распространён термин немецкая классическая философия. В немецкоязычной и англоязычной литературе принято выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм . Сами немецкие философы ассоциировали свои теории с тем или иным видом идеализма:

    • Трансцендентальный идеализм Канта, фактически, дуализм,

    • Субъективный идеализм Фихте,

    • Объективный идеализм Шеллинга

    • абсолютный идеализм Гегеля

    Немецкий идеализм впервые поставил вопрос о сущности знания: «Что есть знание?».

    • Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори.

    • Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. 

    • Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. 

    • Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания».

    • Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

    Важнейшей основной характеристикой классической немецкой философии является также попытка осознания самой философии как одной из наук.

    2)Современная западная философия

    Современной западной философией принято называть философию, которая возникла после немецкой классической философии и в значительной степени развивалась на ее базе (XIX-XXI вв.). Краеугольным камнем классической западноевропейской философии был принцип разумности бытия. Предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами (божественными, природными, духовными). Также преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком. Философы не сомневались, что, используя полученные знания, возможно природу заставить служить человеку, а общество и человека совершенствовать. Но действительность оказалась намного сложнее и неоднозначнее. Заметного усовершенствования человека и общества не наблюдалось. Наоборот, история показала, что человек отказался решать свои проблемы разумно - шли бесконечные войны в Европе, то и дело вспыхивали восстания, революции, расширялись колониальные завоевания, экономику «лихорадило» от периодических кризисов, несмотря на развитие науки и промышленности, свирепствовали голод и эпидемии. Все сильнее нарастали сомнения в разумной организации жизни человечества, природы, в возможностях прогресса. Начались активные поиски нестандартных идей, подходов и концепций миропонимания - появляются новые философские направления.

    Позитивизм (Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер).

    Философия должна быть построена по образу и подобию науки, изучать мир таким, какой он есть на самом деле, должна исключить субъективизм в познании мира. В 20-е годы XX в. возникает неопозитивизм, или аналитическая философия. Общим, объединяющим моментом для всех версий позитивизма стала ориентация на науку, анализ ее строения и, в связи с этим, отграничение науки от других форм сознания. Конт допускал возможность и необходимость позитивной философии, основные задачи которой заключаются в систематизации положительного знания, изучении взаимосвязей между науками, логических законов разума, методологии научного мышления.

    Прагматизм - философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Его создатели Чарльз Пирси Уильям Джемс впервые поставили и решили вопрос о смене оснований философствования с умозрительных на практические. Вся прежняя философия обвинялась в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности. Прагматизм пытался показать, что философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия и познания, а методом решения реальных практических проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных жизненных ситуациях. Ценность мышления, согласно прагматизму, обусловливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление — средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание знания определяется его практическими последствиями.

    «Философия жизни» - направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Философия жизни возникла в эпоху, нарастания иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во все большем поглощении тотальностью социума человеческой индивидуальности. Была выдвинута идея о том, что в своей попытке построить целостное мировоззрение, философия не может и не должна опираться исключительно на естественные науки. Философия жизни может быть рассмотрена, таким образом, как реакция против издержек рассудочного века Просвещения; реакция, главным пафосом которой стало противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью и принципиальной недоступностью, для всякого рационального осмысления.

    Герменевтика — направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия. В узком смысле — совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания — филологии, юриспруденции, богословии и др. Исторические разновидности герменевтики: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла — и субъективности — в соотношении с существующим).

    Экзистенциализм (от лат. existentia - существование), или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. Когда говорят о «существовании», то понимают совсем не то, что принято понимать под этим словом. Это не физическое объективное существование. У экзистенциалистов «существование» - чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, вернее самочувствие.

    Феноменология - одно из главных направлений в философии 20 в. Основатель этого направления

    - Эдмунд Гуссерль. Ядро - идея интенциональности. Интенциональность - первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений. Сознание направлено на предмет, но не на значение предмета, не на переживание смысла предмета — последнее и есть направленность сознания в феноменологическом смысле слова.

    Фрейдизм (Философия психоанализа)

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата в 1938 году Австрии фашистами он эмигрировал в Великобританию.

    Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века - до 1920 года). Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви - себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.

    3)ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

    Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

    Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует , все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности.


    Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

    Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

    Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

    В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения.


    С тех пор выделяются три основных рода бытия:

    • бытие неорганической природы,

    • бытие живой природы

    • общественное бытие.

    Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.
    В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

    ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.

    В современных условиях в связи с резким возрастанием значимости проблемы человеческого бытия границы между онтологией, гносеологией и антропологией становятся подвижными.

    Примечательна в этом отношении феноменология Э. Гуссерля, положившего начало новому подходу к проблемам бытия. Он не ставит под сомнение существование реального мира, однако предметом философии объявляет содержание сознания. Философия трактуется им как наука о феноменах сознания. Одновременно феноменология выступает и против полного отделения объекта от субъекта. Важнейшим свойством сознания объявляется его направленность на предмет, т. е. интенциональность, и соотносительность того и другого. Согласно феноменологии подлинным бытием обладает в первую очередь «чистое сознание», которое абстрагируется и от феноменов сознания, и от предметного мира.

    Под влиянием феноменологии на смену противопоставления бытия и небытия приходит проблема подлинного и неподлинного бытия. Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в экзистенциализме.

    Его представители называют три основные категории:

    • мир,

    • бытие в мире,

    • бытие.

    Человек занимает серединное положение. Вместе с тем человеческое бытие как бытие в мире представляет собой неразрывную связь мира и человека. Переживание субъектом своего бытия получило название экзистенции, которая не может быть, с точки зрения этого учения, выражена в понятиях, но всегда направлена на что-то другое: в религиозном экзистенциализме (К. Ясперс, Н.А. Бердяев) – на Бога, а у атеистов-экзистенциалистов (Ж. – П. Сартр, А. Камю) – к «ничто». Это говорит о признании как возможности выхода экзистенции за свои пределы, так и к осознанию ею своей конечности.

    Достижения науки XX в. определяют направления дальнейшего развития философского учения о бытии. Современная наука считает, что Вселенная произошла в результате большого взрыва около 15–20 млрд лет назад. С точки зрения современных научных представлений, ранее все вещество нашей Вселенной находилось в особом состоянии, не подчиняющемся известным физическим законам, в состоянии «ничто». «Ничто» в данном случае отождествляется с физическим вакуумом, имеющим сложную структуру. Элементарные частицы, образующие в нашем мире вещество и антивещество, являются лишь возбужденными состояниями вакуума.


    написать администратору сайта